МАТЬ ПРАВОВЕРНЫХ — ДОСТОЧТИМАЯ ХАВСА

  Дочь ‘Умара ибн Хаттаба
ДОСТОЧТИМАЯ ХАФСА
(радыйаллаху ‘анха)

Хафса была дочерью досточтимого ‘Умара (радыйаллаху ‘анхума)… Знающая, принципиальная, обладающая силой воли, преданная женщина-мусульманка… Она принадлежала к тем немногим, кто в то время владел грамотой, имел образование… Счастливица, которая на третьем году хиджры удостоилась чести стать третьей женой Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), матерью всех правоверных…
Она родилась в Мекке за три года до ниспослания пророческой миссии. Ее отцом был вошедший в историю Ислама второй халиф досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху), известный своей справедливостью. Ее мать звали Зайнаб, она приходилась родной сестрой ‘Усману бин Маз’уну (радыйаллаху ‘анху).
Хафса приняла Ислам в Мекке вместе со своим отцом ‘Умаром (радыйаллаху ‘анхума). Потом стала женой сахабы по имени Хунайс ибн Хузафа (радыйаллаху ‘анху). Счастливая супружеская пара, присоединившись к первым немногим мусульманам Мекки, переселилась сначала в Эфиопию, а потом в Медину.

Хунайс был братом Абдуллаха ибн Хузафы (радыйаллаху анхума). Хунайс участвовал в битве при Бадре, проявив героизм в схватке с врагом. Он был тяжело ранен. А по возвращении в Медину испил чашу шахида. Так Хафса (радыйаллаху’анха) осталась молодой вдовой.
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) очень жалел о том, что его дочь осталась вдовой, чуть вступив в весну своей жизни. Ему поскорей хотелось выдать ее замуж снова. В те времена овдовевших и разведенных женщин, выдержавших необходимый срок, старались как можно скорее выдать замуж. Поэтому досточтимый ‘Умар (радыйалпаху ‘анху), как заботливый отец, очень хотел выдать свою дочь за надежного человека. Подумав, он решил женить ее на ‘Усмане (радыйаллаху ‘анху).
Как раз тогда достостимый ‘Усман потерял свою жену Рукиййю (радыйаллаху ‘анхума), любимую дочь Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям).
Поэтому ‘Умар решил пойти к нему со своим предложением. Он пришел и сказал о своем желании выдать за него Хафсу. Вот что рассказывал об их встречах и разговорах, связанных с этим, сам благородный ‘Умар в передаче его сына Абдуллаха (радыйаллаху ‘анхума):
«Я отправился к ‘Усману ибн Аффану. Он был очень печален. Чтобы развеять его печаль, я заговорил о Хафсе. «Если хочешь, – сказал я, – я выдам за тебя Хафсу». Но ‘Усман не дал никакого ответа. Не сказал «Да». Потом попросил: «Дай мне время немного подумать». Но, когда по прошествии нескольких дней мы встретились вновь, он, извинившись, сказал: «Боюсь, сейчас я не готов жениться».Тогда досточтимый ‘Умар решил обратиться с тем же предложением к благородному Абу Бакру (радыйаллаху ‘анхума). Встретив его, он сказал: «Если желаешь, можешь взять Хафсу в жены».
Но Абу Бакр промолчал, не проронив и слова. ‘Умар рассердился на него еще больше, чем на ‘Усмана.
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) был очень раздосадован, не услышав от двух своих ближайших друзей положительного ответа. Он был зол. В таком возбужденном состоянии он предстал перед Посланником Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) И сказал ему; «О Посланник Аллаhа! Я поражаюсь поведению ‘Усмана. Я предложил ему в жены Хафсу, но он не согласился. Так же и Абу Бакр…»
Улыбнувшись, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О Умар! Хафсе достанется лучшая пара, чем Усман, а Усману – лучшая пара, чем Хафса».
Досточтимого ‘Умара (радыйаллаху ‘анху) охватило любопытство. Кто же может быть лучшим женихом, чем ‘Усман? Так он провел в догадках несколько дней. Потом от Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) последовало предложение.
Он сказал досточтимому ‘Умару (радыйаллаху ‘анху): «Выдай за меня свою дочь Хафсу, а я выдам свою дочь Умму Гульсум за Усмана.
Досточтимый ‘Умар был счастлив, получив эту благую весть. Значит, Сам Всевышний Аллаh желал, чтобы Его Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) взял в жены Хафсу. Скоро все приготовления к свадьбе были закончены, и в третьем году хиджры, в месяце Ша’бане Хафса (радыйаллаху ‘анха) стала третьей женой Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) и матерью всех правоверных.
Предприняв такой мудрый ход, Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) еще более укрепил дружбу, братство и веру трех своих ближайших сахабов, соединив их родственными узами. Взяв в жены Айшу, он приблизил к себе благородного Абу Бакра (радыйаллаху анху), а, взяв в жены Хафсу, приблизил к себе благородного ‘Умара (радыйаллаху анху).
Он сделал двух своих самых любимых, сердечных друзей своими родственниками и удостоил истинным счастьем их дочерей, матерей всех правоверных. Благородный Абу Бакр понимал, что мог обидеть досточтимого ‘Умара (радыйаллаху ‘анхума) тем, что оставил без ответа его предложение взять Хафсу в жены. Но у него не было другого выхода. Он должен был хранить тайну.
Благородный Абу Бакр знал, что Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) хочет жениться на Хафсе. Однако он не имел права говорить об этом никому, так как это была доверенная ему тайна. Когда же брак Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с Хафсой был заключен, благородный Абу Бакр подошел к ‘Умару (радыйаллаху анхума) и, извинившись, сказал:
«Ты, наверное, обиделся, когда не услышал от меня ответа, предлагая мне Хафсу в жены?»
«Да, – отвечал ‘Умар. Тогда Абу Бакр (радыйаллаху ‘анху) объяснил это:
«Я не дал тебе тогда никакого ответа лишь потому, что Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил мне о том, что желает жениться на Хафсе. И я никому не мог раскрыть того, что он сказал мне по секрету. Если бы он отказался жениться на Хафсе, я бы непременно женился на ней».
Какая деликатность!.. Какое благочестие!.. Какое умение хранить тайны!.. Вот таким должно быть благонравие в Исламе!.. Ведь тайны доверяют… А молчание хранят… Умение хранить тайну и молчание не только определяет надежность человека, но и украшает его…
Хафса (радыйаллаху ‘анха) вошла В обитель счастья Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), когда в ней уже были Савда и Айша (радыйаллаху ‘анхума).
Когда она стала женой Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саплям), ей было двадцать лет. Ее, как и Айшу, Савда (радыйаллаху ‘анхума) приняла всем сердцем. Несмотря на их молодой возраст, Савда (радыйаллаху анха) старалась угождать во всем им обеим. Хафса (радыйаллаху ‘анха) была молода, образованна и самолюбива. Ее слова никогда не расходились с делом. Ее сильный, волевой характер проявлялся в некоторой резкости и жесткости поведения.
Так в обители счастья теперь уже стало две молодые жены. Они ни в чем не отставали одна от другой, проявляя свое усердие в служении Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). Они были в высшей степени обходительны и чутки, стремясь не потерять его любовь и уважение.
Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), в свою очередь, старался быть с ними снисходительным, ведь они являлись, кроме того, дочерьми его самых близких друзей.
Учитывая слабости женской натуры и их молодость, он был с ними милостив, сострадателен и нежен. Но, как и всякому человеку, ему приходилось переживать и трудности. Ведь известно, что благородная Хафса (радыйаллаху ‘анха) отличалась твердым, непокорным характером. Она иногда перечила и самому Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). И по этой причине ее отцу приходилось постоянно наставлять и вразумлять свою дочь. Видя их непрекращающиеся споры и конфликты с Айшей, досточтимый ‘Умар однажды сказал Хафсе (радыйаллаху ‘анхум): «Ни твое, ни даже мое положение никогда не сравнятся с тем положением, которое имеют в глазах Посланника Аллаhа Айша и ее отец».
Несмотря на все увещевания отца, молодость и неукротимый характер Хафсы (радыйаллаху анху) постоянно давали о себе знать,что нередко выплескивалось наружу в виде дерзостей в адрес Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям).
Наконец, он, не выдержав строптивого нрава Хафсы, решил на время отправить ее к отцу. Но явился Джибрипь (алейхиссалям) И внес поправку в это решение, повелев Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) вернуть благородную Хафсу обратно. Потому что ей предназначено было быть одной из его жен в раю.
Однажды Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), находясь в доме у Зайнаб бинт Джахш (радыйаллаху ‘анха), выпил медового шербета, немного у нее задержавшись. Это не понравилось двум молодым женам Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), и те, сговорившись, сказали, что у него изо рта неприятно пахнет. Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) объяснил, что пил медовый шербет и добавил: «Быть может, пчела собрала такой мед» и поклялся, что больше никогда не будет пить медовый шербет. Именно тогда снизошли первые Аяты суры «ат-Тахрим»:
«О Пророк, почему ты, желая угодить своим женам, запрещаешь то, что дозволил тебе Аллаh? Аллаh – Прощающий, Милостивый» (ат-Тахрим, 66/1).
Тогда Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы воспитать своих молодых жен, на некоторое время отдалился от них. Но сахабы заговорили между собой, что Посланник Аллаhа развелся со своими женами. Когда это известие дошло до благородного ‘Умара (радыйаллаху ‘анху), он сразу же направился к Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). Попросив разрешения войти, он предстал перед ним и, желая успокоить Пророка, заговорил:
«О, Посланник Аллаhа! Ты так много претерпел из-за своих жен. Если ты разведешься с ними, то Аллаh и Его ангелы будут на твоей стороне. И я, и Абу Бакр, и все верующие будем на твоей стороне…» В ответ на это Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) лишь улыбнулся. Его прекрасное лицо озарилось нуром.
И он дал ответ, который внес покой в сердце благородного ‘Умара и обрадовал всех верующих. Он сказал, что не развелся со своими женами, а лишь отдалился от них на некоторое время. Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху ‘анху) ответил:«О Расупюллах, ты нас знаешь, мы всегда имели над женами Курайша власть. После переселения в Медину мы увидели, что их женщины властвуют над ними. И наши женщины взяли с них дурной пример. Дошло до того, что даже моя жена однажды стала мне перечить. Тогда я сильно побил ее. Но она вдруг стала жаловаться: «Как ты смеешь поднимать на меня руку? Клянусь Аллаhом, даже жены Пророка пререкаются с ним и не разговаривают с ним до самого вечера». Я спросил у Хафсы: «Неужели и ты пререкаешься с Посланником Аллаhа?» Она отвечала: «Да, и не говорим с ним до самого вечера». Тогда я сказал им: «Кто из вас будет делать это, потерпит величайший убыток.
Ведь тот, кто станет причиной гнева Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), не сможет обезопасить себя от гнева Аллаhа. И Аллаh – свидетель, будет погублен». На это Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся. А я сказал Хафсе: «Не вздумай больше перечить Посланнику Аллаhа и умерь свои претензии. Если что-то нужно, проси у меня. И пусть то, что кто-то из его братьев ему ближе, чем ты, не подталкивает тебя к ошибочным действиям».
Благородная Хафса (радыйаллаху ‘анха) обладала характером твердым и требовательным. По натуре была раздражительна. Айша (радыйаллаху ‘анха) говорила о ней: «Хафса – точная копия своего отца. Волевая и сильная. Ее слова никогда не расходились с делом».
Она отличалась и своим глубоким пониманием многих религиозных вопросов, проницательностью.
Передается, что однажды Поспанник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) стал перечислять при ней сахабов, поклявшихся в своей верности при Худайбии: «Если пожелает Аллаh, никто из тех, кто присягнул мне при Худайбии, не войдет в ад», – сказал он. Хафса (радыйаллаху ‘анха) напомнила о том, что говорится в Аяте: «И нет среди вас такого, кто не войдет в ад, и твоим Господом [, о Мухаммад,] это решено бесповоротно» (Марьям, 19/71). Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ привел следующий Аят: «Потом Мы по Нашему милосердию вызволим богобоязненных, а нечестивых Мы оставим в аду на коленях в наказание им» (Марьям. 19/72). Это умение матери всех правоверных Хафсы (радыйаллаху анха) задать встречный вопрос во многом свидетельствует о ее глубоком и точном понимании религии.
Она много предавалась поклонению.
Днем держала пост, ночи проводила в намазах. Ведь ее жизнь, как и жизнь других жен Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), проходила в бедности. Вместо постели у нее был небольшой тюфяк. Летом она спала на нем, а зимой просто закутывалась в него. Очень часто у нее не было даже хлеба. Но, несмотря на это, она никогда не жаловалась. И была благодарна Господу за то, что у нее есть.
Она была привязана к Посланнику Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) высокими чувствами любви и верности. Когда она получала какой-либо подарок или угощение, то не ела этого, а берегла для Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям), делая ему предпочтение. Однажды ей подарили бочонок меда. Но она не притронулась к нему, а оставила для Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). И каждый раз, когда он приходил к ней, делала для него медовый шербет.
После смерти Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) Хафса (радыйаллаху ‘анха) продолжала играть важную роль в жизни мусульман. Во время правления благородного Абу Бакра (радыйаллаху ‘анху) Священный Кур`ан был собран в одну книгу, которая существовала в единственном экземпляре. Он хранился в доме Абу Бакра (радыйаллаху ‘анху). После его смерти он был передан на хранение благородному ‘Умару (радыйаллаху анху).
Когда досточтимый ‘Умар был смертельно ранен, он доверил Кур`ан своей дочери Хафсе (радыйаллаху ‘анху). И она хранила его с особой заботой и вниманием. Когда же к правлению пришел досточтимый ‘Усман (радыйаллаху ‘анху), было сделано еще несколько копий Священной Книги.
Какой почет!.. Какое счастье!.. Хранить и оберегать Священное Писание!.. Передать его на хранение в верные руки!.. Стать примером женщины-мусульманки в служении!.. И передать будущим поколениям то, что поручено сохранить!.
Хафса (радыйаллаху анха) передала примерно шестьдесят Хадисов Посланника Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям). Вот один из них. «Когда Посланник Аллаhа (саллаллаху алейхи ва саллям) ложился спать, он клал правую руку себе под голову и говорил:
«О, Господь! Защити меня от наказания в День воскрешения твоих рабов. И повторял это трижды».
Благородная Хафса (радыйаллаху анха) скончалась на 45 году хиджры в возрасте шестидесяти лет. Это было время правления Муавийи, а джаназа-намаз совершил назначенный тогда наместником Медины Марван ибн Хаким. Она была похоронена рядом с другими женами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на кладбище Джаннат аль-Баки. Пусть Всевышний Аллаh удостоит нас ее заступничества. Аминь.

Добавить комментарий