РЫНОК МЕДИНЫ И УПОРЯДОЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА

  По прибытии в Медину Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), указав мусульманам отдельное от иудеев место для рынка, велел вести торговлю там. Ибо значение самостоятельных рынков для обретения экономической независимости – это истина, известная каждому. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) интересовался рынком, контролировал торговцев и их товары.

Однажды Благородный Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заглянул к одному торговцу. Погрузив руку в кучу находившейся перед ним пшеницы и обнаружив ее влажной, Он спросил:

– Что это такое?

Торговец ответил:

О Посланник Аллаха! Дождь увлажнил!

Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

– А разве ты не мог выставить влажную часть пшеницы наверх так, чтобы она была бы видна всем? Тот, кто занимается обманом и мошенничеством, тот не со мной![1]

Рассказывает Кайс бин Аби Гараза (радыйаллаху анху):

«Во времена Посланника Аллаха нас называли «Симсары». Однажды наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), заглянув к нам, назвал нас более красивым именем «Туджжар» и сказал:

О торговцы! Несомненно, что к сделкам и торговым отношениям пристает грязь клятв и обманов. Поэтому вы совмещайте занятия торговлей с пожертвованиями – садакой!»[2]

Как бы человек не был внимателен, порой из-за своей забывчивости или опрометчивого поступка он может попасть в ситуацию, когда он оказывается неправым. Поэтому, действуя предусмотрительно, следует из своего заработка давать обильные пожертвования – садака. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) заостряет на этом внимание в славном хадисе.

Рифаа бин Рафи (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы направлялись в Мусалля, место совершения общественного моления.[3] Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел группу людей, занимавшихся куплей-продажей:

О торговцы! – обратился Он к ним.  Те, превратившись в слух, внимали Ему, а Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать им следующее:

Нет сомнения в том, что торговцы в Судный День будут воскрешены грешниками. За исключением лишь тех, которые боятся Аллаха, совершают благодеяния и делают пожертвования».[4]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передал нам рассказ о событии, связанном с моралью и добродетелью в торговле. Это произошло с двумя праведниками из Бани Исраиль:

«Некий человек, живший до вас, приобрел у кого-то земельную собственность (приносящую доход) и обнаружил в этой земле кувшин с золотом. Придя к продавцу земельного участка, он сказал:

– Забери свое золото. Я купил у тебя землю, а не золото!  

А продавец земли ответил ему:

– Я продал тебе землю со всем, что находится в ней!

(Не сумев договориться) они выбрали в судьи какого-то человека, который, выслушав их, задал им следующий вопрос:

– У вас есть дети?

Один из них сказал, что имеет сына, а другой сказал, что у него есть дочь. Судья им на это посоветовал:

– Сочетайте их браком! Потратьте эти деньги на двоих и сделайте пожертвования – тасаддук!»[5]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), бывший искусным в торговле, совершившим в молодости длительные путешествия вместе с торговыми караванами, по прибытии в Медину выдвинул целый ряд принципов торговли. О важном значение торговли, он изволил сказать так:

«Одна девятая часть доходов сосредоточена в торговле».[6]

«Самая прекрасная и дозволенная Шариатом пища – это та, на которую человек тратил деньги, заработанные лично им самим».[7]

Ибо наряду с материальным воздействием пищи существует еще и ее нравственное воздействие. На нашу душу оказывает свое влияние то, каким путем добыта пища: законным, запретным или сомнительным. То есть наше моральное состояние, наша чувствительность зависит от употребляемой нами пищи. Важность использования законных, дозволенных Шариатом денег, наряду со  всеми видами богослужений, особенно во время совершения хаджа, объясняется в славном хадисе следующим образом:

«Тот, кто посетит этот Дом (Бейтуллах) на деньги, вырученные недозволенным Шариатом путем, тот ослушался Аллаха. Когда такой человек вознамерится совершить хадж, облачившись в ихрам, наступит ногой на стремя своего верблюда и, тронув его с места, произнесет:

Ляббайк Аллахумма, Ляббайк!

То некий глашатай с небес скажет ему в ответ:

Тебе ни Ляббайк, ни Са’дайк! Нет тебе ни ответа, ни поддержки! Ибо доход твой незаконен, пища твоя недозволенна Шариатом, верблюд твой приобретен нечестным путем. Возвращайся грешником без всяких воздаяний! Терзайся оттого, что встретишься с тем, что тебе придется не по душе!

Однако если человек выйдет в путь для совершения паломничества на законно заработанные деньги, тронет в путь своего верблюда, наступив ногой на его стремя и сказав:

Ляббайк, Аллахумма, Ляббайк!

То некий глашатай, отозвавшись с небес, скажет ему так:

Ляббайк и Са’дайк тебе! Я благосклонно принимаю тебя и окажу поддержку! Ибо верблюд твой, одежда твоя и пища твоя приобретены честным, дозволенным Шариатом путем. Возвращайся назад абсолютно безгрешным и с большими воздаяниями! Радуйся тому, что ты встретишься с тем, что сделает тебя довольным и счастливым!»[8]

Вопрос дозволенности и запретности, касающийся пищи и дохода, является весьма важным и часто нарушаемым. Поэтому в Божественных предписаниях, содержащихся в Суре «Аль-Бакара», первым делом после ширка (многобожия) внимание было уделено именно этим аспектам. И даже в таких Сурах мекканского периода, как: «Аль-Ан’ам», 136-152, «Аль-Араф», 32-33, «Юнус», 59-60 и «Ан-Нахль», 95, 115-116, содержащих не так уж много предписаний, все же непосредственно после богословских тем внесена ясность в вопросы, касающиеся дозволенности и запретности пищи и доходов.[9]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сообщая о необходимости действовать в торговле смело, решительно, честно и правдиво, изволил сказать следующие слова:

«Торговцу, смело продающему свой товар, Аллах дает средства к существованию. Скупщик же проклят Аллахом».[10]

«Трусливый торговец – обездоленный, а смелый – обеспеченный».[11]

А вот каковы некоторые из принципов торговли, выдвинутые нашим Господином Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Пока два человека, занятых куплей-продажей, не расстались друг с другом, или до тех пор, пока не расстанутся, они имеют свободу выбора и вольны отказаться от своего решения. Торговые отношения будут благословенными, пока они занимаются честной торговлей и сообщают обо всем, не скрывая, как есть. Не будет благословения в торговле, если они, утаивая некоторые истины, станут лгать друг другу».[12]

«Клятва увеличивает интерес к товару, но уничтожает благословение».[13]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил скупать товары в пути, без доставки их на рынки и базары, продавать закупаемый товар до окончательной его доставки и факта получения его или же продавать какой-либо товар, не имеющийся в наличии у продавца, перекупив его на рынке. Он запретил перебивать торговлю друг у друга: подстрекать и убеждать покупателя, разжигая его интерес к своему товару.[14]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил о необходимости поведения, облегчающего отношения при торговых сделках, Он сказал:

«Да приумножит Аллах Свою милость тому, кто щедр при торговле, при покупке, при выплате своего долга, а также тому, кто снисходителен!»[15]

«Аллах отнесся к одному человеку, жившему до вас, с большим милосердием. Ибо тот человек при продаже, при приобретении товаров, при возврате ему долга шел навстречу людям, оказывая им содействие и облегчение в выполнении этого».[16]

Опасность стать несчастными в последующем вечном мире подстерегает тех, кто не проявляет уважения к принципам, установленным Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), кто введен в заблуждение корыстью, жаждой к наживе и к мирским благам. К честным и порядочным торговцам же, имеющим намерение заслужить одобрение Аллаха в последующем вечном мире, обращено следующее радостное известие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Надежный, правдивый и честный мусульманин, занятый торговлей, в Судный День будет вместе с шахидами – погибшими ради Аллаха».[17]


[1] Муслим «Иман», 164.

[2] Ахмад, IV, 6; Абу Дауд «Буйу», 1/3326.

[3]  Мусалля — это название большой площади, выделяемой населению города для совершения ими соборно совместных пятничных, праздничных и похоронных намазов. На первых порах они выделялись чаще всего за городом. И такие виды совместных намазов, как пятничные и праздничные, совершались не в различных мечетях, как сейчас, а только на площадях, специально предназначенных для этого и называвшихся «намазгах». Таким образом обеспечивался еженедельный сбор всего городского населения в едином месте.

[4] Тирмизи «Буйу», 4 (1210).

[5] Бухари «Анбийа», 54; Муслим «Акдийа», 21; Ибн Маджа «Луката», 4.

[6] Суйути, 1, 113.

[7] Ибн Маджа «Тиджара», 1.

[8] Хайсами, III, 209-210.

[9] См. Драз. «Ан-Набауль-Азим», 193.

[10] Ибн Маджа «Тиджара», 6.

[11] Дайлами, II, 79.

[12] Бухари «Буйу», 19; Муслим «Буйу», 8.

[13] Бухари «Буйу», 26; Муслим «Мусакат», 13.

[14] Бухари «Буйу», 70-72; Муслим «Буйу»,29.

[15] Бухари «Буйу», 16;

[16] Тирмизи «Буйу»,75/1320.

[17] Ибн Маджа «Тиджара», 1.
 Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий