УМАР ИБН АБД АЛЬ — АЗИЗ

http://islamdag.ru/sites/img/stati/2009/3kv/Umar_ibn_adulaziz01_b.jpg  Абу Хафс Умар ибн Абд аль-Азиз ибн Марван ибн Аль — Хакам ибн Аль-`Ас ибн Умаят ибн `Абду-Шамс родился в 62 году хиджры (680 г.)  в лучезарной Медине. Еще есть мнение, что он родился в 61 г., в год гибели Хусейна ибн Али, внука Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он был правнуком второго праведного халифа Умара ибн Аль-Хаттаба. Его матерью являлась Лейла умму `Асим  бинт `Асим ибн Умар ибн Аль-Хаттаб. Он принадлежал к Курайшитскому роду Омеядов, находившемуся в то время у власти халифата.

Его отец  Абд аль-Азиз ибн Марван был Амиром в Египте. Он очень заботился,  чтоб сын получил хорошее образование и воспитание. Для этого отправил его в Медину для обучения к учителю Салиху ибн Кайсану и написал письмо, чтоб заботился о нем.

Однажды он, тогда уже молодой человек, опоздал на коллективную молитву (до этого никогда он не пропускал коллективную молитву), тогда его учитель спросил, что его заставило опоздать?

Тогда Умар ответил, что долго расчесывал свои волосы. А он был одним из самых красивых юношей города.

Шейх написал об этом его отцу. Тогда отец приказал постричь сына очень коротко и сказал, что отныне у него не будет причин опаздывать на намаз.

Обучаясь с детства у самых известных ученых, он получает блестящее по тем временам образование. Ему посчастливилось обучаться у таких сподвижников Пророка  Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), как Абдуллах ибн Умар ибн Аль-Хаттаб, Анас ибн Малик, Абдуллах ибн Жагфар ибн Аби-Талиб.  Также он получал обучение у больших  табиинов — Саида ибн Мусайяба, Урвата ибн Зубайра, Салима ибн Абдуллаха ибн Умара и Убайдуллаха ибн Абдуллах ибн `Утбат и других.

В итоге такого обучения Умар ибн Абд аль Азиз стал одним из самых знающих и уже в возрасте 25 лет он стал главой (амиром) Медины.

Первыми делами на службе он показал, что живет и судит только по Корану и Сунне.

Так, он собрал 10 самых выдающихся ученых и сказал им, что без их одобрения он ничего не будет делать.

Потом он полностью отремонтировал дороги, восстановил старые и вырыл новые колодцы.  Также он расширил мечеть Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Мусульмане увидев, каким истинным, порядочным, честным  мусульманином является Умар ибн абд аль Азиз, назначили его вскоре наместником Медины, Мекки и Тайфа. Тогда ему было 26 лет. За 6 лет правления Умар проделал гигантскую по масштабам работу: были проложены дороги, созданы каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ.

Но потом покинув кресло наместника и бросив все, Умар отправляется простым солдатом в армии халифата на войну с Византией. В это время его двоюродный брат Сулейман ибн Абд аль-Малик, правитель  халифата, чувствуя приближение смерти, намеревается завещать власть своему любимому племяннику. Боясь, что Умар откажется от власти, халиф  скрывает от него свое завещание. Приближенные халифа хранили тайну, дав обет молчания. Когда после смерти халифа Сулеймана, при большом стечении народа, было оглашено завещание, Умар публично отказался принять власть. Однако все присутствующие единогласно присягнули ему. Когда он узнал об этом, то от страха упал в обморок. Он  испугался большой ответственности власти и сказал людям, что отказывается от правления, но все мусульмане настояли на этом.

Тогда Умар сказал: “Я не самый лучший из вас, но теперь самый ответственный”.

После избрания халифом, когда  он выходил из мечети, к нему пригнали самого дорогого коня, но халиф отказался от него и сел на своего старого верблюда.

Так Умар стал правителем огромной державы, включавшей в себя Аравийский полуостров, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье,Северный Кавказ, Египет, Испанию, юг Франции.

Несмотря на огромное материальное состояние, Умар славился скромностью и набожностью. Став халифом, Умар полностью отказался от прежнего роскошного образа жизни, ведь он рос в состоятельной семье. Он покидает великолепный дворец,  предназначенный для правителей Омеядов, и селится в простом доме. Жертвует все состояние в казну халифата. Своей жене Фатиме бинту Абд аль-Малик бину Марван он сказал: «Если ты желаешь жить дальше со мной, то отдай все, что принадлежит тебе, вплоть до украшений, в казну».  Жена, будучи благородной женщиной и следуя велению мужа, сдала в казну все, даже украшения.  

Несмотря на обильные поступления в казну, он не брал себе ни дирхама.

Он жил как самый бедный гражданин халифата, имея одну сменную одежду, которая от длительного ношения вскоре покрылась заплатами.

Порой халиф задерживался на пятничную проповедь, дожидаясь, пока высохнет выстиранная одежда. Его семья  голодала постоянно.

Однажды он зашел к дочерям в комнату поговорить с ними, но они не подходили к нему. Тогда правитель верующих удивленно спросил, в чем проблема?

Дочки сказали, что дома нечего было кушать на ужин, кроме чеснока, и они его наелись. Теперь они не хотят подходить к отцу, чтобы он не почувствовал запаха чеснока.

Тогда отец ответил своим детям: “Неужели вы хотите мирских соблазнов, вкусной еды, и потом попасть в Ад?”. Тогда и сам Умар и все дочери заплакали.

Дошло до того, что приближенные решили напомнить ему о том, что даже праведный халиф Умар бин Аль-Хаттаб, почитаемый как образец набожности и искренней веры, получал небольшое содержание из государственной казны, на что он возразил, что у Умара ибн аль-Хаттаба не было никакого имущества в то время, как у него оно есть.

Материальное состояние дошло до такого состояния, что однажды Умар очень захотел меду и спросил жену, есть ли он? Жена сказала, что нет. Фатима отправила человека купить в сельской местности мед. Тогда разгневанный Умар сказал: “Как ты могла отправить человека ради моего желания? Этот верблюд принадлежит халифату, а не мне, и ты его заставила работать на меня, ради моей страсти. Отнесите кувшин меда на базар и продайте его. Те деньги, за которые ты его купила – верни в семью, а прибыль отдай в казну”.

Он старался не тратить казенное имущество не по назначению, и даже когда работал с правительственными бумагами, то использовал одну свечку-светильник. Когда же вел личные записи, то тушил государственную и зажигал свою личную.

Худжатуль-Ислам Имам Абу-Хамид Аль-Газали пишет про Умара ибн Абд-Аль Азиза  в книге «Наставление правителям» следующее: «Был у Умара ибн Абд аль-Азиза слуга, который охранял казну мусульман. И было у Умара три дочери. В день Арафат они пришли к нему и сказали: «Завтра праздник, и жены подданных и их дочери приходят к нам и говорят: «Вы — дочери повелителя правоверных, но мы видим вас в простой, изношенной одежде, ибо нет у вас ничего, кроме тех белых одежд, что вы надеваете»». И они расплакались при нем, отчего стеснилась его грудь. Он позвал своего слугу-хранителя и приказал ему: «Дай мне из казны мусульман вперед мое месячное жалованье». (Умар ибн Абд аль-Азиз заранее предупреждал своего подданного  поправить, наставить его на верный путь, если вдруг он будет ошибаться. прим. ред.) Хранитель ответил: «О, повелитель правоверных, ты берешь из казны мусульман свое жалованье на месяц вперед. Если ты считаешь, что ты проживешь месяц, тогда возьми свое жалованье». Умар растерялся и сказал: «Это — лучшие твои слова, да благословит тебя Аллах!», а потом сказал дочерям: «Сдерживайте свои желания, ибо без усилий никто не войдет в Рай».

Богатым и изнеженным родственникам халифа пришлось потуже завязать пояса. Доступ к казне был для них уже закрыт навсегда.

Однажды Умар собрал всех родственников и сказал, что у них много денег из казны и он все сделает, чтобы их вернуть мусульманам. Все удивленно спросили – почему? 

“Вам дарили дворцы, давали дорогие подарки, вы брали ненужные налоги, брали взятки”.

Он начал составлять списки имущества, и в итоге отобрал богатства у своих же родственников, многим вообще ничего не оставил, так как их сокровища были собраны неправедным путем.

Потом он собрал их, опять и сказал:

 “Не думайте, что получите хоть какое-то преимущество, поистине вы и самый последний мусульманин передо мной одинаковы, никакого преимущества или достоинства для родни”.

Халиф отказался от ненужной многочисленной придворной прислуги и панегиристов.  

На строгое аскетичное отношение Умара к жизни повлияли его тесные отношения с известным ученым и аскетом того времени Хасаном аль-Басри. Они часто общались и вели переписку.

Историками приводится случай, когда на Умара ибн Абд аль-Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых: Салима ибн Абдуллу, Мухаммада ибн Кааба и Раджа ибн Хайва, и молвил: «Поистине, меня испытывают этим несчастьем. Дайте же мне совет». Ученый Салим сказал: «Если ты желаешь спасения, то соблюдай пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть». Второй ученый по имени ибн Кааб дал следующий совет: «Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай старший из мусульман будет для тебя отцом, средний — братом, а младший — ребенком. Почитай же своего отца, уважай брата и будь жалостлив к ребенку». Третий же по имени Раджа сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после можешь умирать». И Умар  ибн Абд аль-Азиз старался следовать этим наставлениям.

Придя к власти, Умар кардинально преобразовал социальную модель общества. Он предоставил подданным право на свободное перемещение, выстроил постоялые дворы для путников.

В результате проведенных им экономических реформ вырос уровень жизни населения — в халифате практически не осталось нищих. Люди жили так хорошо, что затруднялись найти тех, кому можно было бы платить закят.

Чтобы искоренить чиновничий произвол, он поднял жалованье всем государственным чиновникам. Кроме того, во все провинции халифата был разослан указ Умара: «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения». Интересно, что закон предусматривал оплату дорожных расходов в размере от 100 до 300 динаров  в зависимости от расстояния.

Ученые и исследователи были поставлены на полное материальное обеспечение. «Финансовые проблемы не должны отвлекать от научных исканий», — считал халиф.Умар смещал с должностей наместников и государственных чиновников, тех, которые правили несправедливо и растрачивали государственные средства. Каждый житель халифата, обремененный долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию погашения долга за счет специально установленных государственных фондов. Каждый желающий обзавестись семьей и не имеющий на это средств получал необходимую сумму из казны халифата.

Главная черта, отличавшая халифа Умара от его предшественников, — это бережное, доходившее до щепетильности, отношение к казне халифата. В этом халиф был похож на своего прадедушку прославленного Умара ибн аль-Хаттаба, ближайшего сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).  

Когда Умару предложили выделить огромную сумму на украшение Каабы (главного храма мусульман), он воскликнул: «Голодные мусульмане более нуждаются, нежели Кааба». Жители халифата любили Умара за кротость характера и справедливое правление.

Однажды правитель Хоросана попросил разрешения на применение силы против местного населения, сказав, что их исправит только меч и кнут. Разгневанный халиф воскликнул: «Ты лжешь! Их исправит только справедливость и истина. Не забывай, Аллах погубит тех, кто бесчинствует».

Время правления Умара называют эпохой распространения Ислама.

Жители провинций халифата в массовом порядке принимали Ислам. Наместники этих земель, опасаясь уменьшения поступлений налогов в бюджет, предложили Умару сохранить для новообращенных джизью (годовой налог с немусульман). Возмущенный халиф пылко возразил: «Аллах отправил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, направляющим на прямую стезю, а не сборщиком налогов!».

Результаты, достигнутые Умаром за короткое время, поражали воображение. В халифате наступило всеобщее процветание и благоденствие. Умар приказал высыпать пшеницу на вершины холмов, чтобы даже птицы не знали нужды в этой стране.

Он проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал мусульманских богословов. Очень большое внимание уделял просвещению всех мусульман и богословским наукам. В период его правления, как мы уже говорили, Ислам приняли многие подданные халифата.  Но аскетичный образ жизни халифа, его честное отношение к казне и справедливые реформы явно претили неуемным и алчным желаниям некоторых.

Известно, что Умар по ночам не спал, а совершал  намазы и читал Коран. Однажды он начал так громко плакать, что проснулась жена и пришла к нему. Она спросила, почему он так громко плачет? Халиф ответил: “Аллах в Коране говорит, что часть людей будет в Аду и часть в Раю, я боюсь оказаться среди тех, которые будут находиться в пламени”. Тогда они вдвоем сели и плакали до самого рассвета… 

Его семья часто видела, как Умар ибн абд аль Азиз плакал при чтении Корана и во время совершения  намаза.  

При Умаре практически не было тюрем. Многие попадали туда по причине своих долгов, тогда халиф платил за них из казны и отпускал бедных.

Также он вел мудрую экономическую политику, установил четкую ценовую планку, по которой цена на продукты была равной, и не было спекуляций. Довольны были и покупатели, и торговцы.

Интересно, что при Умаре некоторые арабы стали гордиться своим происхождением. Тогда праведный халиф полностью уничтожил национализм – он запретил арабам хоть чем-то гордиться перед неарабами. Ведь Аллах сказал, что все верующие братья, а Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах смотрит только на богобоязненность и люди неравны только по своему иману».

Умар выкупил всех пленных мусульман, которые находились у врагов.

Однажды халифу сообщили, что в Египте на животных взваливают слишком много груза,  и тогда разгневанный правитель приказал, чтобы животным давали отдых и не ставили слишком много тяжестей.

У Умара был друг, который торговлей зарабатывал в день 1 дирхам, но однажды заработал полтора, взвалив на своего осла слишком тяжелый груз, тогда халиф приказал отнести половину дирхама в казну мусульман, а животному дать 3 дня отдыха.

Также Умар полностью взял на государственное обеспечение сирот и вдов.

Период правления Умара ибн Абд аль-Азиза, известного как одного из самых набожных и справедливых правителей за всю историю Ислама, иногда сравнивают с эпохой праведных халифов — четырех ближайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), правление которых полностью соответствовало Божественному порядку. Также его считают обновителем первого столетия.

могила Умара ибн Абд аль-АзизаНо спустя всего лишь два года эпоха справедливого правления была неожиданно прервана. В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает.

По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода Омеядов.

После смерти, он не оставил в наследство абсолютно ничего. Передают от Масламы ибн Абд аль-Малика, что он зашел к Умару ибн абд аль Азизу, когда тот был в смертельной болезни. Я сказал ему: «О, повелитель правоверных, вы сделали очень много благих деяний, которые до этого никто не делал. А сейчас вы оставляете собственных детей без единого динара и дирхама». Тогда Умар повелел позвать своих детей и сказал: «Я в своей жизни не лишил их того, что им полагается и не дал им, то, что принадлежит другим. Мои дети, как и все входят в одну из двух категорий людей: первые это люди покорные Всевышнему Аллаху. Если мои дети такие, то тогда им достаточен Он, так как Создатель всего сущего следит и заботится о своих покорных рабах. Второе — грешные люди. Если они таковы, то тогда я не обращаю внимания, что бы не случилось с такими».

Перед смертью Умар ибн Абд аль-Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели. Затем он обратился к Аллаху: «Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал, но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Посланник Его». Тут он поднял взор и куда-то пристально посмотрел. Люди сказали ему: «О, повелитель правоверных, твой взгляд суров». «Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны», — и с этими словами он испустил дух. Люди же услышали, как кто-то прочел: «Этот дом в будущей жизни Мы даруем лишь тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Счастливый исход  уготован только богобоязненным».

Умар ибн абд аль Азиз правил всего 2 года и 5 месяцев, но за это короткое время он показал пример благородного правления по Шариату, когда Коран и Сунна – глаза и сердце государства.

Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз погиб в Дамаске, в месяце раджаб 101 года хиджры, что соответствует 720 году по христианскому летоисчислению. Он похоронен в Дамаске, в местечке называемом Бидияр шарки. Там же, рядом с ним похоронена и его жена Фатима.

Также известно, что великий полководец Салахудин Аюби, когда возвращался с битвы хиттин в 584 году хиджры,  посещал могилу Умара ибн Абд аль-Азиза.

Да будет Аллах милостив к нему! Амин.
islamdag.ru

Добавить комментарий