Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!

ма1009  Строительство Мечети Пророка (Масджид Ан-Наби) и Счастливого Дома

 

На первых порах в Медине не было мечети. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал молитвы в разных местах. После первой мечети, построенной в Кубе, в Медине по повелению Благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) была возведена вторая мечеть. Эта мечеть существует и поныне, это Мечеть Пророка. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), осчастливив Медину своим прибытием, приблизился к домам, принадлежавшим роду Наджара, его верблюдица Кавса опустилась на землю, в том месте и была построена мечеть. Этот земельный участок, принадлежавший двум юношам-сиротам из рода Наджара по имени Сахль и Сухайл, служил местом для сушки фиников. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сошел с верблюда и произнес:

Если будет угодно Аллаху, это и есть место остановки!

На его вопрос о принадлежности участка Муаз бин Афра (радыйаллаху анху) ответил, что участок принадлежит Сахлю и Сухайлу, сыновьям Амра.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), пригласив их к себе, выразил свое желание купить у них эту землю. Он сказал:

Назовите мне стоимость этого участка земли!

Молодые люди ответили Ему:

– Нет, нет, о Посланник Аллаха! Мы дарим тебе эту землю. Клянемся Аллахом, что мы не желаем ни у кого, кроме как у Аллаха, просить цену за эту землю!

Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), не согласившись принять их землю в подарок, купил ее у них, заплатив ее стоимость.[1]

На участке находились могилы язычников, пещеры, земляные насыпи, росли финиковые пальмы. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отдал распоряжение, и участок был расчищен, кости язычников были перенесены в другое место, а запущенные места приведены в порядок. Финиковые пальмы были вырублены.[2]

Затем Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел нарезать и подготовить кирпичи (кирпич изготавливали из необожженной глины).[3]

Во время строительства мечети Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) носил вместе со своими асхабами кирпичи, приговаривая:

«Эта ноша – не ноша Хайбара. Это – самое благое и чистое дело, исполняемое во имя нашего Господа!»[4]

Словами этими наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выражал мысль о том, что носимый ими груз не служит для удовлетворения мирской корысти, поскольку он намного лучше и добродетельнее таких материальных благ, как финики и сушеный виноград, привозимых из Хайбара для продажи.

Один человек, носивший землю, повстречавшись с Гордостью Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал Ему:

– О Посланник Аллаха! Дай, я понесу твой кирпич.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

Ты пойди и возьми другой кирпич. Ибо ты нуждаешься в Аллахе не больше, чем Я![5]

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) трудился Сам, неся духовную ответственность и поощряя этим мусульман.[6] Один из славных асхабов в связи с этим произнес двустишие (бейт), суть которого сводится к следующему:

 

Воистину! Будет заблуждением,

Если будем мы сидеть, когда трудится Пророк![7]

 

Во время строительства мечети из Хадрамавта пришел один человек, прекрасно месивший глину. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

Да проявит Аллах Свою Милость тому, кто прекрасно владеет своим ремеслом и кто выполняет свою работу наилучшим образом! Ты продолжай свою работу. Я вижу, что ты прекрасно с ней справляешься.[8] 

Всевышний Аллах хочет, чтобы мусульмане выполняли хорошо всякое дело, Он велит в Своем славном аяте следующее:

 

وَأَحْسِنُوَاْ

 Значение: «То, что делаешь, – хорошо делай (совершай свои дела наилучшим образом)!»

 

إِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

Значение: «Воистину, Аллах любит тех, кто делает свои дела наилучшим образом». (Сура «Аль-Бакара», 195)

 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), нося вместе с асхабами кирпичи во время возведения мечети, напевал при этом песню, в которой говорилось:

«Мой Аллах! Истинное вознаграждение – это воздаяние в вечном мире – Ахырате. Ниспошли свою благодать на Ансаров и Мухаджиров».[9]

В то время как все носили по одному кирпичу, два человека – Аммар бин Ясир (радыйаллаху анху) и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – носили сразу по два кирпича. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев Аммара бин Ясира, стряхнул с него пыль и спросил:

О Аммар! Почему ты не носишь по одному кирпичу, как твои товарищи?

А тот сказал Ему в ответ:

– Я желаю вознаграждения Аллаха за это!

Тогда наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), погладив его по спине, сказал:

О сын Сумаййи! Других людей ожидает одно вознаграждение, тебя же ждут две награды![10]

А это предание повествует о том, с каким энтузиазмом и пылом трудились мусульмане и мусульманки во время строительства мечети:

«Когда скончалась супруга Абдуллах бин Авфа (радыйаллаху анху), он обратился к народу со следующими словами:

– Несите ее гроб, да несите с воодушевлением! Ибо она и ее слуги носили ночью камни Мечети Пророка, построенной на благочестии и набожности. Мы же (мужчины) носили их по два днем![11]  

Мечеть Пророка имела форму четырехугольника с длиной и шириной примерно по 100 зира.[12] Высота ее стен, в общей сложности, была равна 5 или 7 зира,[13] причем основание их, равное 3 зира, было построено из камней, а верхняя часть из кирпича. При строительстве использовался глиняный раствор.[14]

В качестве опор мечети со стороны Киблы были установлены стволы финиковых деревьев.[15] Имелись три двери и один михраб. Михраб был со стороны Бейт Аль-Макдис (Кудус). Когда Кибла была перемещена в сторону Каабы, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) закрыл первую дверь, а вместо нее прорубил другую дверь в стене, находившейся в стороне Шама.[16]

К мечети были пристроены две комнаты для проживания Посланника Аллаха и его семьи. Позднее количество комнат было увеличено.[17]

Мать глубокочтимого Хасана Басри была невольницей Матери Правоверных Умму Салямы шш. Поэтому он провел свое детство в окружении, близком к счастливому дому Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он говорил, что в те времена он мог дотянуться рукой до потолка в этих комнатах.[18] Из его слов становится ясно, что комнаты были невысокими. Двери комнат нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) представляли собой кошму из черной козьей шерсти.[19]

Великий имам-табиин Саид бин Мусаййаб так выразил свою грусть по поводу того, что во времена Амавитов эти комнаты были разрушены и присоединены к Масджид Ан-Набави:

«Клянусь Аллахом! Как бы я желал, чтобы их оставили без изменения в таком же виде, в каком они были! Тогда подрастающее поколение и люди, посещающие эти места, могли бы видеть, чем довольствовался при жизни Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и не желали бы приумножать свое состояние и не хвалились бы им».[20]

Поскольку крыша мечети была покрыта ветвями и листьями финиковых пальм, то во время дождей внутри образовывалась слякоть. Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уединился в мечети, отрекшись от земных благ, дождь просочился через крышу мечети, и мусульмане после утреннего намаз заметили на лбу и лице Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следы глины.[21]

А однажды ночью прошел дождь, появилась слякоть. Какой-то человек, принося в своей рубахе песок, стал сыпать его на пол мечети. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), завершив выполнение намаза, выразил свое удовлетворение этим, сказав:

Как же это прекрасно![22]

Тамим Дари (радыйаллаху анху), возвращаясь из Шама в Медину, привез с собой несколько лампад и необходимое количество лампадного масла и нитей. Был пятничный день, когда он прибыл в Медину. Одному из своих слуг, Абуль-Барраду, он приказал связать нити, развести лампады и вставить в них фитили, налив в них воду и масло. Тот выполнил приказанное ему и после захода солнца зажег лампады.  Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), придя в мечеть и увидев ее ярко освещенной, спросил:

Кто это сделал? 

Присутствовавшие там  мусульмане сказали в ответ:

– О Посланник Аллаха! Это сделал Тамим!

Весьма обрадованным этим, наш Господин Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес:

Ты украсил мечеть и осветил Ислам. Пусть же и Аллах осветит тебя и в этой, и в вечной жизни![23]

Мечеть Пророка, согласно выражению Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), является одной из трех мечетей, достойных и заслуживающих того, чтобы их посещали с целью совершения богослужений.[24]

В одном из своих славных хадисов Он сказал:

«Пространство между моим домом и минбаром – это один из райских садов. Мой минбар находится над моим водоемом».[25]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщает о том, что намаз, совершенный в Мечети Пророка, является в 1000 раз добродетельнее, чем намазы, совершаемые в прочих местах, за исключением Мечети Аль-Харам.[26]

Согласно передаче Анаса (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался с проповедью к своей общине, опираясь на пенек финиковой пальмы. Позже для Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) был сооружен минбар. Пенек дерева, опираясь на который Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ранее читал свои проповеди, стал стонать, издавая звуки подобно верблюду, из-за того, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) оставил его без внимания. Услышав это, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сошел с минбара и, склонившись над ним, ласково погладил его. Стоны, издаваемые пеньком финиковой пальмы, прекратились.[27] Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу:

«Он стал плакать потому, что лишился возможности слышать упоминания имени Аллаха – Зикруллах».[28]

Позже этот пенек или закопали в яму под минбаром, или положили на крышу. Когда во время Халифа Османа (радыйаллаху анху) мечеть перестраивалась, этот пенек перенесли в дом Убейа бин Каба (радыйаллаху анху). Он хранился там до тех пор, пока, изъеденный червями, не превратился в труху.[29]

Благочестивый Мавляна языком этого знаменитого пенька финиковой пальмы рассказывает об этом случае в своем «Маснави»:

«Благородный Пророк, сойдя с минбара и ласково гладя рукой пенек пальмы, с глубоким пониманием спросил у него:

– О обрубок финиковой пальмы! Что ты хочешь? Для чего эти рыдания? Что с тобой происходит?

 Обрубок древа, выражая всем своим видом страдания, заливаясь горючими слезами, ответил:

– О Посланник Аллаха! Разлука с Тобой обожгла, опалив меня и заполнив мою душу неизъяснимой тоской и печалью. Раньше я был той счастливой опорой, что служила Тебе во время Твоих проповедей. Теперь же Ты оставил меня, возвысившись на минбаре. Теперь Твоя опора – тот минбар. Однако, Посланник Аллаха! Пожалуйста, признай мою правоту! Скажи, какое создание в мире способно вынести разлуку с Тобой?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перед лицом этих искренних слез любви, утешая его, изволил сказать следующие слова:

– О пенек финиковой пальмы. Раз уж причина твоих слез боль от разлуки, то попроси у меня то, что ты хочешь! Хочешь, я буду умолять Аллаха, чтобы Он превратил тебя в изумрудно-зеленое, полное жизни дерево, дарящее свои плоды всем людям от востока до запада? Или же пусть Он сделает тебя ростком кипариса в Раю, так чтобы ты оставался до бесконечности красивым и привлекательным как прекрасные, крепкие, здоровые и сильные тела?

Пенек финиковой пальмы, удостоенный подобной любезности и благоволения,  проявив свою горячую любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обратился к нему со следующей просьбой:

– О Посланник Аллаха! Не желаю ни того, ни другого. Мое единственное желание – это стать вечным в Тебе, увековечиться в Тебе. Поэтому Ты избавишь меня от моего бренного тела, если уничтожишь меня, закопав в землю. Ибо как бы прекрасно и сильно ни было дерево, все же питают его солнце и вода! Моя жизнь питалась светом Твоего сияния и Твоей добропорядочности. Я испытывал вкус и сладость от того, что был Тебе опорой, от того, что согревался Твоим теплом Я мечтаю сгореть дотла в Тебе. Отныне я не в силах расстаться с этим сладким блаженством, с этой любовью. Желаю остаться вечным. Ты зарой меня в землю, уничтожь меня, чтобы я, воскреснув в Тебе лишь от одного единственного лучика Твоего света, стал бы вечным».

Тот пенек был погребен в землю, дабы в День Суда воскреснуть подобно человеку.

 

*

Первые шаги, предпринятые Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) по приезду в Медину, были направлены на создание исламского общества, члены которого были бы связаны крепкими узами друг с другом. Строительство Мечети Пророка способствовало установлению братских отношений между мусульманами. Ежедневный пятикратный сбор в мечети – Бейтуллахе – помогает мусульманам ощутить себя единым целым, стирая привычные критерии, способствующие отдалению людей друг от друга, такие как имущество, статус и авторитет. Поэтому в архитектуре исламских городов прослеживалась тенденция расширения от центра к периферии. В центре находилась мечеть, а дома строились вокруг нее. Мечеть века счастья – Аср саадат – являлась собором и одновременно школой, местом проведения советов (шура), центром обсуждения административно-хозяйственных и военных вопросов, лечебницей и местом отдыха. Каменная скамья Масджид Ан-Наби (суффа) была местом приюта для холостых и бездомных асхабов, являвшихся постоянными слушателями проповедей – публичных наставлений, участниками бесед и зикра. Мечеть Пророка также выполняла функцию постоялого двора или дома для приезжих.


[1] Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45; «Салят», 4; Муслим «Масаджид», 9.

[2] Муслим, «Масаджид», 9.

[3] Ибн Сад, 1, 239.

[4] Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45.

[5] Самхуди, I, 333.

[6] Как прекрасно наш Господин Гордость Вселенной (салляллаху алейхи ва саллям) своим поступком показал ответственность лиц, которые находятся на руководящем посту. Быть первым в любом деле, не относиться с пренебрежением ни к какой работе, не быть надменным и спесивым. Вот и Его Превосходительство Султан Ахмад Хан I, используя прекрасный пример поведения Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), трудился как простой рабочий с киркой и с лопатой в руках при возведении чуда искусства, шедевра архитектуры – Мечети, упоминаемой с его именем на устах. После его кончины Гавхар Насиба Хатун, увидев его во сне в роскошной обстановке, спросила у него:

– Папа, благодаря какому своему деянию ты удостоился такого ранга?

Султан Ахмад ответил ей:

– Дочь моя! Когда по моему велению строилась эта Мечеть, я носил на своей спине камни. Это и есть причина того, что я удостоился этого ранга.

В то время, когда Ахмад I демонстрировал мораль и нравственность Ислама, границы Османского Халифата территориально были самыми обширными. Монархи всего мира склонялись перед блеском и великолепием этого государства и короновались руками садразамов – великих визирей Османского Халифата.

[7] Ибн Хишам, II, 114.

[8] Самхуди, I, 333; Дийярбакри, I, 344.

[9] Бухари «Манакыбуль-Ансар», 45.

[10] Ахмад, III, 91; Ибн Касир, «Аль-Бидайа», III,256.

[11] Хайсами, II, 10.

[12] Один зира равен 75 см.

[13] Ибн Сад, I, 239.

[14] Дийярбакри, I, 344.

[15] Бухари «Салят», 62.

[16] Дийярбакри, I, 346.

[17] Ибн Сад, 1, 240.

[18] Ибн Сад, 7, 161; Сухайли, 1, 248.

[19] Ибн Сад, 1, 499.

[20] Ибн Сад, 1, 499-500.

[21] Бухари «Итикаф», 1.

[22] Абу Дауд «Салят», 15/458.

[23] Самхуди, II, 596-597; Ибн Хаджар «Аль-Исаба», II, 18.

[24] Бухари, «Фадлус-Салят», 1; Муслим «Хадж», 505-510.

[25] Бухари, «Фадлус-Салят», 5; «Фадаилул-Мадина», 11; Муслим «Хадж», 502.

[26] Бухари, Фадлус-Салят», 1; Муслим «Хадж», 505-510.

[27] Бухари «Джума», 26; Тирмизи «Манакыб», 6/3627.

[28] Бухари «Манакыб», 25; Ахмад, III, 300.

[29] [29] Ибн Сад, I, 251-252.

от admin

Добавить комментарий