СОРОК ХАДИСОВ О ЖЕНЩИНАХ. ПЕРВЫЙ ХАДИС

 207-495253.jpg«Аль-Арбаин ан-Нисаъийя», или Сорок хадисов о шариатских решениях, касающихся женщин

Введение

С позволения Аллаха мы начнем переводить и разъяснять некоторые слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и расскажем о некоторых шариатских решениях, касающихся женщин.

Наша религия особым образом выделяет женщину, и ее положение в мусульманском обществе высоко. Поэтому, если какие-то шариатские решения относительно женщин отличаются от оных для мужчин, то не надо воспринимать это как дискриминацию, которую везде видят враги нашей религии. Женщине следует в этом видеть особую опеку и защиту со стороны Аллаха, который через Свои повеления и запреты указывает нам на то место и социальную роль в обществе, для которых каждый из нас создан.  И лишь в этой роли мы можем быть истинно счастливы.

И мы надеемся что эти слова нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, снабженные некоторыми комментариями ученых, будут полезны для читателей. И лишь от Аллаха тауфик.

باب قرار المرأة في بيتها خير لها من الخروج ولو إلى المسجد:

1- عن ابن عمر — رضي الله تعالى عنه — قال: قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم -: «لا تمنعوا نسائكم المساجد، وبيوتهن خير لهن» أخرجه أبو داود وابن خزيمة.

Первый хадис

«Женщине лучше находиться дома, чем выходить на улицу, даже в мечеть»

От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечеть, но их дома для них лучше». Хадис привели Абу Дауд и Ибн Хузейма.

Это один из важнейших хадисов, регулирующих положение женщины в мусульманском обществе и касающихся той роли, которая ей выделена Всевышним Аллахом, а это жена и мать. 

И мудрость нашей религии заключается не просто в том, что Аллах повелел женщинам быть хорошими женами и матерями, но и связал с этим некоторые шариатские положения, соблюдая которые, женщина сможет достичь довольства Аллаха и завоевать любовь своих близких.

Основа заключается в том, что женщина должна находиться дома и ее пребывание дома – это путь к довольству Аллаха. И, как мужчина, направляющийся в мечеть на обязательный пятничный намаз или желательный коллективный, идет навстречу Милости своего Господа, так и женщина, находясь постоянно дома, с намерением подчиниться повелению Аллаха, тоже приближается к своему Господу, прикладывая таким образом куда меньше усилий.

Но вместе с этим Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ясно указав на основу, сказал, чтобы мужья не запрещали своим женам посещать мечети.

Но эти слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы должны понимать через призму слов факихов, которые выносили шариатские положения, зная все хадисы, касающиеся какого-то раздела, и, согласно этим знаниям, ставили определенные условия. 

Ханафитский мазхаб

Автор матна «Аль-Мухтар» говорит:

ويكره للنساء حضور الجماعات

«Женщинам нежелательно посещать коллективные намазы».

И затем автор в шархе «Аль-Ихтияр» разъясняет это:

لقوله — عليه الصلاة والسلام — : » بيوتهن خير لهن » ولما فيه من خوف الفتنة وهذا في الشواب بالإجماع . أما العجائز فيخرجن في الفجر والمغرب والعشاء . وقال يخرجن في الصلوات كلها لوقوع الأمن من الفتنة في حقهن . وله أن الفساق ينتشرون في الظهر والعصر وفي المغرب يشتغلون بالعشاء ، وفي الفجر والعشاء يكونون نياما ، ولكل ساقطة لاقطة ، والمختار في زماننا أن لا يجوز شيء من ذلك لفساد الزمان والتظاهر بالفواحش .

«Из-за слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Их дома лучше дня них», — потому что их выход из дома может породить смуту. И это касается молодых девушек, согласно единодушному мнению ученых (иджма). Что касается пожилых женщин, то они могут выходить на утренний намаз (фаджр), вечерний (магриб) и ночной (иша). Он сказал: «Они могут ходить на все намаза, потому что нет опасности, что они вызовут смуту. В пользу первого мнения говорит то, что грешники выходят на улицы во время обеденного (зухра) и послеобеденного (аср), а во время магриба они ужинают, а во время фаджра и иша спят. Но на каждого отсуствующего найдется присуствующий, и поэтому правильно не дозволять все это, из-за того что наше время — время испорченное и сейчас явно грешат».

Из слов автора «Аль-Ихтияр» очевидно, что женщинам нежелательно посещать коллективные молитвы.

Некоторые могут спросить: «Как человек может назвать нежелательным то, что дозволил Пророк?!»

В ответ на это мы приведем слова матери правоверных, Аиши, да будет доволен ею Аллах:

لو أن رسول الله صلى الله عليه وسلم رأى ما أحدث النساء لمنعهن المسجد كما منعت نساء بني إسرائيل رواه البخاري ومسلم .

«Если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, видел то, что случилось с женщинами, то запретил бы им посещать мечети, так же, как это было запрещено для женщин бану Исраиль». Передают Бухари и Муслим.

И если времена Аиши, да будет доволен ею Аллах, были уже так испорчены, то что мы можем говорить о нашем времени, когда ни одна женщина не может чувствовать себя защищенной от чужих взоров, а верующая и закрытая, согласно повелению Аллаха, становится объектом особого интереса для безбожников и явных грешников?!

Шафиитский мазхаб

Имам ар-Рамли пишет в «Нихаят аль-Мухтадж»:

ويكره لها حضور جماعة المسجد إن كانت مشتهاة ولو في ثياب مهنة ، أو غير مشتهاة وبها شيء من الزينة أو الريح الطيب

«Женщине нежелательно посещать джамаат-намазы в мечети, если она привлекательна, даже если она одета в блеклую одежду, либо если она непривлекательна, но одета в красивую одежду или использовала благовония».

Имам аш-Шабрамулси слово «привлекательна» разъяснил так:

ومن المشتهيات الشابة وإن لم تكن ذات ريح ؛ لأن هيئتها تعلم

«К привлекательным относятся молодые девушки, даже если они не использовали благовония, потому что их (молодых девушек) всегда можно узнать».

Из этих слов имама ар-Рамли мы понимаем, что молодой и привлекательной девушке нежелательно посещать мечеть на коллективные намазы, даже если она не использует благовония и одета так, что это не будет привлекать чужой взор.

И разрешается (мубах) посещать коллективные намазы непривлекательной женщине, которая одевается скромно и не использует благовония. В противном случае ей также будет нежелательно это делать.

Это же разъяснил имам ан-Навави в «Аль-Маджму`»:

وإن أرادت المرأة حضور المسجد للصلاة قال أصحابنا : إن كانت شابة أو كبيرة تشتهى كره لها وكره لزوجها ووليها تمكينها منه .
وإن كانت عجوزا لا تشتهى لم يكره ، وقد جاءت أحاديث صحيحة تقتضي هذا التفصيل .

«Если женщина хочет посетить мечеть для намаза, то наши ученые сказали:

„Если она молодая, либо взрослая, но привлекательная, то ей нежелательно посещать мечеть, и их мужьям и опекунам также нежелательно им дозволять это.

Если же это пожилая и непривлекательная женщина, то в этом нет нежелательности. И это подтверждают достоверные хадисы, в которых указывается на такие подробности“».

Но макрух (нежелательность) не есть харам (запретность), и поэтому если девушка решила все-таки пойти в мечеть, то ей следует выполнять повеления, данные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, некоторым сподвижницам:

إذا شهدت إحداكن المسجد فلا تمس طيبا

«Если кто-то из вас [женщин] посещает мечеть, то пусть не использует благовония». Хадис приводит Муслим.

Также передают от Абу Хурейры:

لا تمنعوا إماء الله مساجد الله ، ولكن ليخرجن وهن تفلات رواه أبو داود

«Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечеть, но пусть они выходят, не используя благовония». Приводит Абу Дауд.

Разъясняя слова о нежелательности использования благовоний, автор «Фатх аль-Бари» говорит:

ويلحق بالطيب ما في معناه لأن سبب المنع منه ما فيه من تحريك داعية الشهوة كحسن الملبس والحلي الذي يظهر والزينة الفاخرة وكذا الاختلاط بالرجال

«И к благовониям относится все, что имеет этот смысл, потому что причина запрета заключается в том, что это призывает страсть, как красивая одежда и явные украшения, а также чрезмерная красота и смешение с мужчинами».

Поэтому женщины, посещающие мечеть, должны избегать всего, что бы привлекало взоры мужчин и в их глазах было бы привлекательным. Аллах знает лучше.
darulfikr.ru

Добавить комментарий