ПРОРОК МУХАММАД И ДЕТИ (6)

   ПЕРВОЕ, ЧТО ГОВОРИТ РЕБЕНОК  

Как Аллах, создал Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям), вышив  на  нем Свой  узор, так и Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)  был  воспитателем  и  учителем, вышивающим на других детях, узор, завещанный Создателем.
Он своим поведением знакомил узором воспитания Создателя.
Создатель  облагодетельствовал  Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) даром  речи  во младенчестве, когда  мальчик  сказал:  умма, «община»,»единоверцы»…
Как только. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) создал общину единоверцев,  он страстно полюбил ее. Он влюбился без памяти. Он был нежным и ласковым…

И вот, наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) хотел, чтобы, когда ребенок начинает говорить, его первым  словом  становилось  имя  Аллаха.  Он хотел, чтобы  первые  выученные  ребенком  слова  были, ниспосланными  Аллахом.  При  этом  он  говорил  об определенных  словах….Пророк  (салляллаху аляйхи ва саллям) советовал  начинающему говорить ребенку 7 раз повторять эти первые слова и в итоге выучить  их.  Пророк  (салляллаху аляйхи ва саллям) считал,  что  этими  первыми  словами должны  стать  слова  Аллаха  из  суры  Аль-Исра («Ночное путешествие»), а именно аят 111 (смысл) :  
Скажи: «Слава  Аллаху,  который  не  породил
дитя, который ни с кем не делит власть,
которому не нужен защитник от унижения».
И восхваляй его бесконечно.  

Коран, 17:111  

Велик смысл первых слов, которым учат ребенка. Этот аят содержит  множество  благих  мыслей: «Следует восхвалять Аллаха»; «Полагаться  можно  только  на  Него»; «Он — Податель всего»; «Аллах Един и Единственен, то есть Ислам — это вера в Единого Бога».  
Наш  Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) хорошо  знал:  первые  слова,  выученные ребенком,  никогда  не  сотрутся  из  его  памяти.  В  надежных источниках говорится, что как только один из детей рода бану Абд  аль-Мутталиб  начал  говорить,  наш  Пророк  (салляллаху аляйхи ва саллям) сразу  же заставил его выучить этот аят…  

 

ОН ВЗЯЛ РЕБЕНКА С СОБОЙ НА ОБЕД

Наш  Пророк  (салляяллаху аляйхи ва саллям) шел  на  обед  к  друзьям.  По  пути  он неожиданно встретил своего маленького внука, играющего с друзьями,  и  захотел  отвести  Хусайна  туда,  куда  шел  сам.
Однако ребенок не пожелал отрываться от игры и побежал от дедушки, направляющегося к нему. Пока Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) пытался  поймать  маленького Хусайна, тот бегал туда-сюда.  
Наш  Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям),  подражая ребенку, тоже начал бегать за ним,  и  наконец  поймал маленького Хусайна.  
   С  нежностью  обняв мальчика,  он  положил  одну руку на его затылок, а другую —  на  его  подбородок  и поцеловал внука.  
В  отношениях  нашего Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) с  детьми  не  было отстраненности,  как  и условностей, связанных с этикетом. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) был далек от   мысли: «Здесь улица, буду-ка я в присутствии посторонних более сдержанным по отношению к моему ребенку».  
Где бы он ни был и кто бы при этом не скрывал своей любви к детям… В его мире всегда было место для ребенка.  
Когда он шел на важное собрание, он никогда не считал, что детям нечего делать на собраниях взрослых и что детей нельзя  туда  приводить.  Напротив,  дети  должны  каждое мгновение  находится  рядом  с  взрослыми.  Иначе  как  они научатся тому, чему им следует научиться у взрослых?  
 

БИТЬ ЛИ РЕБЕНКА?  

При нашем Пророке (салляллаху аляйхи ва саллям) находился ребенок, помогающий ему в делах. Однажды наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) позвал к себе этого ребенка по какому-то делу. Ребенок не пришел. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) позвал его еще несколько раз — и снова ребенок не дал никакого ответа.
Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) вышел на улицу, чтобы найти ребенка, и увидел  его  за  игрой. Ребенок  продолжал играть,  не  обращая внимания  на  оклики Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).  
Наш  Пророк  (салляллаху аляйхи ва саллям) рассердился  на  такое пренебрежительное поведение ребенка. В руках у него была зубочистка, и он сказал ребенку:  
— Если бы я не боялся возмездия, я бы этой зубочисткой шлепнул тебя.  
Наш  Пророк  (салляллаху алйхи ва саллям) даже  удар  зубочисткой  считал заслуживающим возмездия и воздерживался от него!

Мораль этой истории.

Возможно, тогда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) впервые рассердился на этого ребенка. Но своим поведением он задал нам образец поведения по отношению к детям в момент гнева.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) запретил бить маленьких детей. Что бы ни делал  ребенок  в  возрасте  до 10  или 13  лет,  мы  ни  в  коем случае не должны применять к нему физическое воздействие.  
Большинство из нас думает, что, наказывая ребенка, они проявляют  заботу  о  нем,  однако  не  понимают,  насколько большую ответственность перед Аллахом это накладывает на нас. Мы считаем ребенка своим и полагаем, что бить его — наше неотъемлемое право. Невозможность навредить ребенку даже легким касанием дает нам урок веры в Единого Бога: «Я не хозяин ребенка!»  
Но  поведение  Пророка  (салляллаху аляйхи ва саллям) донесло  до  нас  ту  истину,  что
каждый удар, нанесенный нами детям, будет сочтен в будущей жизни  грехом.  И  следует  понимать,  что  если  нас  огорчают наши  дети,  значит,  мы  переживаем  возмездие,  посланное Аллахом…  
 

ДЕТИ ОБЫСКАЛИ ОДЕЖДУ ДЖИБРИЛА

Однажды Джибрил (мир ему) в облике сподвижника Дихйи Калбй пришел к нашему Господину, Посланнику Аллаhа, находящемуся в мечети Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) (Масжид-иНабави).
В это время в мечети играли его внуки, Хасан и Хусайн. Посчитав Джибрила (мир ему) Дихйей, они сразу бросились к нему и, засунув руки в его карманы, начали что-то искать. Наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) на мгновение смутился из-за поведения своих маленьких внуков. То, что они обыскивали одежду незнакомца, могло быть неправильно понято.
Посланник  Аллаhа (салляллаху аляйхи ва саллям) попросил:
-— О мой брат Джибрил! Не считай моих внуков невоспитанными! Они сочли тебя за Дихйю. Когда бы ни приходил Дихйа, он всегда приносил им подарки и постепенно приучил их к этому.
Иными словами, маленькие внуки обыскивали одежду не постороннего человека, а Дихйи (да будет Аллаh, доволен им!), который был им очень близок и с младых ногтей развлекал и одаривал их. Джибрил (мир ему), услышав это, расстроился. — Дихйа не приходит к ним без подарка, как же я пришел? — сказал он. Протянув руку, он сорвал в Раю гроздь винограда и отдал ее Хасану. Еще раз протянул руку и, сорвав гранат, отдал его Хусайну.
Хасан и Хусайн, как только получили подарки, оставили Джибрила (мир ему), которого они посчитали Дихйей, и продолжили играть в мечети Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям). В это время в мечеть вошел согбенный белобородый старец.
— Дети мои, я несколько дней голодал, ради Аллаhа, дайте мне чего-нибудь поесть.
Хасан и Хусайн, пожалев старца, решили отдать то, что было у них в руках. Они подошли к нему и протянули ему виноград и гранат. Как paз в этот момент их увидел Джибрил (мир ему).
— Стойте! Не давайте ничего этому проклятому! Это Шайтан, и благодеяния Рая для него запретны! — воскликнул он и прогнал Шайтана.

Мораль этой истории.
В этом интересном случае перед нами предстает проницательное поведение Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) и Джибрила (мир ему) по отношению к детям. Из-за того, что Дихйа, с которым они были очень близки, каждый раз приносил им подарок, они сразу начали искать подарок в его одежде. Когда наш Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) увидел это, он обеспокоился и сразу же объяснил все Джибрилу (мир ему), не допустив того, чтобы его внуки были неверно поняты.

Ведь к ребенку, о котором у окружающих сложилось негативное представление, в будущем всегда будут относиться недоброжелательно. Koгда ребенок вырастет, это представление не изгладится из памяти окружающих, а напротив, определит их отношение к нему.
Самым важным является то, что плохие мысли людей, как и молитвы, воплощаются в реальность. Часто ребенок, которого считают хорошим, таким и становится, а ребенок, которого считают плохим, под воздействием этого отрицательного убеждения теряет хорошие качества. Наши мысли материальны. В этом случае принципы воспитания детей нашим Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) и Джибрилом (мир ему) совершенно очевидны.
Из вышеприведенной истории можно извлечь два урока. Первый; хотя в подобной ситуации Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) мог прогнать детей, рассердившись из-за их поведения, он не сделал этого. Второй: Джибрил (мир ему) сразу откликнулся на желание детей получить подарок, мгновенно понял тонкость ситуации и преподнес детям подарки, соответствующие его положению…

 

ИГРЫ НА УЛИЦЕ

Были бесподобны и определения, и сопоставления Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям)… Он говорил: «Земля — это весна детей!»
Весной распускаются цветы, летают птицы и бабочки. Весна, самый расцвет природы на земле, подобна времени детства.
Возлюбленный Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) знал о той потребности, которую испытывают дети в общении с природой. Поэтому он отправлял своих маленьких внуков Хасана и Хусайна вместе с Анасом (радыйаллаху анх)на улицу для игры. Поэтому он уделял столько внимания детям, переживающим на улице свою весну.
Он   присоединялся   к их играм. Он играл с ними. На земле, являющейся весной детей,  он здоровался с детьми. Время, когда дети наиболее счастливы, — это игры на улице.
Весна — это время, когда человек чувствует себя счастливее. Весной все расцветает. И дети тоже развиваются, играя на земле. Общение с природой, особенно весной, извлекает негативную энергию из людей и успокаивает их.

Добавить комментарий