ДЖУНАЙД АЛЬ-БАГДАДИ — ГОСПОДИН СУФИЕВ

  Абуль-Касым аль-Муртаза ибн Али Риза ибн Муса аль-Казым ибн Джа’фар ас-Сиддик ибн Мухаммад аль-Бакир ибн Али Зайн аль-Абидин ибн Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб, известный, как аль-Джунайд аль-Багдади, разыАллаhу анхум аджма’ин.

Выдающийся учёный и имам своего времени, великий «господин суфиев» и «венец знающих», потомок Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В возрасте 20-ти лет он получил право выносить фетвы от Абу Савра – ученика имама аш-Шафии . Был учеником учёных-суфиев ас-Сария ас-Сакати , аль-Хариса аль-Мухасиби и Мухаммада ибн Али аль-Кассаба . Ас-Сария ас-Сакати приходился ему дядей (по матери). Точная дата его рождения неизвестна (около 217 года), а умер он в 297-м году по хиджре.

Он известен как «господин суфиев» и [также известен] тем, что его суждения принимаются всеми. Об этом пишет имам аш-Ша’рани1, рахимахуллах, а имам аль-Манави, рахимахуллах, сказал: «Джунайд Абуль-Касым ибн Мухаммад аль-Багдади единогласно признан шейхом суфиев, и когда его называют господином суфиев, то имеют в виду, что он перенял суфизм от своего дяди ас-Сария ас-Сакати».

Аль-Манави передал:

«Джунайд рассказывал: «Однажды, когда мне было семь лет, я играл возле ас-Сария ас-Сакати, и несколько человек, находившихся рядом, беседовали о благодарности Всевышнему.

Дядя спросил меня: «Сынок, что такое благодарность?»

Я ответил: «Это послушание Аллаhу, наряду с использованием данных Им благ».

Тогда дядя сказал: «Я боюсь, что долей, дарованной тебе Аллаhом, будет только твой язык».

И я не перестаю плакать над этими словами»».

Аль-Манави передал: «Аль-Багдади говорил: «Не было ниспослано с небес какого-либо знания, хотя бы часть которого мне не даровал Аллаh. И  Всевышний не сделал [другого] пути к этим знаниям, помимо Пророка «.

Он говорил своим ученикам: «Если вы увидите человека, летающего по небу, не следуйте за ним, пока не узнаете, как он соблюдает запреты Аллаhа и [выполняет] повеления Аллаhа. Если обнаружите, что он выполняет все божественные веления и соблюдает все Его запреты, будьте в нем уверены и следуйте за ним. Если же увидите в нем халатность в исполнении повелений и запретов Аллаhа – держитесь от него подальше».

Джунайд говорил:

  • «Наша наука основана на Кур`ане и Сунне».
  • «Когда Аллаh желает блага мюриду, он сближает его с суфиями и отдаляет от беспечных людей».
  • «Суфизм – это побег от низких нравов и стремление к высоким и совершение деяний ради Всевышнего, не выставляя их напоказ».
  • «Если праведник обращался к Аллаhу в течение тысячи лет, а затем отвернулся на мгновение, то упущенное им будет больше, чем полученное».
  • «Тот, кто не будет внимать Хадисам, находиться рядом с факихами и учиться адабу у его знатоков, тот испортит своих последователей».
  • «Когда ученик (мюрид) искренен, Аллаh избавит его от запоминания, благодаря свету, помещенному в его сердце, и этим светом он будет отличать истину от лжи».
  • «Путь суфиев закрыт [для всех], кроме тех, кто следует за Хадисами Пророка, солляллаху алейхи ва саллям».
  • «Берегите ваше время, поистине, оно уходит и больше не возвращается, и отчаяние из-за забвения непременно наступит. Выполняйте ваши вирды, и вы получите пользу от них в вечной обители, и да не отвлечет вас земной мир от Аллаhа. Поистине, даже небольшая часть его отвлекает от значимости ахирата».
  • «Праведники – это войско из войск Аллаhа, ими поднимаются состояния мюридов и оживают познания тайн познавших. Доказательством тому служит Аят из Книги Аллаhа (смысл): »И Мы рассказываем тебе из вестей о [прежних] посланниках всё то, чем укрепляем твоё сердце»2.
  • «Совместная трапеза с братьями – это кормление грудью, так обращайте же внимание на то, с кем вы её разделяете»,
  • «Поклонение познавших людей заканчивается победой над своим нафсом».

Он также сказал:

«Суфизм – это десять вещей:

  1. уменьшение того, чем владеешь в этом мире, имея при этом силы;
  2. упование на Всевышнего и усердие в поклонении;
  3. терпение в случае отсутствия мирского без просьб о милостыне и не жалоб;
  4. понимание дозволенного и сомнительного;
  5. занятость Аллаhом помимо всего остального;
  6. постоянное поминание Аллаhа сердцем и языком;
  7. достижение искренности вместе с праведностью;
  8. единство внешнего и внутреннего;
  9. постоянное ощущение контроля со стороны Всевышнего;
  10. упование на Аллаhа во всех состояниях.

Когда объединятся эти десять [в суфие], суфий оказывается на первой степени любви, потом он возвысится до степени мушахада – степени познания Аллаhа и его «приближают к Нему», и он «остается с Ним» на равнине любви и изумления».

Как-то он сказал Ибн Шурейху – великому факиху: «Наш (суфиев) путь к Аллаhу ближе, чем ваш путь», – и Ибн Шурейх потребовал от него доказательств.

Тогда Джунайд сказал одному из присутствовавших, чтобы тот бросил камень в круг суфиев.

Тот бросил камень, и все они воскликнули: «Аллаh!»

Затем он сказал: «Брось его в круг факихов».

Он бросил камень, и те сказали: «Тебе запрещено причинять нам вред». Ибн Шурейх поцеловал голову аль-Багдади и извинился.

Однажды Абу Мухаммад аль-Джарири пришел к Джунайду и застал его молящимся. Обнаружив, что Джунайд молится подолгу, аль-Джарири сказал ему: «Ты уже очень стар, твои кости ослабли, твоя кожа стала совсем тонкой. Почему бы тебе не сократить твою молитву?» Джунайд ответил: «Это путь, с помощью которого мы узнали нашего Господа, и мы не хотим сейчас сокращать этот путь. Нафс, пока его заставляешь, терпит. Молитва – это связь, земной поклон – приближение, поэтому Всевышний сказал: »Соверши земной поклон и приблизься»3. А кто оставит путь приближения, того, может быть, поведут по пути отдаления».

Он рассказал о себе такую историю: «Однажды я принял участие в сражении, и [после него] один из предводителей войска отправил мне некое имущество. Мне это не понравилось. Я раздал его нуждающимся воинам.

Когда я совершил обеденный намаз и присел, размышляя над этим и печалясь, что принял [это имущество] и раздал его, меня одолела дремота, и я увидел во сне разукрашенный дворец и великие дары Аллаhа.

Я спросил об этих дарах, и мне сказали: «Они предназначены владельцам имущества, которое ты раздал воинам».

Я спросил: «А что мне наряду с ними?» Мне ответили: «Тот дворец», – и указали на самый большой и красивый среди дворцов. Я спросил: «Каким образом я стал достойнее их?»

Мне было сказано: «Эти люди отдали свое имущество, ожидая вознаграждения за это, и вот их вознаграждение. А ты разделил то имущество, боясь и трепеща, отчитывая себя и печалясь, и Аллаh увеличил тебе этот дворец за твоё благое деяние».

Передают, что когда пришел его [предсмертный] час, Джунайд велел похоронить вместе с ним все его труды 4.

Его спросили: «Почему?»

Он ответил: «Я не хотел бы, чтобы Всевышний видел, как я оставляю что-либо, имеющее отношение ко мне, в то время как знания Посланника Аллаhа находятся среди людей».

Его могила находится на старом кладбище Багдада в районе аль-Курх, что на окраине города. Мюриды и сегодня посещают ее и собираются в мечети рядом с могилой для совершения зикра и чтения молитв.

Джунайд аль-Багдади, разыАллаhу анху, сказал: »Кто откроет для себя дверь благого намерения, для того Аллаh откроет семьдесят дверей помощи, а кто откроет дверь дурного намерения, для того Аллаh откроет семьдесят дверей унижения».

Ас-Сулами включил Джунайда аль-Багдади в число передатчиков Хадиса: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Берегитесь проницательности (басыра) муъмина – он смотрит светом Всевышнего Аллаhа. И затем он прочитал Аят Кур`ана: « Это – знамение для тех, кто постигает смысл происходящего и предвидит его результаты»»5.

Сулами передаёт, что Джунайд говорил: «Мы не взяли суфизм через рассуждения и разговоры [о нём] – мы приобрели его через голод, отказ от мирского, жёсткой борьбой с привязанностью к знакомым и приятным вещам. Как сказал Харис аль-Мухасиби, «мой нафс отвернулся от мира, поэтому я провел ночи в бодрствовании, а дни – в жажде»6.

Его ученик Абу аль-‘Аббас ибн Сурайдж говорил всякий раз, когда побеждал в дискуссии с оппонентом: «Это от бараката моего общения с аль-Джунайдом».

Аль-Кушайри передаёт от него такие определения тасаввуфа:

«Это война, в которой нет [объявления] мира».

«Это значит всё время быть с Аллаhом и не иметь [других] привязанностей».

«Это не обилие молитв и постов, но целостность того, что в сердце, и самоотверженность»7.

Его дядя (Сария ас-Сакати) попросил его выступать с минбара, и аль-Джунайд категорически отказался это делать. Но после этого Джунайд увидел во сне Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, который велел ему выступать с наставлениями.

Аль-Хульди сказал: «Мы никогда не видели среди наших шейхов того, в ком бы соединился хал и ильму так, как в Джунайде. Когда он молчал, казалось, что его хал победил ильму, а когда он начинал говорить, казалось, что его ильм победил хал».

Ибн аль-Джаузи, рахимахуллах, в «Сифа ас-сафва» привёл пример кашфа имама аль-Джунайда: «Абу Амр ибн ‘Альван передал: «Однажды я вышел на рынок ар-Рухба для покупки необходимого. И я увидел людей, которые несли кого-то на кладбище. И я последовал за ними, чтобы помолиться вместе. Я стоял среди этих людей, пока умерший не был похоронен. Мои глаза невольно взглянули на непокрытую женщину, и я задержал на ней свой взгляд. Затем я потупил взор и стал просить прощения у Аллаhа [за этот грех]. Когда я шёл домой, какой-то старец [подошёл ко мне и] спросил: «Саййиди, почему твоё лицо всё тёмное?» Я взглянул на себя в зеркало и увидел, что моё лицо потемнело. Я стал отчитывать себя, вспоминая о грехах, и стал думать, где эта беда настигла меня. И вспомнил тот взгляд на женщину. И после этого я уединился и стал ревностно просить Аллаhа о прощении. Я решил уединиться на 40 дней. [Во время этого удеинения] мне пришла в голову мысль: «Посети своего шейха аль-Джунайда», – и я отправился в Багдад. Когда я подошёл к двери его дома и постучал в неё, я услышал: «Входи, о, Абу ‘Амр! Ты совершил грех в ар-Рухба, и мы просим за тебя прощения здесь, в Багдаде»»8.

Однажды один богатый человек принес шейху Джунайду 500 дирхамов и сказал, что эти деньги – для учеников шейха. Шейх спросил его: «У тебя есть ещё динары?», – тот ответил, что у него еще много динаров. Шейх спросил: «Желаешь ли ты, чтобы их было ещё больше, или ты доволен тем, что есть?» – тот ответил, что жаждет увеличить своё состояние. Шейх сказал: «В таком случае, ты нуждаешься больше нас, так как мы не желаем из этого мира больше того, чем владеем». И он вернул деньги хозяину, отказавшись их принять.

Аль-Джунайд говорил:

«Если увидите суфия, которого заботит его внешний вид, знайте - его внутренний мир испорчен».

«К признакам того, что Аллаh гневается на Своего раба [относится] то, что Аллаh занимает его тем, что его не касается» 9[5].

Джунайд сказал о джихаде:

«Аллаh сказал: «Тех, кто приложил все усилия за Наше дело и терпел трудности за победу Нашей веры и религии, Мы поведём прямым путём к истине и благу»10.  Этим он сделал джихад условием наставления на истинный путь. Следовательно, наилучшие – те, кто более всех борется на Его пути, и самый обязательный из джихадов – это джихад с нафсом и с желаниями против шайтана и низшего мира. Кто станет бороться против этих четырёх, Аллаh направит на путь Его довольства, который ведёт к Раю. И кто оставил джихад, тот отошёл от наставления на путь истины в той же степени, в которой отошёл от джихада [с нафсом]«.

Аль-Джунайд сказал: «[Смысл этой суры в следующем:] Тех, кто боролся со своими желаниями и раскаялся ради Аллаhа, – Мы поведём их к путям искренности.

И  человек не может бороться с этим врагом внешне – эту борьбу он может вести лишь внутренне…»11.

Джунайд аль-Багдади совершил хадж 40 раз. На смертном одре он ревностно читал Кур`ан.

Аль-Джарири передал, что сказал ему: «О Абуль-Касым! Будь спокойней». Джунайд ответил: «О Абу Мухаммад! Знаешь ли кого-то, кто в этот миг нуждается больше в Кур`ане, ведь книга моих деяний закрывается».

Он завершил чтение одного хатма Кур`ана и затем начал заново, прочёл 70 Аятов суры Аль-Бакара и после этого перешёл в лучший из миров. Ибн Имад аль-Ханбали сказал: «Если бы стали говорить о его достоинствах, мы могли написать много томов [книг]».

Да ниспошлет Всевышний нам баракат приближенных к Нему людей, каким был великий Джунайд аль-Багдади, разыАллаhу Тааля анху.

Основные источники:

1.    Аль-Кушайри, Рисаля, сс. 148-150;

2.    Ибн Имад, Шазарат аз-Захаб, том 2, сс. 228-230;

3.    Аз-Захаби, Сияр А’лям ан-Нубаля’, том 11, сс. 153-155;

4.    Ибн ас-Субки, Табакат аш-Шафии аль-Кубра, том 2, сс. 260-275;

5.    Абдуль-Ваххаб аш-Ша’рани, «Ат-Табакат».

Добавить комментарий