УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ НУЖД

  Одной из важных обязанностей мужчины является полное материальное обеспечение семьи и решение насущных проблем. так как Всемогущий Аллах,в силу природных возможностей, возложил все это на плечи мужчин. В Коране повелевается: (смысл)
«Мужья над женами стоят (блюдя очаг их и сохранность за то, что Аллах одним из них дал преимущество перед другими, и также потому, что весь расход на содержание семьи) из их имущества исходит. А потому добропорядочные жены послушно преданы мужьям». «Ниса», 4/34
Словом «каввам» характеризуются такие мужчины, которые полностью обеспечиваю тсвою семью, ограждают ее от опасностей и бед, во всем помогают и выполняют всю тяжелую работу. Наряду с этим, данное слово имеет и значение «воспитатель своих супруг, стремящийся воспитывать их соответственно Божественным установлениям и законом человеческого общества и с этой цель»: держащий их под своим контролем». В другом аяте Корана Аллах повелевает следующее (смысл) :
«Ему же надлежит нести расход на добростойное питание ее и вещи». «Бакара», 2/233.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) делал все,что было его в силах, стараясь материально обеспечить свои семьи.
При этом он, подчеркивая, что все действия, совершенные с целью добычи пропитания для своей семьи, являются разновидностью поклонения и милостыни, говорил:
«Что касается средств, которые ты потратил на пути Аллаxа (те, на которые ты выкупил, а затем освободил невольников, те, которые дал в качестве милостыни; те, которые ты потратил на семейные нужды), то самый большой саваб (награда) тебя ожидает за средства, потраченные на свою семью». (Myслим, Закят, 39)
В длинном хадисе, переданном Са’д бин Аби Ваккасом (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), об­ращаясь к Са’ду, сказал:
«За все свои благие деяния, совершенные ради милости Аллаха пусть эт обудет даже кусок еды, который ты положил в рот своей супруги, за все ты получишь награду!» (Бухари, Иман,41; Муслим, Васаят, 5)
Следовательно, каждый мусульманин получит саваб (вознаграждение) за все усилия приложенные им для удовлетворения семейных нужд, за средства, которые он потратил на пропитание своей семьи; и каждый честно заработанный кусок будет есть в атмосфере счастья и покоя. Чтобы с радостью положить в рот супруги кусок пищи, как это упоминается в хадисе, в семье должна царить обстановка любви и согласия.

Все члены семьи должны обладать прекрасным характером и высокой нравственностью. Дабы завоевать сердце женщины и создать в семье обстановку, когда с удовольствием можно шутить с ней, необходимо относиться к своим домашним так же, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо он был очень внимательным к своим супругам, относился к ним очень вежливо и с любовью. Как рассказывала Айша (радыйаллаху анха):
«В те моменты, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) оставался со своими супругами наедине, он был самым добрым и улыбчивым человеком на земле». (Али аль-Муттаки, 7/222)
Чтобы прокормить свои семьи, за которые он был ответственен, он делал все, что было в его силах. Он старался, чтобы они никогда и ни в чем не испытывали нужды. При этом он отмечал, что лучше оставить свои семьи со значительным состоянием, чем они потом будут вынуждены просить у кого-либо помощи. (Бухари, Джанаиз, 36; Муслим, Васаят, 5)

Анас бин Малик (радыйаллаху анху), рассказывая о том значе­нии, которое Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал вопросу обеспечения своей семьи необходимыми продуктами, по­ведал такую историю:
«Как-то раз Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заложил одному из иудеев свою кольчугу и взамен взял для своей семьи немного овса. В этот момент я слышал, как он промолвил:
«Семье Мухаммада на день не хватает са пшеницы и одно­го са ячменя. Нет никаких сомнений в этом, так как у него ведь девять супруг». (Бухари, Бую, 14).

Обычно он кормил свои семьи тем, что продавал финики с сада, который когда-то принадлежал Бани Надир. С вырученных средств он сразу отделял столько, сколько было необходимо для годового пропитания, а оставшуюся часть средств отдавалв байтуль мал (государственную казну). Таким образом он поступал в течение всей своей жизни. (Бухари, Нафакат, 3; Муслим, Джихад, 49).
Для обеспечения своей семьи Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) завел верблюдов, которых отправлял на пастбища Ухуд и аль-Джамаа. Вечером, после выпаса, этих верблюдов доили, а молоком угощали гостей. А то, что оставалось после гостей, вместе с молоком утреннего надоя, делили между супругами Пророка (сал­лаллаху алейхи ва саллям). Кроме этого, Умму Саляма вспомина­ла,что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) для каждой сво­ей супруги выделил по одной верблюдице, имевшей свою кличку. Ему самому принадлежала верблюдица, дававшая больше, чем остальные, молока. Умму Саляма говорила, что в основном они питались за счет верблюдов и овец. (Ибн Са’д, 2/494-495).
Для каждой своей супруги Пророк (саллаллаху алейхи ва сал­лям) повелел построить по одной отдельной комнате. Таким обра­зом, каждую свою супругу он обеспечил жильем.
Подчеркивая, что пока глава семьи не сможет решить жилищную проблему своей семьи, он не сможет найти покоя, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Три вещи делают человека счастливым: «Богобоязненная жена, хороший дом и хорошее средство передвижения». А что касается трех вещей, делающих человека несчастным, то это плохая жена, плохой дом и плохое средство передвижения». (Ибн Ханбаль, 1/168).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), посланный как милость мирам, старался материально обеспечить свои семьи не только при своей жизни, он беспокоился и за то, чтобы после его смерти они не испытывали нужды.
Поэтому он, подчеркивая свою ответственность за них, говорил:
«Один из вопросов, который огорчит меня после смерти, это ваши проблемы». (Тирмизи, Манакиб, 25).

Когда перед его благородными супругами встал вопрос — выбирать земные прелести или же вечную жизнь, они без колебаний предпочли вечную жизнь на том свете. Поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не собирал средства и не копил деньги.
Только для того, чтобы им после его смерти хватало на жизнь, и они не испытывали нужды, он каждой супруге завещал по 80 васк фиников и по 20 васк пшеницы. (Ибн Са’д, 8/56; 69; 127)
Глава семьи обязан обеспечивать материальные нужды каждого члена семьи. А что касается тех, кто, чрезмерно предаваясь религиозным поклонениям, стал пренебрегать своими прямыми обязанностями, то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал их таким образом:
«Главе семейства, забывшему о своих обязанностях, перед людьми за которых он ответственен, этого достаточно как грех. (Муслим, Закят, 40; Абу Дауд, Закят, 45).
Хавла бинти Хаким, супруга Усмана бин Маз’уна, всегда красиво одевалась. Но однажды она пришла к Айше (радыйаллаху анха) в неказистом платье. Благородная Айша с удивлением спросила у неё:
Почему ты так одета? Та ответила:
— Мой муж все ночи напролет совершает намаз, а целыми дня­ми соблюдает пост.
Вэто время в дом зашел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), и Айша поведала ему об этом. Он тут же пошел к Усману и сделал ему следующее замечание:
«Усман, нам (мусульманам) монашество не предписано. Раз­ве я не являюсь для тебя примером? Клянусь Аллахом, я среди вас больше всех боюсь Всевышнего и больше всех уделяю внимание Божественным законам!» (Ибн Ханбаль, 4/266; Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/291).
Как выражение безграничной милости, Всемогущий Господь принимает наши старания по обеспечению своих семей как одну из разновидностей религиозного поклонения. Все семейные расходы считаются своеобразной милостыней (садака) на пути Аллаха. Поэтому все, на чьих плечах лежит обязанность обеспечивать свои семьи, свои труды могут рассматривать как один из видов поклонения и стремиться к этому согромной радостью и желанием. Но при этом не стоит впадать в крайности и все свободное время уделять лишь земным заботам. Необходимо всегда помнить и о других обязан­ностях мусульманина. Нельзя забывать обренности этой жизни и о Судном дне. Ограниченное время, отпущенное намв этой жизни, нужно правильно распределить и сделать источником радостии счастья как в этой, так и в той, потусторонней жизни.

Добавить комментарий