Кыргызстандагы Mostbet KG – бул бир платформага бириктирилген букмекердик кеңсе жана онлайн казино. Спорттук мелдештер, саламдашуу бонустары, бекер коюмдар, бекер айлануулар жана тез акча алуулар үчүн ылайыктуу иш-чаралар бул кызматты башкалардан айырмалап турат. Букмекердик конторанын технологиялары Мостбет мобилдик тиркемесинин аркасында иш столунда да, смартфондордо да ойноого мүмкүндүк берет. Келиңиз жана жеңиңиз!
ма468  31. ТАХА АЛЬ-ХАККАРИ-куддиса сирруху-

 
Он был высокого роста, круглолицым, с пышной бородой. У него был широкий лоб, густые
широко расставленные брови, большие черные глаза. Из-за постоянного пребывания в муракаба
его шея согнулась, отчего голова всегда была склонена вперед. От лица его исходил свет и чистота, слова впечатляли, а глаза и взгляд были проницательными. Видевшие любовь на его лице становились серьезными, проникались к нему уважением и доверием.
Тридцать первым в золотой цепи преемников стал уроженец Юго-Восточной Анатолии, провинции Хаккари, потомок рода Абдулькадира Гейлани, Таха бин Мулла Ахмед, прозванный
«Шихабуддин» или «Имамуддин».
Свое первое религиозное образование он получает от своего отца. Еще в раннем детстве выучивает Коран наизусть. После чего приобретает знания у известных ученых того времени в
медресе Багдада, Сулеймании, Керкука и Эрбиля. Вскоре, наряду с аттестацией о религиозном
образовании, он получает знания по литературе и некоторым наукам.

Его вступление на путь тасаввуфа

Вступление Тахи аль-Хаккари на путь тасаввуфа происходит благодаря его дяде Абдуллаху Шемдинли. Именно он рассказывает Мавляне Халиду Багдади, который был его близким другом, а затем и муршидом, о своем племяннике Тахе аль-Хаккари. Тогда Мавляна Халид просит привести его на встречу с ним. Начавшееся таким образом знакомство по прошествию некоторого времени и получению знаков из намаза истихара заканчивается приобщением к тарикату. И уже через очень короткое время (80 дней) Таха аль-Хаккари, благодаря высоким способностям и огромной духовной силе Мавляны Халида, заканчивает путь своего духовного становления и совершенствования (сейру-сулюк) и направляется для духовного наставничества в селение Бердесур провинции Хаккари. А его дядя Абдуллах Шемдинли был наставником в местечке Баглар или Нехри, что в Шемдинли. Поэтому многие не могли понять, почему двух муршидов послали в селения, так близко стоящие друг к другу. Однако после того как некоторое время спустя Абдуллах Шемдинли умирает, мудрость такого решения становится очевидной. После смерти своего дяди Шейх Таха переезжает в Баглар и продолжает наставническую деятельность дяди.
Таха аль-Хаккари на протяжении более сорока лет продолжал свое служение в Багларе.
Слава о нем доходит до Кавказа, Ирака, Сирии, Египта, Ирана, Анатолии и Балкан. И даже когда в 1853 году между Османами и Россией началась война, именно Шейх Таха и его брат Шейх Салих вместе с известным дагестанским суфием и муджахидом Шейхом Шамилем воевал против
русских войск, ведя за собой народ Хаккари и Азербайджана.
По сравнению с тем, как выглядит полуразрушенный Баглар сегодня, тогда, во времена Тахи аль-Хаккари, это был прекрасный Османский городок с 16000 населением, своими мечетями, текке, управлением, магазинами, банями и каравансараями.

Один день из жизни шейха Хаккари

Дома Таха аль-Хаккари вставал ночью на намаз-тахаджуд и до призыва на утренний намаз выполнял вирд и совершал зикр. Во время азана он заходил в текке, с джамаатом совершал утренний намаз и до времени кушлук (между восходом и полуднем) находился в текке. Каждый день он занимался мюридами и учениками, которые жили в текке, решая их проблемы. Текке и её окрестности всегда были полны посетителями, и поэтому вся жизнь жителей Баглара была так или иначе связана с жизнедеятельностью его текке.
После намаза аль-‘аср совершался большой «хатм хаджеган». После хатм хаджеган читали Мактубат Имама Раббани. Чаще всего Мактубат читал один из преемников, а Шейх Таха, при необходимости, давал толкование. Ужинали они чаще всего перед вечерним намазом, чтобы между вечерним и ночным намазом никто не думал о еде. Со своими дервишами, вступившими на путь духовного становления и совершенствования (сейру-сулюк), Шейх Таха сам проводил часы «таваджжух» (рабита-мухаббат) со своими мюридами. 

Его отношение к правителям и простым людям

Он никогда не обделял вниманием никого из людей, невзирая на то, из каких слоев населения они были, навещая их и помогая им в трудностях. Следуя наставлению своего шейха, он поддерживал отношения с государственными служащими лишь в случае крайней необходимости. Говорится, что правитель Ирана Мехмед Шах увидел сон и после него перешел в

ахли-сунна. Затем он попросил Таху аль-Хаккари, слава которого распространилась до Ирана, прислать ему одного учителя. На это тот посылает к нему своего преемника по имени Шах Абдуррахман. Оставшись довольным отзывчивостью шейха и услужливостью посланного им преемника, Шах дарит Шейху Тахе целых два Иранских селения. Но Шейх Таха не принимает этого и пишет Шаху письмо: «Я житель Османского государства. Поэтому оно заботится об обеспечении необходимым меня и моей семьи. Я благодарю вас за внимание и прошу извинить за то, что не могу принять ваш подарок».
Огорченный тем, что дары его были отвергнуты и, посоветовавшись на этот раз с Абдуррахманом Эфенди, Шах посылает к Шейху Тахе представителя с письмом: «Если вы не принимаете эти два городка, то примите хотя бы две небольшие деревни». Помимо этого, он дарит шейху посох, украшенный драгоценностями, и дорогую джуббу. Шейх и на этот раз не принимает отданные ему во владение деревни, а делает их всеобщим достоянием (вакфом). А к посоху и джуббе даже не притрагивается. Неким образом узнавший об этом Османский правитель Абдульмаджид Хан остался очень доволен таким поступком шейха, а шейх передал ему посох и джуббу.

Его наставничество и метод

В тасаввуфе существует правило: «Арифу достаточно намека».

Именно поэтому Таха аль-Хаккари использовал в своем наставничестве метод не прямого, а косвенного наставления, или наставления знаками и указаниями. Так, одному из своих преемников он говорил: «Вначале дайте народу знак. Если это не помогает, то скажите им. А от тех, которые этого не понимают, отвернитесь…»
Хадис Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Один ракаат намаза, совершенный с использованием мисвака, превосходит в семьдесят раз один ракаат намаза, совершенного без использования мисвака»
(Ибн Ханбаль, VI, 272) Таха аль-Хаккари толковал так: «Слово «сивак» (мисвак), которое используется в хадисе, означает не только щетку для зубов, но и арабское местоимение «сивак», что означает «без тебя самого». А поэтому значение хадиса таково: «Один ракаат «без тебя самого», думая только о Господе, превосходит в семьдесят раз ракаат намаза, в котором ты думал о себе».
Рассказывается, что в кладовую Шейха Тахи однажды ночью пробрался вор. И когда тот, взвалив на плечи мешок с мукой, уже собирался уходить, выяснилось, что он не в силах его поднять. Тогда он, открыв мешок, отсыпал немного муки. Но и на этот раз он не смог его поднять.
И когда он, высыпав из мешка достаточно муки, уже собирался уходить, в кладовую вошел Таха аль-Хаккари. Схватив мешок сзади, он сказал: «Позволь помочь тебе, сынок, вижу тебе тяжело его нести». Услышав шаги и голос шейха, вор не на шутку испугался. Почувствовав это, Шейх Таха продолжал: «Давай я помогу взвалить мешок тебе на плечи, но смотри, не попадись на глаза наших людей. Ведь тогда тебе не поздоровится. И впредь, если у тебя будет какая-нибудь нужда, приходи к нам. Позволь нам быть тебе помощником».

Вор, столкнувшись с таким благосклонным великодушием, смутился и, попросив у шейха прощения, стал его мюридом.

Его кончина

На сорок втором году наставнической деятельности (1269/1853) Таха аль-Хаккари вместе со своими мюридами вышел на прогулку. Во время сохбета шейху передали два письма из Сирии, которые он велел читать своему зятю Абдуллаху Эфенди. После этого он сказал: «Да, слава – этопогибель. Приблизилось и наше время отправляться в странствие вечности. И нам от мирского ничего не осталось» и со своими мюридами вернулся обратно. По возвращении он почувствовал себя плохо. На двенадцатый день своей болезни он, собрав всех своих родственников и мюридов, попрощался с ними. Во время намаза аль-’аср его душа возвратилась к Господу (1269/1853).
Могила его находится, в селении Баглар, которое относится к району Шемдинли провинции Хаккари. Он был похоронен рядом со своим тестем, который был судьей Баглара, и своим дядей Абдуллахом Шемдили. Хотя над могилой его дяди уже был возведен купол, он не пожелал, чтобы после его смерти над его могилой воздвигли еще один.
Таха аль-Хаккари воспитал многих преемников. Именно воспитанные им преемники сталипредставителями Халидийской ветви Накшибандийского тариката во всей Юго-ВосточнойАнатолии, Ираке и Сирии. Воспитанниками его стали Таха аль-Харири и Сайид Фахим Арваси –шейх Абдульхакима Арваси, который воспитал Наджиба Фазыля.

Источники:
аль-Хадаикуль-вардиййа, стр. 260; Наджип Фазыл, Алтын Сильсиля, стр. 328-331; Ислам Алимлери Ансиклопедиси, XVIII, 246-257; Сеййид Таха-и Хаккари, Издательство Хискав.

от admin

Добавить комментарий