ОБСУЖДЕНИЕ (ИСТИШАРА) НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ С СУПРУГАМИ

  Кто советуется с другими, тот после никогда не жалеет.
Хайсами, 2/280.
Слово «Истишара» с арабского языка переводится как «получение меда из пчелиных ульев». Другое значение этого слова – высказывать свое мнение, давать советы, искать истину и для этого спрашивать совета у других.
Опрос людей, сбор информации и различных взглядов по какому-либо вопросу напоминает сбор пчелами пыльцы из различных цветков и изготовление меда. Всемогущий Аллаh, обращаясь к Пророку Мухаммаду (салляллаhу’аляйхи ва саллям) и подчеркивая важность спрашивания советов повелел (смысл):
«В (земных) делах прислушивайся к ним, а если что решился сделать, свои надежды на Аллаhа возложи. Поистине, благоволит Он к тем, кто на Него надежды возлагает». («Аль Имран»  3/159).

Перечисляя все награды и блага, которых удостоятся истинные правоверные, наряду с иманом, упованием на Его волю, благочестием и  контролированием себя во время приступов гнева, совершением намаза и беспрекословным выполнением Божественных предписаний, Аллаh указывает и на такую их черту, как «Дела свои (ведет) по совещанию (с другими)» («Шура», 42/38). Тем самым Господь еще раз акцентирует внимание на важности совета с товарищами и со старшими.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря:
«Кто делает истихару, тот никогда не испытает поражения, кто делает истишару, тот после никогда не жалеет, и тот, кто соблюдает умеренность в своих тратах, никогда не станет бедным» (Хайсами, 2/280), еще раз указывает на то, что спрашивание совета намного уменьшает вероятность ошибок и всегда успокаивает человека.
Однако хотелось бы подчеркнуть, что люди, у которых спрашивают совета, должны для этого обладать определенными качествами и знаниями. Ибо Умму Саляма (радыйаллаху анха) вспоминала следующие слова Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Тот человек, с которым советуются, должен быть надежным!» (Тирмизи, Адаб, 57)
Из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) можно привести множество фактов, показывающих, насколько огромное значение он уделял консультациям. Впоследствии Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил:
«Кроме Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), я в своей жизни не видел никого, кто бы так много советовался с товарищами». (Тирмизи, Джихад, 35)
Также Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) учил, чтобы в вопросах, касающихся женщин, обязательно советовались с ними. Вот несколько Хадисов, в которых говорится об этом:
«Непременно советуйтесь с женщинами, особенно когда вопрос имеет к ним прямое отношение».
(Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/15)
«Нельзя выдать вдову замуж, пока не поговоришь с ней. Не получив согласия девственницы на брак, нельзя отдавать ее в жены!» (Муслим, Никах, 64)
Кроме того, известен и такой Хадис:
«Насчет девочек советуйтесь  со своими женщинами!» (Абу Дауд, Никах, 22-23)
То есть, он хотел сказать, что пока жены не выскажут своего мнения, не выдавайте замуж их дочерей.
В Кур`ане о необходимости совета и вынесения общего решения сообщается следующее (смысл):
«И если оба пожелают с согласия меж ними и совета ребенка от груди отнять, на них греха не будет». («Бакара», 2/233)
Если, как указывает этот Аят Кур`ана, родители по обоюдному согласию приходят к какому-либо решению, то намного уменьшатся вероятность ошибки. И если даже они примут неверное решение, только за то, что они сначала, согласно религиозным предписаниям, посоветовались друг с другом, они освобождаются от ответственности.
При внимательном изучении жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) мы видим, что в вопросах, имеющих отношение только к нему и к членам его семьи, он всегда советовался с домашними и близкими.
В действительности Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) как Посланник Господа не нуждался в советах и
взглядах других людей, ибо он получал Божественные откровения, постоянно виделся с ангелом Джабраилом (алейхиссалям). Но он, советуясь с окружающими, хотел обратить внимание мусульман на важность спрашивания совета и мнения окружающих. Как известно, он сначала сам выполнял все Божественные повеления, и только потом требовал этого от других.
Даже если он не советовался с супругами, он всегда анализировал и серьезно обдумывал их предложения и возражения. И если все соответствовало религиозным предписаниям, он никогда не возражал им.
Например, именно его супруга, благородная Хадиджа (радыйаллаху анха), предложила выдать дочь Зайнаб за Абуль Аса. Сподвижник, рассказавший эту историю, говорил, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не противоречил Хадидже». (Хайсами, 9/213) Тем самым он сообщил нам о прекрасном характере Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
В тяжелые и сложные дни, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) только узнал о возложенной на него пророческой миссии, он первым делом рассказал обо всем своей супруге Хадидже, посоветовался с ней. Она сразу же успокоила его, пояснив, что к нему явился ангел, и повела его к своему дяде Вараке (Бухари, Бадул Вахи, 1)
Когда в результате происков и козней мединских лицемеров произошла печальная история, всем известная под названием Ифк, (Во время одного из походов Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сопровождала его супруга Айша (радыйаллаху анха). На привале Айша (радыйаллаху анха) сошла с верблюда по нужде. А когда она вернулась, каравана на месте не обнаружила. Оказалось, что погонщики, не посмотрев под балдахин, посчитали, что она на месте, и погнали ее верблюда. Она в одиночестве осталась в пустыне, и по воле Аллаhа на нее наткнулся один из сподвижников Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он и привез ее в стан. Однако лицемеры стали злословить по этому поводу, и история получила широкую огласку. Когда слухи дошли до Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), он сильно огорчился. Пророк (салляллаhу’аляйхи ва саллям) попал в тяжелое положение.
Он испытывал значительные трудности и, стараясь вынести правильное решение, посоветовался с одной из своих супруг, Зайнаб бинти Джахш, и служанкой Айши по имени Барира. (Бухари, Шахадат, 16) Именно их мнение помогло в разрешении конфликта.
Об этом сама Айша (радыйаллаху анха) поведала следующее:
«Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сам решил дойти до истины и стал расспрашивать обо мне у Зайнаб бинти Джахш. Он спросил у нее:
— Зайнаб, что ты знаешь об этой истории? Она ответила:
— О Посланник Аллаhа! Я стараюсь оберегать свой слух от разговоров о том, чего сама не слышала. Я стараюсь оберегать свой взор от всего, что не видела. Об Айше я могу сказать только хорошее.
(В виду ряда особенностей, среди которых было и благородное происхождение, и красивая внешность, Зайнаб была моей соперницей, однако благодаря богобоязненности и благочестию Аллаh удержал ее от Враждебности ко Мне)».
(Бухари, Шахадат, 15, 30; Муслим, Тауба, 56)
После заключения мирного соглашения при Худайбии многие мусульмане открыто стали выражать свое недовольство. На повеление Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) «Совершайте жертвоприношение, снимайте с себя ихрам (одежды паломников) и обрезайте волосы на головах» они реагировали нехотя. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно рассердился и в этом состоянии вошел в шатер своей супруги Умму Салямы.
Увидев его рассерженный вид, она спросила у него:
— О Посланник Аллаhа! Что случилось с вами?
Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал ей следующее:
Как это меня поразило, о, Умму Саляма! Несколько раз я повелел верующим: «Совершайте жертвоприношение, снимайте с себя ихрам и обрезайте волосы на головах». При этом они прекрасно слышат меня, отчетливо видят, однако ни один из моих людей не спешит выполнить мое приказание.
В ответ Умму Саляма дала ему такой совет:
О Посланник Аллаhа! Если ты желаешь, чтобы они выполняли твое приказание, вставай и иди к людям.
Не говоря никому ни слова зарежь верблюда для жертвоприношения и, вызвав к себе брадобрея, прикажи обрезать тебе волосы. Увидев твои действия, правоверные обязательно последуют за тобой.
Следуя совету супруги,  Мухаммад (саллаллаху алейхи  ва саллям) пошел и зарезал верблюда,  подстригся. Заметив его действия, сподвижники сразу встали и приступили к совершению жертвоприношений. Потом они стали друг другу обрезать волосы.
(Бухари, Шурут, 15)
Высокая нравственность и прекрасный характер обладают удивительными особенностями  мгновенно  подчинять окружающих в трудные минуты и ослаблять волю и противостояние людей.
Даже перед своей кончиной Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям),  который есть усваи хасана (прекрасный образец для подражания) продолжал оставаться совершенным человеком и продолжал проявлять свои высокие духовные качества. Даже в минуты усиления болезни, когда от острой боли казалось, лопнут вены, он продолжал советоваться с супругами.
Он не забыл попросить у них прощения за всевозможные обиды, которые бывают в каждой семье. Тем самым он еще раз показал, что такое настоящая справедливость.
Однажды во время болезни он вызвал к себе всех своих супруг и попросил их согласия перейти в дом Айши. Сначала он спросил:
— Где я нахожусь?
Они сообщили ему о месте его нахождения (то есть, в доме какой из супруг он находится в данное время). Некоторые из жен сказали:
-  Посланник Аллаhа желает оставаться только у дочери Абу Бакра Айши.
Все присутствующие не стали возражать и единогласно вынесли решение перенести его в дом Айши. И тут же сказали Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям):
— О Посланник Аллаhа! Мы все согласны с тем, что вы останетесь в доме Айши. Все мы являемся сестрами, поэтому не ревнуем друг к другу.
Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у них:
— Вы действительно согласны с этим?
Они все ответили утвердительно. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял свою накидку и с помощью близких родственников направился в дом Айши.
Вспоминая тот момент, благородная Айша рассказывала следующее:
«Когда болезнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) усилилась, он попросил у остальных супруг разрешения постоянно оставаться у меня дома. Они не стали отказывать ему. И только после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), опираясь с одной стороны на Аббаса (радыйаллаху анху), а с другой на одного из мусульман, пошел в мой дом». (Бухари, Тыбб, 22)
Причиной столь глубокой любви, которую Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) питал к Айше (радыйаллаху анха), являлся ее блестящий ум и поразительные способности, благодаря чему она прекрасно понимала сокровенный смысл Божественных откровений.
Из книги Осман Нури Топбаш «Лучший пример. Самый прекрасный человек»

Добавить комментарий