ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАШЕГО ПРОРОКА СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ

  На свете нет ничего такого, кроме брака, что усиливало бы чувство любви.
Ибн Маджа, Никах, 1

Семья представляет собой такой способ взаимоотношений, который, согласно Воле Аллаhа, служит средством для продолжения человеческого рода. Развитие человечества на Земле началось с Пророка Адама (алейхиссалям), а достигло своего совершенства во времена жизни Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), ибо только он является олицетворением духовного и нравственного совершенства. Абсолютный Владыка всего сущего – Всемогущий Аллаh – все сотворил согласно определенной цели и задаче. Начиная с различных особенностей женщин и мужчин, которые взаимно дополняют друг друга, и кончая чувствами и взаимным тяготением, которые они испытывают, включая пути удовлетворения желаний, – все это сделано со строго определенной целью.

Если все это используется в законных и дозволенных рамках, человек не испытывает дискомфорта и получает как физическое, так и духовное удовлетворение, живет в гармонии и в покое. И этот, и потусторонний мир для него райский сад. Но если физическое и духовное влечение использовать в корыстных целях, считая сиюминутные наслаждения за счастье, нарушая при этом Божественные законы и религиозные предписания, то это еще в этой жизни приведет к различным проблемам и психологическим расстройствам.

Чувства, которые, вследствие Божественных канонов, поставленных во Вселенной, испытывают друг к другу мужчины и женщины, подкреплены различными желаниями и влечениями, вожделениями и страстями. Всемогущий Аллаh дал все это людям в полном соответствии с природой человека.

Но при этом удовлетворение желаний Он поставил в определенные рамки и повелел соблюдать предписанные законы. Другими словами, самый прекрасный брак – это брак, заключаемый согласно Сунне Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Все другие виды отношений, не соответствующие законам Ислама, считаются противозаконными и безнравственными, ибо они приводят людей только к разочарованиям, последствия таких отношений носят плачевный характер. Во всей Вселенной правят законы Аллаhа – Абсолютного Владыки всего сущего. И как только индивид преступает начертанные границы, он лишается возможности совершения правильных поступков.

С другой стороны, человек по своей природе существо социальное и поэтому он вынужден жить в обществе себе подобных. Ибо этого требуют потребности и слабости человека. И самым важным звеном в этой системе является семья. Господь сотворил мужчину и женщину такими, что они всегда испытывают потребность друг в друге, и без удовлетворения этой потребности невозможно обрести настоящее умиротворение и покой. Женщины по своей природе более склонны к воспитанию детей, но при этом они менее терпеливы и не так выносливы, как мужчины. Женщины гораздо стыдливее и значительно превосходят мужчин в способностях к домашним и хозяйственным делам. Они очень привязаны к домашнему очагу, более покладисты и сговорчивы по сравнению с мужчинами. Что касается мужчины, то он превосходит женщину по умственным способностям, большее внимание уделяет делу чести, готов броситься навстречу любой опасности, проявляет спокойствие и хладнокровие в тяжелые минуты.

Мужчины гораздо ревнивее женщин. Исходя из всех изложенных особенностей, мужчины и женщины всегда испытывают потребность друг в друге. В противном случае нормальная, полнокровная жизнь практически невозможна. На это указывают следующие Аяты Кур`ана: «Они — одежда вам, а вы — одежда им». «Бакара», 2/187 «Мы парами создали вас». «Наба», 78/8. Желая, чтобы его последователей было как можно больше, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Никях (брак) является моей Сунной. Кто не станет следовать моему учению тот не из нас. Женитесь! Ибо в Судный День я буду гордиться большим количеством своих последователей. У кого есть возможности, пусть женится! А кто не имеет, тот пусть соблюдает пост, ибо пост для него является щитом». (Ибн Маджа, Никах, 1)

Однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий человек и задал ему такой вопрос:

- О Посланник Аллаhа! Для женитьбы я нашел благородную и красивую женщину, однако она бесплодна и не может рожать детей. Жениться мне на ней или нет?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

- Нет, не бери ее в жены!

Этот же человек пришел во второй раз и получил вышеприведенный ответ. И когда он пришел в третий раз, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

- Женитесь на Вадуд (сильно любящая) и на Валуд (много рожающая), ибо я в Судный День буду гордиться количеством Своих последователей!
(Абу Дауд, Никах, 3; Насаи, Никах, 11)

Всемогущий Аллаh окружил брак завесой таинственности и загадочности. В браке заключен баракат (благость), достоинство и радость. Благодаря институту брака в обществе царит мир и порядок, индивид оберегает себя от запретных и беспорядочных снязей и тем самым ограждает и себя и других от нежелательных последствий незаконных отношений.

Благодаря браку отношения между мужчиной и женщиной приобретают своеобразную эмоциональную окраску, возрастает и усиливается взаимное притяжение. Хорошо зная психологию человека, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для тех, кто любит друг друга, нет на свете ничего такого, кроме брака, что способствовало бы усилению чувства любви». (Ибн Маджа, Никах)
1) Брак ограждает от необдуманных поступков не только отдельного человека, но и общество в целом. Ибо так устроен этот мир: когда люди добродетельны, значительно улучшается морально-нравственный климат в обществе. Подчеркивая это, Мухаммад (cаллаллаxy алейхи ва саллям) говорил:
«Если религиозный и порядочный человек попросит руки вашей дочери, не отказывайте ему. Если вы не станете поступать таким образом, на земле умножатся смуты и волнения». (Тирмизи, Никах)

3) Целью брака в Исламе является организация такого образа жизни, при котором как мужчина, так и женщина находят покой и умиротворение, продолжается род. Мудрость, заключенная в браке, способствует тому, что люди избегают совершения грехов и легко не вступают в незаконные виды связи. Что касается наслаждения и сладости брачных отношений, то это является проявлением Божественной милости к Своим творениям. Аллаh все устроил таким образом, что мужчины и женщины всегда испытывают друг к другу взаимное притяжение, вследствие чего они стараются быть всегда вместе. В Кур`ане сказано: «И из Его знамений — то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям», «Рум», 30/21.

Эти Божественные знамения Джалалятдин Руми, следуя, как всегда, своей школе, объясняет следующим образом: «Господь сотворил женщин прекрасными, но каким образом можно избежать их чар? Однако хотелось бы заметить, что Он сотворил женщин и мужчин для того, чтобы они нашли умиротворение и покой друг в друге. Раз дело обстоит таким образом, то как можно Адама (алейхиссалям) отделить от Хаввы (Евы)? Если даже мужчина станет достославным Рустамом, если он сможет обойти в славе и храбрости Хамзу все равно он пленник Своей Супруги!» (Маснави, стих, 2425-2427)

Как проповедуется учением Ислама, самым совершенным и прекрасным местом, где спокойно может жить и развиваться человек, является семья. Хорошее воспитание и образование можно получить только в семейном кругу. Благочестие и богобоязненность, любовь к Аллаhу и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) прививаются именно в семейном кругу. Благодаря семейным узам из поколения в поколение передаются язык, религия, культура, взгляды и системы воззрений. Целые народы зарождаются в семье и потом из семьи же покидают историческую арену. Исходя из большего значения семьи, честные и глубоко религиозные люди прилагают все силы, чтобы укрепить семейные узы. И напротив, враги человечества делают все, что в их силах, чтобы разрушить очаги покоя и любви.

Ислам как религиозная система был ниспослан соответственно природе человека и призывает к истине того же человека. Можно выразиться и по-другому: «Ислам – это карта человеческой жизни». Ислам рассматривает каждую деталь человека, каждую строну его жизни. И подробно разъясняет все, что необходимо для устроения счастливой жизни. Это система, благодаря которой индивид может достичь Райских садов, лицезреть Аллаhа в Раю. Поэтому каждый обязан непреклонно следовать его учению и не нарушать его положения, которые самым ярким образом воплотились в жизни и деятельности Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Следовательно, чтобы обрести вечное счастье, необходимо стремиться создать такую семью, которая основана на установлениях Ислама, переданных человечеству благородным Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).
Из книги Осман Нури Топбаш «Лучший пример. Самый прекрасный человек»

Добавить комментарий