МЯГКИЙ НРАВ ПОСЛАННИКА АЛЛАhА

  Посланник Аллаха — салляллаху аляйхи ва саллям- был самым добрым из всего рода человеческого (Müslim, Hac, 137).
Мать правоверных Айша — радыйаллаху анха — говорит:
“Никто не обладал более прекрасным нравом, чем Он. Если кто-нибудь из сахабов или из семьи звал Его, тут же отвечал: «Да, слушаю». И поэтому снизошел священный аят от Всевышнего Аллаха (смысл) :
“И, поистине, ты — человек превосходного нрава” (Аль-Калям, 4)” (Vâhidî, s. 463)Наш господин — саллаллаху алейхи ва саллям — ни разу в жизни не мстил из- за обид собственного нафса.
Досточтимая Айша — радыйаллаху анха — так описывает некоторые стороны Его души, исполненной доброты, милости и милосердия:
“Он никого не стыдил, на зло отвечал не злом, а прощением и доброжелательным отношением, сторонился злого и плохого. Ни разу не мстил лично за себя. Ни одного пленного раба или слугу, и даже ни одно животное не то что не ударил, но даже не смел прикоснуться без права…”[32]
Досточтимый Анас — радыйаллаху анху — рассказывал про Него:
“Я ни разу не прикасался ни к шелку, ни к атласу, который был бы более нежен, чем руки Посланника Аллаха. Не вдыхал аромат духов, более приятный, чем запах Посланника Аллаха. В течение целых десяти лет я служил нашему господину. Ни разу Он мне не сказал: «ах»! Ни разу не сказал: «Почему ты так сделал»? – из-за того, что я что-то сделал. И ни разу не сказал: «Разве не мог ты сделать вот так»? – из-за того, что я что-то не сделал” (Buhârî, Savm 53, Menâkıb 23; Müslim, Fezâil 82).
Посланник Аллаха однажды похвалил одного сподвижника такими словами:
“В тебе есть два прекрасных качества, любимых Аллахом: мягкосердечие и предусмотрительность” (Müslim, Îmân 25, 26).
Один бедуин справил малую нужду в Мечети Пророка. Сахабы[33] тут же начали его ругать. Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям – остановил их:
“Оставьте человека в покое. Вылейте на это место ведро воды. Вы посланы чтобы облегчать, а не создавать трудности” (Buhârî, Vudû’ 58, Edeb 80).
Потом мягко и ласково объяснил этому человеку значение мечетей и приличия, которые в них надо соблюдать.
Анас – радыйаллаху анху – рассказывает:
“Я шел вместе с Посланником Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям. На нем была хирка[34] из ткани, сделанной в Наджрани, с жесткими краями. Один бедуин догнал Посланника Аллаха и сильно дернул за хирку. Я увидел, как жесткий край шейной части хирки сдавил Его горло. Затем бедуин сказал:
“Эй, Мухаммад! Прикажи из имеющегося у тебя на руках имущества выделить и мне!”
Наш Господин, Гордость миров, повернулся к бедуину и улыбнулся. Затем повелел, чтобы ему дали некоторое количество имущества (Buhârî, Humüs 19,
Libâs 18, Edeb 68; Müslim, Zekât 128). Наверное, Его великие успехи в деле распространения религии были обусловлены этими Его высокими качествами. Всевышний Аллах так говорит о совершенстве Господина Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям:
فَبِمَا رَحْمَةٍ مِن اللَّه اااِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظّ غَاليا ااظَ الْقَلْبِ لَنْفَضّوا مِنْ حَوْلِك
“По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [ Мухаммед] простил им.
Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя” (Али Имран, 159)
И в самом деле, жестокие люди того времени расплавились, как свечи, перед благородством Его личности, его мягким и добрым нравом, терпением и прощением; спаслись из цепких объятий дикости и злонравия; сплотились вокруг Него, как мотыльки собираются на свет. Ведь Он хотел, чтобы люди не страдали, а вели праведную жизнь. Он олицетворял не наказание, а милость.

Comments are closed.