СПОДВИЖНИК АЛИ ИБН АБУ ТАЛИБ

  Сильные не осмеливались совершать дурное при нём, слабые не теряли надежду на его справедливость

Сподвижника Али (да будет доволен им Аллах) любят Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

Он стал мусульманином в семь лет. Участвовал во всех сражениях, кроме сражения при Табуке. Обладатель обширных знаний. («Табакату ибн Сад», т. 2, стр. 338).

От Сахла ибн Сада сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Завтра я отдам это знамя тому, через кого Аллах откроет крепость Хайбар. Он любит Аллаха и Его посланника, и Аллах и Его посланник любят его». Люди провели ночь в раздумьях, кому же будет вручено знамя. Утром все пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), и каждый надеялся, что знамя будет дано ему. Но Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Где Али?» Ему ответили: «Посланник Аллаха, он жалуется на боль в глазах». Пророк (мир ему и благословение) послал за ним человека, и когда Али (да будет доволен им Аллах) пришёл, Пророк (мир ему и благословение) снял боль своей слюной и сделал дуа, он выздоровел, словно никакой боли и не было. Затем отдал ему знамя. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я буду сражаться с ними до тех пор, пока они не станут подобно нам [мусульманами]».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отправляйся не спеша, пока не достигнешь их, затем призывай их к Исламу, расскажи им о том, что Всевышний вменяет им в обязанность. Клянусь Всевышним, наставление тобой одного человека лучше для тебя, чем красные верблюды». («Сахих Аль-Бухари», № 3009»)

От Са’да ибн Вакаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), отправляясь в сражение «Табук», оставил Али (да будет доволен им Аллах) дома, не позволив участвовать в схватке. Али (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха! Ты оставишь меня среди женщин и детей?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Разве ты не доволен быть по отношению ко мне, подобно Харуну (мир ему) по отношению к Мусе (мир ему), разве только после меня нет пророка (имамы Аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Всевышним, уверил меня Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказав, что поистине ненавидит меня только лицемер, и кто любит меня, тот верующий».

Муавия обратился к Зирару ибн Замрату: «Опиши мне Али». Зирар ответил: «Клянусь Всевышним он был очень сильным, правдивым, правосудным, знания изливались из него, был он изрекавшим мудрость, отчуждённым от этой жизни, искал радость в совершении намаза в ночной темноте, много размышлял, отчитывал себя. Ему нравилась одежда грубого покроя, затвердевшая еда, он возвеличивал людей религии, любил бедных, сильные не осмеливались совершать дурное при нём, слабые не теряли надежду на его справедливость. Однажды я увидел его ночью, он держал себя за бороду, плакал и говорил: “О, дунья, мне ли ты выставляешься, меня ли завлекаешь? Обманывай других! Я трижды даю тебе таляк, безвозвратно. Дунья, ты коротка и ничтожна, риск, связанный с тобой велик. В опасности пребывает тот, у кого мало запаса [благих дел], а путь далёк и опасен”. Муауия заплакал и сказал: “О Аллах, прости Абуль-Хасана”».

Речь сподвижника Али (да будет доволен им Аллах)

– Благо не в умножении имущества и увеличении количества детей, благо в увеличении благих поступков и преумножении знании. Нет блага в этом мире, кроме как в двух людях: человек, совершавший грехи и раскаявшийся в этом; человек, стремящийся к хорошим поступкам, и не малочисленны его деяния, и он богобоязнен. Может ли быть малочисленным то, что примет Всевышний из его деяний?

– Больше всего следует опасаться следования страстям и больших надежд [на эту жизнь]. Что касается следования страстям, то они отводят от Истины, а большие надежды приводят к забвению Ахирата. Разве не быстротечен этот мир, разве не грядёт Ахират? У мирского и вечного есть свои «дети». Будьте же «детьми» Ахирата, не будьте «детьми» Дунья. Поистине сегодня есть поступки, но нет отчёта, а завтра будет отчёт и не будет деяний [возможности их совершения].

– Совершайте благие поступки, поистине вы умрёте и будете воскрешены, после смерти, вам будет представлены ваши деяния, и воздастся вам за них. Пусть не обманет вас мирская жизнь, поистине это место испытаний, приносящее скорбь, которая закончится. Мирская жизнь обманчива. Всё, что в этом мире, исчезнет, мирское непостоянно: как найдёшь, так и потеряешь.

– Совершайте благие поступки, вы не имеете тех красот мирского, что имели те, кто покинул этот свет, тех, которые имели дома выше ваших, которые были богаче вас, но тела их стали прахом, дома их опустели. Они в могилах, которые являются местом близким [все там окажутся], обитатели могил обмануты, раздавлены тяжестью бед. Они покрыты камнями и землёй. И вы найдёте то, что нашли они: беды и одиночество в месте вашего возвращения. Что же будет с вами, когда прекратятся все дела и будет опрокинуто то, что в могилах, и когда обнаружится то, что в груди, и воздастся каждой душе за то, что она приобрела.

– Разве не является настоящим факихом (учёным) тот, благодаря которому люди не теряют надежду на милость Всевышнего; тот, который предупреждает о наказании Всевышнего; который не позволяет ослушиваться Всевышнего; который не оставляет Коран [не читая], желая что-либо другое, помимо него. Нет благодати в поклонении без знаний. Нет блага в знаниях без понимания. Нет блага в чтении без размышлений.

– О, люди! Примите от меня эти слова! Если вы оседлаете верховое животное, чтобы найти подобные слова, вы не найдёте: пусть не найдётся раб, не иначе, как для своего Господа, пусть не боится ничего, кроме как совершения грехов, пусть не стесняется учиться, когда не знает, пусть не стыдится сказать: «Аллаху а‘лям (Аллах знающий)», когда не знает. Знайте же, что терпение и вера подобны голове и телу: нет толку телу без головы.

– Сердца – сосуды, и лучший сосуд, наполненный добром.

– Люди делятся на три типа: учёный от Бога, ученик на пути спасения и простонародье, следующее за всяким крикуном, управляемое любым ветром, которое не осветилось сиянием знаний, которое не прибегло к могучей твердыне.

– Знания лучше имущества, знания оберегают тебя, а имущество ты бережёшь. Знания чище деяний. Имущество убывает при расходовании. Знания – хаким, выносит решения; имущество – махкум, его участь решается другими. Зависимый от денег исчезает вместе с ними. Любовь к учёному – наш долг от Всевышнего. Мертвы при жизни хранители богатства. Учёные живы на протяжении веков, хоть и нет их, но они живы в сердцах людей.

– Я видел сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение), но сегодня я не вижу никого, подобного им. Они встречали утро потрёпанными, с запавшими глазами, с пожелтевшими лицами. Они проводили ночи в земном поклоне, совершая намаз и читая книгу Аллаха. Утром они поминали Аллаха и качались от усталости, как качаются деревья при ветре. Их глаза были полны слёз настолько, что одежда намокала. Клянусь Всевышним, люди пребывают в забвении.

– Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывает: «После речи Посланника (мир ему и благословение) самую большую пользу я получил из письма, написанного мне Али (да будет доволен им Аллах), в котором он писал: «Поистине человека печалит то, что он упустил, и радует то, что он получил. Не радуйся слишком тому, что ты приобрёл из мирского, и не печалься об упущенном. Пусть все твои заботы будут связаны с тем, что после смерти.

– Рассказывает Али (да будет доволен им Аллах), что он сопровождал усопшего. Когда его положили в могильную нишу, закричали и заплакали его близкие. Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Почему они плачут? Если бы они видели то, что видит погребённый, то позабыли бы об умершем. Поистине смерть ещё вернётся к ним и будет возвращаться, пока не останется никого. Затем он встал и сказал: «Завещаю вам, рабы Аллаха, бояться Всевышнего, Который демонстрирует вам примеры, Который дал вам срок, слух, с помощью которого вы запоминаете. Всевышний не создал нас напрасно, для забавы. Он не оставил вас без внимания, напротив – одарил обширными благами и уготовил вам воздаяние. Так бойтесь же Всевышнего и будьте усердны, спешите творить благое, прежде чем придёт смерть – разрушительница тел.

– Поистине, блага мира невечные, в беспокойствах стремящийся к ним; обман мирского скрыт, невидим; мирское неустойчиво, не годится для опоры. Вы вцепились в мирское когтями желаний, но положат вас в земляной «дом» [могилу]. Грядут трагические события после того, как вострубят в Рог (Сур). И всех людей поведут на место великого стояния. И укажет свидетель каждой душе на её поступки. И осветится земля сиянием господа. И приведут пророков и павших на пути Аллаха. И участь каждого решится, и никто не будет притеснён.

Да поможет нам в совершении благого Всевышний и одарит нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. Амин.
islamdag.ru

Comments are closed.