ПРАВИЛА ПОДНОШЕНИЯ ПОДАРКОВ

  Отдай все средства и завоюй их душу,
Чтобы свет этой души осветил твою могилу!

Мавляна Джалалятдин Руми

Еще одним средством для упрочения и усиления дружественных связей между мусульманами является обмен подарками. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы укрепить братские узы мусульман, всегда поощрял своих сподвижников к тому, чтобы они дарили друг другу подарки. Он, по своему обыкновению, показывал во всем личный пример, сам дарил подарки и принимал их от других. Подтверждению этого служат слова Айши (радыйаллаху анха):

«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал подарки и всегда старался тем же ответить людям». (Бухари, Хиба,11)

Как сообщает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), император Византии прислал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) шерстяную шубу, подшитую атласным материалом. Когда он надел ее на себя, люди спросили у него:

- О Посланник Аллаха! Откуда она у тебя? Может, тебе спустили ее с райского сада?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ спросил у них:

-  Она сильно понравилась вам? Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, одна только накидка Сад бин Муа-за, которую ему дадут в раю, во много раз лучше этой шубы!
Затем он снял ее и отправил Джафару, который сразу же надел ее на себя. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав об этом, спросил его:

- Я отправил ее тебе, чтобы ты надел на себя? Удивленный Джафар (радыйаллаху анху) спросил у него:

- А что мне сделать с нею, о Посланник Аллаха! Он дал следующий ответ:

-  Отошли ее своему брату Наджашию (королю Эфиопии). (Ибн Ханбаль, III, 229).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не делал различий между дорогими и дешевыми подарками. Для него самой главной целью было обрадовать человека, сделать ему приятное. Показывая свою деликатность в этом вопросе, он советовал своим сподвижникам следующее:

«Если тебе подарят даже лопатку или ножки (имеется в виду бараньи), сразу прими подарок». (Бухари, хиба, 2) Мудрость этого совета заключалась вот в чем:

«Дарите друг другу подарки, чтобы между вами усиливались братские узы!» (Мунави, 3/271)

Чтобы объяснить людям, каким образом подарки сближают людей, он говорил следующее:

«Обменивайтесь подарками, так как это стирает с ваших сердец ненависть и вражду. Пусть ни одна женщина не считает дар соседки незначительным, даже если это будет небольшой кусок мяса». (Тирмизи, Вала, 6)

Кто подарил или же принял от кого-либо подарок, пусть не обращает внимания на стоимость и ценность его. Делая подарки, необходимо избегать показухи, бахвальства, так как в таком случае этот прекрасный обычай теряет свой смысл.

Даря подарки, нужно всегда учитывать свои возможности и не попадать самому в затруднительное положение. Не стоит упускать из виду, что самой главной целью подарков является внимание и напоминание о себе.

Согласно правилам Ислама, преподнося подарок, неприлично ждать ответного хода, но если все-таки в душе человек желает, чтобы и ему ответили тем же, то хотя бы не стоит ждать более ценного подарка, чем тот, который сделал он. С этой точки зрения довольно-таки интересна история, произошедшая между Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и бедуином.

«Некий бедуин подарил Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) молодого верблюда. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ подарил ему шесть молодых верблюдов, но бедуин остался недовольным. Когда об этом узнал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), он взошел на минбар и, восславив сначала Аллаха, сказал:

«Тот бедуин подарил мне одного верблюда, а я ему подарил шесть верблюдов, однако он, несмотря на это, остался недовольным. Клянусь Аллахом! После этого дня я ни у кого, кроме Мухаджиров, Ансаров, Курайшитов, Сакифитов и Давситов, не стану принимать подарки». (Тирмизи, Манакиб, 73)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) встречался с еще более грубым и неприличным поведением людей, но он всегда смотрел на это с пониманием и старался их прощать. Из его жизни можно привести множество примеров этому. Но порой такие выходки людей, хотя Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) старался быть щепетильным и деликатным, задевали и его за живое, вынуждая принимать такие решения, как это произошло в вышеприведенной истории.

Как следует из этой истории, дарение подарков с корыстной целью, чтобы взамен получить еще больше, является неприглядным поступком. Истинные мусульмане, которых всей душой любил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), были прекрасными людьми, далекими от корысти и алчности, щедрыми и добрыми, которые дарили, но при этом ничего не ждали от других, ибо они все делали ради милости Аллаха. Подарки, которые дарят такие люди, всегда приятны и доставляют несравненное удовольствие.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не отвергал подарки, хотя известны случаи, когда он был просто вынужден отказаться. Речь идет о тех вещах, которые запрещены Исламом. В таких случаях для него превыше всего были религиозные принципы. Сад бин Джасамма (радыйаллаху анху) рассказал о следующем случае:

«Однажды я подарил Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) дикого осла, но он не принял мой подарок и вернул обратно. Увидев, что я сильно расстроился, он сказал мне:

«Я не принял твой подарок, так как нахожусь в ихраме (специальная одежда для паломников)». (Бухари, Хиба, 6)

В то время Сад бин Джасамм не знал о том, что в ихраме запрещена ловля животных, и поэтому расстроился, что его подарок отвергли. Милосердный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел, чтобы не осталось каких-либо недомолвок и недоумений, и поэтому, увидев, что его сподвижнику стало не по себе, сразу принялся объяснять ему причину отказа. И при этом он дал знать, что если бы не был в ихраме, то обязательно принял бы подарок.

Чтобы избежать различных недоразумений и предотвратить обиды и ссоры, лучше всего сразу же постараться пояснить некоторые поступки или высказывания.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) почти всегда, разве что за редким исключением, не принимал подарки язычников и иноверцев. Свое поведение он объяснял тем, что подобные поступки запрещены мусульманам. Ияд бин Химар (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Когда я преподнес Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) подарок, он спросил у меня:

- Ты принял Ислам?

Услышав, что нет, он сразу вернул мой подарок и промолвил:

- Мне запретили принимать подарки от язычников!» (Абу Дауд, Харадж, 35)

Однако когда дело касалось межгосударственных отношений, все обстояло по-другому. По словам Али (радыйаллаху анху), император Византии прислал Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) в подарок некоторые вещи. Он принял их. (Тирмизи, сияр, 23)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда принимал подарки правителей других государств, так как это затрагивало государственные интересы, и поэтому нельзя было отвергать их.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подробно объяснил своим сподвижникам, в каких случаях нельзя принимать подарки. По словам Абу Умамы (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил принимать подарки в следующих случаях:

«Если кто-либо окажет помощь и примет за это подарок, то это считается «рибой» (ссудный процент)».

Кроме того, хорошо отзываться о другом или же давать кому-либо положительную рекомендацию — это благое деяние, но брать за это подарки запрещено. Если же сделавший это потребует что-либо, то тем самым сведет к нулю свое доброе деяние. Убада бин Самит (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Некоторых сподвижников из группы Асхабус суффа я научил писать и читать Коран. Один из них подарил мне лук. Я сказал себе: «Этот лук не представляет особой ценности. Из него я буду стрелять, чтобы готовиться к сражениям на пути Аллаха. Но все-таки на всякий случай пойду и спрошу у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)». Подойдя к нему, я изложил ему суть дела:

-  О Посланник Аллаха! Товарищи, которых я научил чтению Корана и письму, подарили мне лук. Для меня этот лук не представляет особой ценности, но я из него буду учиться стрелять на пути Аллаха!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал мне следующее:

-  Если ты желаешь, чтобы на твоей шее оказалась огненная подкова (то есть, за это тебя ожидает наказание в аду), то прими ее!» (Абу Дауд, Бую, 37)

В последующие времена, в силу различных обстоятельств, мусульманские ученые считали, что за обучение Корану можно брать определенную плату, но во времена Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) подобные вещи были запрещены.

Следующая особенность, которой нужно уделять внимание при дарении, — это не менять своего решения относительно подарка, и если подарили что-либо, то ни в коем случае нельзя забирать обратно. По этому поводу Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее предупреждение:

«Запрещено угощать чем-либо или дарить подарки, а затем забирать обратно. Только отец может поменять свое решение относительно подарка своим детям. Кто требует обратно свой подарок, тот подобен собаке. Обычно собака что-либо съедает, затем вырывает, а затем приходит и съедает то, что вырвала». (Абу Дауд, Бую, 81)

В Исламе существует столько принципов, охватывающих все стороны жизни человека, что ничто не осталось без внимания. И люди, руководствуясь ими, могут без всяких проблем жить в мире и согласии. Этим правилам поведения Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение двадцати трех лет обучал своих сподвижников, чтобы явить перед всем миром образцы великой культуры.

Comments are closed.