ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩ. ПРАВИЛА.

Вот эти люди с огромным состоянием,
Пойди и посмотри, что стало с ними?
Надели на себя костюмы,
Да и они без рукавов!

Юнус Эмре

Когда среди людей еще были распространены старые обычаи, оставшиеся от язычников, когда в их сердцах еще не укрепилась вера в Единого Аллаха, когда люди поклонялись гробницам, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) временно запретил мусульманам посещение кладбищ. Издавна иудеи и христиане превратили могилы своих святых в места для поклонений. Как свидетельствуют исторические книги, язычество и идолопоклонничество началось именно с выражения уважения к гробницам и статуям, и затем приняло формы поклонения. Целью исламской веры является распространение веры в Единого Аллаха. И как только эта цель была достигнута, когда первые мусульмане прочно укрепились в истинной вере, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь разрешил им посещать кладбища и могилы родных и близких. При этом он сказал:

«Я запретил вам посещение могил. Но теперь вы можете спокойно посещать кладбища». (Муслим, Джанаиз)

Говоря, «кто желает посещать кладбища, пусть посещает, так как это напоминает людям о смерти», (Тирмизи, джанаиз, 60) Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивает, что при этом основной целью является размышление о смерти и подготовка к Судному дню.
Посещение могил родителей и близких родственников, ученых и праведников считается хорошим деянием. Для мужчин это является мустахабом, то есть одобряемым поступком, а женщины в этом вопросе свободны. Если желают, они могут пойти, но при условии, что они, в силу своих природных особенностей, не будут кричать и причитать, рвать на себе волосы и одежды. Известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал женщине, которая плакала на могиле сына, проявить терпение, но при этом он не запретил ей посещение могилы. (Бухари, Джанаиз, 7)
С
другой стороны, известно, что благородная Айша, супруга Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), сама посещала могилу своего младшего брата Абдуррахмана. (Тирмизи, Джанаиз, 61)

Когда Али (радыйаллаху анху) посетил кладбище, где были похоронены его друзья и товарищи, его охватило состояние ужаса, и он обратился к ним (к усопшим) с такой речью:

«В домах, которые вы оставили, живут другие. Ваше имущество разделили между собой другие люди, а ваши жены вышли замуж. Это все, что знаем мы. Эх! Как бы нам узнать о том, что творится у вас? Клянусь Аллахом, как было бы хорошо, если бы им разрешили говорить! Недаром сказано в Коране (смысл):

«Берите в путь с собой припасы, а благочестье — лучшее из них». «Бакара», 2/197.

Некий поэт, посетив кладбище, со всей откровенностью представил себе все, что творится под землей. Перед его глазами возникла картина Судного дня и он, охваченный порывом вдохновения, написал следующее строки:

Мое тело для меня очень дорого,

А как тяжело представить его тленным.

Как тяжело превратиться в прах,

И оказаться под ногами людей.

Жирные руки не смогут держать,

Нежные языки замолкнут навеки.

Звания, посты, богатства: все исчезнет в небытие!

Смерть, по сравнению с будущим, — это огромное явление. А по сравнению с прошедшим — незначительное.

Посещение кладбища напоминает о смерти и о Судном дне, благодаря чему человека переполняет чувство страха и он начинает строить свою жизнь согласно Божественным повелениям. Человек, часто вспоминающий о смерти, выполняет поклонения с еще большим чувством благоговения, у него уменьшается любовь к мирскому. Он прекращает грешить и начинает заниматься благочестивыми деяниями, еще больше уделяет внимания подготовке к Судному дню.
Посещение гробниц праведников, особенно гробницы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), дает душе облегчение и способствует пробуждению возвышенных мыслей. Совершение путешествия с целью посещения гробницы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и великих праведников является благочестивым деянием. В одном хадисе он говорил:

«Кто после моей смерти посетит мою гробницу, тот заслужит мое заступничество в Судный день». (Байхаки, Сунану Кубра, 5/245)

Посещение гробниц способствует укреплению религиозно-культурных, исторических связей. Великие люди оставили в сознании людей хорошую славу, поэтому их гробницы играют роль связующего моста. Духовная атмосфера, которой окутаны места с гробницами ученых и праведников, содействует оживлению религиозной жизни. Примером этому являются города Бухара и Самарканд.

Посещение гробниц приносит пользу и для умерших, так как посетители просят у Аллаха простить их прегрешения, читают Коран, и савяб (награду) посвящают душам умерших. Благородный Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

«Когда кто-нибудь умирает, его сразу несите на кладбище. Как только похороните покойника, пусть один из вас, стоя у изголовья умершего, читает суру «Фатиха». Затем, встав возле ног, пусть прочитает последний аят из суры «Бакара». (Табарани, XII, 340; Дайлами, I, 284; Хайсами, III, 44)

«Сура «Ясин» является сердцем Корана. Если кто-нибудь начнет читать ее ради Аллаха, с намерением просить оказать милость и поместить в рай, то Господь простит все его прегрешения. Читайте над своими покойниками суру «Ясин». (Ибн Ханбаль, V, 26)

Ала бин Ладжлаж рассказал о следующем завещании своего отца Ладжлажа, который был сподвижником Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Когда вы положите меня в могилу, сначала скажите «бис-милляхи ва ала суннати Расулиллях» и начните насыпать на меня песок. Потом над моим изголовьем прочитайте начало суры «Бакара» и ее конец. Воистину, я был свидетелем, как Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) одобрил такой поступок». (Байхаки, Сунану Кубра, IV, 56)

Перед своей смертью известный сподвижник Амр ибн Ас (радыйаллаху анху) сделал следующее завещание:

«Когда меня захороните, то постойте возле моей могилы столько времени, сколько требуется для того, чтобы разделать тушу верблюда. Я прошу это сделать, чтобы в вашем присутствии мог привыкнуть к своей новой жизни и подготовиться к допросу посланников Аллаха (ангелов)». (Муслим, Иман, 192)

Имам Навави, который привел этот хадис в своей книге, поместил здесь же слова Имама Шафии (рахматуллахи алейхи):

«Чтение аятов и сур Корана является одобрительным действием. А еще лучше прочитать весь Коран от начала и до конца». (Навави, Риядус Салихин, 293)
Ибн Ханбаль отмечает, что чтение Корана представляет своеобразный духовный подарок умершим и, согласно высказываниям Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), каждое доброе деяние, совершенное в память о покойнике, обязательно принесет ему пользу. Это доказывает и следующий аят Корана (смысл):

«И скажут те, кто после них пришел: «О наш Господь! Прости и нам, и нашим братьям! Не оставляй в наших сердцах обиды к тем, которые до нас Тебе предались. О наш Господь! Ведь Ты, поистине, к нам благ и милосерд!» «Хашр», 59.

По этому вопросу существует еще ряд хадисов. Передает ибн Аббас (радыйаллаху анху):

«У Сад бин Убаде (радыйаллаху анху) скончалась мать. Он пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:

-  О Посланник Аллаха! Меня не было дома, когда моя мать скончалась. Если я дам милостыню вместо нее, принесет ли это ей пользу?

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

-Да!

Сад воскликнул:

- О Посланник Аллаха! И будьте свидетелем того, что я весь свой фруктовый сад передаю в пользу неимущих». (Бухари, Васая, 15)

Посадка деревьев на кладбище тоже приносит определенную пользу. Известно, что посаженные деревья и растения служат облегчению могильных мук людей, которые за грехи в земной жизни испытывают мучения.

В Исламе никогда не присылали цветы и венки на похороны, поэтому подобные действия считаются неодобрительными. Венки являются символом древних греков и христиан, от них нет никакой пользы для умершего. И, кроме того, налицо подражание обычаям других религиозных систем. Как известно, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запрещал подражание. С другой стороны, изготовление венков является пустой тратой как материалов и средств, так и времени. Порой для изготовления венков срывают сотни цветов. Как писал Фарук Нафиз:

Пока цветок находится на стебле, он свеж всегда, Когда цветок кладут в венок — это похороны!

В последние времена на похоронах стали выступать с речами и аплодировать ораторам. Согласно религиозным предписаниям, такое поведение вовсе не соответствует духовной атмосфере кладбищ. Всемогущий Аллах, обращаясь к язычникам, которые вели себя подобным образом, повелевает следующее (смысл) :

«Молитва их при этом Доме лишь свист и хлопанье в ладоши». «Анфяль», 8/35.


ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩ

Придя на кладбище, посетитель должен, повернувшись лицом к могиле, произнести приветствие, которому нас научил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Мир вам, о лежащие здесь верующие! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. Молю Аллаха об избавлении (о прощении) для нас и для вас! (Ас-саляму ‘аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-му’минина ва-лъ-муслимина! Ва инна ин ша ‘а-Аллаху би-кум ляхыкуна, ас’алю-Аллаха ляна ва лякум аль-’афийата)». (Муслим, Тахарат, 39)

Нужно помолиться за упокой душ тех, кто похоронен на этом кладбище, и размышлять о том, что и мы когда-то будем лежать так же, как и они. Подойдя к могиле, нужно вести себя так, словно беседуешь с покойным при жизни. По возможности лучше всего стоять на ногах. Если покойник был близким человеком, то можно подойти поближе, если нет, то можно издали помолиться за него.

Во время посещения могил категорически запрещается совершение там намазов. Кроме того, совершать намаз в направлении какой-либо могилы является неодобрительным поступком.

- Запрещено ставить и зажигать свечи. (Муватта, Джанаиз, 12-13)

- Неприлично сидеть и ходить по могилам.

-  Нужно стараться избегать на кладбище пустословия, нельзя там ходить надменно, с вызывающим видом. Необходимо быть скромным. (Насаи, Джанаиз, 100)

- На кладбище запрещается справлять малую и большую нужду.

- Нежелательно спиливание деревьев, растущих на кладбище.

- Нежелательно резать животных на кладбище, даже если это делается ради Аллаха. Приношение в жертву животных с целью заслужить милость умерших в Исламе является харамом (запретным), поскольку это ширк (придание сотоварищей Аллаху). Приношение в жертву животных представляет собой одну из форм религиозных поклонений, а поклоняются только Аллаху.

- Запрещается обходить гробницы, так как это делают только вокруг Каабы.

- Предпочтительнее посещать кладбища в пятницу,  в вечер четверга и утро субботы. Это будет сунной. Конечно, разрешается посещать и в другие дни.

-  Кладбища можно посещать и ночью, так как известно, что Пророк   Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) однажды ночью пошел на кладбище Джаннатуль баки и помолился за своих
усопших сподвижников. (Муслим, Тахарат, 39)

Добавить комментарий