ТРАУР. ТРАУРНАЯ ПРОЦЕССИЯ

  Когда мусульмане столкнутся с какой-либо бедой или неприятностью, пусть они вспомнят мою кончину и горе, охватившее их во время моей смерти, как они сразу успокоятся.
Муватта, Джанаиз, 14.

Соболезнование обычно выражают при кончине кого-либо. Суть его состоит в утешении близких усопшего и призыве к терпению. Когда с каким-либо мусульманином случается неприятность, необходимо объяснить ему, что все происходит по воле Аллаха Всевышнего и что предписанное нельзя отвести, ибо это написано в Книге судеб. Нужно напомнить, что за выказанное терпение Господь даст вознаграждение.

Соболезнование лучше выразить лично, если это не представляется возможным, то можно позвонить по телефону или отправить телеграмму или письмо.

Когда Зайнаб (радыйаллаху анха) передала весть отцу: «Мой сын скончался. Срочно приезжайте к нам!», Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), сказав: «Дает Аллах и забирает Аллах! Все имеет свой предел. Пусть она терпит и ждет возна граждения от Аллаха!», передал дочери привет, а когда закончил свои дела, отправился к ней сам. (Бухари, Джанаиз, 33)

Подчеркивая, что выражение соболезнования является одной из важных обязанностей каждого мусульманина, Пророк Myxаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«На того мусульманина, который выразил соболезнование своему собрату по вере, в Судный день Аллах наденет одежду почета». (Ибн Маджа, Джанаиз, 56)

Письмо, которое Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) написал Муазу бин Джабалу (радыйаллаху анху), находившемуся за пределами Медины, по поводу смерти его сына, демонстрирует его душевную тонкость и деликатность. «Бисмилляхир рахманир рахим!
От Посланника Аллаха Мухаммада Муазу бин Джабалу. Да будет вам сопутствовать счастье и милость Аллаха! Я хочу передать тебе, что я прославляю Аллаха, кроме Которого нет другого божества! Да вознаградит тебя Господь и воздаст тебе за твое терпение! Пусть придаст Он тебе силы и мужество! Да дарует нам Аллах успех во всем! Ибо наши души, имущество и дети, — все является Божественным даром для этой временной и бренной жизни. Все дано нам во временное пользование.

Аллах, дав тебе этого ребенка, обрадовал тебя, a тenepь Он забрал его у тебя, чтобы вознаградить (за терпение). Если ты действительно ждешь за выказанное тобой терпение воз-награждения от Аллаха, терпи! Пусть печали и страдания не лишат тебя Божественного блага, так как потом ты можешь сильно пожалеть об этом. Знай, слезы и страдания ни к чему хорошему не приведут. Печаль не изменит предначертанное! Уже случилось то, что должно было случиться!» (Хаким,III, 307)

Это письмо Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) своему любимому сподвижнику поэт Азиз Махмуд Худаи в стихотворной форме написал следующим образом:

Взял Ты, дал Ты, творишь Ты!

Это все, что Ты нам дал, а что еще нам надо?

Товарища и родственника, с кем случилась беда или трагедия, Кто потерял близких, нужно поддержать не только словами. В таких случаях обычно требуется и материальная поддержка. Когда в битве при Муте пал шахидом Джафар Таййар (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел своим домашним:

«Приготовьте для семьи Джафара пищу, так как в этом положении они не в состоянии приготовить себе еду!» (Абу Дауд, Джанаиз, 25-26)

Следуя учению Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), во многих селениях Средней Азии в течение нескольких дней пищу готовят соседи и приносят в дом, где кто-либо скончался. Этот прекрасный обычай восходит корнями к тем благословленным временам, когда на земле жил величайший человек.

Выражение соболезнования является одним из требований Ислама. Однако согласно мнению ученых, чтобы лишний раз не напоминать людям о горе, больше трех дней нельзя ходить в дом, где кто-либо скончался. Исключение составляют лишь родственники, которые из-за дальнего расстояния опоздали на похороны и прибыли позже.


Погребальная молитва и посещение кладбищ

Траурная процессия.

И пусть посмотрит каждая душа, что уготовила себе на завтра.
«Хашр», 59/18.

Подготовка к погребению и чтение погребальной молитвы являются нашим долгом перед усопшим мусульманином. Всемогущий Аллах, несомненно, воздаст за эти благие дела.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подробно обучил своих сподвижников тому, что нужно делать для достойных проводов мусульманина в последний путь. Например, он вошел в комнату, где лежал умерший сподвижник Абу Салама (радыйаллаху анху). Подойдя к нему, закрыл ему глаза и сказал: «Когда душа покидает тело, глаза человека следят за ней». В это время члены семьи покойного стали рыдать и причитать. Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) остановил их и сказал:

«Просите для себя только хорошее, ибо ангелы в это время вторят вам и говорят «Аминь!».

Тем самым, он учил мусульман не терять самообладания и всегда держать себя в руках. Затем он прочитал молитву в память усопшего, которая служит образцом для всех мусульман.

«О Аллах! Прости прегрешения Абу Саламы! Возвысь его до самой высокой степени! Будь ему Защитником! О Повелитель Вселенной! Прости и его и нас! Сделай его могилу просторной для него и наполни ее светом!» (Муслим, Джанаиз, 7)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал, чтобы усопшего обмывали самые близкие или надежные люди. Тем самым он подчеркивал, что покойному надо выказать достойное уважение. Усопшего надо тщательно омыть и надушить благовониями, затем завернуть в саван. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что если человек, который обмывал покойника, увидит какие-либо недостатки или изъяны и скроет это от других, за это его ждут огромные блага.
Он говорил следующее:

«Кто при купании покойника заметил что-либо неприятное, и не стал это говорить людям, Господь сорок раз простит его. Кто заворачивал покойного в саван, его на том свете оденут в шелковые одежды. Кто выкопал для усопшего могилу и затем бережно поместил его туда, ему будет записано столько добрых деяний, словно он до самого наступления Судного дня выделил для бедняка дом». (Хаким, 1/505-506)

Когда скончалась дочь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Зайнаб (радыйаллаху анха), ее тело обмыли Савда, Умму Салама, Умму Айман и женщина из ансаров Умму Атия. Во время обмывания тела к ним подошел Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) и, не заходя в комнату, стал давать следующие советы:

«Начинайте обмывать с правой стороны и с тех органов, которые обычно моют во время совершения вуду. Тщательно промойте сидром23 и водой нечетное количество раз. Можете три, пять или семь раз. Если сочтете нужным, можете помыть еще больше. Затем положите в воду кафур24! Как только вы закончите обмывание, дайте мне знать!»

Женщины расчесали волосы Зайнаб (радыйаллаху анха), затем разделили их на три части и заплели косы. Две косы положили по обе стороны тела, а одну на грудь. Когда они закончили купание, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) протянул им кусок материи и сказал, чтобы они из него сделали для Зайнаб саван. (Бухари, Джанаиз, 9, 13; Муслим, Джанаиз, 36)

Очень важно провожать процессию с покойником до самого кладбища, помолиться за него и выступить за него свидетелем, так как Господь будет относиться к умершему так, как о нем отозвались люди. Анас (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

«Когда мы сидели вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), мимо нас проходила похоронная процессия. Некоторые сподвижники положительно отозвались об усопшем. В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил:

«Решено!»

Через некоторое время пронесли еще одного покойника, но на этот раз сподвижники отозвались о нем неодобрительно. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) опять повторил:

«Решено!»

Умар бин Хаттаб (радыйаллаху анху) удивленно спросил:

- О Посланник Аллаха! А что решено?

В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснил ему:

- Вы одобрительно отозвались об усопшем, когда мимо нас проходила первая похоронная процессия, по этой причине решено, что он войдет в рай. А о втором покойнике вы отозвались плохо, поэтому решено, что он попадет в ад. Вы (мусульмане) являетесь свидетелями Аллаха на земле! (Бухари, джанаиз, 86)

Действительно, люди безо всякой причины не могут иметь общее, положительное или отрицательное, мнение о ком-либо. Посему мы в этой жизни должны стараться поступать так, чтобы о нас хорошо отзывались свидетели Аллаха на земле, то есть наши знакомые и товарищи.
После того, как завершены все последние приготовления для захоронения, совершается погребальная молитва, читают салаваты Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и просят Аллаха простить прегрешения усопшего. Все это является поводом для снисхождения Божественной благодати. Именно поэтому каждый правоверный еще при жизни желает, чтобы на его проводы в последний путь как можно больше людей пришли и помолились за него. Ауф бин Малик (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на похороны и совершил погребальный обряд. Во время обряда я слышал, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) прочитал следующую молитву:

«О Аллах! Прости его, окажи ему Свою милость, огради его от мучений. Прости его ошибки и недостатки. Окажи ему милость и дай ему частичку рая. Сделай его могилу просторной. Обмой его водой, снегом и льдом. Белыми одеждами очисти его от грязи грехов. Дай ему дом лучше, чем тот, который был у него при жизни; дай ему семью лучше, чем та, которая была у него на этом свете; и дай ему супругу лучше, чем та, которая была у него в земной жизни. Помести его в рай и спаси его от могильных мучений и адских страданий».

Услышав эту молитву Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), я подумал: «Эх, был бы я сейчас на месте этого усопшего!» (Муслим, Джанаиз, 85)

Пророк Myxаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), указывая на нескончаемые блага, которые ждут тех, кто провожает в последний путь усопших и при этом идет до самого кладбища, говорил.

«Кто, веря и надеясь на милость Аллаха, ожидая милости только от Всевышнего, пойдет вместе с похоронной процессией на кладбище и до конца погребения будет находиться там, ему запишется два кирата деяний, каждый из которых размером с гору Ухуд. Если он вернется раньше погребения, то ему запишется один кират савяба».

Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) сидел вместе с Сад бин Абу Ваккасом (радыйаллаху анху). В это время к ним подошел Хаббаб бин Арат (радыйаллаху анху) и сказал:

- О, Абдуллах! Слушай, что рассказал мне Абу Хурайра!

Затем он пересказал им вышеизложенный хадис. Абдуллах (радыйаллаху анху) заметил:

- Абу Хурайра (радыйаллаху анху) прибавил.

Потом они послали Хаббаба к Айше (радыйаллаху анха), чтобы уточнить у нее. И когда Хаббаб ушел, Абдуллах взял в руки горсту гравия и стал нервно перебирать камешки в руке. Через некоторое время вернулся Хаббаб и передал им слова Айши (радыйаллаху анха):

- Абу Хурайра сказал правильно! Я тоже слышала, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил об этом!

Абдуллах, услышав эти слова, вскочил с места и, в сердцах швырнув камешки на землю, с сожалением воскликнул:

-  Значит, мы упустили множество киратов. (Муслим, Джанаиз, 56)
Желательно, чтобы носилки с телом усопшего несли четыре человека. Если больше людей несут носилки, то еще больше записывается савябов. Носилки берут спереди, а затем сзади. После этого берут с правой стороны, а затем с левой. Кроме того, в Исламе поощрается,  когда спешат с погребением, (Бухари, Джанаиз, 51) так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отмечал, что нежелательно долго оставлять покойника дома. (Абу Дауд, Джанаиз, 34)

Во время похорон желательно сохранять молчание и соблюдать тишину, ибо однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил, как люди с шумом несли носилки. Он сразу остановил их, сказав:

«Идите спокойно!

Провожая покойного в последний путь, по дороге нельзя вести пустые разговоры и разговаривать во весь голос. Даже нельзя громко читать Коран. В это время желательно размышлять о смерти и о Судном дне. Юнус Эмре писал:

Удивительно мое состояние!

Я мыслями там, под землей.

Там место мое!

Но оно, о Аллах, полно змей!

Когда моя душа покинет меня,

Когда я увижу Азраиля,

Когда он возьмет мою душу,

Помоги мне, о Господи!

Когда Юнус войдет в могилу,

Придут Мункар и Накир.

Когда они начнут допрос,

Повернется ли мой язык, о Господи?

По возможности, нужно стараться донести носилки с телом усопшего до кладбища на руках, так как передвижение на транспорте нежелательно. Савбан (радыйаллаху анху) рассказал, что как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) присоединился к одной похоронной процессии. Некоторые мусульмане были верхом. Подчеркивая, что это является выражением неуважения к памяти покойного, он сказал:

«Как вам не стыдно? Ангелы Аллаха идут пешком, а вы сидите верхом на животных!» (Тирмизи, Джанаиз, 28)

Если даже кто-то не присоединяется к похоронам, то должен проявлять уважение и, встав на ноги, стоять до тех пор, пока не пройдет траурная процессия.

Добавить комментарий