ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (18)

  Юность Пророка.

Достижение зрелости нашим Пророком, пребывая под Божественным покровительством.

Поскольку Всевышний Аллах хотел удостоить Посланника Аллаха чести стать Своим Посланником, Он уберег Его от всего злого и дурного, что было присуще веку «джахилии». Его сиротское детство и юность прошли в обстановке нравственной чистоты и благородства, которые выражали Его способность быть достойным самого блестящего будущего…

Его самыми отличительными качествами во все времена были надежность (Аль-Амин) и верность (Ас-Садык). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до Своего пророчества с точки зрения великодушия и человечности был самым превосходным, с точки зрения происхождения – самым благородным, а с точки зрения нравственности – самым прекрасным человеком в своем племени. Он лучше всех соблюдал добрососедские отношения, превосходил всех Своей мягкостью, преданностью и надежностью. Он был далек от мысли причинять людям зло, а также от того, чтобы притеснять и угнетать их. Никто не видел, чтобы Он осуждал и обвинял кого бы то ни было, спорил и ссорился с кем-либо.

Поскольку Всевышний Аллах сконцентрировал все самые лучшие достоинства и добродетели в Нем, люди прозвали Его Надежным[1] — Аль-Амин.

Как-то у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: «О Посланник Аллаха! Поклонялись ли Вы кому-нибудь, кроме Аллаха?»

«Нет!» — ответил Он.

«Употребляли ли Вы хоть раз спиртное?» — спросили у Него.

Он сказал: «Нет! Ибо Я уже тогда знал, что эти действия были неверием, хотя тогда Я еще не знал, что такое вера Иман и Книга Коран». (Дийярбакри, I, 254-255).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так рассказывает о том, как Всевышний Аллах оберегал и охранял Его в детстве:

«Играя с детьми племени Курайш, Я переносил камни с одного места на другое. Дети, закинув на плечо исподнее платье изар, переносили на нем камни. Когда Я попытался поступить так же, как и они, чтобы не болело плечо, какая-то невидимая сила, больно ударив Меня, будто  кулаком, сказала:

«Привяжи свой изар к поясу!»

И Я тотчас поступил так, как было велено. Среди своих товарищей только Я носил камни с изаром, привязанным к поясу». (Ибн Хишам, 1, 197).

Наш Пророк – Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) – носил камни со своим дядей Аббасом в то время, когда Кааба строилась заново. Для того, чтобы камни не причиняли боль Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), Аббас (радыйаллаху анху) сказал Ему:

«Положи свой изар на плечо!»

Когда Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) попытался сделать это, то, лишившись чувств, рухнул на землю. Затем, придя в себя и устремив глаза к небесам, Он сказал дяде:

«Покажи Мне мой изар».

Потом, взяв его, Он немедленно прикрылся им. (Бухари «Хадж», 42).

 В обществе того времени не считалось зазорным разгуливать без одежды…

Однако, невзирая на это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не переступал границ приличия. Как это зафиксировано в славном хадисе, столкнувшись с подобного рода ситуацией, поощряемый своим дядей, Он был убережен Всевышним Аллахом.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был двенадцатилетним ребенком, монах Бахира, обращаясь к Нему, сказал:

«Дитя! Во имя Лата и Уззы, прошу тебя, ответь!»

В ответ на это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Не спрашивай Меня ни о чем, клянясь Латом и Уззой! Клянусь! Я не испытываю ни к чему большего отвращения, чем к ним!». (Ибн Исхак, стр. 54; Ибн Сад, 1, 154; кроме того, см. «Ахмад», V, 362).

Рассказывает Умму Айман (радыйаллаху анха):

«Идолопоклонники племени Курайш раз в году для оказания почестей идолу Буване собирались вокруг него и до самого вечера приносили ему жертвы, стригли волосы, совершая ритуал отрешения от всего земного. Абу Талиб также готовился к этому празднику. Я увидела, что дядя и тетушка Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно рассердились на Него, так как Он избегал участия в этой церемонии. Его тетушка настаивала на Его участи в церемонии, говоря:

«Я опасаюсь того, что Ты попадешь в какую-нибудь беду из-за того, что не признаешь наших богов!»

Она так усердно настаивала, что Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) был все же вынужден пойти с ними…

На какое-то время Он скрылся из виду, а затем подошел к нам, побледневший от страха. Тетушка озабоченно спросила у Него:

«Что случилось с Тобой?»

Он же ответил:

«Я опасаюсь, как бы Мне не причинил зла джинн!»

Она сказала: «Аллах не даст Тебе стать одержимым шайтаном! У Тебя есть много прекрасных качеств характера! Ну-ка, расскажи мне, что привиделось Тебе?»

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так:

 «Всякий раз, когда Я приближался к идолу, он, превращаясь в высокого, одетого в белые одежды человека, приказывал Мне уходить и не прикасаться к нему!»

После этого события Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не принимал участия в их празднествах и торжествах, пока Аллахом Ему не была поручена миссия Пророка».[2]

Согласно передаче Али (радыйаллаху анху), наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Я пытался дважды сделать то, что делали люди века джахилии. Однако Аллах, Великий и Всемогущий, изволил уберечь Меня! Однажды вечером Я пас овец с несколькими ребятами из племени Курайш в верхней стороне Мекки. Я сказал товарищу:

«Если бы ты присмотрел за Моими овцами, то Я мог бы, как и другие юноши, пойти в Мекку, чтобы присоединиться к их вечерним беседам!»

Он ответил:

«Хорошо! Поступай, как знаешь!»

Я вышел в путь. Подходя к Мекке, Я услышал звуки бубна, свирели и свист. «Что это?» — спросил Я. Мне ответили, что такой-то человек женится на такой-то девушке. Усевшись, Я стал смотреть туда. В это мгновение, благодаря Великому и Всемогущему Аллаху, Меня одолел сон, и Я так и уснул в том же месте, где находился. Клянусь Аллахом! Я не мог проснуться до тех пор, пока не взошло солнце! Повернувшись, Я направился к своему товарищу, который спросил у Меня:

«Ну, что Ты делал?»

«Ничего!» — ответил Я и рассказал ему обо всем, что приключилось со Мной.

 В другой раз произошло то же самое. Вновь направляясь в Мекку на вечерние посиделки, Я, благодаря Великому и Всемогущему Аллаху, проспал до самой утренней зари, пока солнце не взошло. Повернувшись, Я направился к своему товарищу.

У Меня не было склонности ни к каким дурным делам до того времени, когда Мой Господь удостоил Меня чести стать Пророком!» (Ибн Исхак, стр. 58-59; Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 292).

 

Как наш Пророк пас овец.

Свет Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) при жизни своего дяди Абу Талиба, прежде чем заняться торговлей, какое-то время пас овец. Это занятие у арабов не было заурядным делом. Им занимались даже дети из богатых и знатных семей. Кроме того, это было дело, которым занимались почти все пророки, и благодаря которому Всевышний Аллах, прежде чем доверить им дело сообщения истины – таблиг, дал им возможность приобрести ряд необходимых для руководителя организаторских способностей.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждый пророк, посланный Всевышним Аллахом, непременно пас овец!»

Тогда Его сподвижники – сахабы – спросили у Него: «О, Посланник Аллаха! И Вы тоже пасли овец?»

Наш Пророк, Предводитель Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), ответил:

«Да, я пас овец мекканцев за плату».[3] (Бухари «Иджара», 2; «Анбийя», 29; Ибн Маджа «Тиджара», 5).

А еще в одном своем хадисе Он сказал:

«Муса (алейхис салям) был послан Пророком и пас овец. Дауд (алейхис салям) был послан Пророком, и он также пас овец. И Я послан Пророком, и Я пас овец, принадлежавших Моей семье, в Аджьяде». (Ибн Сад, 1, 126).

Пророку Милосердия (саллаллаху алейхи ва саллям) в то время было около двадцати лет… Наш Господин Гордость Вселенной, выражая мысль о том, что профессия чабана является одним из самых богоугодных, добродетельных занятий, сказал так:

«Один из добродетельных способов добывания средств к существованию – это труд чабана, пасущего своих овец на вершинах гор или в долине. Этот человек совершает намаз, платит закят и до самой своей смерти поклоняется Господу, творит добро для людей! (Муслим «Имарат», 125; Ибн Маджа «Фитан», 13).

У людей, работающих чабанами, появляются степенность, чувство сострадания и жалости. Подчеркивая этот факт, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Степенность и спокойствие у тех, кто пасет овец!» (Бухари «Манакыб», 1; Муслим «Иман», 84/52).

Желание сохранить и уберечь овец от хищных животных развивает у человека терпение, чувство покровительства и желание защищать. Да и к тому же чувство сострадания, милосердия к каждому созданию, умение выносить вульгарные примитивные манеры являются самыми важными свойствами, которые непременно должны быть у пророков…

 

 

[1] Ибн Хишам, 1, 191; Ибн Сад, 1, 121.

[2] Ибн Сад, 1, 158.

[3] Говорят что, слово «Карарит», упомянутое в хадисе, означает название местности в Мекке, а также означает денежную единицу во множественном числе. Согласно второй точке зрения, Посланник Аллаха сообщил о том, что Он пас овец мекканцев за плату, равную 1/20 части динара, называемую «кырат», за каждую овцу.

Добавить комментарий