СПОДВИЖНИКИ, УЧАСТВОВАВШИЕ В БИТВЕ ПРИ БАДРЕ

 БадрийюнСподвижники, участвовавшие в битве при Бадреы: Убай бин Муаз, Аль-Ахнас ас-Сулями, Арбад сын Джубайра, Аркам сын Абиль-Аркама

Убай сын Муаза из племени Бану-Наджар Хазражи, аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Житель Медины и великий сподвижник, имевший честь участвовать с Пророком (мир ему и благословение) при битвах Бадр и Ухуд. С ним при Бадре участвовал и его брат Анас (да будет доволен им Аллах). Они же вместе пали шахидами при Биру Маунате.

Для того, кто хочет узнать их величие и достоинство, можно прочесть историю сподвижников при Бир Маунат, которую мы рассказали в биографии Убайа сына Сабита

К сожалению, в десятках и даже в сотнях книг не удалось обнаружить обширное жизнеописание этого великого сподвижника. Но в любом случае мы храним о нём самую светлую память как о великом сподвижнике, бадрийце, ухудийце и, наконец, шахиде (мученике) Бир Маунат. Да наделит нас Аллах его баракатом! Амин!

Аль-Ахнас ас-Сулями (да будет доволен им Аллах). Участвовал при битве Бадр вместе с сыном и внуком. Учёные отмечают, что такой великой чести и особенности нет ни у одного мусульманина, ибо не было у мусульман такого, чтобы дед, сын и внук участвовали при битве Бадр. Рассказывается, что они приняли Ислам вместе, дав единогласную присягу Пророку (мир ему и благословение).

Да сделает Аллах наших дедушек, сыновей и внуков получившими баракат (благодать) этих бадрийцев! Амин!

Арбад сын Джубайра (да будет доволен им Аллах). В некоторых версиях говорится, что он сын Хуммайра. Аллаху известно лучше. О нём нам ничего не известно, кроме того, что он совершил переселение в Эфиопию к царю Наджаши, который принял у себя сподвижников с большими почестями и уважением. По призыву этих сподвижников-переселенцев царь Эфиопии Наджаши втайне принял Ислам. Достоинством Арбада (да будет доволен им Аллах) является и то, что он присутствовал при битве Бадр. Да воссоединит нас Всевышний с ними в День Суда в тени Своей милости! Амин!

Аркам сын Абиль-Аркам из курайшитских Бану-Махзумов (да будет доволен им Алла). Отличался среди Курайшитов своей рассудительностью и разумом. Вступил в Ислам в самом начале его распространения. Он был десятым сподвижником, принявшим Ислам, а по некоторым версиям – седьмым. Стал одним из первых сподвижников, совершивших священное переселение (хиджру) в Медину. Присутствовал при битве Бадр, после которой получил меч в подарок от Пророка (мир ему и благословение). Пророк (мир ему и благословение) уполномочил его собирать закят.

Отличительным достоинством Аркама является то, что Пророк (мир ему и благословение) тайно распространял религию в его доме в Мекке. Причиной тому стало насилие Курайшитов против мусульман. Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники были вынуждены скрывать свой призыв и поклонение Единому Создателю. Те, кто не имел влиятельных родственников и поддержки влиятельного племени, подвергались пыткам и были убиты.

На фоне этих событий Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники стали втайне собираться в доме Аркама (да будет доволен им Аллах) и совершать там поклонение Всевышнему и призыв к Исламу. Это продолжалось до тех пор, пока их не стало сорок человек. Сороковым стал Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах). По настоянию Умара (да будет доволен им Аллах) эти сподвижники вышли в два ряда, в одном ряду был Хамза (да будет доволен им Аллах), дядя Пророка (мир ему и благословение), а в другом – Умар (да будет доволен им Аллах). В этот день Курайшиты были сломлены, когда увидели, что Умар и Хамза (да будет доволен ими Аллах) приняли Ислам. Вот какое большое историческое значение имеет дом Аркама (да будет доволен им Аллах), а следовательно, и он сам.

Дом Аркама (да будет доволен им Аллах) после выхода Пророка (мир ему и благословение) из него

Аркам не продавал свой дом до самой смерти. Его потомство тоже сохраняло жилище до тех пор, пока Абуджафар Мансур не убедил их продать этот дом ему. После Мансур подарил этот дом Махди (халиф мусульман из Аббасидов), а тот – своей жене Хайзуран. Впоследствии на этом месте была построена мечеть (см. Ахбару Макка, автор аль-Азраки, ум. в 250 г. по Хиджре).

На сегодняшний день местность, где был дом Аркама (да будет доволен им Аллах), находится на территории, где паломниками совершается обход между двумя холмами (саю). Сразу после холма Сафа находилась большая дверь в мечеть Харама. Её так и называли: «Баб аль-Аркам». Территория дома Аркама (да будет доволен им Аллах) приходится приблизительно перед горой Сафа и дверью «Баб аль-Аркам» (если её не удалили при реконструкции). Паломнику желательно посетить это место и совершить (по возможности) там намаз, ибо Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники совершали там поклонение Аллаху. О желательности совершать намаз там, где совершал молитву Пророк (мир ему и благословение), свидетельствует и хадис, рассказанный аль-Бухари, в главе «Намаз», в разделе «Масжид дома». В этом хадисе говорится, как сподвижник Утбан сын Малика (да будет доволен им Аллах) попросил Пророка (мир ему и благословение) совершить у него дома намаз, чтобы впоследствии самому совершать его там. Более того, мы уже рассказали, что это место было мечетью во времена саляфов, во втором веке по Хиджре. Пусть Аллах даст силу посетить данное благодатное место!

Аркам (да будет доволен им Аллах) и его другие заслуги

Ибн Касир в книге «Аль-фусуль» и другие отмечают, что Аркам (да будет доволен им Аллах) был писарем Пророка (мир ему и благословение). Помимо Бадра он присутствовал и при битве Ухуд, а также во всех других походах Пророка (мир ему и благословение).

В Медине Пророк (мир ему и благословение) наделил его домом и заключил для него договор братства со сподвижником Талхатом сыном Зайда (да будет доволен им Аллах). (Талхат – брат Харижата сына Зайда, у которого гостил Пророк (мир ему и благословение) по прибытии в Медину, в местности Куба, до заселения в дом Абу Аюба аль-Ансари.)

Однажды Аркам (да будет доволен им Аллах) собрался в путь в мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Подготоввившись к пути, он пришёл к Пророку (мир ему и благословение), чтобы проститься с ним. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил его о цели поездки, Аркам (да будет доволен им Аллах) рассказал, что едет туда паломником, дабы совершить намаз в мечети аль-Акса. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Намаз, совершённый в этой моей мечети (в Медине), лучше, чем тысяча намазов, совершённых в других мечетях, кроме мечети Харам (в Мекке)». Услышав эти слова, Аркам (да будет доволен им Аллах) передумал и не стал ехать в Иерусалим.

По словам сына, Аркам (да будет доволен им Аллах) скончался в 53-м году по Хиджре в возрасте 83 лет. Он завещал, чтобы джаназа-намаз за него совершил Саад сын Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах). Но во время кончины Аркама (да будет доволен им Аллах) Саад сын Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах) не находился в Медине. Тогда Марван (правитель династии Омейадов) начал возмущаться, мол, почему сподвижника Пророка (мир ему и благословение) задерживают в ожидании отсутствующего Саада (да будет доволен им Аллах), и уже хотел было совершить за Аркама (да будет доволен им Аллах) джаназа-намаз. Сын Аркама (да будет доволен им Аллах) и люди их племени Бану Махзум возразили и не позволили Марвану совершить эту молитву за него. Дело уже дошло до конфликта между сторонниками Марвана и семейством Аркама (да будет доволен им Аллах). Но к тому времени прибыл Саад сын Абу-Ваккаса (да будет доволен им Аллах) и совершил за Аркама (да будет доволен им Аллах) джаназа-намаз.

Величайший из сподвижников – Аркам (да будет доволен им Аллах) – был похоронен в райском кладбище Медины «Баки».

Хаким в книге «Аль-Мустадрак» приводит версию о том, что Аркам (да будет доволен им Аллах) был одним из последних скончавшихся бадрийцев (да будет доволен ими Аллах).
Ахмад Магомедов
islamdag.ru

Добавить комментарий