СПОДВИЖНИК ХАББАБ ИБН АЛЬ-АРАТТ

  Аллах смилостивился над Хаббабом; он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида.
Али ибн Абу Талиб

Женщина по имени Умм Анмар из племени Хузаа отправилась на рынок работорговцев в Мекке.

Она хотела приобрести для себя слугу для выполнения различных работ, а также, чтобы извлекать доходы из его труда. Когда она внимательно рассматривала рабов, предлагаемых к продаже, её выбор пал на одного мальчика, который привлёк внимание Умм Анмар своим крепким телосложением и умным лицом с признаками врождённой одарённости. Заплатив цену, которую просили за него, она вместе с мальчиком отправилась в обратный путь.

Пройдя часть пути, Умм Анмар повернулась к мальчику испросила его:

— Как твоё имя?

— Хаббаб, — ответил он.

— А как имя твоего отца? — поинтересовалась Умм Анмар.

— Аль-Аратт, — ответил мальчик.

— Откуда ты сам?

— Из Наджда.

— Значит, ты настоящий араб?! — воскликнула Умм Анмар.

— Да, я из племени Бану Тамим.

— Так каким же образом ты попал в руки работорговцев в Мекке?!

— На наши селения совершило набег одно из бедуинских племён,— сказал Хаббаб. — Они угнали наших овец, пленили женщин и забрали с собой детей. Я оказался среди пленённых мальчиков и переходил из рук в руки, пока меня не привели в Мекку. И вот теперь я у тебя.
Умм Анмар отправила своего нового слугу к одному из мекканских кузнецов-оружейников, чтобы он научил его делать мечи. Умный мальчик быстро освоил это ремесло, достигнув в нём большого искусства.

Когда Хаббаб (да будет доволен им Аллаh) окреп и возмужал, Умм Анмар сняла для него мастерскую, приобрела необходимые инструменты и начала извлекать доходы из его умения делать мечи.

* * *

Очень скоро Хаббаб приобрёл известность в Мекке, и все начали стремиться купить мечи, сделанные лично им, так как он зарекомендовал себя искусным мастером.

Несмотря на свою молодость, Хаббаб отличался рассудительностью и мудростью старика…

Частенько, закончив свои дела, он глубоко задумывался освоём невежественном обществе, с ног и до головы погрязшем в пороках. Его приводили в ужас крайнее невежество тогдашней жизни арабов, одной из жертв которой был онсам…

Он говорил сам себе: “Когда-нибудь эта мрачная ночь закончится…”

Хаббабу очень хотелось дожить до этого и собственными глазами увидеть, как мрак рассеивается и зарождается свет.

* * *

Не надолго затянулось ожидание Хаббаба. Он увидел, как источник света забрезжил из уст одного из хашимитских юношей по имени Мухаммад ибн Абдулла.

Отправившись к нему, Хаббаб выслушал его речи, которые поразили его своим блеском и осветили его душу.

Протянув Мухаммаду (салляллаху аляйхи ва саллям) руку, Хаббаб засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его Посланник.

Таким образом, Хаббаб стал шестым человеком на Земле,принявшим исламскую веру. Говорят даже: “В течение некоторого времени Хаббаббыл шестой частью Ислама…”
Хаббаб ни от кого не скрывал, что он принял Ислам. Но кактолько об этом узнала Умм Анмар, она страшно разгневалась и, взяв с собой своего брата Сибаа ибн Абдель Узза, направилась к Хаббабу. По дороге к ним присоединилась группа молодёжи из племени Хузаа. Придя к Хаббабу, они увидели его за работой.

Выйдя вперёд, Сибаа сказал ему:

— Нам сообщили о тебе такую новость, что мы ей даже не поверили.

— И что же это за новость? — поинтересовался Хаббаб.

Сибаа ответил:

— Говорят, что ты стал еретиком и отверг свою религию, а затем стал последователем какого-то человека из рода Бану Хашим.

Хаббаб спокойно возразил:

— Я вовсе не стал еретиком. Я уверовал в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварища. Я отказался от ваших идолов и засвидетельствовал, что Мухаммад — раб Аллаха и Его Посланник…

Как только до ушей Сибаа и его спутников дошёл смысл сказанного Хаббабом, все они тут же бросились на него и начали жестоко избивать руками, ногами, а также всем тем, что попадалось под руку.

Это продолжалось до тех пор, пока окровавленный Хаббаб не рухнул на землю без сознания…

* * *

С быстротой молнии всю Мекку облетела весть о том, как поступила со своим слугой его госпожа.

Люди восхищались мужеством Хаббаба, так как до сих пор ни один из последователей Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям) не объявлял людям так открыто и вызывающе о переходе в исламскую веру.

Курайшитские старейшины были потрясены случаем с Хаббабом,так как им и в голову не приходило, что безродный и беззащитный кузнец, раб Умм Анмар, мог набраться такой храбрости, чтобы поносить их божества, нарушить религию их отцов и дедов…

Однако они поняли, что это было лишь только началом…

Курайшиты не ошиблись в своих предположениях. Отвага Хаббаба побудила многих из его товарищей открыто заявить о своём переходе в Ислам, и они один за другим начали провозглашать слово Истины…
Собравшиеся у стен Каабы вожди курайшитов, во главе которых были Абу Суфьян ибн Харб, аль-Валид ибн аль-Мугира и Абу Джахль ибн Хишам, начали обсуждать ситуацию, сложившуюся в связи с призывом Мухаммада. Они сочли,что дело начало принимать угрожающий оборот, усугубляясь день ото дня и из часа в час.

В итоге вожди решили покончить с болезнью, пока она не стала неизлечимой. Каждому клану вменялось в обязанность всячески преследовать и подвергать гонениям всех имеющихся у них последователей Мухаммада до тех пор,пока они не откажутся от своей новой религии или же умрут…

* * *

Подвергнуть пыткам Хаббаба было поручено Сибаа ибн АбдельУзза и его людям.

В самый страшный полуденный зной, когда палящие солнечные лучи раскалили землю, Хаббаба вывели на мекканскую площадь, сорвали с него одежду и обрядили в железные доспехи, запретив давать ему воду. Когда Хаббаб пришёл в крайнее измождение, они спросили его:

— Ну, что ты теперь скажешь о Мухаммаде?

Хаббаб ответил:

— Он раб Аллаха и Посланник Его. Он пришёл к нам с истинной религией, чтобы вывести нас из мрака к свету…

Жестоко избив Хаббаба, мучители спросили его:

— А что ты скажешь об ал-Лат и аль-Уззе?

Хаббаб ответил:

— Это глухие и слепые идолы-истуканы, от которых нет ни вреда, ни пользы.

Тогда они принесли раскалённые камни и положили их на голуюспину Хаббаба и держали до тех пор, пока спина не покрылась ужасными ожогами.
Сама Умм Анмар была нисколько не милосерднее к Хаббабу, чем её брат Сибаа. Увидев как-то раз, что проходивший мимо мастерской Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) поговорил с Хаббабом, она пришла от этого в совершеннейшее исступление.

Каждый день после этого она начала заходить к Хаббабу,выхватывать из горна раскалённые куски железа и класть их ему на голову, пока кожа на голове не начинала дымиться, и Хаббаб терял сознание…

При этом он просил Аллаха наказать её и её брата Сибаа.

Когда Посланник Аллаха разрешил своим сподвижникам переселиться в Медину, Хаббаб начал собираться в дорогу.

Однако не успел он ещё покинуть Мекку, как Аллах внял его проклятиям в отношении Умм Анмар…

Внезапно Умм Анмар поразила ужасная и невероятная головная боль. Она была настолько сильной, что Умм Анмар визжала от неё, как собака…

Её дети бросились повсюду искать врачей, пока, наконец, и мне сказали: “Она избавится от своих болей только в том случае, если согласится сделать прижигание головы…”

Умм Анмар начала прижигать голову раскалённым железом, и эта ужасная боль заставила её забыть о прежних болях.

* * *

Встретив дружеский приём и гостеприимство ансаров в Медине,Хаббаб впервые ощутил спокойствие, которого он был лишён в течение долго времени. Он испытывал истинное счастье, без всяких помех или препятствий общаясь со своим Пророком.

Вместе с благородным Пророком он участвовал в битве при Бадре, сражаясь под знаменем Посланника Аллаха.

Рядом с Пророком Хаббаб выступил в поход на Ухуд, где ему посчастливилось увидеть, как брат Умм Анмар Сибаа ибн Абдель Узза пал бездыханным от руки Льва Аллаха Хамзы ибн Абдель Мутталиба…

Долгая жизнь Хаббаба позволила ему быть очевидцем правления четырёх праведных халифов.

Он жил под их покровительством, осчастливленный судьбой и всеми почитаемый…
Однажды Хаббаб пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу, когда тот уже был халифом. Приблизив его к себе, Умар предоставил ему самое почётное место и сказал:

— Никто не заслуживает таких почестей, как ты, кроме Биляля.

Затем Умар спросил его о самом тяжком испытании, которому он подвергся от рук язычников. Хаббаб очень смутился и не захотел отвечать…

Но после настоятельных просьб Умара Хаббаб поднял на спине рубаху. Увидев его спину, Умар испуганно отпрянул, а затем воскликнул:

— Как это случилось?

Хаббаб ответил:

— Язычники разожгли костёр, пока не образовались раскалённые угли. Затем они сорвали с меня одежду и уложили спиной на угли, так что скоро мясо начало отделяться от костей. Огонь смогла загасить только кровь, которая полилась из моего тела…

* * *

На склоне своих лет после многих лет бедности Хаббаб обзавёлся некоторым имуществом и получил такое количество золота и серебра, о котором не смел и мечтать.

Однако он распорядился своими средствами таким необычным способом, что для всех это стало неожиданностью…

Свои дирхемы и динары он положил в специально отведённом месте у себя дома, которое было известно беднякам и обездоленным. Деньги он не прятал и не хранил под замком, поэтому люди свободно заходили в его дом и брали столько, сколько им было нужно, ничего не объясняя и не испрашивая разрешения.

Несмотря на это, Хаббаб опасался, что после смерти с него спросят за эти деньги и сурово накажут.

* * *

Его товарищи рассказывали:

“Мы навестили Хаббаба, когда он смертельно заболел. Хаббаб сказал нам:

— В этом месте восемьдесят тысяч дирхемов. Клянусь Аллахом,я никогда не скрывал их и позволял любому нуждающемуся пользоваться ими.

Затем он расплакался…

Его спросили:

— А что тебя так расстраивает?!

Хаббаб ответил:

— Я плачу оттого, что многие мои сверстники ушли из жизни,так и не обретя в ней никаких благ. Я же жив и получил это богатство, за что, боюсь, ждёт меня суровая кара…

* * *

Когда Хаббаб ушёл к своему Владыке, вождь правоверных Али ибн Абу Талиб сказал у его могилы:

“Аллах смилостивится над Хаббабом (да будет доволен им Аллаh); он добровольно принял исламскую веру, охотно стал мухаджиром и прожил жизнь муджахида… награда Аллаха суждена тому, кто праведно трудился”.

Добавить комментарий