ПРАВИЛА ВИЗИТА

  Только тот достоин моей любви, кто не прерывал родственных отношений и всегда посещал близких.
Ибн Ханбаль, V, 229.

Долгом каждого мусульманина является посещение друзей и родственников. Всемогущий Аллах сделал всех правоверных братьями и повелел им всегда спешить на помощь друг другу. Как об этом уже упоминалось, взаимные приглашения в гости способствуют улучшению социально-общественного климата. Поэтому Ислам придает огромное значение визитам друг к другу.

Можно посетить близких по случаю праздника, дня рождения, смерти или же с целью проведать больного. Некоторые навещают друг друга без видимой на то причины. Настоящие мусульмане всегда найдут возможность, чтобы выслушать проблемы других и помочь им. Взаимные посещения создают доверительную обстановку, люди обмениваются опытом и знаниями, что, в свою очередь, способствует обретению дополнительных возможностей. Благодаря гостям, человек перестает чувствовать себя одиноким и с надеждой смотрит в будущее. В трудные минуты, увидев рядом друзей и близких, люди утешаются и приходят в себя. Поэтому нужно всегда посещать своих соседей и близких. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) часто обходил своих сподвижников. Об одном из этих посещений Кайс бин Сад (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:

«Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к нам в гости и воскликнул:

- Ас-Саляму алейкум ва рахматуллах!

Мой отец ответил на его приветствие так тихо, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не услышал. Я спросил у отца:

-  Позволишь ли ты войти Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) к нам в дом?

Отец ответил мне:

- Подожди, не спеши! Пусть он еще много раз поприветствует нас!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вновь воскликнул:

- Ас-Саляму алейкум ва рахматуллах!

Отец и на этот раз ответил ему тихим голосом. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) поприветствовал третий раз и, повернувшись, собрался уходить. В это время отец пустился за ним вдогонку, говоря:

- О Посланник Аллаха! Я слышал твои приветствия, но я хотел, чтобы ты как можно больше раз поздоровался с нами. Поэтому я тихо отвечал тебе.

Затем они вместе вошли и дом. Мой отец приказал приготовить воду для Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям), который тщательно помылся и затем облачился в халат, окрашенный зафараном (шафран). Потом он воздел руки вверх и прочитал следующую молитву:

«О Аллах! Окажи Свою милость семье Сада бин Убаде и пошли им благоденствие и изобилие».

После этого он немного поел. Когда он собрался уходить домой, мой отец привел мула и сказал мне:

- Кайс! Иди рядом с Пророком Мухаммадом!

Я пошел с ним, и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предложил мне:

- Давай, и ты садись вместе со мной на мула! Я стал отнекиваться, но он грозно сказал:

- Или садись рядом со мной или же возвращайся обратно!

Я предпочел вернуться  домой. (Абу Дауд, Адаб, 127-128)

В другом хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ходил в дом к одному из жителей Медины, ел с ними вместе, совершил намаз и помолился за него Аллаху.
(Бухари, Адаб, 65)

Особенно настоятельно Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал посещать больных товарищей и близких. В одном из хадисов говорится:

«Кто ради Аллаха проведает больного или брата по вере, (невидимый) глашатай прокричит: «Какой прекрасный ты совершил поступок!» Поступив, таким образом, мы заслужим вознаграждения и приготовим для себя место в раю». (Тирмизи, Бирр, 64)

Посещения должны совершаться не с корыстными целями, а только ради Аллаха. В одном хадисе-кудси Господь сообщает:

«Кто ради Меня любил других, кто ради Меня щедро подавал милостыню, кто действительно ради Меня был искренен с товарищами и близкими, кто поддерживал отношения с родственниками, тот, воистину достоин Моей любви!» (Ибн Ханбаль, v, 229)

Приглашения на свадьбу

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда хотел, чтобы мусульмане как можно чаще по разным причинам собирались вместе. Поэтому он уделял особое внимание свадебным вечеринкам, называемым «валима». При этом он всегда советовал товарищам:

«Если кого-нибудь из вас пригласят на свадьбу, то пусть он обязательно пойдет туда!» (Бухари, Никах, 71)

«Когда вас пригласит ни свадебныи ужин, то идите. Если вы в тот день соблюдаете пост, то помолитесь за виновника торжества, а если нет, то не отказывайтесь от угощения». (Муслим, Никах, 106)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), советуя всем отвечать на приглашения, тем, кто, не имея веской причины, не шел в гости, говорил, что этим самым они «идут против Аллаха и ЕгоПосланника!» (Бухари, Никах, 72) Абдуллах бин Умар (радыйаллаху анху) хорошо знал о щепетильности Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в этом вопросе, поэтому он всегда, даже когда соблюдал пост, обязательно шел туда, куда его пригласили. (Бухари, Никах, 72)

Все четыре основателя мазхабов были единодушны в том, что ответ на приглашение на свадьбу является ваджибом, то есть обязательным. Что касается приглашений по другому поводу, то положение обстоит по-иному. Если человек держит нафиль (дополнительный) пост, то он может прервать его и сесть за стол, а если пост фард (обязательный), то он, не прерывая поста, должен пожелать всего доброго виновнику торжества.

Разумеется, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал огромное значение свадебным застольям не просто так. Свадьбы представляют собой действенное средство для сплочения и укрепления дружбы и взаимопонимания. Свадьбы -это самые счастливые минуты молодых людей. Кроме того, целью свадьбы является объявление о бракосочетании, ибо самое главное в никахе — это дать людям знать об этом. Насколько больше будет гостей, настолько эффективнее будет достигнута цель.

Получив приглашение, не стоит брать с собой того, кого не включили в список приглашенных. Известно следующее предупреждение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто придет и сядет за стол без приглашения, может войти вором, а выйти грабителем». (Абу дауд, Атима, 1) Но если все-таки обстоятельства требуют взять с собой кого-либо, то лучше всего для этого попросить разрешения у хозяина. В связи с нашей темой весьма поучительна нижеследующая история.

Абу Шуайб аль-Ансари (радыйаллаху анху) пошел в гости к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и увидел, что его лицо пожелтело.
По цвету лица Абу Шуайб (радыйаллаху анху) понял, что он давно не ел. Пойдя к своему сыну, работающему мясником, он сказал ему, что хочет пригласить домой Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и поэтому нужно приготовить угощение на пять человек. И как только все было готово, Абу Шуайб (радыйаллаху анху) пригласил его домой. Когда они вместе шли по дороге, к ним присоединился еще один человек. Подойдя к воротам, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал Абу Шуайбу:

- Этот человек присоединился к нам в пути, когда мы шли сюда. Если желаешь, можешь позволить ему войти, если нет, то пусть он возвращается!

Абу Шуайб возразил:

- Что вы, о Посланник Аллаха! Ну, конечно, пусть он входит в дом! (Бухари, Бую, 21)

Как видим, объяснение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), что того человека он не брал с собой, помогло выйти из трудного положения хозяину дома, а тому гостю со спокойной душой войти в дом. Своим примером Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) показал всем мусульманам, как следует поступать в таких случаях.


Места, куда нежелательно ходить

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда без причины не отклонял приглашений, но если там, куда его звали, что-либо противоречило законам Ислама, он сразу отказывался. Анас бин Малик (радыйаллаху анху) говорил, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не ходил в гости и не ел пищу тех, кто пользовался роскошной посудой и был очень высокомерным.

До самой кончины Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не ходил в гости к людям, накрывающим богатые столы, чтобы показать свое превосходство над другими. В те времена роскошные столы были у надменных и кичливых людей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особенно остерегался подражать в чем-либо лицемерам и неверным. И своих сподвижников всегда предупреждал об этом.

Он прилагал все усилия, чтобы уровнять людей между собой и стремился создать одинаковые условия для всех. Он придавал большое значение тем средствам, которые способствовали процветанию общества. Но при всем этом, он выражал резкий протест в тех случая, когда на званые вечера приглашали только богатых. В этом отношении он говорил:

«Самая отвратительная еда на той свадьбе, на которую приглашают только знатных людей». (Бухари, Никах, 72)

Как следует из всего сказанного — хождение в гости является важной Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и представляет собой средство для социальной безопасности и сохранения покоя и мира. Здесь мусульмане, как и в других вопросах, должны выказать сознательность и дисциплинированность. Но, наряду с этим, нельзя ходить в гости к тем людям, столы которых не соответствуют Божественным законам и учению Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Истинный мусульманин всегда стремится заслужить милость Аллаха и поэтому обязан избегать всего, что противоречит Его воле.

Добавить комментарий