СМЫСЛ ТРЕТЬЕГО АЯТА СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»

  «Аллах – властелин Судного дня».

Хвала Аллаhу, являющемуся подателем всех благ, милостивому на этом свете как к верующим, так и к неверующим и милостивому на том свете лишь к уверовавшим, властелину Судного дня.

На этом свете много правителей, они отличаются друг от друга властью, размерами вверенных им государств и своим статусом. Их нахождение у власти определено временными рамками, и они теряют ее со временем, как бы ни старались удержать. Они гордятся тем, что имеют власть над людьми и устанавливают свои порядки в обществе. Они думают, что их правление будет продолжаться вечно, а народ большинством из них недоволен. Но однажды колесо жизни завершит свое вращение, и неожиданно для них, не спросив разрешения, придет архангел Азраил (мир ему) и заберет их души. Они уйдут в могилы, оставив здесь все – и власть, и накопленные богатства. Могущественные правители, потратившие свою жизнь впустую, не задумываясь о неминуемой смерти, в день отчета перед Всевышним скажут:

Смысл: «Не помогло мне богатство, которым обладал я в мире, и сторонники мои, следовавшие за мной, также не помогли мне. Наоборот, все это стало причиной моих мучений». Они также скажут: «Потерял я власть свою над народом, которой обладал в мире, и стал бедняком униженным, и нет у меня доводов в свое оправдание». И те, кто не обладал властью, но оставался заблудшим, скажут: «Когда Аллаh дал мне власть над органами моими, я не использовал их для поклонения, теперь же я остался ни с чем».

Нам трудно представить допрос в День Суда в местности ‘Арасат, но мы видим тех, кого приговорили в мирском суде к смертной казни или длительному сроку заключения, и можем понять их состояние. И все же тяготы, постигшие их, преходящи, а каково будет нам, если мы окажемся обитателями непреходящего, вечного Ада?

В тот день, когда врагов Аллâћа – неверных соберут для допроса на равнине ‘Арасат[50], против них будут свидетельствовать их собственные органы: глаза, уши, руки и т. д., вплоть до кожи. Каждый из них расскажет, какие грехи были совершены человеком с их помощью. Глаза будут свидетельствовать, что им велели взирать на запретное, уши – что им велели слушать запретное, руки – что им велели совершать запретное и т. д.

В Судный день, когда будут воскрешены и выстроены в ряд ангелы, никто из сотворенных, в том числе и ангелы, даже Рух, самый большой из них, или Джабаил (мир им), – никто не сможет обратиться к Аллаhу с просьбой об избавлении от мучений. Все творения будут восхищены величием и совершенством Аллâћа и лишены дара речи, кроме тех, кому позволит говорить Аллâћ. Те же, кому Он позволит, смогут вести правдивые речи, говоря истину, то есть изрекая слова единобожия. Ими будут праведники, которые распространяли единобожие, вели себя в земной жизни подобающим образом и умерли на этом пути.

Согласно другому толкованию, выражение «Аллаh позволит вести речи» означает, что Всевышний позволит просить о заступничестве перед Ним великим ангелам. И будут они просить только за тех, за кого им позволит Аллаh, а не за тех, за кого они пожелают. Аллаh позволит ходатайствовать за тех, кто произносил на этом свете слова истины, а таковыми являются слова свидетельства единобожия «Лā илāҳа иллаллâћ» (Нет никого и ничего, кому следует поклоняться, кроме Единственного Бога). Аллаh позволит им просить о заступничестве не оттого, что они заслужили это, а по милости Своей.

Что касается того, как начнется заступничество, народ будет обращаться к пророкам, начиная с пророка Āдама (мир ему), с просьбой заступиться за них перед Всевышним, а те отправят их к нашему Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям), и он будет просить Аллаhа за них. О том, что так будет, известно из рассказов суфиев.

Что же будет в тот день с земными правителями и остальным народом, если даже такие великие ангелы и пророки будут пребывать в оцепенении? Поэтому Аллаh в суре «Аль-Фāтиħа» говорит нам, что Он является Властелином Судного дня, что царство, величие в тот день принадлежат только Ему одному и никому другому. Далее, после этих аятов, извещающих, что царство и величие в Судный день принадлежат лишь одному Аллаhу и никому другому, Всевышний говорит:

Смысл: «То, что наступит Судный день, – это непреложная истина, в этом нет никакого сомнения, и кто бы ни пожелал ступить на путь сближения с Аллаhом и спасения от мук того света, пусть принимает Ислам (единобожие)».

Смысл: «А если не пожелает, Я предупреждаю об опасности, предостерегаю от мук близкого Судного дня».

О Дне Суда здесь сказано как о близком дне, потому что его наступление является непреложной истиной, даже если он еще далек. Хотя этот аят обращен к неверным Мекки, он не исключает и других неверных. Так пусть принимают Ислам все те, кто понял эту истину.

Что касается ученых сокровенных наук (‘ильму-ль-батын), то смысл выражения «ступайте на стезю Аллаhа» они объясняют так: «Повернитесь от мира этого к тому миру, а от того – к Аллаhу, являющемуся Господом обоих миров».

Поскольку это так, дорогие братья мусульмане, то нам следует знать, что поклонение Аллаhу должно быть искренним, с одной лишь целью – познать Его и достичь Его довольства, и не стоит успокаивать себя тем, что мы называемся мусульманами. То есть нам говорят: не исповедуйте религию ради этого мира, исповедуйте ее ради той жизни и от этого переходите к чистому (искреннему) поклонению Всевышнему, являющемуся властелином этого и потустороннего миров.

Земледелец, стремящийся собрать осенью хороший урожай, весной и летом трудится без устали – и получает желаемое. Поскольку и этот мир является пашней для того света, то пусть обрабатывает ее каждый, кто может.

Из книги досточтимого Шейха Cаида-афанди (къ.с.) «Побуждение внять призыву Корана»
Продолжение следует, инша Аллаh.

Добавить комментарий