ПРАВИЛА ЧИСТОТЫ

   У мусульманина все должно быть чистым и опрятным: душа, тело, дом и окружение. Все должно быть таким, словно в любой момент может прийти Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям).

Религия Ислам особенно настойчиво требует от людей соблюдения чистоты и порядка. В Коране сообщается следующее (смысл):

«Аллах ведь любит тех, кто кается в грехах, и тех, кто в чистоте себя содержит». «Бакара», 2/222

Из этого аята следует, что Господь одобрительно отзывается о тех людях, которые раскаиваются в грехах и в тоже время хвалит мусульман, придающих большое значение чистоте.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда призывал своих последователей соблюдать порядок и следить за чистотой. По этому поводу известно много хадисов. Вот несколько из них:

«Чистота есть половина веры!» (Тирмизи, Адаб, 41)

«Аллах чист, поэтому Он любит чистоту». (Абу Дауд, Салят, 73)

Для содержания в чистоте тела необходимо очищение от нечистот, видимых невооруженным глазом. Духовная чистота — это значит избегать греховных поступков, приобретать все законным путем, не злословить за спиной других, не лгать, не завидовать, не возноситься, не проявлять чрезмерного стремления к чему-нибудь. Духовная чистота — это очищение сердца от всего, кроме мыслей об Аллахе, ибо в Судный день спасутся лишь только те люди, которые обладают «калби салим». В Коране Всемогущий Аллаh повелевает:

«В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем». «Шуара», 26/88-89.
В данной главе мы больше будем говорить о физической чистоте.


1. Очищение от xaдaca


Это очищение от такого вида нечистот, которые на первый взгляд незаметны, но согласно религиозным предписаниям их все-таки нужно удалить. Процесс очищения порой требует малого ритуального омовения, а порой омовения всего тела. В ритуальном омовении заключено много пользы. Наряду с тем, что его целью является очищение от нечистот после испражнений или же после полового акта, оно представляет собой один из видов поклонения, так как это выполнение повелений Аллаха и Сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Господь в Коране повелевает следующее (смысл):

«О вы, кто верует! Когда готовитесь к молитве, умойте свои лица, руки до локтей, обмойте до лодыжек ноги и оботрите голову свою; а если вы осквернены обрядом ночи, омойтесь с головы до ног; а если вы больны, или в пути, (иль выходили) по естественной нужде и возвратились, иль с женщиной сношение имели, и вы при этом не нашли воды (обмыться), сухим песком иль чистою землею лицо и руки оботрите. Господь не хочет вас обременять,
Он лишь очистить вас желает, чтобы явить сполна Свою вам милость. Быть может, станете вы благодарны». «Маида», 5/6.

Как следует из этого аята, перед совершением намаза обязательно нужно совершить омовение, если необходимо, то искупаться. Если же для омовения нет воды или возможности, то можно совершить таяммум, то есть обтирание лица и рук сухим песком. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что без ритуального очищения Господь не принимает молитвы людей.

Особенности совершения ритуального омовения представляют собой наиболее нужные и первостепенные для каждого мусульманина знания. Как говорится в вышеприведенном аяте, Аллах все это повелел не для того, чтобы усложнить нашу жизнь, а для очищения уверовавших, для того, чтобы очистить их от обыкновенных и духовных нечистот, чтобы очистить их от грехов. Каждый человек на нашей планете обязан соблюдать чистоту и очищаться от нечистот, религиозные предписания жестко требуют этого от правоверных. Очищение и обмывание приобрело в Исламе форму поклонения. Таким образом, каждый мусульманин, очищаясь, в тот же момент совершает поклонение, так как он выполняет волю Всевышнего Аллаха.


2. Очищение от наджаса (нечистоты)


Этот вид очищения предполагает ношение чистой одежды, содержания в чистоте места для поклонения. В этом плане самое главное, на что необходимо уделять внимание — это соблюдение правил пользования туалетом. В связи с этой темой мы привели в данной главе те правила, которые изложены в хадисах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и те, которые он практически использовал в своей повседневной жизни. Эти правила следующие:

1.  Прежде чем войти в туалет, нужно из кармана вынуть все бумаги и вещи, на которых написано имя Аллаха или Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Известно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перед входом в туалет всегда снимал с пальца кольцо, на котором были выгравированы слова символа веры.

2. Согласно советам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), перед входом нужно прочитать молитву: «О Аллах. Я прошу Твоей защиты от происков нечистой силы». (Муслим, Хайд, 122)

При выходе нужно прочитать следующую молитву: «Слава Аллаху, который облегчил мои нужды и одарил меня множеством благ». (Ибн Маджа, Тахарат, 10)

3.   Во время отправления нужды в туалете или какой-либо местности, вдали от людей, запрещено поворачиваться лицом в сторону Киблы. Относительно этого правила, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если кто-нибудь из вас пойдет по нужде, то пусть не поворачивается лицом к Кибле!» (Бухари, Буду, 11)

4.  Запрещено отправлять малую нужду стоя, так как брызги мочи могут попасть на тело и одежду. Айша (радыйаллаху анха) говорила, что Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда отправлял малую нужду в сидячем положении. (Тирмизи, Тахарат,  8 ).
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал следующую историю:

«Как-то сподвижники вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) проходили мимо двух могил. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) остановился и сказал своим сподвижникам:

«Обитатели обеих могил в данное время испытывают могильные мучения, но причиной этого вовсе не являются большие грехи. Один из них распространял сплетни, другой во время отправления нужды не оберегался от брызг мочи».

Затем он попросил подать ему свежую ветку, разделил ее на две части и воткнул их в эти могилы. Продолжая свою речь, он сказал:

«Пока эти ветки не засохнут, им немного облегчатся мучения!» (Муслим, Тахарат, 111).

Медицинские исследования показывают, что отправление нужды стоя может послужить причиной возникновения почечных заболеваний. Если человек отправляет нужду сидя, мочевой пузырь полностью расслабляется и все вредные вещества выходят наружу вместе с мочой. А при отправлении нужды стоя мочевой пузырь остается напряженным, и отходы остаются внутри, отчего через некоторое время мочевой пузырь начинает воспаляться.

5.  Отправляя малую нужду, нужно использовать левую руку. В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано:

«Пусть никто из вас при отправлении нужды не держит половой орган правой рукой. При очищении также нельзя использовать правую руку». (Бухари, Буду, 19).

6.  Лучше всего, при возможности, очищение производить водой, так как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) старался всегда использовать воду. Известно, что Господь одобрил поведение жителей местечка Куба, которые очищались водой.

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил следующее Божественное откровение (смысл):

«В ней на молитву никогда не становись. Но есть мечеть, что с первых дней была основана на праведной боязни (Господню милость потерять). Она достойнее того, чтоб в ней ты становился на молитву. В ней — тот, кто любит в чистоте себя держать. Аллах же любит тех, кто в чистоте себя содержит». «Тауба», 9/108.

После этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу направился к жителям этой местности и спросил:

-  О, группа ансаров! Всевышний Аллах хвалит вашу чистоту! Интересно, каким образом вы очищаетесь?

Они ответили:

- Для намаза мы совершаем омовение, после совокупления с супругами купаемся. После отправления нужды мы промываем половые органы водой.

Услышав это, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул:

-  Вот именно за это о вас так одобрительно отзывается Господь! (Ибн Маджа, Тахарат, 28)

Восхваление Аллахом жителей Кубы, очищающихся водой, советы и наставления Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в связи с этим аятом указывают на то, что использование воды во время ритуального очищения является одним из требований Ислама. Для тщательного очищения недостаточно бумаги или каких-либо средств. Кроме них, после испражнений предпочтительнее еще раз промыть водой выводящие органы.

7.  Запрещено разговаривать по время отправления нужды и показывать укромные места посторонним лицам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) предупреждал, что тех, кто не придает особого значения этим правилам, ждут сильные мучения. (Абу Дауд, Тахарат, 7)

8.   После отправления малой нужды мужчинам необходимо немного походить или подвигаться. Можно подождать некоторое время и только после это совершить вуду (малое ритуальное омовение). Мужские органы так устроены, что в мочевом пузыре остается немного мочи, которая потом может излиться и нарушить ритуальную чистоту. Поэтому лучше всего походить или подождать,
чтобы остатки мочи были полностью удалены. (Ибн Маджа, Тахарат, 19)

Кроме этого, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ёще советовал после отправления нужды три раза провести рукой по мочевому каналу, чтобы таким образом излить остатки мочи.

9.  Нельзя справлять нужду в открытой местности и прямо на дороге, по которой ходят люди. Испражнения не должны попасть в тенистые места, в стоячие воды, на животных и на гнездовья насекомых. Как передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал однажды:

-  Опасайтесь двух вещей, которые могут вызвать на вас проклятие.

Удивленные сподвижники спросили:

- О Посланник Аллаха! А что может вызвать на нас проклятие? Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

- Справлять нужду в тех местах, по которым ходят люди, и в тех местах, где они обычно отдыхают. (Муслим, Тахарат, 68)

Джабир (радыйаллаху анху) утверждал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил справлять нужду в стоячие озера и лужи. (Муслим, Тахарат, 69)

Абдуллах бин Сарджис сообщил, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил справлять нужду в норы и гнездовья  насекомых  и пресмыкающихся. (Абу Дауд, Тахарат, 16).

 

 

3. Очищение тела от различных нечистот

 

Кроме случаев, указанных выше, необходимо еще очищать тело от различной грязи, пятен, запаха и других неприятных веществ. Это является Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), ибо он советовал, чтобы каждый мусульманин хотя бы один раз в неделю полностью мылся. Особенно предписывалось купание в пятницу. В связи с этим известно множество хадисов. Вот некоторые из них:

«Пусть каждый из вас, кто собирается идти на пятничную молитву, полностью искупается». (Бухари, Джума, 2)

«Кто полностью искупается, словно после совокупления, и затем пораньше пойдет в мечеть, тому запишется столько благих деяний, будто он принес целого верблюда в жертву». (Бухари, Джума, 4)

Если внимательно прочитать хадисы, в которых говорится о купании в пятницу, перед тем, как идти в мечеть, становится ясно, что это не строгие повеления, а желательные действия. Но при всем этом, купание перед пятничной молитвой способствует наступлению умиротворения в душе, так как в таком случае человек идет с радостным настроением и надеждой получить награду у Аллаха. Однако если помыться вечером в четверг, то это тоже считается выполнением Сунны.

Кроме вуду, которое мы совершаем для пятикратной молитвы, мытье рук перед едой и после приема пищи тоже считается богоугодным поступком. (Тирмизи, Атима, 39) С другой стороны, подрезание ногтей, укорачивание бороды и усов, чистка зубов являются одними из тех правил, выполнения которых Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) требовал настоятельно. Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Сунна Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) состоит из следующих пунктов. Их выполнения требуют законы природной сущности человека. Это такие правила: совершить обряд обрезания крайней плоти, сбривать волосы на лобке, состригать ногти и укорачивать кончики усов».(Бухари, Либас, 63-64)

Из этого хадиса становится ясно, что сама природа человека требует уделять особое внимание вышеизложенным правилам. В другом хадисе приведены десять правил. Опираясь на эти два хадиса, мы изложили правила в следующем порядке. При этом мы пострались подробно объяснить смысл и порядок выполнения их.

1.  Хитан (обрезание крайней плоти). Считается одним из признаков мусульманина. Эту небольшую операцию можно сделать уже на седьмой день рождения ребенка и до наступления совершеннолетия. Однако лучше всего сделать хитан тогда, когда ребенок немного подрастет и будет осознавать происходящее.

Обрезание крайней плоти является природной необходимостью и имеет большое значение, как с медицинской точки зрения, так и с психологической, поскольку способствует нормальному развитию ребенка. Польза от хитана в наши дни известна всем, и в данное время в западных странах увеличивается число тех, кому обрезают крайнюю плоть.

2.  Подстригание ногтей. Их нужно подрезать таким образом, чтобы не поранить пальцы. В Исламе не предписаны определенные дни, поэтому их нужно подрезать сразу, как только они подрастут.  Нет таких дней, в которые нельзя подстригать ногти, но наряду с этим, имеются сообщения, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) любил подстригать ногти в Пятницу. (Хайсами, II, 170; Байхаки, ас-Сунану Кубра, III, 244).

При подстригании ногтей нужно быть предельно осторожным и следить, чтобы они не разлетались по сторонам, а затем их надо собрать.
Ибну Аббас сказал: «Со стригущего ногти в пятницу выводит Аллах болезни и наполняет его исцелением (излечением)». Ногти подрезать каждую пятницу читается сунной.

Последовательность подрезания ногтей.
Следует начать с указательного пальца правой руки и стричь ногти до мизинца. Затем следует продолжить с мизинца левой руки до большого пальца и в самом конце состригается ноготь большого пальца правой руки. Что касается ногтей пальцев ног, то следует подрезать их, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги.

После подрезания ногтей пальцы следует промыть.
В наше время многие женщины отращивают свои ногти. А ведь это совершенно противоречит требованиям Ислама. Грязь, которая содержится под ногтями, вредна для здоровья. Поэтому ногти нужно всегда подстригать. Особенно это касается женщин, занимающихся приготовлением еды, ведь несоблюдение гигиенических правил может привести к тяжелым последствиям.

Абу Василь рассказал следующую историю:

«Когда я повстречал Абу Айюуба, он протянул мне руки, и мы с ним обменялись рукопожатием. Заметив, что у меня длинные ногти, он сообщил мне такие слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Среди вас есть такие люди, которые размышляют об абстрактных вещах, а у самих ногти длинные, словно когти хищных птиц. А под ними развелась куча мусора и грязи». (Ибн Ханбаль, V, 427)

3.  Сбривание волос в области подмышек. Это делают путем сбривания или удаления пинцетом. В данное время широко используют различные средства, которые способствуют выпадению волос.

4.   Истихдад — это слово переводится как сбривание волос на лобке, так   как содержание в чистоте этой области тела особо важно. Намеренно пренебрежительное отношение к требованиям Ислама означает невыполнение Сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) поэтому нужно всегда следить за чистотой тела.

5.  Укорачивать усы. Нужно всегда подрезать усы таким образом, чтобы виднелась верхняя губа. Лучше всего начинать укорачивание с правой стороны. Некрасиво, когда усы лезут в рот, к тому же при употреблении пищи и напитков волосы попадают в посуду, а это очень и очень неприглядная картина.

6.  Отращивать бороду. В Исламе не одобряется сбривание бороды. Если борода сильно отросла, ее можно немного подравнять со всех сторон. Но лучше всего, если длина бороды такова, что она вся умещается в руке (кулаке).

7.   Использование мисвака. Это небольшая веточка дерева, называемого Арак. Ее используют для чистки зубов. В хадисах употребляется форма «сивак», но эти два слова имеют одинаковое значение. Как глагол, слово «мисвак» означает чистку зубов. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда поощрял своих сподвижников содержать зубы в чистоте. Поэтому он им говорил следующее:

«Если бы я знал, что это не затруднит моих последователей, то я бы приказал им чистить зубы мисваком перед каждым намазом». (Бухари, Джума, 8 )

«Использование сивака способствует содержанию зубов в чистоте и достижению милости Аллаха». (Ибн Маджа, Тахарат, 7)
Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:

«Мы всегда с вечера готовили Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) воду для совершения омовения и мисвак для чистки зубов. Аллах будил его в любое время ночи. Проснувшись, он сразу чистил зубы сиваком, затем он совершал омовение и читал намаз». (Муслим, Мусафирин, 139)

Когда Шурайх бин Хани (радыйаллаху анху) спросил у Айши (радыйаллаху анха):

-  Что делал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), когда приходил домой?

Она дала следующий ответ:

- Сиваком чистил  зубы. (Муслим, Тахарат, 43-44)

При внимательном изучении хадисов, в которых говорится о сиваке, становится ясно, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял огромное значение использованию сивака. Разумеется, это не значит, что нужно всем непременно найти сивак и использовать только его. Все эти хадисы нужно воспринимать, как советы соблюдать чистоту зубов. Кто имеет возможность найти сивак, пусть им обязательно пользуется, но если нет такой возможности, то можно купить хорошую зубную щетку и пасту и затем чистить зубы ими. Если и для этого нет возможности, то можно временно проводить пальцами по зубам.

8.  Истиншак — это слово переводится как набирание воды в нос. Очищение носа, таким образом, является Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). При гусле очищение носа водой является фардом, то есть обязательным. Поэтому нельзя пренебрегать им.

9. Тщательно очищать сгибы пальцев. Это тоже является Сунной.

10.  Мазмаза — Данное слово переводится как полоскание рта водой. При этом не стоит забывать о чистке зубов щеткой и сиваком.

 


4. Чистота


Истинный мусульманин обязан содержать в чистоте не только себя, но и свое жилище, двор, улицу, округу. Чистота окрестностей является также архиважной задачей.

У мусульманина все должно быть чистым и опрятным: душа, тело, дом и окружение. Все должно быть таким, словно в любой момент может прийти Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Обувь и тапочки должны быть аккуратно расставлены на полках, чтобы радовали глаз и не лежали под ногами.

Ни один мусульманин не может позволить, чтобы мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медине находились в беспорядке. Они должны быть наилучшим образом убраны и помыты. Все вокруг должно сверкать чистотой. Сохранению чистоты в этих святых местах особенно большое значение обязаны уделять паломники, которые прибывают в эти места со всех концов света.

Известно много хадисов, в которых Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) призывает мусульман содержать все в чистоте и порядке. Например, согласно рассказу Анаса бин Малика (радыйаллаху анху), однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил в мечети чей-то плевок, сделанный в направлении Мекки. Он лично своими руками очистил стену от плевка. Было видно, что это проявления невежества сильно рассердило его. (Муслим, Масаджид, 52)
Пророк   Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) желал, чтобы мусульмане были чистоплотными и деликатными. Он все время просил их сдерживать себя от неприличных поступков.

Поэтому не один мусульманин нигде не должен плевать, необходимо избегать таких поступков, которые могут вызвать отвращение окружающих. В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил следующее:

«Мне были показаны все деяния моих последователей. Среди благородных деяний я видел такие, как убирание с дороги предметов, мешающих прохожим. Среди отрицательных поступков людей я заметил, как некоторые плевались в мечети и после этого не стали очищать это место». (Муслим, Масаджид, 58)

В хадисе особенно акцентируется внимание на плевание в мечетях, которые являются не только местом для поклонения Аллаху, но и общественным местом, где собираются люди. Мусульмане обязаны придавать огромное значение содержанию в чистоте мечетей, общественных мест, дорог, улиц и проходов. Ибо очищение таких мест от грязи и различных предметов и вещей, причиняющих неудобства прохожим, предписывается законами Ислама. Этому вопросу Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уделял огромное значение. Он даже говорил, что очистка дорог от предметов, мешающих людям, является признаком веры. (Муслим, Иман, 58).  С этой точки зрения, нельзя не только плевать в общественных местах, но и кидать мусор, заграждать дорогу собственным транспортом, загромождать своими вещами проходы.

Добавить комментарий