ПРАВИЛА НОШЕНИЯ ОДЕЖДЫ

  Но благочестие есть лучшая из всех одежд.
«А’раф» 7/26.

Также, как прием пищи и употребление воды являются острой необходимостью, так и ношение удобной одежды играет важную роль в повседневной жизни человека. Тело только посредством одежды можно защитить от вредных воздействий окружающей среды, прикрыть укромные части тела и некоторые физические недостатки.
В принципе, всю Вселенную, начиная от мельчайших атомов и кончая небесными планетами, покрывает некая оболочка. То есть, покрывало есть природная необходимость всего сущего. Воздушная атмосфера, кора деревьев и кожура фруктов, шкуры и пух животных и птиц, оболочка, прикрывающая младенца в утробе матери — все это является некой формой одежды, защищает от вредных воздействий окружающей среды и украшает внешний вид.

В Коране сообщается (смысл):

«О дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и (Мы послали вам) прекрасные наряды. Но благочестие есть лучшая из всех одежд. Сие (исходит) из знамений Бога, чтоб вы упомнили об этом».«А’раф», 7/26

В другом аяте вновь затрагивается данная тема (смысл):

«Одежды дал, что от жары спасают вас», «нахль», 16/81.

Необходимость спасаться от неблагоприятных воздействий окружающей среды и климатических явлений свойственна не только людям, но и животным. Между ними одна только разница: человек, сознательно используя свой разум, защищает в обществе свою честь и достоинство.
И как следствие этого, каждому человеку присуще чувство стыда, из-за которого индивид прикрывает свои укромные места. Выражение «одежда благочестия», упомянутое в Коране, акцентирует наше внимание не только на вышеприведенных обстоятельствах, но и на благочестии, которое охраняет нас от морально-нравственного падения. Хаджи Мухаммад Лутфи по этому поводу писал следующее:

«Самая красивая одежда — эта духовный кафтан, который надевает на себя чистая душа. Надень эту одежду, чтобы она тебя украсила, словно золото врата святых праведников!»

Одежды, которые совсем не отвечают требованиям и целям, изначально поставленным Аллахом, не соответствующие религиозным предписаниям, нельзя назвать благочестивыми. Как сообщается в хадисах, однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел Асму (радыйаллаху анха), сестру Айшы (радыйаллаху анха), в тонких и прозрачных одеждах. Он сразу недовольно отвернулся и сказал:

«О, Асма! После того, как девушка достигает совершеннолетия, не положено, чтобы виднелись ее части тела, кроме этих (здесь он указал на лицо и кисти рук)». (Абу Дауд, Либас, 31)

В связи с нашей темой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то заявил:

«Среди обитателей Ада есть две группы женщин, которых я не видел, но они появятся в будущем. Одна из групп будет бичами хлестать людей, а другая группа женщин будет выглядеть совершенно голыми, будучи одетыми. Они заставят других одеваться так же, как они. Головы их похожи на верблюжьи горбы.
Именно эти женщины не войдут в Райские сады. Они даже не почувствуют запах Рая, хотя его можно почувствовать издали». (Муслим, Джаннат, 52)

Целью ношения одежды является приобретение приятного внешнего вида и прикрытие некоторых частей тела. Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) надевал на себя одежды, он произносил следующую молитву:

«Я прославляю Аллаха, который прикрыл мои укромные места и одел меня в эти одежды, которые украшают меня».

После чтения этой молитвы он добавлял: «Кто, надевая на себя новую одежду, будет таким образом прославлять Аллаха, и подарит другим старую, тот будет находиться под Его защитой». (Тирмизи, Даават, 107)

В отношении одежды особенно женщины должны быть очень и очень внимательными. Однажды дочь Абдуррахмана (радыйаллаxy анху) по имени Хафса пришла к Айше (радыйаллаху анха), прикрыв голову тонким покрывалом. Айша (радыйаллаху анха) сразу сняла с ее головы это покрывало и накинула более плотное.(Мунатта, Либас, 6)

Женщины должны прикрывать свои волосы, шею и укромные места. Это требование подкреплено Божественными откровениями, Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и единогласным решением ученых. Одежда должна быть настолько просторной, чтобы не выделялись части тела. В Коране содержится следующее повеление Аллаха (смысл):
«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам]». «Hyp», 24/31.

В этом аяте Корана женщинам повелевается следующее:

1.  Потуплять свои взоры и не смотреть на запретные вещи.

2. Хранить целомудрие и честь.

3.  Не выставлять напоказ свои части тела, кроме разрешенных.

4. Требуется, чтобы покрывали голову и груди шалью или большим платком. Кроме того, в этой суре перечисляются лица, рядом с которыми она может сидеть.

Арабское слово «хумур», которое употреблено в вышеприведенном аяте, означает «покрывало для головы». Обычно хумур — это своеобразное покрывало, которым пользовались все женщины на Аравийском полуострове, как во времена джахилии, так и после распространения Ислама. В доисламский период хумур использовали как выходную одежду и носили для роскоши. Концы этой шали обычно закидывали за плечи. Согласно моде тех времен, женщины накидывали покрывало за голову, но оставляли открытым вырез на груди. (Куртуби,ХII 153)

Законы Ислама запретили подобное ношение одежды, женщинам предписывается самым тщательным образом покрывать не только голову, уши, шею, но и грудь.
Как сообщает Айша (радыйаллаху анха), после того, как было ниспослано это Божественное откровение, женщины мухаджиры и ансары, отрезав куски ткани из своих одежд, согласно повелению, сразу прикрыли свои головы и груди. (Бухари, Тафсир, 24/13; Абу Дауд, Либас, 31-33)

Подчеркивая, что, будучи воспитанным человеком, нужно покрывать запрещенные части тела и сообщая, что не стоит удивляться тому, что и цветы не раскрываются перед чужими, поэт Караманли Низами писал следующее:

Если цветок не раскрылся, не удивляйся ты этому.
Если кто раскрылся, у того нет ни стыда, ни чести!

Законы Ислама обращают наше внимание на то, что одежда должна быть настолько просторной, чтобы не выделялись части тела.(Медицинские исследования доказывают, что ношение просторной одежды полезно для здоровья, тогда как тесная одежда мешает нормальному кровообращению и стесняет движения, что приводит к различным нарушениям. Что касается слова «красоты», употребляемого в вышеприведенном аяте, то здесь мусульманские ученые имеют различные мнения. Некоторые считают, что здесь имеются в виду обыкновенные золотые и серебряные украшения. Тогда как основная группа ученых говорят, что это места, привлекающие внимание мужчин. (Куртуби, XII, 153; ибн Касир, Тафсир, 3/284.) Поэтому нужно обязательно что-то накидывать поверх одежды, если она прозрачная или тонкая. Всемогущий Господь повелевает следующее (cмысл):

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный!» (Сура Ахзаб», 33/59)
В этом аяте Всевышний Аллах повелевает всем женщинам и девушкам при выходе на улицу покрывать себя таким образом, чтобы не выделялись части тела. Как видим, Божественным повелением женщинам запрещается выходить из дома в домашней одежде. Все ученые, толкователи Корана, хотя имеют различные мнения относительно некоторых терминов, единодушны в одном: слово «джилбаб», приведенное в аяте, имеет значение одежды, которая покрывает все тело женщины с головы до ног. Поэтому каждая женщина, выходя из дома, обязана надевать на себя длинный плащ, широкое покрывало или накидку, ибо аят Корана нам четко и ясно показывает, как должна покрываться женщина.

Ахмет Паша, объясняя необходимость укрывания женщиной тела от взоров посторонних мужчин, писал:

Не открывай свои прелести перед другими,
Ибо перед тобой повеление Корана!

Занимаясь спортом или выполняя различные работы, женщина обязательно должна следить за своей одеждой.

Мусвир бин Махрама рассказал следующую историю:

«Однажды на своих плечах я нес домой тяжелый камень. На мне была легкая и тонкая одежда. В пути внезапно развязались шнурки на штанах, и они упали, но я, несмотря на это, продолжил свой путь и донес камень до дома. В этом положении меня заметил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Остановив меня, он повелел:

«Иди и вернись обратно! Никогда больше не ходи обнаженным по улицам!» (Муслим, Хайд, 78)

Категорически запрещено законами Ислама женщинам уподобляться мужчинам в ношении одежды.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отмечал, что те женщины, которые одеваются подобно мужчинам, мужчины, которые одеваются как женщины, не удостоятся Божьей милости. (Абу Дауд, Либас, 28)

Предупреждения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) тем, кто предпочитает носить одежды противоположного пола, показывают, что одежда является не просто средством для прикрытия наготы и представляет из себя кусок материи, сшитый по определенной форме. Нет, совсем не так! В наши дни среди молодежи наблюдается множество случаев нарушения социальной ориентации, и представители противоположных полов начали испытывать влечение к одежде друг друга. Как горько видеть, что некоторые модельеры тратят все силы на то, чтобы еще больше усилить это влияние. При этом они часто пытаются обосновать эти проекты тезисами об экономической выгоде, якобы, создав одинаковые одежды, как для мужчин, так и для женщин, можно будет продать еще больше товаров. Давно замечено, что вследствие ношения одежды противоположного пола у некоторых людей наблюдаются изменения в психике, и они начинают вести себя соответственно тому, одежду какого пола они носят. Такие аномальные склонности можно предупредить, лишь опираясь на хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

С другой стороны, законами Ислама запрещены одежды, не выполняющие две основные свои функции: прикрытие укромных мест и украшение тела. Запрещено носить дорогостоящую одежду, испытывая от этого чувство превосходства. Нельзя одеваться, чтобы подчеркнуть свое состояние и богатство. В связи с этим известно множество хадисов. Вот несколько из них:

«Кто в этом мире будет носить «одежды славы», в Судный день Аллах наденет на них одежды унижения!». (Ибн маджа, Либас, 24)

«В Судный день Господь не обратит Свой взор на тех людей,Которые носили длинные до пят одежды». (Бухари, Либас, 1,5)

Выражение «одежды славы» имеет два значения. Так говорят тогда, когда некоторые люди носят одежды с целью бахвальства, чтобы иметь среди людей славу и уважение. Порой данное выражение употребляют в тех случаях, когда человек специально носит ветхие и старые одежды, чтобы подчеркнуть свою «праведность» и «святость».

Нужно избегать ношения одежды с целью выделится из толпы. Кроме того, нельзя чрезмерно тратить средства на приобретение роскошной и дорогой одежды, так как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Ешьте, пейте, носите одежды и подавайте милостыню с одним только условием: не транжирьте деньги и не занимайтесь расточительством». (Бухари, Либас, 1)

Знаменитый сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) ибн Аббас (радыйаллаху анху) подчеркивал:

«Пока вы не делаете излишние траты и не заноситесь, можете носить все, что вам заблагорассудится». (Бухари, либас, 1).

Особенно в наши дни мы наблюдаем, как некоторые люди тратят значительные средства на приобретение изделий из кожи. Чтобы изготовить меховую шубу или кожаную дубленку, нужны шкуры нескольких животных. И как можно с этим мириться?
Праведники различают три степени нарушений, проявляемых в отношении одежды:

1.  В шариате — это ношение одежды, противоречащей морально-нравственным нормам.

2.  В тарикате — обладание большим количеством одежды, чем это необходимо.

3.  В хакикате (имеются в виду аскеты, достигшие определенных духовных степеней) — это проявление любви к одежде.

С другой стороны, известны радостные сообщения для тех, кто, имея возможности для ношения дорогой одежды, скромно одевается. Ибо в хадисах говорится, что в Судный день Аллах раньше всех обратится к ним и наденет на них райские одежды. Наряду с этим, вполне естественно стремление многих людей к приобретению и ношению красивой и добротной одежды. Конечно, с одним условием: все должно соответствовать материальным возможностям и не служить для самодовольства и бахвальства. Ибн Масуд (радыйаллаху анху) передал следующие слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«У кого в сердце есть чувство превосходства над людьми даже с размером семечко, он никогда не войдет в рай!»

Когда сподвижники сказали ему:

-  О Посланник Аллаха! Ведь каждый человек желает иметь красивую одежду и удобную обувь.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил им:

- Аллах красив и поэтому Он любит все красивое. Кибр (высокомерие) проявляется тогда, когда человек не признает истину и презрительно смотрит на людей. (Муслим, иман, 147).

В другом хадисе сообщается, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил неряшливо одетых людей. Один из сподвижников, Малик бин Надла (радыйаллаху анху) рассказал следующую историю:
«Однажды я пошел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) домой. Одет я был как попало, и он, заметив мои старые одежды, спросил у меня:

- Ведь у тебя же есть состояние?

Я ответил, что благодаря милости Аллаха имею верблюдов, большие стада овец, табуны лошадей и закрома, полные пшеницы и овса.

В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил мне:

- Раз Господь одарил тебя состоянием, пусть по твоему внешнему виду будут заметны следы Его милости!» (Абу Дауд, Либас, 14)

В знаменитом хадисе «Джибриль» повествуется о том, как во время беседы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) со сподвижниками к ним пришел ангел Джабраиль (алейхис-салям). Он прекрасно выглядел, был одет в кристально чистую белую одежду, волосы его были черного цвета и причесаны. На голове у него была небольшая тюбетейка. (Муслим, Иман, 1)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) по возможности предпочитал носить одежды белого цвета и своим последователям советовал следующее:

«Носите белые одежды, так как они чисты и прекрасно смотрятся. Своих усопших также заворачивайте в белый саван!» (Тирмизи, Адаб, 46)

Интересны советы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) своим сподвижникам, которые он давал им во время проповедей:
«Вы направляетесь к своим братьям. Поправьте и украсьте упряжки и сбрую ваших верховых животных. Приведите в надлежащий порядок свои одежды, чтобы вы, подобно мне, стали прекрасны, ибо Аллах не любит людей с отвратительным видом и тех, кто употребляет неприличные слова». (Абу дауд, Либас, 25)

Как следует из этого хадиса, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) советует привести в порядок не только одежду, но и сбрую верховых животных, ибо все это играет огромную роль в социально-общественных отношениях. То есть, наше поведение и отношение к одежде говорят о нашем уважении к другим членам общества. Поэтому мусульманин обязан всегда следить за своим внешним видом и быть в повседневной жизни опрятным и чистым.

По одежде и манере одеваться, можно узнать о характере и привычках человека. Конечно, это не является единственным критерием, однако представляет собой одну из основополагающих. Ведь недаром народная мудрость выразила это в старинной поговорке: «По одежке встречают, по уму провожают». Опрятный вид человека невольно вызывает симпатию к этому человеку, люди быстрее сближаются и начинают легко понимать мысли и намерения собеседника, а это является очень важным в Исламе, так как способствует взаимному уважению и установлению мира и согласия в обществе. Такие люди обычно притягивают к себе, с ними стараются завести дружбу. В таком случае, нужно хорошо различать: какая одежды надета с целью, вызвать зависть людей, а какая одежда говорит об элементарной опрятности и чистоплотности человека.

Как явствует из советов и повелений Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), главным критерием при выборе одежды не должно быть ее соответствие последней моде. Она должна быть, прежде всего, удобной для работы и отдыха. Хотелось бы здесь подчеркнуть, что в данном вопросе нельзя упускать из виду разницу в полах.
Также Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда советовал уделять внимание прическе. (Абу Дауд, Тараджуль, з) Однажды он, заметив маленького мальчика, у которого была обрита лишь одна половина головы, сказал сподвижникам:

«Или полностью сбривайте волосы, или же полностью отращивайте!» (Абу Дауд, Тараджуль, 14)

То есть, он не любил, когда на голове оставляют небольшой пучок волос. Запрет, который наложил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), касается моделей стрижки, распространенных в наши дни, когда на голове оставляют лишь небольшую часть волос.

Однажды Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) из-за занавеси протянули записку. Посмотрев на руки, он спросил:

«Ты мужчина или женщина?» И когда ему сказали, что женщина, он заметил: «В таком случае ногти были бы окрашены хной».(Насаи, Зинат, 18)

Увидев, как его супруга Умму Салама (радыйаллаху анха) два раза обернула голову шалью, он заметил, что это похоже на чалму мужчин и приказал ей:

«Оберни голову один раз, а не два!» (Абу дауд, либас, 35)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда учил женщин, чтобы они пользовались более легкими благовониями, чем те, которыми обычно пользуются мужчины. (Насаи, Зинат, 32)

Наряду с этим, он подчеркивал, что одежды из шелковой и атласной материи запрещены только для мужчин, тогда как они являются привычной одеждой женщин. (Ибн Маджа, Либас, 19)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не разрешал мусульманам надевать одежды с различными рисунками, на которых изображены живые существа. При этом он указывал, что в дом, где есть картины и собаки, никогда не входят ангелы. Поэтому дома нельзя держать изображения живых существ. Здесь не имеет никакого значения, на чем они нарисованы. (Абу дауд, Либас, 45)

Существует хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи на саллям), где говорится о запрете на ношение накидок, тулупов и предметов домашнего обихода, изготовленных из обработанных шкур диких животных. (Тирмизи, Либас, 32) Однако мусульманские ученые, изучив и другие хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) на эту тему, сделали заключение о том, чтопосле специальной обработки можно использовать шкуры диких животных. Исключением является только кожа свиньи. Известен следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Все, чем можно пользоваться после обработки, является разрешенным». (Тирмизи, Либас, 7)

Наряду со всеми вышеизложенными правилами, в Исламе разработаны и другие требования, касающиеся внешнего вида. Например, каждый мужчина должен, по возможности, отрастить бороду и коротко подстригать усы, чтобы не быть похожим на язычников. (Бухари, Либас, 64) В различных хадисах упоминается о запрете на ношение одежды ярко желтого цвета, так как ее носят или неверные, или женщины. В основном, одежды яркого цвета носят женщины, именно поэтому мужчинам запрещено их носить.(Муслим, Либас, 27-28)
В некоторых хадисах говорится, что женщинам запрещена стрижка волос наголо. Кроме того, женщинам запрещено изменение внешнего вида, данного им Аллахом с самого рождения. Запрещается утончение бровей путем удаления волос, обтачивание зубов и нанесение татуировок, ношение парика. (Бухари, Либас, 82-87)

Разумеется, если ношение парика вынужденное, то это не возбраняется.

Религиозные правила разрешают использовать сурьму мужчинам, но лучше всего это делать перед сном, ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что нанесение сурьмы исмид способствует улучшению зрения и подпитывает корни ресниц. Поэтому он сам пользовался и советовал это другим. (Абу Дауд, Либас, 13)

Подытоживая все вышеприведенное, нам хотелось еще раз напомнить, что каждый мусульманин должен избегать ношения запрещенных форм одежды и, согласно материальным возможностям, носить опрятную и нарядную одежду. Кроме того, каждый мусульманин и мусульманка обязаны носить только ту одежду, которая соответствует своему полу. Нельзя, поддавшись своим низменным желаниям и руководствуясь лишь стремлением выделяться в обществе своими роскошными костюмами, носить богатые наряды.

Добавить комментарий