СПОДВИЖНИЦА АСМА’ БИНТ АБУ БАКР

  Обладательница двух поясов
Это наша сподвижница, славная со всех сторон: её отец, сестра, муж и сын — сподвижники. Одного этого достаточно для благородства и гордости. Её отец — Правдивый Абу Бакр. Её дед — Абу ‘Атик, отец Абу Бакра.
Её сестрой была мать верующих ‘Аиша. Её мужем был аз-Зубайр ибн аль-‘Аувам, один из ближайших сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение). Её сын — ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр. Да будет ими всеми доволен Аллах!
Асма’ (да будет доволен ей Аллаh) родилась в семействе, обладающем знанием, щедростью и знатным происхождением. Её мать — Кутайля бинт ‘Абдуль‘узза. На ней женился Абу Бакр ещё в доисламский период. Она родила ему Асму и ‘Абдуллаха.

Ещё до Ислама он с ней развёлся. Какое-то время она пробыла в доисламском невежестве, а затем, после открытия Мекки, приняла Ислам. (См. «Сияр аль-а’лям ан-нубаля’ (2/288) и «Ат-табакат аль-кубра» (8/252).
Асма’ была свидетельницей рассвета призыва и начала распространения Ислама. Вместе с отцом она переживала мучения со стороны многобожников. Она несла знамя призыва своими руками, сердцем и чувствами.
Асма’ (да будет доволен ейю Аллах) постоянно видела и слышала примеры настоящего воспитания на основе веры. Она видела, как её отец стоял один лицом к лицу с главарями курайшитов, семействами и родами, которые были с ними. Он защищал посланника Аллаха (мир ему и благословение), говоря: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: «Мой Господь — Аллах»?»

И они оставляли посланника Аллаха (мир ему и благословение), но переходили на Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). (Передал аль-Хаким (3/67))
 Как ей после этого не быть смелой и  не постоять за истину?!
Жизнь у Асмы и первых мусульман была полна терпения, усердия и больших испытаний. Она переносила мучения, терпела бедствия и видела, что неверующие курайшиты делают с мусульманами. Сколько раз она видела, как они ведут не имеющих сил мусульман к раскалённой пустыне вблизи Мекки, а рядом с ними рабы и дети. Они подвергали их различным видам пыток. Однако это добавило Асме только уверенности и стойкости.
С каждым разом, когда восходило солнце нового дня, у неё укреплялись основы веры. Вот как она рассказывает об одном из примеров её джихада в начале пути призыва. Она говорит:
«Когда Пророк (мир ему и благословение) хотел совершать переселение, я в доме своего отца приготовила ему еды в дорогу. И я не могла найти, чем завязать мешок с едой и бурдюк с водой. Я сказала отцу: «У меня есть только пояс». Он сказал: «Разорви его пополам и завяжи обоими».
Она сказала: «И поэтому меня назвали «обладательницей двух поясов».(См. «Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/289))
Асма’   до переселения вышла замуж за славного сподвижника аз-Зубайра ибн аль-‘Аувама, который был сыном тёти посланника Аллаха (мир ему и благословение) Сафии бинт ‘Абдуль-мутталиб.
Аз-Зубайр был не богатым, а бедным. Он обладал очень небольшим имуществом. Но Асма’ была довольна им как мужем. Как ей не быть довольной, ведь он дитя призыва. Он был свидетелем его рассвета, как и она. Дело Ислама стало его насущной заботой.

Дом Асмы и аз-Зубайра был одним из домов веры, в котором произрастало дерево богобоязненности и расцветали ценности благородства и высокие нравственные качества.
Несмотря на бедность аз-Зубайра, она была женщиной щедрой, ничего не жалеющей. Она говорила своим дочерям и всей семье: «Отдавайте, делайте пожертвования и не ждите излишек. Ведь если вы будете ждать излишек, вы их не дождётесь, а если будете давать пожертвование, вы не заметите, что чего-то лишились».(«Ат-табакат аль-кубра» (8/252)).
Её сын Абдуллах   говорил: «Я не видел женщин щедрее ‘Аиши и Асмы. Но их щедрость различалась. ‘Аиша собирала одно за другим, а когда уже накапливалось, она отдавала, куда нужно. А Асма’ никогда не делала запасов на завтра». («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/292)).
Асме была дарована долгая жизнь. Она прожила более ста лет, но у неё не выпал ни один зуб и не помутился разум. Когда она достигла дряхлого возраста, Аллах забрал у неё зрение, но она терпела и надеялась получить награду от Мудрого, Ведающего.(Мудрый (аль-Хаким), Ведающий (аль-Хабир) — имена Всевышнего Аллаха) (Предыдущий источник (2/289 и 3/383)).
Может быть, история и забыла что-нибудь насчёт Асмы, но только не знаменательный случай, произошедший с её сыном Абдуллахом ибн аз-Зубайром   и аль-Хаджжаджем ибн Юсуфом ас-Сакафи.
Когда умер Язид ибн Му‘авия, дела у Абдуллаха ибн аз-Зубайра осложнились. Ему принесли присягу как халифу во всех городах. Но Марван ибн аль-Хакам вышел против него. У наместников ибн аз-Зубайра он  захватил Шам и Египет. Когда он умер, его место занял Абдульмалик ибн Марван. Он отправил в Ирак людей, которые убили Мус‘аба ибн аз-Зубайра и захватили страну. Затем он отправил аль-Хаджжаджа, который держал в осаде ибн аз-Зубайра в Мекке около семи месяцев, пока не одержал победу. Это случилось во вторник, 27 числа месяца джумада аль-уля 73 года и.л.
‘Урва ибн аз-Зубайр   рассказывал: «Мы вместе с братом за десять дней до его гибели зашли к нашей матери, которая тяжело болела. ‘Абдуллах спросил:
— Как ты себя чувствуешь?
— Болею, — ответила она.
Он сказал:
— Поистине, в смерти избавление.
— Наверно, ты желаешь моей смерти. Не надо, — она засмеялась. — Клянусь Аллахом, я не хочу умирать, пока с тобой не случится одно из двух: или тебя убьют, и я буду терпеть (Букв. «делать ихтисаб», т.е. терпеть и рассчитывать на награду от Аллаха за свое терпение), или ты победишь и обрадуешь меня. Смотри, не соглашайся, если тебе что-нибудь там предложат, а то ты, может, примешь это, опасаясь смерти!» («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/293)).
Когда он хотел попрощаться с матерью, она подозвала его к себе, поцеловала и обняла его. Тогда она почувствовала, что на его груди кольчуга.
— Что это такое? — воскликнула она. — Этого не должно быть у того, кто хочет стать павшим за веру.
— Клянусь Аллахом, я в ней не нуждаюсь, я только боялся за тебя!
Она сказала:
— Сними её.
— Мама, я боюсь, что они надругаются над моим телом.
— Сынок, — сказала она, — овце хуже не будет, если с неё снимут шкуру, после того как зарезали.
Асма’ проводила своего сына и полностью подчинилась Аллаху. Она подняла руки вверх к Вечно Живому, Поддерживающему жизнь  (Аль-Хайй, аль-Кайюм — имена Всевышнего Аллаха) и сказала: «О Аллах, помилуй эту стойкость, и это рыдание, и жажду в полуденный зной, и его благодеяния к отцу и ко мне! О Аллах, я отдала его полностью в Твоё распоряжение, и я довольна тем, что Ты решишь. И дай мне за ‘Абдуллаха награду терпеливых и благодарных!» («Аль-бидая ван-нихая» (8/330) и «Тарих аль-умам валь-мулюк» (3/539)).

‘Абдуллах ибн аз-Зубайр пошёл в мечеть аль-Харам в Мекке и всю ночь совершал намаз. Затем он сел, обхватил ноги поясом меча и задремал. Когда начинался рассвет, он проснулся. Прозвучал призыв на молитву, он совершил омовение и двукратную дополнительную молитву.
Затем прозвучал призыв на обязательную молитву (Призыв на молитву состоит из двух частей: первая (азан), объявляющая о наступлении времени молитвы, после которой можно совершить дополнительную молитву, и вторая часть (икама), объявляющая о начале обязательной молитвы), и он совершил утреннюю молитву. Потом он прочитал суру Нун букву за буквой, прочитал слова приветствия, признёс слова похвалы и благодарности Всевышнему Аллаху и призвал людей сражаться. Затем он встал и вместе со всеми пошёл в атаку. Тогда прилетел камень и попал ему в лицо, он содрогнулся. А когда он почувствовал, как тёплая кровь течёт у него по лицу, он сказал:
Кровь наших ран течёт не на пятки,
Но капает кровь нам на ноги спереди.
Затем он упал на землю, к нему быстро подбежали и убили его. К аль-Хаджжаджу пришли и сообщили ему об этом, и тогда он упал в земном поклоне (Как он считал, в знак благодарности Аллаху). А Мекка содрогнулась от плача по ‘Абдуллаху. (См. «Аль-бидая ван-нихая» (8/331), «Тарих аль-умам валь-мулюк» (3/541), «Ахбар Макка» (2/359) и «Ат-табакат аль-кубра» (5/158)).
Аль-Хаджжадж произнёс перед людьми проповедь, в которой сказал:
«О люди! ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр был самым лучшим из этой мусульманской общины, пока не пожелал стать халифом, соперничая с теми, кто этого достоин. Он отклонился от прямого пути в аль-Хараме (Аль-Харам — священная земля, включающая территорию Мекки и её окрестности), и Аллах дал ему вкусить Своего мучительного наказания. Поистине, Адам был выше перед Аллахом, чем ибн аз-Зубайр. И он был в раю, а рай более почтенен, чем Мекка. Но, когда он ослушался приказа Аллаха и отведал плод с дерева, он был изгнан оттуда. Вставайте же на намаз!»
Тогда перед ним встал ‘Абдуллах ибн ‘Умар   и сказал:
«Да, клянусь Аллахом, если бы я захотел тебе сказать, что ты солгал, я бы сказал. Клянусь Аллахом, ибн аз-Зубайр не изменил книгу Аллаха, он много совершал намаз, много постился и действовал в соответствии с истиной».
Затем аль-Хаджжадж отправил его голову к ‘Абдуль-малику ибн Марвану, а тело распял вверх ногами на склоне аль-Хаджун. К нему пришла его мать, стояла перед ним и долго молила за него, а затем ушла. К нему приходил ‘Абдуллах ибн ‘Умар  , постоял перед ним и сказал:
«Мир тебе, Абу Хубайб (Абу Хубайб — то есть Отец Хубайба, прозвище ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра)! Мир тебе, Абу Хубайб! Мир тебе, Абу Хубайб! Клянусь Аллахом, я же запрещал тебе это! Клянусь Аллахом, я не знал, кто бы так много постился, много молился, хорошо поддерживал родственные связи, как ты. Клянусь Аллахом, община, в которой ты — самый худший, — это прекрасная община».
Затем он обратился к своим товарищам и сказал: «Не пора ли этому всаднику слезть?» (См. «Аль-бидая ван-нихая» (8/341)).
Передают, что, когда аль-Хаджжадж убил ибн аз-Зубайра, он пришёл к Асме и сказал ей: «Матушка, повелитель верующих поручил мне заботиться о тебе. Ты в чём-нибудь нуждаешься?» Она ответила: «Я тебе не матушка, я мать того, кого распяли на склоне горы. И я ни в чём не нуждаюсь…» («Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/294)).
Передано от Яхьи ибн Я‘ли ат-Тайми, передавшего от своего отца, что тот сказал:
«Я приехал в Мекку через три дня после убийства ибн аз-Зубайра. Тогда он был распят. К нему пришла его мать, высокая слепая старуха. Она сказала Аль-Хаджжаджу:
— Не пора ли всаднику спуститься?
— Этому лицемеру? — сказал он.
— Клянусь Аллахом, он не был лицемером. Он много постился, много молился, был благочестивым, — ответила она.
— Пошла вон, старуха! Ты спятила!
— Нет, клянусь Аллахом, я не спятила с тех пор, как слышала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В племени сакыф будет обманщик и тиран» (Привёл аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (9/260) в сокращении со ссылкой на ат-Табари и назвал слабым по причине Яхьи ибн Я‘ли ат-Тамими. Но он ошибся, ибо Яхья надёжный (сика) из передатчиков Муслима).

Передано от ибн Абу Муляйки, что он сказал:
«Я пришёл к Асме, после того как был убит ибн аз-Зубайр. Она сказала: «До меня дошло, что этот распял ‘Абдуллаха. О Аллах! Не дай мне умереть, пока мне его не принесут, и я умащу его благовониями и заверну в саван!»
И ей его принесли, она стала сама умащать его благовониями и заворачивать в саван. Это было после того, как она потеряла зрение. Она над ним совершала намаз. И не прошло и недели, как она умерла».
Так прошла жизнь Асмы (да будет доволен ею Аллах), дочери Абу Бакра ас-Сыддика, матери ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, жены сподвижника посланника Аллаха (мир ему и благословение), обладательницы двух поясов.

Жизнь её закончилась, и она переместилась ближе к своему Господу, чтобы оставить верующим женщинам вечные уроки и ценные наставления. Как бы ни изменялось время, всегда будут вспоминать о её усердии, терпении, богобоязненности. И у неё останется прозвище
«обладательница двух поясов».
Пусть Всевышний Аллах будет доволен ей, её отцом, мужем и сыновьями, которые будут жить вечно! И пусть Он присоединит нас с ними к пророкам, правдивым, павшим ради Аллаха и праведникам, ведь Он Самый Милосердный и Самый Великодушный.
Он присоединит нас с ними к пророкам, правдивым, павшим ради Аллаха и праведникам, ведь Он Самый Милосердный и Самый Великодушный.

Добавить комментарий