ОТНОШЕНИЕ НАШЕГО ПРОРОКА К БЕДНЫМ

  Еще до того, как на Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) была возложена миссия пророчества, он всегда помогал бедным и по мере возможности старался облегчить их участь.

В большинстве своем мусульмане в то время были бедными, однако, не взирая на это, они никогда не проходили мимо чужой беды. А те, кто жил в достатке, всегда помогали нуждающимся.

Особого упоминания стоит история переселения мусульман из Мекки в Медину. Когда они (переселенцы) прибыли в Медину, Пророк (саллаллаху алеихи васаллям) первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей(ансаров) узами братства. Благодаря этому состоятельные мединцы,выказав благородство и щедрость души, материально и духовно помогли мухаджирам-переселенцам. В дополнение к этому, пророк Мухаммад (саллаллаху алеихи ва саллям) всегда поощрял мусульман выплачивать закят (налог, выплачиваемый раз в год в пользу нуждающихся) и подавать милостыню. В праздничные дни он предписал выплачивать фитр(милостыня, которую подают в течение месяца Рамадан. Она равняется двум килограммам пшеницы или фиников. Можно также выплатить деньгами в этом же эквиваленте).

Кроме этого, помощь бедным и выплата им пособий из государственной казны была еще одним предписанием Ислама.

Известно множество высказываний Пророка (саллаллаху алеихи ва саллям), касающихся оказания помощи бедным. При этом одним из необходимых условий подаяния является деликатность, стремление не задеть чувства личного достоинства.

«Материальные вещи этого мира воистину притягательны. Как хорошо, когда ими обладает мусульманин! Самое главное, чтобы он помогал средствами бедным, сиротами путникам!» (Муслим, Закят, 122; Ибн Ханбаль, 3/21).

«Нехорошее то застолье, куда пригласили только богатых и обошли вниманием бедных!» (Муслим, Никах).

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха, или праведнику, день и ночь совершающему поклонения и соблюдающему пост» (Бухари, Нафакат, 1).

Призывая мусульман помогать вдовам и бедным, Пророк (салллаху алеихи ва саллям) никогда не пренебрегал ими и старался проводить время в их обществе.
При необходимости он сразу спешил на помощь нуждающимся, отдавая им самое ценное и дорогое, стремясь удовлетворить их нужды. Вследствие этого он часто целыми днями голодал. Его состояние Абу Хурайра (радыйаллаху анху) обрисовал таким образом:

«Причина частого голодания Пророка Мухаммада (саллаллаху алеихи ва саллям) объяснялась тем, что его все время окружали бедные люди, ибо по своему обыкновению он всегда садился за стол со своими сподвижниками и нуждающимися людьми. Только после того, как волей Аллаха была одержана победа на Хайбаре, материальное состояние мусульман значительно улучшилось. Однако положение многих людей еще оставалось тяжелым» (Ибн Са’д, 1/409).

Хаббаб бин Арат (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Мы совершили переселение вместе с Посланником Аллаhа (саллаллаху алеихи васаллям) в Медину ради милости Создателя. У нас не было ни тени сомнений, что Господь обязательно вознаградит нас за наши намерения.
Однако некоторые наши товарищи покинули сей мир, так и не вкусив земных наслаждений. Одним из них был Мус’аб ибн Умайр (радыйаллаху анху). Он пал шахидом и битве при горе Ухуд. После него осталась лишь одна шерстяная накидка. Мы решили прикрыть его тело ею, но стоило нам закрыть его голову, как ноги оставались открытыми. Когда прикрывали ноги, открывалась голова. В конце концов, Пророк (саллаллаху алеихи ва саллям) приказал нам прикрыть ему голову, а ноги накрыть травой изхир (Бухари, Джанаиз, 27; Муслим, Джанаиз, 44).

Следующую историю поведал Абу Хурайра (радыйаллаху анху):

«Я видел семьдесят человек из обитателей Асхабус суффа. Ни у одного из них не было одежды, которая прикрывала бы все тело полностью. У всех были на плечах накидки, которые у некокорых мусульман доходили до колен, а у некоторых прикрывали лишь укромные места. Некоторые сподвижники, чтобы укрыть обнаженные места, руками натягивали одежды». (Бухари, Салят, 58).
Бедняки, которые окружали Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), были в основном обитатели Асхабус суффа. Это были мусульмане, которые, приняв Ислам, полностью предались изучению знаний. Среди них был и Абу Хурайра, передавший множество хадисов Пророка  Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). В своих воспоминаниях Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:

«Клянусь Аллахом, кроме которого нет никакого божества, что от невыносимого чувства голода я порой прижимался к земле, а иногда прикреплял камень к животу. Как-то я сидел на краю дороги. Вдруг вижу, идет Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Он посмотрел на меня и улыбнулся. Видимо, он понял то, о чем я думал, и тут же позвал меня:

- О, Абу Хурайра!

Я с готовностью отозвался:

- Слушаю вас, о Посланник Аллаха! Он тут же повелел мне:
- Следуй за мной!

Затем он продолжил свой путь. Подойдя к своему дому, он зашел домой. Я попросил у него разрешения войти в дом. Он позволил мне. Посмотрев дома, он нашел сосуд с молоком и спросил у домашних:

- Откуда это молоко? Домашние ответили:

- Принесла некая женщина!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же позвал меня:

- О, Абу Хурайра! Иди и позови сюда всех обитателей Асхабус суффа!

Эту группу представляли собой бедные мусульмане, не имевшие ни семьи, ни крова, ни имущества. Когда Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) приносили милостыню, он никогда не брал ее себе, а сразу отправлял обитателям Асхабус суффа. Но когда ему дарили подарки, некоторую часть он брал себе, а большую часть отдавал беднякам. Мне не понравилось, что Пророк Мухаммад (саллаллаxy алейхи ва саллям) пригласил к себе всю группу. Поэтому я сказал самому себе:

- Да кому хватит этого молока? Я ведь больше всех нуждаюсь в пище и больше, чем остальные, имею прав на это молоко.
Когда они все придут сюда, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва ва саллям) прикажет мне передать им молоко, и мне придется отдать им его. Они все выпьют, а мне ничего не останется. Однако, несмотря ни на что, мне нужно подчиниться повелению Аллаха и Его Посланника.

В конце концов, после таких раздумий я направился в мечеть и пригласил всю группу. Они сразу приняли приглашение и, подойдя к дому, попросили разрешения войти в дом. Им разрешили, и они, войдя в дом, расселись в комнате.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) позвал меня и сказал:

- Возьми это молоко и угощай их!

Я взял в руки сосуд с молоком и стал по очереди передавать присутствующим. Каждый, до кого дошла очередь, брал сосуд и досыта пил молоко. Все товарищи досыта напились. В конце я передал сосуд Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Он взял в руки сосуд и, посмотрев на меня, улыбнулся. Затем воскликнул:

- О, Абу Хурайра!

Я с готовностью отозвался:

- Слушаю вас, о Посланник Аллаха!

- Остались ты и я! Я подтвердил:

- Да, о Посланник Аллаха! Он приказал мне:

- Садись и пей!

Я сел и начал пить.

При этом он приговаривал:

- Пей, пей!

Я пил, а он без конца повторял:

- Пей, пей!

В конце концов, я взмолился:

- Нет, нет! Клянусь Аллахом, который послал тебя Пророком, у меня не осталось места для молока.

Тогда он повелел мне:

- Дай мне!

Я передал сосуд ему. Он сначала воздал хвалу Аллаху, произнес «бисмиллях» и выпил оставшееся молоко». (Бухари, Рикак, 17).

В данной истории мы видим, как наряду с угощением сподвижников Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), с позволения Господа, совершил чудо, в этом случае он напоил молоком, которого хватило бы лишь на одного человека, большую группу людей.
Как известно, увеличение количества пищи или воды является одним из признаков пророчества.

По возможности Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда помогал нуждающимся и поощрял к этому своих верных сподвижников. Абу Сайд аль-Худри (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:

«Однажды мы сидели в обществе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), как вдруг к нам подъехал незнакомец на верблюде. Он, надеясь на что-то, стал осматриваться по сторонам. Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел нам:

«Пусть тот, у кого есть лишнее верховое животное, отдаст его товарищу, у которого ничего нет. У кого есть съестных припасов больше, чем нужно, отдаст тем, у кого нет с собой еды».

Дальше он перечислил много вещей, и тогда мы поняли, что никто не имеет права иметь вещей больше необходимого» (Муслим, Луката, 18).
В связи с нашей темой весьма примечательна история, переданная Джариром бин Абдуллахом (радыйаллаху анху):

«Как-то рано утром мы сидели в доме у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Вдруг нашему взору предстала плачевная картина: перед нами проходили люди из племени Мудар, которые были одеты в короткие и полосатые, словно шкуры леопардов, одежды. Свои шерстяные накидки они продели через головы, а на поясах у них висели сабли. Они были полуголыми. Увидев жалкое состояние этих людей, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) «так сильно расстроился, что изменился в лице. Он быстро ушел к себе, затем, выйдя, приказал Билялю (радыйаллаху анху) читать азан (призыв к молитве). Потом Биляль прочитал камат, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) стал впереди нас для руководства молитвой. Закончив намаз, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес перед нами речь, предварив ее аятами Корана.
«О люди, бойтесь Господа вашего, который создал вас от одного человека, из него Он создал его жену. Из них двух Он произвел множество мужчин и женщин. Бойтесь Бога, ибо Он наблюдает за вами» («Ниса», 4/1).

«О верующие! Бойтесь Аллаха! Пусть всякий из вас помышляет о том, что приготовил на завтра» («Хашр», 59/18).

Затем Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) продолжил свою речь следующими словами:

«Каждый мусульманин пусть подаст подаяние! Пусть это будет золото, серебро, одежда, один са пшеницы или финики. Если нет возможности, то хотя бы половину финика».

Услышав призыв Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), один из сподвижников притащил мешок, настолько тяжелый, что не мог его поднять. Все жители бросились домой, чтобы принести что-нибудь. Через некоторое время люди стояли в очереди, чтобы положить в середину принесенные продукты и вещи. В конце можно было увидеть две огромные кучи из одежды и съестного.
Я увидел, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) стоял, улыбаясь и сияя от радости (Муслим, закят, 69). Затем он сказал следующее:

«Кто в Исламе станет зачинателем благого дела, ему зачтется это. На его счет зачтутся также деяния всех людей, совершивших эти действия. И ничто не будет скрыто или списано. Но если кто-либо станет первым совершать греховные деяния, то ему запишутся эти грехи. На его счет запишутся также деяния всех людей, совершивших после него эти поступки. При этом ничто не будет убавлено или скрыто» (Муслим, Закят, 69).

Одновременно с оказанием помощи нуждающимся Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поощрял мусульман давать взаймы всем, кто бы ни попросил. При этом он подчеркивал, что если должники по каким-то причинам не могут выплатить долг, то, по возможности, надо простить им.

Как сообщает Абу Хурайра (радыйаллаху анху), как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказал такую историю:
«В давние времена жил на свете некий человек, который постоянно давал людям взаймы. При этом он говорил своему слуге: «Спиши долги тем, кто испытывает крайнюю нужду. Возможно, за это Аллах простит нам наши прегрешения».

Так и случилось. Этот человек однажды скончался, и его душа предстала перед Всевышним Аллахом. За его благие деяния Господь простил ему его грехи» (Бухари, Анбия, 54; Муслим, Мусакат, 31).

Следующая история, рассказанная Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), также имеет прямое отношение к нашей теме.

«Одного человека из предыдущих поколений подвергли на том свете допросу. К сожалению, в книге записей деяний не нашли ни одного хорошего поступка. А человек тот в земной жизни был очень богатым. Оказалось, что он приказывал своему слуге списывать долги бедных людей. Тогда Аллах повелел: «Мы больше него имеем права прощать, поэтому мы прощаем его прегрешения!» (Муслим, Мусакат, 30).

Ни в коем случае нельзя обижать бедняков, задевать чувство собственного достоинства.
И если человек стоит перед выбором: чье общество предпочесть — бедного мусульманина или состоятельного неверного, разумеется, тут нельзя колебаться, надо сразу же подойти к мусульманину. В Коране Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) приказывается, чтобы он никогда не унижал бедняков. С другой стороны, в Коране дается следующее четкое описание неверных:

«Видал ли ты того, кто отвергает Воздаянье? Таков лишь тот, кто отгоняет сироту, откажет в пище он тому, кто голодает» («Маун», 107/1-3).

Согласно одному из сообщений, предводители курайшитских язычников обратились к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с таким предложением:

- Если ты желаешь, чтобы мы признали твое пророчество, то прогони всех нищих, находящихся возле тебя. Когда мы придем к тебе, пусть их не будет. Выдели им отдельное время!

В ответ пришло Божественное откровение:

«Не отгоняй ты тех, которые на утренней заре и в час захода солнца взывают к Господу в молитве, ища Его благоволенья» (Ан’ам», 6/52).
В другом аяте Корана Всемогущий Творец повелевает Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) терпеливо сносить все трудности и лишения вместе с бедными и нищими и относиться к ним очень деликатно и мягко.

«Живи душой в согласии и мире с теми, кто на восходе (дня) и на закате солнца взывает к Господу в молитве, ища Его благодаренья. От них глаза не отводи, желая блеска ближней жизни» («Кахф», 18/28).

Как сообщает Аиз бин Амр аль-Музани (радыйаллаху анху), однажды курайшитская знать во главе с Абу Суфьяном, душа которого еще не осветилась светом веры, проходили мимо группы мусульман, среди которых были Салман Фариси, Сухайб Руми и Биляль Хабаши. Мусульмане, увидев Абу Суфьяна, заметили:

«Меч Аллаха не наказал врагов Аллаха!»

Абу Бакр, услышав слова мусульман, возмутился:

-  Вы таким образом относитесь к самому знатному человеку из племени Курайша?

Затем он направился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и поведал ему о случившемся.
Выслушав Абу Бакра (радыйаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- О, Абу Бакр! Возможно, ты своим возмущением обидел их (бедных мусульман). Если ты обидел их, запомни, ты обидел Самого Господа!

Абу Бакр (радыйаллаху анху) сразу же направился к бедным правоверным и спросил у них:

- Братья! Неужели я обидел вас своими словами? Однако они миролюбиво ответили ему:

-  Нет, мы вовсе не обиделись на тебя. Пусть Аллах простит тебя, о наш брат! (Муслим, Фадаилус Сахаба, 170).

Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям) часто говорил о высокой духовной степени бедняков. И при этом он сообщал, что большинство обитателей Рая после Судного Дня будут составлять именно бедняки. Вот некоторые из этих хадисов:

«Сообщить ли вам об обитателях Рая? Хотя они тщедушны телом и люди считают их слабыми и никчемными, но если они поклянутся именем Аллаха, что что-то обязательно произойдет, как это непременно сбудется.
Это те люди, молитвы которых Господь никогда не отвергает. Рассказать ли вам о тех, кто будет гореть в Аду? Это люди с каменными сердцами, грубые, скупые и высокомерные люди» (Бухари,Айман, 9; Муслим, Джаннат, 47).

«В Раю вижу, что многие вошедшие туда являются бедными. А богатых задержали для того, чтобы потребовать у них отчета. Кроме того, тех, кто заслужил наказания, тут же отправили в Ад» (Бухари, Рикак, 51; Муслим, Зикр, 93).

«Бедные люди войдут в Рай на полдня раньше богатых, то есть (соответственно земном отчету) на пятьсот лет раньше» (Тирмизи, Зухд, 37).

Как видим, эти сообщения, касающиеся бедных, очень радостны и полны надежд. Однако хотелось бы заметить, что материальная бедность вовсе не говорит о том, что бедняки лучше состоятельных людей. Бедняк, который не следует Божественным установлениям, не имеет никакой цены. Бедняка возвышает его восхваление Аллаха за данные ему блага и терпение, которое он выказывает при сильной нужде.
Причиной того, что состоятельные и бедные не смогут войти в Рай одновременно, является отчет, который богатые будут держать за свое богатство, откуда оно и как они его заработали. После отчета те, кто честно зарабатывал, будут помещены в Рай, а те, кто скопил состояние нечестным путем, будут отправлены в Ад.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда осуждал тех бедных, которые, не обладая совершенством души и крепостью веры, недовольны своим жизненным уделом, и, выставляя причиной свою нужду, совершают преступления. Он особо подчеркивал, что в некоторых случаях крайняя нужда может даже привести человека к безверию. В одном хадисе Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что особенно нужно остерегаться бедности, из-за которой человек забывает все святое. Так в следующем хадисе говорится:

«Я прошу Аллаха оградить меня от бедности, от нужды, от унижения, от совершения неправых дел и от злодеяний со стороны других» (Насаи, Истиаза, 14)..
«Я с клятвой могу сообщить вам три правила. Хорошо запомните их!

- От подачи милостыни человек никогда не обеднеет.

-  Когда к вам отнесутся несправедливо, терпите, ибо Господь непременно возвысит вас!

-  Кто протянул руку, прося у других, тому Аллах откроет врата бедности». (Тирмизи, Зухд, 17)

«Настоящий мискин (бедный) не тот, кто ради двух кусков хлеба или нескольких штук фиников ходит от дома к дому. Истинный мискин тот, которому, хотя он и не может найти пропитания, никто ничего не подает (потому что никто не знает о его нуждах). И он сам ничего не просит» (Муслим, Закят, 102).

«Чем просить что-либо у людей, лучше всего обвязаться веревкой и, собрав в горах дрова, продать их на рынке. Благодаря этому Аллах сохранит честь и достоинство» (Бухари, Закят, 50).

«Дающая рука гораздо лучше, чем берущая!» (Муслим, Закят, 106).

Известно.также, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) призывал бедных мусульман не унижаться и сохранять собственное достоинство.
- А что они такого сделали? Бедные переселенцы ответили ему:

- Они совершают те же намазы, что читаем мы. Они соблюдают те же посты, что соблюдаем мы. Но они еще подают милостыню, а мы ничем не можем помочь людям. Они освобождают невольников, а мы не можем этого сделать.

Тогда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал им:

- Рассказать ли вам о такой вещи, благодаря совершению которой вы достигнете тех, кто обошел вас; обойдете тех, кто идет за вами; и кроме тех, кто сделает то же самое, вы станете выше всех?

Они с готовностью воскликнули:

- Да, о Посланник Аллаха!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснил им следующее.

- После каждого обязательного (фард) намаза по тридцать три раза произнесите «субханаллах», «альхамдулиллях» и «Аллаху Акбар».

Через несколько дней бедные переселенцы опять пришли к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и обратились с такой жалобой:

-  О Посланник Аллаха! Состоятельные мусульмане прослышали о вашем сообщении и теперь читают его.

В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил:
- А что я могу поделать? Это милость Господа и Он оказывает Свою милость тому, кому пожелает!» (Муслим, масаджид, 142).

В этом вопросе красиво выразился благородный Умар (радыйаллаху анху):

«И богатство, и бедность являются своеобразными средствами для передвижения. Поэтому для меня совершенно безразлично, на какое из них сесть!»

То есть богатство и бедность подобны норовистой лошади, на которой сложно ездить. Пользование ими требует особой сноровки. Самое главное — это стараться быть искусным наездником. В одном аяте Корана сказано (смысл):

«Аллах удел Свой расширяет иль мерой раздает его тому, кого сочтет Своим желаньем».(«Рад», 13/26).

Раз и богатство, и бедность являются следствием волеизъявления Господа,значит, каждый проходит жизненный экзамен. Самое главное — это не экзамен, а результаты. Нам остается лишь только старание и стремление достигнуть прекрасных результатов.

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес такую молитву:

-  О Аллах! Я прошу Тебя оградить меня от нищеты и безверия.

Удивленные сподвижники спросили у него:

-  О Посланник Аллаха! Неужели вы приравниваете нищету к безверию?

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) утвердительно ответил:

-Да! (Насаи, Истиаза, 29).

Среди молитв, которые часто читал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), можно встретить и такие:

«О Аллах! Я очень слаб — укрепи меня! Я унижен — возвысь меня! Я беден — надели пропитанием меня!» (Хаким, 1/708).

«Я прошу Аллаха оградить меня от несчастий, причиной которых является бедность!» (Насаи, Истиаза, 17).

Советуя молодому поколению остерегаться занятий попрошайничеством и всегда стремиться зарабатывать в поте лица кусок хлеба, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:

«Ни один человек на белом свете не ел более благодатной пищи, чем та, которую он заработал сам». (Бухари, Бую, 15).

Добавить комментарий