КРАТКОЕ СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК ‘УМАР ИБН ХАТТАБ ПРИНЯЛ ИСЛАМ

  Теперь немного расскажем о том, что послужило поводом для принятия Ислама Умаром ибн Хаттабом (радыйаллаху анху). Для бараката поведаем о великом сподвижнике, которого возвеличил Аллах.
Умар (радыйаллаху анху) был моложе Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) на двенадцать лет. Таха (саллаллаху алейхи ва саллям)просил Всевышнего возвеличить Ислам посредством его. Я не стану описывать историю его жизни, поскольку об этом сказано в сборнике Курамухаммада-хаджи. Но оставлять совсем без упоминания тоже не хочется, чтобы сделать подарок тем, кто любит Умар-асхаба (радыйаллаху анху).
Это было время, когда Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) тайно призывал к Исламу, и не было у него возможности проповедовать открыто. Не было среди мекканской знати тех, кто бы не думал о том, как ему навредить.
Однажды курайшиты собрались, чтобы обсудить, как быть с Хабибом (саллаллаху алейхи ва саллям). Собравшихся спросили: «Есть ли среди вас человек, который может убить Хабиба (саллаллаху алейхи ва саллям), кто возьмется за это?» Курайшиты промолчали, никто не ответил. Только Умар встал и заявил, что он сможет. Курайшиты разошлись, поручив это Умару, и стали ждать вести об убийстве Расула (саллаллаху алейхи ва саллям). Умар взял саблю и помчался в сторону Сафы в поисках Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Почтенный Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям)в это время находился вместе со сподвижниками в комнате Хамзата в доме Аркама.
Умар встретил Сада ибн Абу Вакаса, который стал расспрашивать его, куда он собрался. «Я иду убить Мухаммада», — ответил он. Са’д ибн Абу Вакас, встав на сторону Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и защищая его, жестко возразил: «Тебе не под силу убить Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Разве племена Хашима и Захрат оставят тебя в живых, если ты убьешь его?» Умар разозлился так, что искры посыпались из его глаз.
«Сначала тебя надо убить!» — воскликнул он и кинулся на Са’да. Тот тоже выхватил саблю и потряс ею перед ним. Они бросились друг на друга как львы. Са’д с вызовом произнес оба шахадата, выявив свою веру перед Умаром. Между ним и Умаром произошел бессмысленный спор, который Всевышний Аллах привел к хорошему концу. Са’д упрекнул Умара: «Почему же ты позволил принять Ислам своей сестре?» Умар не знал, что его сестра с мужем Саидом ибн Зайдом стали мусульманами, пока Са’д не рассказал ему об этом. «Что, и она оставила религию предков?» — спросил он Са’да. «Да», -ответил тот, и Умар оставил его и ушел.
Сестра Умара Фатима с мужем Саидом были увлечены чтением суры «Таха». С ними был и брат по вере Хабаб ибн Арат, принявший Ислам. Хабаб, услышав шаги Умара, затаился в углу комнаты. Умар вошел, злой как бурная река, рука его лежала на рукоятке сабли. «Что за бормотание я слышал у вас?» — спросил он. «Ничего кроме нашей беседы», — ответили оба. «Может, и вы оставили религию предков?» — сурово спросил Умар. «А если религия, которую мы приняли, окажется правильнее, чем твоя?» — отрезал Сайд. Резкость Сайда задела Умара, и он соколом кинулся на него без оглядки.
Они сцепились друг с другом в клубок. Умар, будучи сильнее, бросил Сайда на пол. Он торжествующе уселся на грудь Сайда, но тут подошла Фатима и стала оттаскивать брата. Умар, разозлившись, дал ей пощечину. Лицо ее было разбито в кровь, ей стало очень обидно. Оставив правила уважения от горечи и гнева, она заговорила с братом, сказав ему то, что он заслужил: «О враг Аллаха, ты ударил меня за то, что я уверовала в единственного Бога?!» Согласно другому преданию, она воскликнула: «О Умар, не оттого ли, что истина оказалась не в твоей религии?» Как бы она ни сказала, нет разницы для нас, вероубеждение Фатимы исцелило Умара. «Делай что хочешь, вот наша религия», — твердо заявила Умару сестра и произнесла шахадат, веруя в одного Всемогущего Аллаха и признавая Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Фатима произнесла шахадат, Умар опечалился, с ним произошла перемена. Застыдившись, он встал с груди Сайда, отошел в сторону и впал в раздумье. «Не дашь ли мне листок, с которого вы читали?» — попросил он сестру. «Нельзя», — ответила сестра. Умар попросил еще мягче. «Твоя речь и слова шахадата запали мне в сердце», — поделился он с сестрой. «Принеси тот листок, я хочу хоть раз взглянуть», — попросил он вновь, обещая вернуть обратно. Фатима все еще противилась брату: «Ты должен искупаться или сделать омовение, ты осквернен. Его может трогать только тот, кто находится в омовении». Умар, не промолвив ни слова, повиновался сестре, как раб повинуется господину. Он вскочил и пошел купаться.
Хабаб ибн Арат возмутился: «Ты собираешься отдать эту речь Аллаха неверному Умару?» «Да», — ответила Фатима и выразила надежду, что Аллах наставит ее брата на истинный путь. В тот же час вернулся Умар, и Фатима отдала ему листок. Он прочитал «Бисмиллах», с которого начинался текст, и несколько аятов суры «Таха». Когда он дошел до «Ва акими-с-салата ли зикри…», сомнения Умара рассеялись, и его сердце окончательно выбрало единобожие. «Не подобает в поклонении придавать соучастника Тому, кому принадлежат эти слова», — сказал он. Потом он попросил отвести его к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Ангел милости ударил плетью ло его спине.
Услышав то, что не мечтал услышать даже во сне, Хабаб очень обрадовался. Он поздравил Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху)и сказал: «Должно быть, исполнилась мольба Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) о тебе!» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) просил Всевышнего возвеличить Ислам посредством Умара или Абу Джахля (его тоже звали Умар. — Прим. пер.). Но от Айши передается, что в том ду’а была просьба возвеличить Умара посредством Ислама. Учитывая, что Аллах Тот, кто творит что пожелает, обе версии не исключают друг друга.
Хабаб и Сайд привели Умара (радыйаллаху анху) к воротам дома, в котором находился Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Они постучали в дверь, попросили разрешения войти. Один из сподвижников вышел посмотреть и увидел у дверей Умара. Испугавшись, что Умар (радыйаллаху анху)причинит вред, если впустить его, он сказал об этом Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям)и спросил, как быть. «Мы просим Аллаха уберечь нас от вреда Умара, — ответил Хабиб (саллаллаху алейхи ва саллям). — Если он пришел с добрым намерением, мы примем его, если нет — живым отсюда не выпустим. Пусть войдет». Сподвижник открыл дверь, и Умар (радыйаллаху анху) вошел в дом. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) встал ему навстречу, взял за плечи и встряхнул, и Умар (радыйаллаху анху)задрожал. «Прими Ислам, пока не унизился как сын Мугирата», — с намеком сказал Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) Умару (радыйаллаху анху). Таха (саллаллаху алейхи ва саллям) и тут попросил Всевышнего возвеличить религию с помощью Умара ибн Хаттаба (радыйаллаху анху). В тот же час Умар (радыйаллаху анху) с крепким и полноценным вероубеждением произнес шахадат. Все сподвижники, которые при этом присутствовали, обрадовались, воздали хвалу Всевышнему и громко произнесли такбир. Так же как и сподвижники, ангелы на небесах устроили радостный маджлис по поводу принятия Ислама Умаром (радыйаллаху анху).
На сердце у Умара (радыйаллаху анху)было неспокойно, оттого что Ислам исповедовали тайно. Он обратился к Хабибу (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил: «О Посланник Аллаха(саллаллаху алейхи ва саллям)! Наша религия является истинной, так почему же мы скрываем ее?» «При-
ходится скрывать, так как нас мало и от врагов нет покоя», — ответил Хабибуллах (саллаллаху алейхи ва саллям). «Клянусь Всевышним, отправившим тебя с истиной», — воскликнул богатырь, одаренный счастьем. Он поклялся проповедовать Ислам в маджлисах неверных с таким же рвением, с каким раньше проповедовал в них неверие, и пообещал открыто бороться с курайшитами.
Сподвижники вышли из дома, построившись в два ряда, в одном из них был Хамзат (радыйаллаху анху), а в другом — Умар (радыйаллаху анху). Произнося такбир и тахлил так, что заплакали бы небеса, на глазах врагов они вошли в мечеть. Увидев Хамзата (радыйаллаху анху), который занимал свое место среди сторонников Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) подобно камню в стене, курайшиты испугались; заметив же Умара (радыйаллаху анху), который как лев шел рядом с Хабибом (саллаллаху алейхи ва саллям), мушрики и вовсе пали духом.
Расул (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал Умара Фаруком ( Фарук — различающий истину и ложь.). Ислам, который до этого проповедовали тайно, стал явным. Для неверных не было более тяжкого дня, чем тот день, когда они подумали: «Какая польза теперь от того, что нас много».
Досточтимые сподвижники, которые последовали за Хабибом (саллаллаху алейхи ва саллям), отдали жизнь за Ислам и ушли в Ахират. Их восхвалил Аллах в Коране, о них были ниспосланы аяты, и еще при жизни они были обрадованы известием об уготованном им Рае.
Хотя прошли времена, когда запрещалось следовать религии, Аллах, как же черствы наши сердда, в которых нет благодарности Тебе! О Милостивый Царь, Милосердный Господь, смягчи наши сердца, одарив нас искренним раскаянием. Аллах, не лишай заступничества Расула (саллаллаху алейхи ва саллям) и благодати сподвижников всех тех, кто любит их. О Господь, возвысь нас посредством Ислама, сделав из тех, кто выбрал их путь и придерживается Сунны. Амин!

Из книги Шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков», том 2.

Добавить комментарий