ОТНОШЕНИЕ НАШЕГО ПРОРОКА К ДЕТЯМ

  Дарите детям подарки и дайте им хорошее воспитание!
Ибн Маджа, Адаб, 3

Как известно, каждый ребенок появляется на свет мусульманином. И сохранение духовной чистоты детей возложено на плечи родителей. Семейное счастье, мир и согласие в обществе, будущее народа зависит от воспитания подрастающего поколения. Поэтому процесс воспитания необходимо проводить самым тщательным образом. Эту истину Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изложил следующим образом:
«Вы все являетесь пастырями и несете прямую ответственность за свою паству!» (Бухари, Васая, 9).

Известно также, что он хорошо отзывался о тех женщинах, которые, окружив любовью и лаской своих детей, воспитывали их самым прекрасным образом (Бухари, Никах, 12).

Согласно религиозным положениям Ислама, хорошо воспитанные и образованные дети являются поводом для счастья как в этой жизни, так и в той, вечной.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что после смерти человека книга записей его деяний обычно закрывается и подводится итог земным поступкам. Однако есть три вещи, которые способствуют тому, что и после смерти книга записей остается открытой, и на счет человека, хотя его душа давно покинула земное измерение, продолжают записываться добрые деяния. И одна из них — «благочестивые дети, непрестанно воздающие молитвы за своих родителей» (Муслим, Васая, 14).

В Коране содержатся советы мусульманам, чтобы они просили Аллаха дать им благонамеренных супруг и хороших детей, которые являются светочами глаз для каждого живого человека. «Фуркан», 25/74. Также сообщается о том, что некоторые Пророки всегда молили Господа дать им прекрасное потомство и богобоязненных детей («Бакара» 2/128; «Али Имран» 3/35, 38; «Ибрахим» 14/35, 40).
Отношение Ислама к детям основывается на любви, милосердии и взаимопонимании, ибо каждый ребенок появляется на белый свет невинным и безгрешным. Согласно религиозным положениям, до достижения совершеннолетия ни один ребенок не может нести ответственность за свои поступки. Ребенок, совсем недавно появившийся на белый свет, со всех сторон нуждается в особом внимании и до определенного возраста подчиняется своим родителям. Вот поэтому ребенок развивается в том русле, куда его направляют родители, многое зависит от того, сколько родители уделяют ему своего времени. От этих факторов и зависит развитие и вырастание полноценной личности. И если на все смотреть сквозь эту призму, то отношение Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) к воспитанию, его внимание и полезные советы, касающиеся воспитания подрастающего поколения, представляют собой большое значение.
В Исламе так же, как и в других религиозных конфессиях, дается множество советов, касающихся празднеств и торжеств, посвященных новорожденному.

Когда  вновь рожденного  младенца  приносили  Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), он, разжевав хурму (финик), клал ее затем в рот новорожденному, так как пища изо рта Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) способствовала обретению особой Божьей благодати.

Дочь благородного Абу Бакра по имени Асма (радыйаллаху анха) во время переезда из Мекки в Медину в местечке Куба родила сына Абдуллаха. Впоследствии она рассказывала следующее:
«Как только мальчик родился, я взяла его и понесла к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Он взял его в свои объятия и попросил принести ему финик. Положив в рот, он тщательно разжевал его и помазал рот младенца.
Таким образом, первым, что попало в желудок Абдуллаха, был разжеванный Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) финик. Затем он помолился, чтобы у ребенка была счастливая судьба, и нарек его Абдуллахом» (Бухари, Манакибуль Ансар, 45; Муслим, Адаб, 26).

Чтение азана в ушко младенцу, резание овцы для него, обрезание волос и раздача милостыни на седьмой день с рождения ребенка тоже являются Сунной (Абу Дауд, Адаб). Наряду со всем этим, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особенно больше внимание уделял наречению ребенка хорошим именем, ибо в одном из хадисов сказано:
«Вы в Судный День будете призываться по именам и по именам родителей. Поэтому давайте детям красивые имена!» (Муслим, Адам, 14; Ибн Абдильбарр, аль-Истиаб, 2/871).

Обрезание детей мужского пола до достижения совершеннолетия тоже является Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). (Бухари, Либас, 63)
В течение всей своей жизни Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выказывал глубокую любовь и искреннюю нежность к детям. Стараясь понять их проблемы, он серьезно беседовал с ними и, разрешив создавшуюся ситуацию, указывал им правильное решение. Он, говоря «у кого есть ребенок, пусть сам становится ребенком», (Дайлами, 3/513) часто ласкал детей. Однажды, когда он целовал своего внука Хасана, его увидел некий Акра бин Хабис, который сказал:
Вы целуете детей? У меня их десять, но я их никогда не целую!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:
-  Кто не проявляет милосердия, к тому никто не проявит милости! (Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фадаиль, 65).

Стремясь приласкать детей, он уделял им большое внимание даже во время намаза, который он называл «светочем глаз». Как-то на вечернюю молитву (Иша) он привел с собой в мечеть маленького внука.
Во время совершения саджды в намазе, в котором Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) по своему обыкновению был имамом, его внук забрался ему на спину. По этой причине он дольше обычного находился в положении саджды. Как только закончили совершение намаза, сподвижники заметили:
- О Посланник Аллаха, вы затянули совершение намаза! Мы подумали, что, возможно, что-то случилось или же вам пришло Божественное откровение.

В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
- Нет, ничего не случилось! Просто на мою спину забрался мой сын, и чтобы обрадовать его, я не стал торопиться и поднимать голову с саджды (Насаи, Татбик, 82).

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) первым здоровался с детьми, расспрашивал их о делах. И если до него доходили слухи, что кто-то из детей заболел, он сразу спешил к нему. Он часто шутил не только с собственными внуками, но и с другими детьми.

Как видим, при воспитании детей он часто использовал игровые моменты.

Мухаммад бин Раби рассказывал:
«Я прекрасно помню, что когда мне было пять лет, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) набирал воды из ведра и брызгал на нас» (Бухари, Ильм, 18; Муслим, Масаджид, 265).

В своих воспоминаниях Анас бин Малик (радыйаллаху анху) упоминал следующее:
«С моральной и нравственной стороны Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был самым прекрасным человеком на земле. У меня был младший брат Абу Умайр, которого совсем недавно мать отняла от груди. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приходил к нам домой, он спрашивал у Абу Умайра:
- О, Абу Умайр, что делает Нугайр?
Нугайр звали птицу, с которой играл мой младший брат. Порой в тот момент, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) находился у нас дома, наступало время намаза. Тогда он приказывал подмести пол и побрызгать водой.
Затем он становился на намаз, а мы все, образовав ряд, присоединялись к нему»  (Бухари, Адаб, 112).

Абу Хурайра (радыйллаху анху) говорил:
«Вот этими своими двумя ушами я слышал, а вот этими двумя глазами я видел, как часто Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), взяв за ручонки Хасана или Хусейна, ставил их ножки на свои ноги и, подтягивая вверх, восклицал: «Поднимайся наверх!» А ребенок забирался ногами до самой его груди. Потом Пророк (саллаллаху алейхи ва салпям) целовал ребенка и воздавал такую молитву:
«О Аллах! Полюби этого ребенка, так как я люблю его!» (Бухари, Адабуль Муфрад, № 249).

Анас (радыйаллаху анху) припоминал:
«У Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) был мальчик-иудей, прислуживавший ему. Однажды он заболел. Узнав об этом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу направился к нему и, сев у изголовья, сказал:
- Стань мусульманином!
Чтобы узнать мнение собственного отца по этому поводу, мальчик поднял голову и вопросительно посмотрел на него. Отец сказал: «Выполни просьбу Абуль-Касыма!» Мальчик тотчас принял Ислам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же воскликнул:
-  Слава Аллаху, который спас этого мальчика от адского огня!» (Бухари, Джанаиз, 80).

В тот момент, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу после приезда Медину зашел в дом Абу Айюба аль-Ансари, девочки из рода бани Наджар стояли и пели такую песню:
Мы дочери племени бану Наджар!
Ах, как прекрасно соседство Мухаммада!
Посланник Аллаха спросил у них;
- Вы действительно любите меня?
Когда они ответили утвердительно, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) изрек:
-  Воистину, Господь ведает обо всем. Клянусь Аллахом, я люблю вас! Клянусь Аллахом, я люблю вас! Клянусь Аллахом, я люблю вас! (Ибн Маджа, Никах, 21; Диярбакри, 1/341).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) переехал в Медину, его встретили дети рода бани Мутталиб. Он сразу посадил одного из них на седло впереди себя, а другого сзади». (Бухари, Умра, 13; Либас, 99)

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда поощрял своих сподвижников дарить подарки детям и при первой возможности уделял им внимание, радуя детей угощениями. Как сообщает Анас бин Малик (радыйаллаху анху), Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то промолвил:
«Дарите детям подарки и дайте им прекрасное воспитание!» (Ибн Маджа, Адаб, 3).
Согласно сообщению Абу Хурайры, когда Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) приносили первые сезонные фрукты, он читал молитву: «О Аллах! Ниспошли благодать нашей стране, изобилие нашему урожаю!» Затем он отдавал фрукты самому маленькому ребенку, находившемуся поблизости. (Муслим, Хадж, 47).

Айша (радыйаллаху анха) рассказывала, что однажды Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) передали ценные дары короля Эфиопии Негуса. Среди подарков было золотое кольцо, изготовленное в той стране. Стараясь не дотрагиваться до золота, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) взял колечко небольшой веточкой и затем, подозвав к себе внучку Абуль-Аса по имени Умама, сказал ей:
«О, дочка! Носи это кольцо в качестве украшения!» (Абу Дауд,Хатам, 8).

Известны случаи, когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) доверительно относился к некоторым детям и часто сообщал им сокровенные тайны.
Анас бин Малик (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«Однажды я, выполнив все работы по дому, подумал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) лег отдыхать после обеда и отправился на улицу, чтобы поиграть с другими детьми. Когда я стоял и наблюдал за играми детей, к нам подошел Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и поздоровался с играющими детьми. Следом подозвал меня и послал в одно место. Пока я, выполняя поручение, сходил туда, куда он меня отправил, и вернулся обратно, он сидел и отдыхал в тени. Таким образом, я вернулся домой попозже. Когда я вошел в дом, мать спросила меня:
- Почему ты опоздал? Я ответил:
-  Меня по делам отправил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)!
Мать спросила:
- А что это было за дело? В ответ я сказал ей:
- Это тайна Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)! Мать спокойно посоветовала мне:
- В таком случае храни тайну Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)!»
Сабит, который пересказывал этот хадис, вспоминал слова Анаса:
-  Если бы я решил поведать об этом деле кому-либо, то я бы обязательно рассказал тебе! (Ибн Ханбаль, 3/195).

Абдуллах бин Джафар рассказывал:
«Как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подозвал меня поближе и поведал одну тайну. Я никому не рассказывал ее» (Муслим, Хайд, 79).

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) считал игры детей само собой разумеющимся, требованием природы детей. Например, он с пониманием отнесся к поступку маленького Анаса, которого он отправил с каким-то поручением, но тот заигрался с другими детьми и забыл выполнить задание. Эту историю поведал сам Лиас (радыйаллаху анху):
«В один прекрасный день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил меня в одно место, однако я возразил ему:
- Клянусь Аллахом, я не пойду туда!
Но в душе я принял решение пойти, ибо мне приказывал сам Посланник Аллаха. Я вышел в путь и дошел до того места, где уличные мальчишки играли в различные игры. Заинтересовавшись, я сразу же присоединился к ним. Вдруг чувствую, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял меня за шею. Когда я обернулся, я увидел его смеющееся лицо. Он спросил у меня:
- Мой Анасик! Ты выполнил мое поручение? Я ответил ему:
- О Посланник Аллаха! Я сей же час направляюсь туда!» (Муслим, Фадаиль, 54).

В другой раз Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наткнулся на детей, играющих на песке. Один из сподвижников вмешался и хотел запретить им игры на песке, однако Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сразу же вмешался, воскликнув:
«Оставь их в покое! Песок является для детей поводом для радости»  (Хайсами, 8/159).
Наряду со всем этим, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) играл вместе со своими внуками Хасаном и Хусайном. Гулял с ними, подняв их на свои плечи. Были случаи, когда он организовывал соревнования по бегу между детьми его дяди Аббаса.

Абдуллах бин Харис (радыйаллаху анху) поведал следующее:
«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ставил в один ряд Абдуллаха, Убайдуллаха и Касира, детей Аббаса, и говорил им:
«Кто прибежит ко мне быстрее всех, я награжу его таким-то ценным подарком».
Дети прибегали и все старались забраться на него. Кто-то лез ему на плечи, кто-то карабкался ему на грудь. Он всех обнимал и целовал»  (Ибн Ханбаль, 1/214).

При всем этом Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) не любил, когда дети оставались на улице допоздна. И в этом отношении делал строгие предупреждения родителям. (Бухари, Ашриба, 22, Муслим, Ашриба, 97).
Он советовал взрослым никогда не давать детям заранее невыполнимых обещаний. Тем самым он призывал их соблюдать верность данным обещаниям.

Абдуллах бин Амир рассказывал:
«Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сидел у нас в гостях. Моя мать сказала мне:
- Подойди ко мне, а я тебе что-то дам!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у моей матери:
- А что ты хотела дать ему? Она ответила:
- Я хотела дать ему финики!
В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил:
-  Знай, если бы ты не намеревалась действительно дать ему что-либо, на твой счет был бы записан один грех!» (Абу Дауд; Адаб, 80; Ибн Ханбаль, 3/447).

Как сообщал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Если кто-либо позовет к себе ребенка, пообещав ему что-либо подарить, и не даст, то на счет этого человека запишется грех лжи»  (Ибн Ханбаль, 2/452).

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делал все, что было в его силах, чтобы не допустить попадания детей в затруднительное положение из-за недостатка материальных средств. Этот вопрос беспокоил его больше, чем положение взрослых людей. Когда он узнал, что Са’д бин Малик желает завещать все свое имущество на благотворительные цели ради милости Аллаха, он отнесся к этому неодобрительно. Пророк спросил у него о том, что он оставил детям, и когда тот ответил, что ничего, посоветовал оставить им девять десятых частей имущества.
Однако Са’д (радыйаллаху анху) стал настаивать на том, что желает потратить на пути Аллаха большую часть. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел ему оставить детям одну третью часть. При этом он заметил, что и это не считает достаточным (Тирмизи, Джанаиз, 6).

Защищая права детей, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно требовал ни в коем случае не использовать детский рабочий труд даже в тяжелые времена, даже в период военных конфликтов. Ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывал следующее:
«Когда мне было всего четырнадцать лет, меня представили Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) с просьбой зачислить в армию, но он сразу наотрез отказал в этом. Однако через год, когда мне исполнилось пятнадцать лет, он не стал отнекиваться и сразу разрешил принять участие в военных действиях» (Тирмизи, Джихад, 32).
Рассказывает Са’д бин Аби Ваккас (радыйаллаху анху):
«В день битвы при Бадре я заметил, как перед проверкой воинов, которую проводил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), мой младший брат Умайр спрятался. Я спросил у него:
- О мой брат! Почему ты прячешься? Может быть, ты что-то натворил?
Он дал мне такой ответ:
-  Я опасаюсь, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав о моем возрасте, запретит мне принять участие в бою. А сильно хочу присоединиться к джихаду, ибо я надеюсь, что Господь окажет мне Свою милость и дарует смерть шахида.

Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) узнал о возрасте Умайра, он сразу приказал ему покинуть поле боя. Но Умайр настолько сильно был огорчен этим, что заплакал. И только после этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешил ему остаться в рядах воинов Ислама». (Ибн Сад, 3/149)

А ведь Умайр давно вышел из детского возраста. В некоторых источниках сообщается, что он пал смертью храбрых в бою при Бадре, когда ему было шестнадцать лет  (Ибн Сад, 3/149).

Известно, что такие сподвижники, как Зайд бин Хариса, Бара бин Азиб, Зайд бин Аркам, Абу Сайд аль-Худри и Джабир бин Абдуллах из-за возраста не смогли принять участие в битве при горе
Ухуд  (Хаким, 2/67).

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настоятельно требовал, чтобы родители справедливо относились ко всем детям, не делая кому-либо поблажки или исключения. В этом отношении не имеет никакого значения ни пол, ни возраст, ни родство. Следовательно, так же, как родители обязаны быть справедливыми в вопросах, касающихся подарков и наследства, так и касательно любви, внимания и ласки они должны быть предельно внимательными и справедливыми.
Как сообщает Нуман бин Башир (радыйаллаху анху), однажды отец повел его к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал ему:
- Я отдаю этому сыну своего собственного невольника! Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него:
- Остальным детям ты дал то же самое, что ты дал этому сыну?
Мой отец ответил отрицательно. Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
- В таком случае откажись от своего дара и возьми обратно своего невольника!
В одном из дополнительных сообщений Муслима говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
-  Такие подарки ты сделал всем детям? Башир ответил:
- Нет, не всем!
В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) заявил:
- Бойтесь Аллаха и будьте справедливыми с детьми!
В результате мой отец отказался от своего дара  (Муслим, Хиба, 13).

Рассказывает Анас бин Малик (радыйаллаху анху):
«Когда один из правоверных сидел рядом с Пророком (саллаллаxy алейхи ва саллям), к ним подошел его сын. Тот мусульманин поцеловал своего сына и заключил его в свои объятия. Через некоторое время подошла маленькая дочь того человека, но он не поцеловал свою дочь, а просто посадил ее перед собой. Заметив его поступок, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал ему:
«Относись к ним обоим одинаково» (Хайсами, 8/156).

Во времена джахилии девочки отодвигались на второй план. Частыми были случаи, когда невежественные арабы, стыдясь собственных дочерей, заживо закапывали их. С приходом Ислама женщины обрели свои права. Большое внимание стало уделяться воспитанию детей, в особенности девочек.

И только потом они заняли свое достойное место в арабских семьях. В некоторых хадисах на это содержится прямое указание:
«Если кто-либо, имея дочь, не станет закапывать ее в землю, не станет пренебрежительно относиться к ней и не станет предпочитать ей сыновей, того Аллах обязательно поместит в Райские Сады»  (Абу Дауд, Адаб, 121).

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), соединив два пальца, промолвил:
«Если кто-либо из вас вырастит двух дочерей и до достижения ими совершеннолетия даст им прекрасное воспитание, в Судный День с тем человеком мы будем стоять рядом»  (Муслим, Бирр, 149).

С другой стороны, в некоторых хадисах отмечается, что дочери или сыновья, умершие в маленьком возрасте, могут послужить причиной освобождения родителей от адского пламени. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Каждому мусульманину, у которого до достижения совершеннолетия умерли трое детей, Господь окажет Свое милосердие и, несомненно, поместит его в Рай»  (Бухари, Джанаиз, 6).

Во время чтения проповеди собравшимся женщинам Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Каждая женщина, у которой умерло трое детей, в Судный День обнаружит, что эти дети станут ограждать ее от адского огня».
Одна из присутствовавших здесь женщин спросила:
- А это сообщение касается тех, у кого умерло двое детей? Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ей:
- Да, это касается и тех, у кого умерли двое детей! (Бухари, Ильм, 36; Муслим, Бирр, 152).

В связи с нашей темой весьма примечателен следующий хадис Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
«В тот момент, когда у кого-либо из рабов умирает ребенок, Господь спросит у ангелов:
- Вы забрали душу ребенка Моего раба? Ангелы:
- Да, о Аллах!
Всевышний опять спросит у них:
-  Вы лишили Моего раба самого драгоценного, что есть у него в жизни?
Ангелы:
- Да, о Господи! Аллах спросит у них:
- А что сказал в тот момент Мой раб?
Ангелы:
- Он восславил Тебя и сказал, что «мы живем ради Аллаха и к Нему будем возвращены».
В ответ Аллах прикажет:
-  Возведите для Моего раба дворец в Раю и назовите его «Байтуль хамд! (Тирмизи, Джанаиз, 36).

Особенно берет за душу следующая история, в которой повествуется о женщине, которая прожила долгую и счастливую жизнь, ибо она удостоилась благословения Пророка (саллаллаху алейхи ни саллям) за выказанное терпение и выдержку в момент смерти своего ребенка. Рассказывает Умму Кайс бинти Михсан (радыйаллаху анха):
«Внезапно умер мой сын. Отчего меня охватило безысходное горе, и тому человеку, который омывал тело ребенка, я сказала:
- Не омывай моего сына холодной водой, ибо ты можешь этим убить его!»

Услышав слова убитой горем женщины, Уккаша бин Михсан (радыйаллаху анху) быстро направился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сообщил ему слова одинокой матери. Однако Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) улыбнулся и заметил:
- Она так и сказала? В таком случае, она будет жить очень  долго!
Впоследствии Уккаша вспоминал:
«В своей жизни я не видел ни одного человека, который так долго жил, как жила эта женщина». (Насаи, Джанаиз, 29).

Такое же большое значение, как воспитание наших детей, имеют молитвы, которые мы возносим за них. Нужно обязательно следить за своими речами и всегда держать себя в руках.
Особенно когда мы видим некоторые выходки и негативные поступки детей. Ни в коем случае нельзя проклинать их. Такой подход мы видим во всех поступках и словах Мухаммеда (саллаллаху алейхи ва саллям). Однажды он заявил:
«Не проклинайте себя! Не проклинайте собственных детей! Не проклинайте свое имущество! Ибо может произойти так, что Господь примет ваши молитвы и ваши проклятия сбудутся»  (Муслим, Зухд, 74).

Мус’аб бин Абдуллах поведал следующую историю:
«Абдуллах бин Са’лаба родился в Мекке еще до переезда мусульман в Медину. Переселение произошло только через четыре года после его рождения. После взятия Мекки была мусульманами, его привели к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который погладил ребенка по лицу и попросил Всевышнего сделать жизнь ребенка счастливой и безбедной. Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался, этому ребенку было четырнадцать лет» (Хаким, 3/315).
Как-то Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) зашел домой к Абдуллаху бин Джафару (радыйаллаху анху). Хотя Абдуллах был еще мал, он уже занимался торговлей. Узнав об этом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил следующую молитву:
«О Аллах! Окажи ему Свою милость и сделай его торговлю прибыльной!»
Впоследствии Абдуллах ибн Джафар рассказывал:
- Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в тот момент три раза погладил меня по голове и воскликнул:
«О Аллах! О Аллах! Дай Абдуллаху детей!» (Хаким, 1/528).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху), проведший свое детство рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), в своих воспоминаниях рассказывал следующее:

«Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был в доме своей супруги (моей тети) Маймуны, я приготовил для него воду для совершения омовения.
Моя тетя сказала Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), что Абдуллах (то есть я) приготовил для него воду. Тогда он вознес руки и промолвил:
«О Аллах! Сделай его сообразительным и научи его знаниям толкования Корана!» (Хаким, 3/610).

Анас (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к нам домой. Чтобы угостить его, моя мать принесла финики и масло, но он не стал есть, сказав: «Положите масло обратно в сосуд, а финики в посуду, так как я сегодня соблюдаю пост».
Затем он встал и в одном из углов нашего дома совершил намаз, следом произнес молитву за мою мать Умму Сулейм и за членов нашей семьи.
Тогда моя мать обратилась к нему со следующей просьбой:
-  О Посланник Аллаха! У меня есть обетование Аллаху, вознеси за него молитву!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил:
- Что за обет? Моя мать:
- Твой слуга Анас!
В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) воздел руки и произнес такую молитву, которая вбирает в себя все бренные и вечные радости:
- О Аллах! Окажи ему милость и умножь его имущество и дай ому большое потомство! Одари его изобилием и достатком!

После этого я стал самым богатым и состоятельным человеком из ансаров. У меня было большое потомство. Моя дочь Умайна поведала мне однажды, что еще до прихода Хаджаджа (наместник Басры во время правления Абдульмалика бин Марвана. Хаджадж правил примерно в девяностые годы летоисчисления по Хиджре) в Басру из моего потомства в землю было предано тела ста двадцати
людей»  (Бухари, Саум, 61; Ибн Ханбаль, 3/108).
Валид бин Укба говорил:
«Во время взятия Мекки войсками мусульман жители города приводили своих детей к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он гладил их по головкам и возносил за них молитвы»  (Ибн Ханбаль, 4/32).

Если изучить жизни всех сподвижников, которых Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) благословил в детстве, то видим, что все они прожили счастливую и красивую жизнь, кто с духовной точки зрения, кто с материальной. Одни стали известными учеными, другие состоятельными людьми. Были и такие, которых Господь одарил и умом, и богатством.

Да окажет нам Аллах Свою милость и даст нам возможность как следует узнать Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) быть похожими на него во всех отношениях, а в особенности в отношении к детям. Аминь!

Добавить комментарий