ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ

  Когда неверные курайшиты узнали о том, что мединские ансары поддержали Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), их охватил сильный страх. Видя распространение посланнической миссии Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям), несчастный народ утонул в тяжких заботах. Знать курайшитов, и без того потерявшая покой, еще больше забеспокоилась, когда иблис сообщил о том, что племена Авс и Хазрадж, объединившись с Мухаммедом (саллаллаху аляйхи ва саллям), готовятся к войне с курайшитами.
Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, асхабы пожаловались Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в Йасриб. Получив разрешение Посланника Аллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), асхабы группами стали готовиться к переселению. Поскольку Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) указал на Йасриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью. Абу Бакр (радыйаллаhу анх) и ‘Али (радыйаллаhу анх) остались с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям), остальные постепенно переселились в Медину.
Умар (радыйаллаhу анх) же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать, встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник Умару ибн Хаттабу (радыйаллаhу анх), исполненному имана, не страшащемуся смерти?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.

Все мухаджиры( Мухаджиры — букв, «переселенцы»; мусульмане, оставившие родину ради религии.) переселились в Медину, Хабибуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром (радыйаллаhу анх) и Али (радыйаллаhу анх) оставался в Мекке. Боясь, что Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) уйдет вслед за мухаджирами, враги Аллахд стали строить коварные планы. Они тайно собрались в доме совещаний, чтобы обсудить свои бредовые затеи. Были разные предложения, но все согласились со злонравным Абу Джахлем. Он предложил выбрать из каждого племени по одному юноше и дать каждому по сабле. «Пусть они вместе разом ударят Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям) саблями, тогда кровная вражда рассыплется по племенам и не будет одного врага, которому нужно отомстить», — твердо сказал он. Среди них был проклятый враг иблис в облике шейха из Неджда. Он горячо поддержал предложение Абу Джахля и сказал, что так будет лучше.
Плохие люди часто строят козни против хороших, но не могут их осуществить, если Аллах не позволит. И те, которые осуществляются, в итоге проваливаются, оказавшись уловкой Всевышнего.
Ангел Джабра’ил (мир ему) прибыл к Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям), чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али (радыйаллаху анх). Он передал ему разрешение Аллаха на Хиджру, велел отправиться к Абу Бакру (радыйаллаху анх) и готовиться к отъезду этой ночью.
Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) вернулся домой вместе с Хайдаром ‘Али (мир ему). Глупцы из курайшитов ночью окружили дом с твердым намерением непременно убить Расулуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Тем временем Хабибуллах Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) устроил ‘Али ( мир ему) в своей постели, а сам вышел. Он взял горсть земли и, читая суру «Йа-син», взмахом руки осыпал ею неверных. Язычники, словно приняли снотворное зелье, заснули на своих местах, а ХабИбуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) ушел, оставив их спящими. Они с Абу Бакром отправились к горе Савр, где укрывались в пещере в течение трех суток.
Неверные провели ночь, сторожа ‘Али-асхаба (радыйаллаху анх), которого ангелы охраняли в постели Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Утром к ним подошел незнакомец и спросил: «Что вы здесь делаете?»
Они грубо ответили, что ждут, когда Мухаммад (саллаллаху аляйхи ва саллям) выйдет. «Вы не достигли цели, мечты ваши не сбылись, головы ваши были осыпаны землей, а он ушел отсюда, пока вы спали», — сообщил им мужчина. «О чем он говорит?» — подумали они и провели руками по своим головам. Обнаружив на них землю, они всполошились и опустили головы от стыда. Найдя, к тому же, ‘Али (радыйаллаху анх) в постели Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), они ушли обратно сбитые с толку. Могуществом Создателя, мудростью Всемогущего все без исключения, кого в ту ночь ХабИб (саллаллаху аляйхи ва саллям) осыпал землей, были перебиты сподвижниками в сражении при Бадре.

Глупые курайшиты сбились с ног в поисках Расулуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям), и не оставалось в Мекке места, куда бы они не заглянули. Они поднялись на высоты, обошли низины и, наконец, напали на след, ведущий к Савру. Бросив клич, они собрались и погнались за ХабИбом (саллаллаху аляйхи ва саллям). «Тот, кто убьет ХабИба (саллаллаху аляйхи ва саллям) или приведет его, получит в подарок сто верблюдов», — высокомерно пообещал проклятый Абу Джахль.
Группа преследователей добралась до пещеры Савр. Они обнаружили, что вход в пещеру закрыт, паук оплел его паутиной, а голуби свили над ним гнездо, в котором голубка снесла яйца. Все это Всевышний сделал средством для убережения Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) от врагов. Язычники решили, что в пещере никого нет, и вернулись обратно. Они не смогли увидеть Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям) с Абу Бакром (радыйаллаху анх), хотя те находились прямо перед ними, без преграды.
Абу Бакр (радыйаллаху анх), для которого Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) стал дороже собственной жизни, вошел в пещеру первым. Он разорвал свою одежду на тряпки и закрыл ими дыры в пещере. Оставалась только одна дыра, и Абу Бакр (радыйаллаху анх) сел, закрыв ее своей ногой. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) уснул, положив голову на колени Абу Бакру (радыйаллаху анх). В это время змея из этой щели ужалила Абу Бакра (радыйаллаху анх) в пятку. Его слеза упала на щеку Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям), вздрогнув, проснулся и спросил, что случилось. Абу Бакр (радыйаллаху анх) сказал, что змея ужалила его в ногу. Ахмад (саллаллаху аляйхи ва саллям) смочил своей слюной место укуса, и боль исчезла.
По ночам Абдуллах, сын Абу Бакра (радыйаллаху анх), приходил к ним с новостями о том, что происходит днем у курайшитов. Также поздней ночью еду и все необходимое приносила Асма, дочь Абу Бакра (радыйаллаху анх). Слуга Абу Бакра (радыйаллаху анх) Амир ибн Фахират водил овец в сторону Савра, чтобы замести следы Абдуллаха и Асмы.
Когда злосчастные преследователи прибыли к пещере, Абу Бакр (радыйаллаху анх) испугался, не зная что делать. Он успокоился, когда Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал: «О чем нам беспокоиться, ведь Аллах, с нами». Они провели в пещере Савр три ночи. После этого, как и договорились, прибыл Амир ибн Фахират с верблюдами.
В ночь на понедельник они вышли из пещеры Савр и отправились в обход по побережью моря. С ними был и проводник.
Преодолев множество трудностей, Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) покинул Мекку. И как только не разрушились все горы и холмы, когда он покидал отчий край?! Джинны плакали, глядя вслед Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям), посланному милостью ко всей Вселенной.

Продолжая путь в глубокой печали, Хабибуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) остановился у женщины по имени Умму Ма’бад. Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил ее, не продаст ли она ему молоко или мясо. Но у нее ничего не нашлось под рукой. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) увидел худую, обессилевшую овцу и спросил женщину, можно ли ее подоить. «Доить-то можно, но у нее нет молока», — ответила Хабибу (саллаллаху аляйхи ва саллям) Умму Ма’бад. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) прочитал ду’а и провел рукой по вымени, и у овцы появилось нескончаемое молоко, так что все напились, и никто не остался голодным. Все получили благодать Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям). С тех пор эта овца стала дойной, она давала много молока и утром, и вечером, подобно буйволице. День, когда Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) погостил у них и принес благодать, стал для них праздником.
Приведем для благодати еще один рассказ о му’джизатах Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Остановившись у Умму Ма’бад, Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) сделал омовение. Он помыл руки, прополоскал рот и выплюнул эту воду под колючку, росшую перед шатром. На следующее утро, когда люди проснулись, они стали очевидцами му’джизата Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). К своему величайшему удивлению, они обнаружили, что на месте колючки выросло большое дерево. На нем были желтые плоды цвета варса( Варс — желтая трава, используемая в качестве красителя.) с ароматом амбры и вкусом меда. Если их ел голодный, они утоляли голод, жаждущим они заменяли воду, были лекарством для больных. У животных, поевших листья этого дерева, безмерно прибывало молоко. Местные жители назвали его деревом благодати, оно стало настоящим кладом для жителей пустыни. Все были бесконечно рады такой благодати и милости.
Но однажды утром дерево изменилось до неузнаваемости. Листья его стали мелкими, а плоды осыпались. Люди встревожились, не зная, что же могло быть причиной этого. Оказалось, что причиной этих перемен была кончина Хабибуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Дерево благодати зачахло потому, что Пророк милости (саллаллаху аляйхи ва саллям) отправился в Ахират.
Таким оно оставалось тридцать лет. В одно утро на дереве выросли колючки. Вся его красота исчезла, плоды опали, и от его прежнего вида не осталось ничего. Снова люди обеспокоились и стали спрашивать друг друга, что могло случиться. Вскоре они узнали, что подлый сын Ибну Мулджима из хавариджитов убил ‘Али (радыйаллаху анх), сына Абу Талиба. На состоянии дерева, росшего в степи, отразилось то, что погиб шахидом ‘Али вавший знания Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям). Такое состояние дерева стало признаком скорби в связи с уходом двоюродного брата Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям) из этого бренного мира. После этого нур дерева совсем погас, на нем росли только листья. Но листья обладали такой же силой, как и плоды, и приносили людям такую же пользу. Дерево осталось таким же благодатным даже тогда, когда заросло колючками. Его листья заменяли плоды.

Спустя еще двадцать лет у основания дерева выступила чистая кровь, а листья его совсем скрутились. Дерево потеряло красоту и стало больше походить на кустарник. Люди поняли, что и в этом кроется какая-то мудрость. Вскоре стало известно, что Хусейн (радыйаллаху анх) убит в Кербеле. Ветки дерева высохли, скрученные листья опали, оно больше не возродилось и окончательно высохло. Так вновь стало ясно, что благодать покинула землю, когда свет очей Фатимы (ее сын) отправился в Ахират.
Так умерли халифы, и настало время царей. Угнетатели преступили границы Шариата, но и последователи пути Шафи’(саллаллаху аляйхи ва саллям) не перевелись. Умма разделилась, как и говорил Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), и те, кого Аллах наставил, оказались на верном пути. Ислам стал подобен мутной воде, и мирское окончательно покорило своих приверженцев.
Да поможет Аллах следовать по пути потомков Расула (саллаллаху аляйхи ва саллям), сподвижников и их последователей. О Создатель Вселенной, сделай всеобщей для уммы благодать познавших Аллаха, которым открылся их истинный уровень. Амин!
Теперь вернемся к рассказу о переселении в Медину, о том, что было с Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) после упомянутой остановки у Умму Ма’бад.
Когда они отправились дальше, Суракат помчался следом за ними верхом на резвом коне и со злым умыслом приблизился к ним. Абу Бакр (радыйаллаху анх) испугался за Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям), но тот успокоил его, сказав: «Аллах с нами». Суракат самонадеянно приближался к ним с твердым намерением не возвращаться обратно, пока не убьет Хабибуллаха (саллаллаху аляйхи ва саллям). Он уже считал своими сто верблюдов, обещанных курайшитами за его голову. Суракат несся как ветер, надменно приговаривая: «Сейчас мы увидим!». Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) попросил о помощи, и Аллах ответил на его просьбу: ноги коня, на котором мчался Суракат, завязли в земле. Когда конь увяз в твердой земле как в песке, Суракат в отчаянии стал умолять Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям) спасти его. Увидев его покорность, Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) сжалился над ним. Земля отпустила коня. Но Суракат, освободившись, снова вознамерился убить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). И снова конь увяз ногами в земле, как и прежде. Суракат опять стал умолять, и Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) сжалился над ним. Так Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) прощал его, но когда Суракат снова собирался напасть, ноги его лошади застревали в земле, и это повторялось несколько раз. Наконец, Суракат, поняв, кто есть Ахмад (саллаллаху аляйхи ва саллям), опомнился, покаялся и уверовал. Суракат вернулся тем же путем, которым прибыл, и как мог постарался защитить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно, сказав, что Ахмад (саллаллаху аляйхи ва саллям) ушел другой дорогой.

Суракат вернулся тем же путем, которым прибыл, и как мог постарался защитить Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям). Встретив по пути преследователей, он вернул их обратно, сказав, что Ахмад (саллаллаху аляйхи ва саллям) ушел другой дорогой.
Суракат вернулся, а Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) продолжил путь. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) встретил Бураидата ибн Хусайба, который шел за ним в надежде получить сто верблюдов, обещанных за его убийство. Он вел за собой семьдесят соплеменников. Хабибуллах (саллаллаху аляйхи ва саллям) спросил его: «Кто ты, из какого рода?» «Ибн Хусайб Бураидат», — был ответ. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) очень обрадовался его ответу и сообщил Сиддику, что их ожидает радость. Они призвали Бураидата к Исламу, и тот выслушал их. Его разум взял верх над невежеством, и он внял призыву. Бураидат и его товарищи с радостью приняли Ислам и стали сподвижниками. Милость Всевышнего пролилась на них дождем, и они вместе с Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) переселились в Медину. Ахмад (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Кубу и спасся от врагов, подобно Мусе (мир ему) ушедшему в Мадйан. В одном из преданий сказано, что это было в понедельник, 12-го числа месяца раби аль-авваль.
Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) оставил ‘Али (радыйаллаху анх) в Мекке, чтобы вернуть людям имущество, переданное ему на хранение. Раздав все, что было передано на хранение Расулу (саллаллаху аляйхи ва саллям), ‘Али (радыйаллаху анх) на третий же день присоединился к ним вместе с немощными мусульманами (остававшимися в Мекке. -Прим. пер.). Они построили мечеть Куба, с богобоязненностью заложив фундамент, и с этого началось летосчисление Ислама.
В сказаниях по-разному говорится о том, сколько дней они там провели. Одни говорят о восемнадцати днях. Отправляясь в пятницу утром из Кубы в Медину, Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил пятничный намаз в пути. Это было место под названием Ракуна’, между Кубой и Мединой, где проживало племя Бану Салим. До этого Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) не совершал пятничных намазов, это был первый. Как сказано в книге «Нурул абсар», он совершил намаз с коллективом в сто человек.
Не исключено, что первый пятничный намаз Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) совершил в Кубе, поскольку, если они пробыли в Кубе четырнадцать или двадцать два дня, то непременно провели там и пятницу. А если принять версию, согласно которой Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) пробыл в Кубе только три-четыре дня, то допускается возможность совершения пятничного намаза в Рануне, потому что в таком случае они могли не остаться в Кубе до пятницы. Как бы там ни было, мы не станем отрицать это. Из страха оказаться отрицающим пришлось привести обе эти версии. Будучи в Мекке, Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) не совершал пятничный намаз, потому что курайшиты не дали ему такой возможности.

Мусульмане Медины, жаждавшие встречи с Пророком (саллаллаху аляйхи ва саллям), три дня подряд провели в ожидании. Потеряв надежду, они разошлись по домам, в то время как караван Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) уже приближался. Его заметил один иудей, который взобрался на высокий холм и наблюдал за дорогой. Он стал кричать, словно глашатай, и сообщил об этом племенам Авс и Хазрадж, сказав, что этот караван — радость для них. Так Пророка (саллаллаху аляйхи ва саллям) с большой радостью встретили в Медине.
Каждый хотел, чтобы Таха (саллаллаху аляйхи ва саллям) остановился у него. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям), никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», — сказал он Верблюд с Ахмадом (саллаллаху аляйхи ва саллям) на спине пошел вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аййуба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям) не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.
Согласно версии, приведенной в книге «Ис’афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк (саллаллаху аляйхи ва саллям), он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты — для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Хабиб (саллаллаху аляйхи ва саллям) жил в доме Абу Аййуба.
В день, когда Расул (саллаллаху аляйхи ва саллям) прибыл в Медину, в городе все озарилось нуром. Горы и холмы заполнились голосами распевающих задушевные стихи, восхваляющие Хабиба (саллаллаху аляйхи ва саллям). Давайте же произнесем салават Пророку (саллаллаху аляйхи ва саллям), любить которого Творец обязал все разумные существа, которого повсюду сопровождает милость и чей баракат является общим, как для живых, так и для умерших.
Мавлая салли ва саллим даиман абадан
‘Ала Хабибика хайри-ль-халки куллихими.
О Аллах, одари вечным и бесконечным, савалатом и саламом лучшего из творений — Твоего Любимца Ахмада (саллаллаху аляйхи ва саллям).
Из книги Шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Истории пророков», том 2.

Добавить комментарий