ОТНОШЕНИЕ НАШЕГО ПРОРОКА К ГОСТЯМ

  Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть привечает своих гостей!
Бухари, Адаб, 85

В арабском языке человека, который по тем или иным причинам вышел в путь и, заехав к кому-либо по дороге, временно остается в доме, называют «мусафиром».
Угощение, создание хороших условий для гостя у мусульманских народов является одним из требований правил приличия. В Коране подробно рассказывается о том, как Пророк Ибрахим (алейхиссалям) угощал незнакомых ему людей, пришедших к нему домой. Содержание аята, в котором нас призывают следовать его примеру, таково:

«К тебе пришел рассказ об Ибрахиме и почитаемых его гостях? Итак, они вошли к нему и молвили: «Мир (вам)». Он им ответил: «Мир». (А сам подумал): «Как необычны эти люди!» Затем он быстро вышел к домочадцам и вынес мясо сочное теленка и, положив его пред ними, сказал: «Быть может, поедите вы?» «Зарият», 51/24-27)

Согласно рассказу ибн Аббаса (радыйаллаху анху), гости, пришедшие к пророку Ибрахиму (алейхиссалям), были ангелы Джабраиль, Исрафиль и Микаиль.
Пророк Ибрахим очень любил приглашать к себе гостей. Но он не узнал в пришедших к нему в образе молодых и красивых юношей ангелов. Пригласив их войти в дом, он затем потихоньку вышел, с помощью своей супруги Сары быстро зарезал ягненка и, тут же зажарив мясо, предложил гостям отведать приготовленное блюдо. Как следует из продолжения вышеприведенного аята, заметив, что гости не притрагиваются к пище, Пророк Ибрахим встревожился. Чтобы не оставлять Пророка вневедении, гости объяснили ему, что являются ангелами, посланными для выполнения особой миссии.

Поведение Пророка Ибрахима (алейхиссалям) показывает нам, как нужно вести себя в момент прихода гостей. Сначала необходимо тепло поздороваться с ними и пригласить войти в дом. Чтобы приготовить пищу, он потихоньку вышел из комнаты. Особое внимание вызывает его побуждение собственными руками приготовить для гостей самое вкусное блюдо.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) часто говорил: «Кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть привечает гостей!» (Бухари,Адаб, 85; Муслим, Иман, 74).

Кроме того, он подчеркивал, что угощение гостей и прекрасное  отношение к ним служат причиной быстрого наступления изобилия и благоденствия в доме. (Ибн Маджа, Ат’има, 55). Что касается тех, кто, несмотря на большие возможности, отказывается встречать и приглашать к себе гостей, он предупреждал следующим образом:

«У того, кто не желает встречать гостей, ничего хорошего нет!» (Ибн Ханбаль, 4/155).

В другом хадисе сообщается, что молитва путника, возданная за хозяина дома, обязательно принимается Господом (Абу Дауд, Витр,29; Тирмизи, Даават, 47).

Разумеется, не следует упускать из виду, что молитвы читаются как за, так и против кого-либо.
То есть, человек, который находится вдали от своего семейного очага, вдали от своей родины, от своих родных и близких, всегда чувствует себя одиноким и беспомощным. И если он, растроганный теплым приемом и участием, помолится за кого-либо, то пусть не будет никаких сомнений в том, что Господь обязательно примет его молитву. Но если никто не обратит на него внимания, если ему не помогут, то стоит ему только вознести руки к небесам, прося Аллаха наказать беспечных или небрежных хозяев, как наказание не заставит долго ждать себя. Гостей нужно всегда хорошо встречать, стараться заслужить их благодарность.Однако и гости не должны скупо выдавливать из себя слова благодарности. И они должны как можно больше высказать добрых слов, обязаны как можно больше просить Аллаха окутать гостеприимных хозяев облаком благоденствия и благодати.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не только поощрял своих сподвижников оказывать радушный прием гостям, но и сам лично, в соответствии со своими возможностями, старался как можно лучше встретить своих гостей. Как известно, порой, отдав все своим гостям, сам он ложился спать голодным. Иногда, когда у него дома не было ничего съестного, он просил состоятельных мусульман накормить его гостей.

В связи с нашей темой весьма интересно сообщение Абу Хурайры (радыйаллаху анху). Он рассказывал следующее:

«Некий человек пришел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал:
- О Посланник Аллаха! Я голоден!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отправил сподвижника к одной из своих супруг с просьбой прислать ему что-либо съестного. Супруга в ответ сказала:
- Клянусь Аллахом, который избрал тебя Пророком, что у нас в доме, кроме воды, ничего нет!
Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) послал вестника к другой жене. И когда тот вернулся с таким же ответом, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) повернулся к своим сподвижникам и обратился к ним со следующим вопросом:
- Кто из вас пригласит этого путника к себе домой? Тут же с места встал один из ансаров и сказал:
- Я могу накормить этого путника!
Затем он взял за руку своего гостя и повел его к себе домой. Когда они подошли к дому, он повелел своей супруге:
- Угости гостя Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)! Да, а есть ли у нас дома что-либо съестное?
Жена ответила:
- Дома у нас осталось ровно столько пищи, что хватит накормить лишь детей!
Тогда истинный правоверный сказал ей:
-  В таком случае, отвлеки их чем-нибудь.
Если они захотят поесть, уложи их спать. Когда наш гость только войдет в комнату,погаси лампу. Пусть он ест, а мы сделаем вид, словно и мы едим с ним вместе.
Они все вместе сели за стол. Гость наелся, а они легли спать голодными.
Рано утром этот сподвижник пошел к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который, увидев его, воскликнул:
- Аллах очень доволен вашим поступком, который вы совершили вчера вечером в отношении своего гостя!» (Бухари, Манакибуль Ансар, 10; Тафсир, 59/6; Муслим, Ашриба, 172).

Как видим, угощение гостей в тяжелые минуты, когда человек сам испытывает крайнюю нужду,требует духовной подготовки и готовности к самопожертвованию. Мусульмане, у которых в доме было столько съестного, сколько хватило бы лишь на одного взрослого человека, позаботились об условиях для гостя, чтобы он мог спокойно насытиться, создали видимость, что по чистой случайности погасла лампа.
В результате ничего не подозревающий гость со спокойной совестью утолил непреодолимое чувство голода. А ведь хозяева могли поступить и по-другому. Они имели полное право сообщить гостю о своей нужде или хотя бы намекнуть на то, что съестного у них совсем мало. Если бы они так поступили, гость со стыда или же испытывая крайнее затруднение, не смог бы проглотить даже кусок пищи. И конечно, если бы хозяева так поступили, Всевышний не был бы доволен ими. Однако чистые души и искренность этих мусульман вызвали довольство Аллаха, и вскоре пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан следующий аят:

«А отдает им предпочтенье над собой, хотя находится в нужде; и те, кто оградил себя от скупости души, они, поистине,востержествуют!»
(«Хашр», 59/9; Бухари, Тафсир, 59/6).

Кроме того, Проок Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) разработал и изложил нам некоторые правила гостеприимства. Как передает Хувайлид бин Амр (радыйаллаху анху), однажды Пророк(саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к своим сподвижникам,приказал следующее:
- Кто верует в Аллаха и в Судный День, пусть даст своему гостю его джаиза!
Удивленные мусульмане спросили:
- О Посланник Аллаха, а что такое джаиза гостя? Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Целый день и целую ночь ублажать гостя. Гость может оставаться лишь три дня. А кто решит оставить гостя у себя больше трех дней, то это для него является садака (милостыней) (Бухари, Адаб, 31; 85; Муслим, Луката, 14).

Джаизя, о которой шла выше речь, это особая встреча гостя в первый день и по возможности оказание ему самого радушного приема.
Что касается второго и третьего дня, то в эти дни гостя можно кормить той же пищей, что едят остальные члены семьи. В эти дни не стоит проявлять чрезмерное беспокойство и готовить отдельную пищу. Если гость пожелает остаться больше трех дней, то он уже после этого не считается гостем. Все, что он станет есть и пить, будет считаться милостыней хозяина ради Аллаха. Когда гость решит покинуть гостеприимный дом, хозяину дома рекомендуется проводить его до порога. Это является Сунной Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) (Ибн Маджа, Ат’има, 55).

Как долгом хозяина дома является приветливое отношение к гостю, так и гость должен с радостью принимать угощения, и ни в коем случае нельзя проявлять пренебрежение к каким-либо блюдам. Ибо путник ест не то, что желает, а то, что нашел.

Поняв, что возможности хозяев дома ограничены или же они испытывают стеснение в средствах, путник ни в коем случае не должен оставаться длительные время в гостях.
По этому поводу пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
- Категорически запрещается мусульманину оставаться в гостях настолько долго, что это может подтолкнуть хозяина к греховному поступку.
Сподвижники спросили:
-  О Посланник Аллаха! Каким образом брат по вере может подтолкнуть своего собрата к греху?
Он ответил следующее:
- Пребыванием в гостях у человека, который не имеет достаточных средств для того, чтобы угостить гостя. (Муслим,Луката, 15-16).

Из слов и поступков самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) мы понимаем, что проявление гостеприимства для мусульман является одним из важных морально-нравственных принципов. У нашего народа распространено выражение «Божий путник», что ярко свидетельствует о том, насколько мусульмане верны учению Последнего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Примечание:
Привечать кого-то, т.е. приветствовать, здравствовать кому, кланяться, здороваться; — принять ласково, радушно, приязненно, дружески; или милостиво, благосклонно.

Добавить комментарий