ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАШЕГО ПРОРОКА С РОДСТВЕННИКАМИ

  Если вы желаете, чтобы у вас в доме царило изобилие и благодать (баракят), если вы желаете долго прожить, поддерживаете отношения с родственниками!
Бухари, Адаб, 12.
В исламской литературе, имея в виду поддержание отношений с родственниками или же говоря о родственных связях, употребляют термин «сылаи рахим». Слово «сыла» с арабского языка переводится как «связь», а «рахим» – родственник. Данное слово еще можно перевести как «материнская утроба». Это связано с тем, что все люди произошли из одной утробы. Если кто-либо, заинтересовавшись своей родословной, мог бы досконально исследовать свои корни, то он обнаружил бы, что он, как и другие люди, произошел от одного отца и матери. Кроме того, слово «рахим» имеет одинаковые корни с Прекрасными именами Аллаhа ар-Рахман и ар-Рахим.
Все сущее живет лишь благодаря проявлениям милости Всевышнего. Если смотреть на все с этой точки зрения, то становится понятным, что сотворение и зарождение человека происходит в «рахиме».
В Исламе, говоря «сылаи рахим», имеют в виду общение с близкими родственниками и просто с близкими людьми. А также здесь имеется в виду всевозможная помощь. Поэтому это является одним из важных принципиальных вопросов.
В одном из Аятов Кур`ана Господь повелевает не придавать Ему сотоварищей и призывает хорошо относиться к родителям («Ниса», 4/36). В другом Аяте повелевается (смысл) :
«О люди! Благоговейте пред Аллаhом, кто сотворил вас из одной души и от нее же сотворил ей пару. От них обеих Он рассеял (по земле) в великом множестве мужчин и женщин. Благоговейте пред Аллаhом, с чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос, и чтите родственные связи.Поистине, Аллаh — над вами страж!» («Ниса», 4/1).
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Кто верит в Аллаhа и в Конец света, пусть хорошо относится к родственникам!» (Бухари, Адаб, 85).
Всем, кто только знакомился с учением Ислама, он сразу давал такой или же подобный этому совет. В длинном Хадисе, переданном нам Амр бин Абясом, повествуется следующее:
«Я хорошо знал, что все люди пребывают в глубоком заблуждении и ничего полезного не делают для других, так как они поклонялись идолам. И в это смутное время я услышал, что явился некий человек, который сообщает чрезвычайно важные сведения. У меня появилось непреодолимое желание увидеться с ним, и я стал искать его. Наконец я встретил его в Мекке. Я тут же спросил у него:
- Кто ты?
Он ответил мне:
- Я Пророк!
Тут я спросил у него:
- Что значит Пророк?
- Меня послал Аллаh! Я спросил у него:
- А с какой миссией Он направил тебя?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил мне:
-  Господь послал меня, чтобы я возвестил человечеству о том, чтобы они поддерживали хорошие отношения с родственниками. Я пришел сюда, чтобы разрушить идолов и чтобы призвать людей не придавать Аллаhу сотоварищей. (Муслим, Мусафирин, 294).
Согласно рассказу Абу Аюба аль-Ансари (радыйаллаху анху), к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел некий человек и попросил:
- О Посланник Аллаhа! Научи меня такому деянию, благодаря которому я смогу приблизиться к Раю и удалиться от Ада!
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
- Поклоняйся Создателю и никого не придавай Ему в сотоварищи. Правильно совершай намаз, выплачивай закят и хорошо относись к родственникам!
Когда этот человек, получив ответ на свою просьбу, уходил, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), обернувшись к товарищам, стоявшим рядом, сказал:
- Если этот человек будет неукоснительно все это выполнять, то он непременно войдет в Рай! (Муслим, Иман, 14).
Тогда как сохранение и поддержание родственных связей считается поводом для попадания в Рай, то прекращение и обрыв всяческих отношений с родственниками может вызвать Божий гнев.
Как сообщал Абу Хурайра, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Когда Господь сотворил все сущее, то родственные связи «встали на ноги» и сказали:
-  Это предстояние перед Тобой – это жалоба на тех, кто прервал всяческие отношения с родственниками.
Аллаh ответил им:
- Хорошо, Я буду защищать тех, кто соблюдает родственные отношения, и буду гневаться на тех, кто не соблюдает их! Разве вы не довольны Моим решением?
Родственные связи ответили:
- Мы очень довольны, о Боже, Твоим решением! Аллаh прикажет:
- Вам даны эти права!» (Бухари, Адаб, 13; Муслим, Бирр, 16).

Следующий Хадис такого содержания:
«Аллаh повелевает: «Я есть Рахман. Что касается «рахима», то данное слово образовано от Моего имени. Кто соблюдает это, то ему Я окажу Свою Милость. А того, кто прервет родственные отношения, Я лишу Своей Милости». (Абу Дауд, закят, 45).
Сообщая о печальном положении тех, кто перестал общаться с родственниками, в Хадисе, который передал Абу Хурайра (радыйаллаху анху), сказано:
«Каждый вечер перед Пятницей все деяния людей представляют Аллаhу, однако благие поступки тех, кто прервал отношения с родственниками, не принимаются», (Ибн Ханбаль, 2/484).
Известно также и сообщение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в котором говорится, что тех, кто, преступив все черты нравственности и порядочности, творит злодеяния, и тех, кто прервал родственные отношения, Господь накажет еще в этой, земной жизни. Кроме того, данное наказание не заменит того, что ожидает их в Судный День. (Абу Дауд, Адаб, 43; Тирмизи, Кыяма, 57).
А также, указывая на награду тем, кто соблюдает Божественные заповеди, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Если вы желаете, чтобы у вас в доме царило изобилие и благодать, если вы желаете долго прожить, поддерживаете отношения с родственниками!» (Бухари, Адаб, 12; Муслим, Бирр, 20, 21).
Даже если при посещении родственников они не обращают никакого внимания, если даже они не стараются поддерживать с вами отношения, нужно продолжать к ним ходить.
При этом необходимо помнить о том, что эти люди, которые пренебрегают гостями, которые не желают общаться, будут, несомненно, спрошены за это. Согласно сообщению Абу Хурайры (радыйаллаху анху), некий человек пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил:
- О Посланник Аллаhа! У меня есть близкие родственники. Я постоянно хожу к ним, но они ко мне не приходят. Я стараюсь делать им добро, но они отвечают мне злом. Я стараюсь относиться к ним с пониманием, тогда как они мне грубят.
В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему следующее:
-  Если все обстоит таким образом, как ты говоришь, то знай, что ты своими поступками заставляешь их «есть горячий пепел». Если ты продолжишь посещение родственников, то Аллаh даст тебе помощника против них. (Муслим, Бирр, 22).
Выражение «есть горячий пепел», приведенное в Хадисе, является сравнением.
Здесь Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) характеризует состояние родственников, которые вовсе не желают поддерживать близкие отношения, словно они испытывают тяжелые мучения от жара огня.
Даже если родственники не хотят поддерживать связь, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал, чтобы, невзирая на подобное отношения, мусульмане продолжали к ним хорошо относиться. В Хадисе говорится следующее:
«Кто хорошо общается с родственниками, то его поступки не считаются столь благочестивыми. Настоящий подвиг – это такой поступок, когда человек упорно продолжает ходить к тем родственникам, которые не желают общаться с ним». (Бухари, Адаб, 15).
В том случае, если родственники не являются мусульманами, не стоит упускать из виду, что и они имеют определенные права. В Кур`ане Аллаh повелевает не подчиняться таким родителям, которые не являются верующими, и при этом заставляют детей отказаться от истинной Веры.
Однако следом Господь повелевает:  (смысл) «Не повинуйся им, но относись к ним с добром в этом Мире» «Лукман», 31/15.
Дочь Абу Бакра (радыйаллаху анху) по имени Асма (радыйаллаху анха) рассказывала, что когда к Абу Бакру пришла мать, не принявшая тогда Ислам, он, чтобы узнать мнение Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), пошел к нему и спросил:
- О Посланник Аллаhа! Соскучившись, моя мать пришла к нам в гости. Могу ли я угостить ее?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:
- Разумеется! Хорошо относись к матери! (Бухари, Хиба, зо; Муслим, Закят, 50).
Нужно всегда помнить о том, что всяческая помощь тем близким родственникам, которые испытывают значительные трудности, является гораздо лучшим благим делом, чем добро, оказанное чужим. В связи с нашей темой Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«За милостыню, поданную путнику, записывается один саваб, а за ту, что подали родственнику, записывается два саваба. Один саваб за милостыню, а другой – за поддержание родственных Отношений». (Тирмизи, Закят, 26).
В другом Хадисе утверждается о том, что в первую очередь помощь должна оказываться близким. Анас (радыйаллаху анху) передавал следующее:
«У Абу Тальхи было очень много финиковых садов в Медине. И самый любимый сад под названием «Байруха» был расположен напротив мечети Пророка. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) часто заходил в этот сад и пил там прохладную воду. Когда Господь ниспослал откровение  (смысл) «И никаким путем вам благочестия не обрести, пока вы милостью не будете давать того, что дорого и любо вам самим; и что бы вы из благ своих ни издержали, Господь, поистине, об этом знает», «Али имран», з/92. Абу Тальха пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал:
- О Посланник Аллаhа! Всевышний ниспослал тебе откровение, в котором говорится, что «И никаким путем вам благочестия не обрести, пока вы милостью не будете давать того, что дорого и любо вам самим».
Мое самое любимое имущество – это сад Байруха. Ради милости Аллаhа я решил передать его в общественное пользование. Я желаю, чтобы Господь вознаградил меня за этот поступок, и чтобы в Судный День мне это очень помогло. О Посланник Аллаhа! Используй Байруха так, как тебе покажет Аллаh!
В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:
-  Молодец! Вот это есть выгодная торговля. Я слышал твои слова, о Абу Тальха. Я считаю, что ты должен отдать этот сад своим родственникам.
Абу Тальха:
- Хорошо, я так и сделаю!
После этого Абу Тальха разделил этот сад между племянниками». (Бухари, Вакалят, 14; Муслим, Закят, 42).
Разумеется, не к лицу мусульманину говорить о своих добрых деяниях, нельзя, достигнув благосостояния или же став владельцем крупного капитала, забыть обо всем. Необходимо всегда помнить о родственниках, испытывающих крайнюю нужду и ждущих помощи. О людях, не обращающих внимания на родственников, в Кур`ане говорится следующее (смысл) :
«А если будет власть дана вам, то может ли (случиться так), что будете вы нечесть сеять на земле и разорвете родственные связи?
И это — те, что прокляты Аллаhом. Лишил Он слуха их и ослепил их взоры» («Мухаммад», 47/22-23).
Что касается вопроса, каким образом строить отношения с родственниками, то это меняется в зависимости от личностно-психологических особенностей людей. Например, при встрече с близкими нужно улыбаться, говорить теплые слова, расспрашивать об их здоровье. Необходимо посещать их, писать им письма, при случае делать подарки, угощать. Особенно большое внимание родственников требуется в тех редких случаях, когда у кого-либо в жизни случаются неприятные моменты.
И приказами, и просто советами Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) акцентировал внимание сподвижников на обязательности поддержания и сохранения родственных отношений. При этом он и лично сам, не обращая особого внимания на дальность или близость родства, посещал родственников. Как известно, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) потерял отца еще до своего рождения, затем, когда ему было шесть лет, умерла его мать. Впоследствии его воспитывал дед по отцу, а затем его дядя Абу Талиб. Супруга дяди Фатима присматривала за маленьким Мухаммадом, как за родным сыном. И даже порой она ставила его выше своих детей. После Фатима (радыйаллаху анха) приняла Ислам и переехала в Медину. Когда она там скончалась, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно огорчился и промолвил: «Умерла моя мать!»
Затем он завернул ее тело вместо савана в собственную одежду. А перед захоронением некоторое время полежал в ее могиле.
Сподвижники спросили:
- О Посланник Аллаhа! Вы никому так не делали, как сделали Фатиме!
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дал следующий ответ:
-  После дяди Абу Талиба никто мне не сделал столько добра, сколько сделала она. Я облачил ее в свое платье, чтобы ее одели в райские платья. Чтобы облегчить ее участь, я полежал немного в ее могиле. (Якуби, 2/14).

Направляясь в Худайбию для заключения соглашения с язычниками, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заехал в местечко под названием Абва, где захоронена его родная мать Амина. Собственными руками он поправил ее могилку, возле которой немного всплакнул. Когда у него спросили о причине его слез, он ответил:
«Я вспомнил ее доброту и ласки. Отчего у меня на глаза навернулись слезы». (Ибн Са’д, 1/116-117).
В этом же селении жила его няня Умму Айман, которая находилась с ним рядом в момент кончины его матери Амины. Время от времени Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) посещал ее и при этом говорил:
-  После моей матери ты приходишься мне матерью. (Ибн Асир, Усдуль Габе, 7/303).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сильно желал, чтобы его дядя Абу Талиб принял Ислам. Незадолго до его смерти Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
«Дядя, скажи «Ля иляха илляллах», и в Судный День я буду свидетельствовать в твою пользу».
Однако, несмотря на все усилия, Абу Талиб скончался язычником. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) настолько сильно хотел, чтобы дядя произнес свидетельство веры и стал мусульманином, что Господь ниспослал следующее откровение (смысл) :
«Не ты ведешь прямым путем того, кто люб (твоей душе и сердцу).
Аллаh ведет того, кого Своим желанием сочтет. Он лучше знает тех, кто следует прямой стезею», «касас», 28/56.
Интересна следующая история, связанная с другим его дядей, Аббасом. Однажды Аббас с обиженным видом пришел к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), который спросил у него:
- Что так расстроило тебя?
Аббас (радыйаллаху анху):
- Мы что-то должны курайшитам? Между собой они улыбаются друг другу, а при встрече с нами хмурятся и молчат.
Услышав эти слова, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) настолько сильно рассердился, что даже покраснело его лицо. Затем он промолвил:
-  Клянусь Аллаhом, в воле которого находится моя душа, пока вы не станете любить друг друга ради Аллаhа и Его Посланника, вера не войдет в ваши сердца.
-  О, люди! Кто обидит моего дядю Аббаса, тот обидит меня, ибо дядя замещает для человека его родного отца. (Тирмизи, Фитан, 28).
Ибн Аббас рассказывал, что однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал моему отцу Аббасу:
-Дядя, приходите ко мне вместе со своим сыном в понедельник. Я хочу помолиться за вас. Благодаря моей молитве Аллаh даст вам неисчислимые блага!
Вместе с отцом мы пошли в назначенный день к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он надел на нас новые одежды и затем, воздев руки вверх, прочитал такую молитву:
-  О Аллаh! Прости Аббасу и его сыну всевозможные грехи таким прощением, чтобы от них не осталось ни следа. О Аллаh! Сохрани его ради его сына от различных бед! (Тирмизи, Манакиб, 28).

А также Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) очень хорошо относился к своей молочной матери Халиме. Когда она приходила к нему, он сильно радовался. Сняв с плеч свой плащ, он расстилал его и, посадив на него Халиму, говорил ей: «Мамочка, мамочка!»
(Ибн Са’д, 1/113-114).
Похожую историю рассказывал Амир ибн Васыла (радыйаллаху анху):
«В местечке Джирана я увидел Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), когда тот делил мясо зарезанных животных. В то время я был еще ребенком и поэтому носил кости зарезанных верблюдов. Тут к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) приблизилась некая женщина. Он тут же снял с себя плащ и расстелил его на земле. Женщина подошла и села на этот плащ. Я спросил у него:
- А кто это?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
- Это моя молочная мама!» (Абу Дауд, Адаб).
Согласно другому сообщению, еще в период пребывания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Мекке к нему пришла его молочная мать Халима и пожаловалась, что их замучила сильная жара и засуха. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же дал ей сорок овец и, нагрузив верблюда продовольствием, проводил ее в родные места. (Ибн Са’д, 1/113, 114).
Такое же уважение Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) выказывал и Сувайбе ханум, которая кормила его грудью всего несколько дней сразу после рождения. Когда он жил в Мекке, и он и Хадиджа всегда старались помогать ей, дарили подарки. Но и после переселения в Медину Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) время от времени посылал ей продукты и одежду. Подобное внимание он оказывал ей до самой ее кончины. И когда она покинула сей мир, он расспрашивал у людей об оставшихся после нее родных и близких. После долгих расспросов он выяснил, что у нее никого не было. (Ибн Са’д, 1/1088-109).

Когда мусульмане одержали победу и захватили город Таиф, к ним в руки попало множество пленников из племени Хавазин. Увидев среди пленников своих молочных тетушек, он тут же отпустил столько пленников, сколько выпадало на его долю и на долю сыновей Абдульмутталиба.
Последовав его примеру, и верные сподвижники отпустили пленников, при этом они даже не потребовали у них выкупа  (Ибн Хишам, 4/135).

Мы в данное время забываем даже о близких родственниках, которых от нас отделяет лишь два колена. Например, когда нам говорят о сыне дяди нашего деда, мы считаем, что между нами почти нет ничего близкого. Мы сами не ходим к ним, и они не приходят к нам. Особенно это явление приобретает распространенный характер в городах и мегаполисах. Это нужно понимать как влияние навязанной нам чужеродной культуры, когда мы постепенно забываем о своих обычаях. А ведь культура мусульманского общества такова, что оно основано на теплых отношениях, с течением времени приобретающих характер родственной близости и кровного родства. Связи, представляющие общество, подобны нити, связующей между собой бусинки. Следовательно, истинный мусульманин будет стараться укреплять эти связи и самым тщательным образом избегать любых попыток разрыва родственных отношений.

Добавить комментарий