КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (114, 115)

114 урок. Смех Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2  114 урок. Смех Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

Двести девятнадцатый хадис

حدثنا أبو عمار (الحسين بن حريث). حدثنا وكيع. حدثنا الأعمش عن المعرور بن سويد عن أبي ذر رضي الله عنه قال:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): إني لأعلم أول رجل يدخل الجنة وآخر رجل يخرج من النار. يُؤتَى بالرجل يوم القيامة فيقال: أعرضوا عليه صغار ذنوبه ويُخبأ عنه كبارها فيقال له عملت يوم كذا كذا وكذا، وهو مقر لا ينكر وهو مشفق من كبارها، فيقال أعطوه مكان كل سيئة عملها حسنة، فيقول: إن لي ذنوباً لا أراها ههنا. قال أبو ذر: فلقد رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ضحك حتى بدت نواجذه».

Абу Аммар аль-Хусейн передал нам от Вакиа от аль-Амаша от аль-Марура ибн Сувейда от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Поистине, я знаю первого человека, который войдет в Рай, и последнего человека, который выйдет из Ада. Человека приведут в Судный день, и [ангелы] ему скажут: «Покажите ему его малые грехи и скройте от него его большие грехи». И ему скажут: «В такой-то день ты совершил то-то и то-то». И он будет это подтверждать, не отрицая, но боясь при этом своих больших грехов. Затем будет сказано: «Каждый проступок замените благим делом». И он скажет: «У меня есть грехи, которых я тут не вижу!»». Абу Зарр сказал: «И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, рассмеялся так, что показались его коренные зубы[1]».

Поистине, я знаю: то есть через Откровение[2].

И последнего человека, который выйдет из Ада, – то есть из числа грешных мусульман[3].

Человека приведут в Судный день: это новое предложение, которое не связано с предыдущим[4].

Покажите ему его малые грехи: то есть ему покажут либо книгу, в которой будут записаны его грехи, либо они будут визуализированы.

В шариатских текстах, где описываются события Судного дня, часто упоминается, что органы будут говорить, а какие-то события предстанут перед человеком. И если в прошлые века это было трудно себе представить, в то в наше время представить, что события прошлого могут быть визуализированы, совсем не сложно.

Но боясь при этом своих больших грехов: то есть он думает, что если его спрашивают про его малые грехи, то про большие точно спросят.

Каждый проступок замените благим делом: из-за его смирения, признания своих ошибок, и готовности предстать перед Судом без отрицания вины[5]. Или, возможно, из-за того, что в жизни его притесняли, или потому что он совершал много благих дел[6].

И он скажет: «У меня есть грехи, которых я тут не вижу!» Проще говоря, когда он увидел, что его малые грехи заменили на хорошие поступки, то захотел, чтобы его большие грехи тоже заменили на еще большую награду.

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, рассмеялся: он засмеялся из-за того, что человек боялся, что его накажут за его большие грехи, но когда понял, что грехи заменяют на праведными поступками, то сразу же вспомнил о них и начал требовать, чтобы их тоже показали.

Это указывает, что нет нежелательности в том, чтобы смеяться, если происходит или рассказывается нечтозабавное[7].

Однако порицается смеяться часто, о чем сказал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям:

وَلَا تُكْثِرِ الضَّحِكَ ؛ فَإِنَّ كَثْرَةَ الضَّحِكِ تُمِيتُ الْقَلْبَ

«Не надо часто смеяться, потому что частый смех умерщвляет сердце»[8].

[1] Имам Муслим (№190) и Тирмизи в «Сунан» (№2596) тоже передают этот хадис.

[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 365).

[3] Джам’ аль-васаиль, 2/17.

[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 365).

[5] «Хашия» аль-Байджури (с. 366).

[6] Джам’ аль-васаиль, 2/17.

[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 367).

[8] Тирмизи, №2305.

115 урок. Смех Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 3

Двести двадцатый хадис

حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا معاوية بن عمرو. حدثنا زائدة عن بيان عن قيس بن أبي حازم عن جرير بن عبد الله رضي الله عنه قال:
«ما حجبني رسول الله (صلى الله عليه وسلم) منذ أسلمت ولا رآني إلا ضحك».

Ахмад ибн Мани’ передал нам от Муавии ибн Амра от Заида от Байана от Кейса ибн Абу Хазима от Джарира ибн Абдуллаха: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, со времен, как я уверовал, всегда впускал к себе и всегда, когда видел меня, смеялся»[1].

«Со времен, как я уверовал»: Джарир ибн Абдуллах принял Ислам на последнем году жизни Посланника солляллаху алейхи ва саллям[2].

«И всегда, когда видел меня, смеялся»: имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, улыбался, как станет ясно из следующего хадиса.

Двести двадцать первый хадис

حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا معاوية بن عمرو. حدثنا زائدة عن إسماعيل بن أبي خالد عن قيس عن جرير قال:
«ما حجبني رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ولا رآني منذ أسلمت إلا تبسم».

Ахмад ибн Мани’ передал нам от Муавии ибн Амра от Заида от Исмаиля ибн Абу Халида от Кейса от Джарира: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, всегда впускал меня к себе и всегда, когда видел меня, с тех пор как я уверовал, улыбался мне»[3].

Возможно, это было связано с тем, что Джарир, да будет доволен им Аллах, отличался красотой, и его называли «Юсуфом этой уммы»[4].

Двести двадцать второй хадис

Ханнад ибн ас-Сарри передал нам от Абу Муавии от аль-Амаша от Ибрахима от Абида ас-Сальмани от Абдуллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Я знаю человека, который последним выйдет из Ада. И он будет ползти оттуда, и ему скажут: «Можешь идти и заходить в Рай». И он потом зайдет в Рай, но поймет, что все места уже заняты, и вернется, и скажет: «О Господь, все места уже заняты». И ему будет сказано: «Ты помнишь время, в котором раньше был?». Он скажет: «Да». И тогда ему будет сказано: «Вообрази [что ты хочешь]». И, после того как он вообразит, ему будет

сказано: «Тебе — то, что ты вообразил, и еще то, что в десять раз больше этого.» И тогда он скажет: «Ты Царь и при этом подшучиваешь надо мной?!»» И я увидел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, начал смеяться, так что я смог увидеть его коренные зубы»[5]

«Я знаю человека, который последним выйдет из Ада»: через Откровение.

«Ты помнишь время, в котором раньше был?» Иными словами, ты помнишь, как мирской жизни все было ограниченно и бедные люди жили в нужде, но в Раю всего этого не будет[6].

«Ты Царь и при этом подшучиваешь надо мной?!»: он так сказал, удивившись награде и признавая, что ее не заслуживает, поэтому не понимал, что говорит[7], потерял контроль над своим языком и начал говорить так, как говорил в мирской жизни[8].

Есть также версия, что он обращался к ангелам в этом диалоге[9].

[1] Этот хадис также передают аль-Бухари (№3822), Муслим (№2475) и ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3820).

[2] «Хашия» аль-Байджури (с. 367).

[3] Этот хадис также передают аль-Бухари (№3035), Муслим (№2475), ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3821).

[4] «Хашия» аль-Байджури, с. 368.

[5] Этот хадис также передают аль-Бухари (№6571), Муслим (№186), ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№2595), Ибн Маджа (№4339).

[6] Джам’ аль-васаиль, 2/20.

[7] «Хашия» аль-Байджури (с. 371).

[8] Джам’ аль-васаиль, 2/20.

[9] Там же.

Azan.kz

Добавить комментарий