40 ХАДИСОВ О БРАКЕ

Глава 9. Предварительные брачные соглашения (брачный договор): 24 хадис  Глава 9. Предварительные брачные соглашения (брачный договор): 24 хадис

Хадис двадцать четвертый

عن عُقبة بن عامر(رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: قال رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم):أحقُّ اشُّروط أنْ توفوا به ما استحْلَلْتم به الفروج.رواه البخاري مسلم

Укба ибн Амир (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Из всех (предварительных) (брачных) соглашений наиболее правомерны (серьезны) те соглашения, которые делают запретные части тела (аурат) одного (партнера) дозволенными для другого» (Бухари, 2572, Муслим, 1418).

Комментарий:

Смысл хадиса заключается в том, что из всех условий и соглашений, которые обговариваются во время заключения брака, наиболее серьезны и важны те, которые позволяют брачным партнерам быть дозволенными друг для друга (перед кем можно открывать интимные части тела). Таким образом, нужно сделать все возможное, чтобы выполнить эти условия.

Некоторые из этих условий таковы, что способствуют достижению целей брака (их следует исполнять, даже если они не были обговорены специально). К ним относятся: обязанности мужа по выплате махра жене, его обязанности по обеспечению жены, обязанность жены слушаться мужа. Эти условия должны соблюдаться обоими супругами.

С другой стороны, существуют такие условия, что что нарушают права кого-то из супругов, к примеру, если муж не выплачивает жене обещанный махр, не исполняет обязанности по содержанию жены; жена нарушает права мужа, отказывая ему (без уважительных причин) в супружеских отношениях. Эти условия являются недостатком, но не делают брак недействительным.

Что же до условий, которые находятся между этими двумя категориями, к примеру, запрет жене покидать ее родной город, или условие, что муж не должен брать второй жены; существуют два мнения ученых относительно исполнения этих условий. Согласно мнению ханбалитских ученых, эти условия имеют законную силу — то есть, если муж нарушает какое-то из них, жена имеет право требовать расторжения брака. Согласно мнению ученых-ханафитов, маликитов и шафиитов, исполнение этих условий относится к религиозным и моральным обязанностям, так что, если муж нарушает их, он совершает грех, но женщина не может требовать расторжения брака через суд.

Нужно отметить, что эти предварительные условия можно оформить в брачном договоре в виде условий, которые позволяют жене получить право на развод (это называется тафвиз), и муж может дать согласие на них. Так что если муж скажет жене: «Если я женюсь на тебе и нарушу такое-то условие, ты получаешь один безотзывный развод» — женщина имеет право на развод (в этом случае).

Наконец скажем, что оговаривать какие-то условия заранее нежелательно, и следует избегать этого. Однако в наше время, когда моральные устои людей ослабели, в некоторых случаях следует обговорить эти условия, но, если этого не сделать, греха не будет, иншаАллах.

Azan.kz

Добавить комментарий