ХАЯТ АС-САХАБА «ЖИЗНЬ СПОДВИЖНИКОВ». Часть 74, 75

Часть 74. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии, часть 1  Часть 74. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии, часть 1

كتابه صلى الله عليه وسلم إلى قيصر ملك الروم

Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии[1]

أخرج البزّار عن دِحْيَة الكلبي رضي الله عنه أنه قال: بعثني رسول الله صلى الله عليه وسلم بكتاب إلى قيصر، فقدمت عليه فأعطيته الكتاب وعنده ابن أخ له أحمر أزرق سبط الرأس. فلما قرأ الكتاب كا

Аль-Баззар передает от Дихьи аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, что тот сказал:

«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, направил меня с письмом к Кейсару.

И я приехал к нему и передал ему письмо. И рядом с ним был его племянник, у которого было красноватое

лицо с голубыми глазами и прямыми волосами.

И в письме, которое он прочитал, было сказано следующее:

От Мухаммада, Посланника Аллаха, к Хераклию, собственнику Византии

И его племянник буркнул при этом: «Это письмо не следует читать сегодня!»

И Кейсар спросил его: «Почему?»

И тот ответил: «Потому что он начал с себя и потому что он написал «собственник Византии», а не «правитель Византии»».

И Кейсар ответил: «Мы все равно прочитаем это письмо».

Когда он прочитал письмо, те, кто был у него, вышли, и меня пригласили к нему, и послали за епископом, который был частью совета. Затем ему сообщили о письме, а потом зачитали его.

И этот епископ сказал: «Это тот самый человек, которого мы ожидали и [вестью] о котором нас обрадовал Иса, мир ему».

И Кейсар спросил его: «И что же мне делать?»

Епископ сказал: «Что касается меня, то я верю ему и последую за ним».

Тогда Кейсар ответил: «Если же я так поступлю, то потеряю власть».

Затем мы вышли от него, и он послал за Абу Суфьяном, который в эти дни был у него[2], и сказал ему: «Расскажи мне о человеке, который появился среди вас».

И Абу Суфьян сказал: «Это молодой человек».

Кейсар спросил его: «Каково его происхождение среди вас?»

Он ответил: «Нет никого, кто бы превзошел его по происхождению среди нас».

И тогда Кейсар сказал: «Это признак пророческой миссии». Затем он еще спросил: «Его речь правдива?»

Абу Суфьян сказал: «Он никогда не обманывал».

И Кейсар сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».

Затем он спросил: «Те, кто ушел от вас и последовал за ним, возвращаются к вам обратно?»

Он ответил: «Нет».

И Кейсар сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».

Затем он спросил: «Он нарушает договоры?»

Абу Суфьян ответил: «С ним сражался народ, и он победил их, а затем они победили его».

И он сказал: «Это тоже признак пророческой миссии».

[Дихья аль-Кальби говорит:] Затем он позвал меня и сказал: «Сообщи ему, что я, знаю, что он пророк, но я не откажусь от власти».

Что касается епископа, то они заходили к нему каждое воскресенье, и он общался с ними и вел беседы. Но, когда настало воскресенье, он не вышел к ним и так прождал до следующего воскресенья. И в это время я заходил к нему, и он общался со мной и задавал мне вопросы.

Когда же наступило следующее воскресенье, то они все ждали, что он выйдет к ним, но он снова не появился, сославшись на болезнь, и он так поступил несколько раз.

Но они направили к нему посланца с угрозой, что если он не выйдет к ним, то они силой зайдут к нему и убьют его, потому что заметили в нем изменения после прихода этого араба.

И тогда этот епископ сказал мне:

«Возьми это письмо, и возвращайся к нему, и передай мое приветствие, и сообщи ему, что я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – это Посланник Аллаха. И я уверовал в него, верю во все, что он принес, и следую за ним. Но все они не одобрили это. И сообщи ему то, что ты увидел».

Потом он вышел к ним, и они убили его».

И далее он рассказывает хадис.

Аль-Хайсами сказал[3]:

«В иснаде хадиса есть Ибрахим ибн Исмаиль ибн Яхья, и это слабый передатчик».

[1] Арабы называли греков Византии римлянами, а европейцев – французами. Поэтому речь идет о контактах с Византией.

[2] То есть находился на территории Византии.

[3] Маджма аз-заваид, 8/236-237.

Часть 75. Письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Кейсару, правителю Византии, часть 2

Абдуллах ибн Ахмад[1] и Абу Я’ля[2] передают от Саида ибн Абу Рашида:

«Я видел ат-Танухи, гонца Хираклия к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в Хумсе, и он уже был очень пожилым человеком и близок к кончине, и он был моим соседом.

Я тогда спросил его: «Не расскажешь про письмо Хираклия Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и письмо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, Хираклию?»

И он сказал: «Конечно. Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прибыл в Табук, то послал Дихью аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, к Хираклию. И когда письмо дошло до него, то он созвал священников и патриархов, а затем закрыл двери.

И тогда он сказал: «И этот человек появился, как вы уже видели. И он послал мне письмо с тремя пунктами: он призывает меня принять его религию, или отдавать ему то, что мы даем на нашей земле, а земля останется нашей, или сражаться с ним. Клянусь Аллахом, вы знаете из того, что читаете в книгах, что он захватит то, что у нас под ногами, поэтому давайте или примем его религию, или будем ему платить то, что мы сами платим с нашей земли».

И все они в один голос начали кричать, выпрыгивая из своих роб: «Ты призываешь нас предать христианство, чтобы мы стали рабами араба из Хиджаза?!»

И когда он понял, что они могут выступить против него и настроить его окружение против и потерять власть, то сказал: «Я так сказал, лишь чтобы проверить вашу стойкость в вере».

Затем он позвал араба-христианина, чтобы тот написал ответ: «Найди мне человека, хорошо владеющего арабским языком, чтобы я мог его послать к нему».

Затем к нему привели меня, и Хираклий дал мне письмо со словами: «Возьми это письмо, и отнеси к этому человеку, и запомни все, что он будет говорить, и обрати внимание на три вещи: упомянет ли он письмо, которое он написал, упомянет ли он ночь после прочтения моего письма, и посмотри, будет ли на спине что-либо, что удивит тебя».

И я поехал с этим письмом, и когда пришел в Табук, то увидел, как он сидит рядом со своими сподвижниками возле воды. И я тогда спросил: «Где ваш предводитель?» И мне сказали: «Он тут». И я пошел за ними и сел возле него. Я ему передал письмо, и он взял его. Затем он спросил меня: «Ты откуда?» И я сказал: «Я из Тануха».

И он спросил: «Хочешь ли ты следовать чистой религии твоего отца Ибрахима?»

Я ответил: «Я посланник народа, и придерживаюсь религии этого народа, и не откажусь от нее, пока не вернусь к ним.

И тогда он сказал: «Ты не наставишь на истинный путь тех, кого хочешь, но лишь Аллах наставляет, кого захочет».

О брат из Тануха! Я написал письмо ан-Наджаши, но он разорвал это письмо[3]. И Аллах разорвет его и его власть. Я написал вашему предводителю письмо, и он оставил его, и люди не перестанут ощущать страх, даже если жизнь будет спокойной».

И эта была одна из трех вещей, которые мне следовало узнать, и я записал это на коже рукоятки меча.

Затем человек слева дал ему письмо.

И я спросил: «Кто читает ваши письма?»

И он ответил: «Муавия».

И в письме моего предводителя было написано: «Ты призываешь меня к Раю, ширина которого как небеса и земля, уготованному для богобоязненных? А где Ад?»

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Свят Аллах! Где же ночь, когда пришел день?»

И я сделал еще одну пометку на своем мече.

И когда он закончил читать письмо, то сказал:

«Мы должны одарить тебя, потому что ты гонец, и если бы у нас было что-то, что можно тебе дать, то мы бы дали, но мы путники в расходах».

Тогда кто-то из них сказал: «Я дам ему подарок от себя».

И это было сафуритское[4] одеяние, и он отдал его мне.

И я спросил: «Как имя того, кто это подарил мне?»

И мне сказали: «Усман».

Затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Кто проявит гостеприимство к этому человеку?»

И один из ансаров сказал: «Я».

И тогда этот ансар встал и пошел за ним. И когда я уже уходил из этого собрания, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, позвал меня: «О брат из Тануха!» – и я сразу устремился к нему и оказался на том же месте собрания. И он снял накидку со спины и сказал: «Вот сюда посмотри, как тебе было велено!»

И я посмотрел и увидел в области лопатки печать»».

Аль-Хайсами сказал[5]: «Передатчики Абу Я’ля достойны доверия, а также передатчики Абдуллаха ибн Ахмада».

И имам Ахмад тоже передает этот хадис[6], как сказано в «Аль-Бидае»[7], и потом сказал: «Это хадис гариб, в иснаде которого нет проблем, и он передается только имамом Ахмадом».

И Якуб ибн Суфьян, как сказано в «Аль-Бидае»[8], тоже передает этот хадис.

[1] Муснад, 3/74-75.

[2] №1597.

[3] Речь идет не о ан-Наджаши, который уверовал, а о следующем правителе Эфиопии.

[4] Название местности.

[5] Маджма аз-заваид, 8/236.

[6]«Муснад» Ахмада, 4/441-442.

[7] Аль-Бидая, 5/15.

[8]Аль-Бидая, 6/27.

Azan.kz

Добавить комментарий