КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (110, 111)

110 урок. Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония, часть 3  110 урок. Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония, часть 3

Двести одиннадцатый хадис

حدثنا محمد بن خليفة وعَمرو بن علي، قالا: حدثنا يزيد بن زريع حدثنا حجاج الصواف عن حَنَان عن أبي عثمان النهدي قال:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) إذا أعطي أحدكم الريحان فلا يرده فإنه خرج من الجنة».
قال أبو عيسى ولا نعرف لِحَنَان غير هذا الحديث وقال عبد الرحمن بن أبي حاتم في كتاب الجرح والتعديل حنان الأسدي من بني أسد بن شريك وهو صاحب الرقيق عم والد مسدد وروى عن أبي عثمان النهدي وروى عنه الحجاج ابن أبي عثمان الصواف، وسمعت أبي يقول ذلك.

Мухаммад ибн Халифа и Амр ибн Али передали нам от Язида ибн Зурей’а от Хаджаджа ас-Савафа от Ханана от Абу Усмана ан-Нахди: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Если вам дадут благоухающее растение (райхан), то не отвергайте его, потому что оно вышло из Рая»». Абу Иса сказал: «Мы не знаем у Ханана хадиса, кроме этого». И Абдур-Рахман ибн Абу Хатим[1] сказал в книге «Аль-Джарх ват-та’диль»: «Ханан аль-Асади из племени бану Асад ибн Шурейк, и он известен как владелец раба (сахиб ар-ракик), дядя отца Мусаддада. Передает хадисы от Абу Усмана ан-Нахди, а от него передает аль-Хаджадж ибн Абу Усман ас-Савваф. Так я слышал от своего отца[2]»[3].

Райхан – это любое благоухающее растение (роза, например).

Не имеется в виду, что этот цветок буквально вышел из Рая, но имеется в виду, что Аллах создал его в этом мире, чтобы указывать рабам на райские блага, чтобы они больше усердствовали в праведных делах[4]. Также есть мнение, что зерна этих растений – из Рая[5].

В общем, запах благовоний, которыми мы наслаждаемся, – это запах Рая, но райский запах намного сильнее.

Аль-Байджури и автор «Мунтаха ас-суль» в плане силы благоухания Рая указывают на хадис, где говорится, что райский запах предолевает расстояние в пятьсот лет[6], но более достоверен хадис, в котором сказано, что это расстояние в семьдесят лет[7], и есть риваят, что это расстояние в сто лет[8].

И от Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что любимыми благоухающими растениями у Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, были ростки хны[9].

И Анас передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

حُبِّبَ إِلَيَّ مِنَ الدُّنْيَا النِّسَاءُ وَالطِّيبُ، وَجُعِلَ قُرَّةُ عَيْنِي فِي الصَّلَاةِ

«Из мирского мне внушена любовь к женщинам и благовониям, а отрада моих очей – в намазе»[10].

Люди очень часто ошибаются в передаче этого хадиса по смыслу, когда говорят: «Три вещи мне любимы из мирского». Это ошибка, и в хадисе не упоминается слово «три». Вдобавок ошибка – смысловая, потому что намаз не относится к мирским вещам[11].

В разных хадисах передается, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, любил приятные запахи и ароматы[12].

В конце хадиса имам ат-Тирмизи цитирует отрывок из книги «Аль-Джарх ват-та’диль», в которой рассказывается про Ханана аль-Асади, и имам ат-Тирмизи от него знает лишь этот хадис.

Также следует сказать, что Абу Усман ан-Нахди не был сподвижником, поэтому этот хадис – мурсаль, и поэтому имам Абу Дауд передал его в «Аль-Марасиль».

Двести двенадцатый хадис

حدثنا عمر بن إسماعيل بن مجالد بن سعيد الهمداني. حدثنا أبي عن بَيان عن قيس بن أبي حازم عن جرير بن عبد الله قال:
«عُرِضْتُ بين يدي عمر بن الخطاب رضي الله عنه، فألقى جرير رداءه ومشى في إزار، فقال له خذ رداءك، فقال عمر للقوم: ما رأيت رجلاً أحسن صورة من جرير إلا ما بلغنا من صورة يوسف الصديق عليه السلام».

Умар ибн Исмаиль ибн Муджалид ибн Саид аль-Хамдани передает от своего отца от Баяна от Кейса ибн Абу Хазима от Джарира ибн Абдуллаха: «Я был представлен перед Умаром ибн аль-Хаттабом. И Джарир сбросил свою накидку и стал ходить только в изаре. И тогда он сказал ему: «Возьми свою накидку». И Умар сказал людям: «Я не видел никого красивее Джарира, кроме того описания Юсуфа, мир ему, что дошло до нас»».

Непонятно, какое отношение этот хадис имеет к разделу об использовании благовоний Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. Как предполагает имам аль-Байджури, это ошибка кого-то из переписчиков рукописей. Объяснение же, что внешняя красота всегда связана с использованием благовоний, крайне натянуто[13].

[1] Шейх Мухаммад Аввама пишет в примечании в «Хашия» аль-Байджури (с. 347): «Ибн Абу Хатим родился в 240-м году, а умер в 327-м, и получается, что ему было 39 лет, когда умер имам ат-Тирмизи, значит, это вид передачи старших от младших. Этот аспект и некоторые другие указывают, что Ибн Абу Хатим написал книгу «Аль-Джарх ват-та’диль» довольно рано. И само то, что старшие передают от младших, говорит о том, как наши ученые любили знание и сколь нравственны были, ведь они передавали от тех, кто был младше.

[2] Абу Хатима ар-Рази.

[3] Ат-Тирмизи передает этот хадис в «Сунан» (№2786), и он сказал о хадисе: «Хадис гариб, и мы знаем его лишь через этот иснад». Абу Дауд в «Аль-Марасиль» (№532) тоже передает этот хадис.

[4] Хашият аль-Байджури стр.346-347

[5] Мунтаха ас-Сул 1\359

[6] «Сунан» Ибн Маджа (№2611).

[7] «Сунан» ан-Насаи (№4749), Ибн Маджа (№2687), Ахмад (№6592).

[8] Ахмад, №20469.

[9] Ахмад, №12546; ат-Табарани, Аль-Кабир, 1/254, №734. Автор «Маджма аз-Заваид» (5/157) сказал: «Хадис передает Ахмад, и все передатчики достойны доверия».

[10] Ан-Насаи, №3939; Ахмад, №12293.

[11] Мунтаха ас-суль, 1/363-365.

[12] Абу Дауд, № 4074; Ахмад, №25003.

[13] «Хашия» аль-Байджури (с. 350).

111 урок. Речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

باب كيف كان كلام رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (3) أحاديث

Глава о том, какой была речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней три хадиса

Двести тринадцатый хадис

حدثنا حميد بن مسعدة البصري. حدثنا حميد الأسود عن أسامة بن زيد عن الزهري عن عروة عن عائشة رضي الله عنها قالت:
«ما كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يَسْرُدُ كسردكم هذا، ولكنه كان يتكلم بكلام بَيِّن فصل، يحفظه من جلس إليه».

Хумейд ибн Масаада аль-Басри передал нам от Хумейда ибн аль-Асвада от Усмана ибн Зейда от аз-Зухри от Урвы от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не говорил так же быстро, как вы, но его речь была ясной и краткой, и каждый находившийся рядом мог запомнить ее»[1].

Иными словами, речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не была быстрой и необдуманной, так что слушающий мог бы что-то упустить. Его речь была взвешенной и умеренной, и каждое слово он выбирал осознанно, чтобы слушающие его могли понять и запомнить, что он, солляллаху алейхи ва саллям, говорит и чему их обучает.

سرد – это когда человек говорит быстро и невнятно, так что буквы и слова начинают сливаться друг с другом[2].

В западном представлении об уме и интеллектуальности следует говорить так, чтобы тебя не понимали, и использовать сложные термины. Однако это признак высокомерия, а не ума, потому что истинный ум связан с желанием помочь людям и наставить их на путь истины, а это, в свою очередь, означает говорить с людьми так, чтобы они могли понять и запомнить твою речь.

Двести четырнадцатый хадис

حدثنا محمد بن يحيى. حدثنا أبو قتيبة (سلم بن قتيبة) عن عبد الله بن المثنى عن ثمامة عن أنس بن مالك قال:
«كان رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يعيد الكلمة ثلاثاً لِتُعقل عنه».

Мухаммад ибн Яхья передал нам от Абу Кутейбы Сальма ибн Кутейбы от Абдуллаха ибн аль-Мусанна от Сумамы от Анаса ибн Малика: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, повторял сказанное трижды, чтобы быть понятым»[3].

Тут не имеется в виду, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, каждое сказанное слово повторял трижды: повторялись либо предложения, либо части предложения в зависимости от того, кто его слушал или сколько человек слушало. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не делал так постоянно, потому что повторение слов без нужды не считается приметой красноречия[4].

Шейх Мулла Али аль-Кари пишет, что в первый раз, возможно, он, солляллаху алейхи ва саллям, говорил, чтобы слова были

услышаны, во второй раз – чтобы обратить внимание, а в третий – чтобы заставить размышлять об этом[5].

Это указывает и на то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, объяснял мягко и был снисходителен к тем, кто плохо понимал его или понимал не сразу.

В риваяте от Анаса, который передает имам аль-Бухари[6], сказано, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда здоровался, делал это трижды и, когда говорил, повторял сказанное тоже трижды.

Имам аль-Бухари назвал эту главу «главой о том, кто повторяет сказанное трижды, чтобы его поняли», что указывает на то, как он понимал этот хадис. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, повторял салям, чтобы его приветствие услышали, если в собрании было много людей[7].

Передается, что речь Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, была такой краткой, что если бы человек захотел посчитать, сколько в ней слов, то ему бы это удалось[8].

[1] Абу Дауд, №3566; Тирмизи в «Ас-Сунан», № 3639. Аль-Бухари передает без иснада (таалик) (№3568).

[2] Джам’ аль-васаиль, 2/8.

[3] Аль-Бухари тоже передает этот хадис (№94, №95, №6244), а также ат-Тирмизи в «Ас-Сунан» (№3640), Ахмад (№13221).

[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 353).

[5] Джам’ аль-васаиль, 2/9.

[6] Аль-Бухари, №94.

[7] Мунтаха ас-суль, 1/415-416.

[8] Аль-Бухари (№3567), Муслим (№2493).

Azan.kz

Добавить комментарий