КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (108, 109)

108 урок. Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония, часть 1  108 урок. Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония, часть 1

باب ما جاء في تعطر
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (6) أحدايث Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония

И в этой главе шесть хадисов.

Двести седьмой хадис

حدثنا محمد بن رافع وغير واحد، قالوا: حدثنا أبو أحمد الزبيري، حدثنا شيبان عن عبد الله بن المختار عن موسى بن أنس بن مالك عن أبيه قال:
«كان لرسول الله (صلى الله عليه وسلم) سُكَّةٌ يتطيب منها».

Мухаммад ибн Рафи и другие передали нам от Абу Ахмада аз-Зубейри[1] от Шайбана от Абдуллаха ибн аль-Мухтара от Мусы ибн Анаса ибн Малика от его отца[2], что у Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, был пузырек, из которого он умащал себя благовониями[3].

Толкователи разошлись насчет того, что именно означает слово سُكَّةٌ в данном хадисе. Некоторые сочли, что это определенная смесь благовоний, а другие – что это определенный сосуд, в котором хранятся благовония[4], но Ибн Хаджар аль-Хайтами[5] склоняется к тому, что подразумевается именно сосуд.

Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, был известен своей любовью к благовониям, и сподвижники по одному прекрасному запаху могли сказать, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, проходил по тому или иному месту в Медине[6].

Более того, сам Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, как лучшее творение Аллаха и свет для всего человечества, был воплощением благоухания, и поэтому Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что никогда не вдыхал более прекрасного запаха, чем запах Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям[7].

И от Анаса[8] передается, что когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ночевал у них, то его мать держала специальный сосуд, куда собирала капельки пота Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям. И когда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, проснулся и увидел это, то спросил, зачем она делает, и она ответила, что они добавляют капельки его пота в свои благовония. А еще передается, что Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили, использовал ли Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, благовония, и она сказала:

«Да, он использовал мужские благовония: миск и амбар»[9].

Ибн аль-Асир в «Ан-Нихая»[10] поясняет, что «мужской миск» – это благовония, которые не оставляют на коже цвета (например, сделанные из уда или амбара), а женские – такие, в которые добавляют, например, шафран.

И Ибн Умар передает, что Пророк, солляллаху алейхи саллям, или использовал чистый уд, или смешивал его с камфорой в бахурнице[11].

Особенно желательно использовать благовония перед посещением пятничного намаза, двух праздничных намазов, перед вступлением в ихрам хаджа, при посещении коллективного намаза, чтении Корана, зикра, и это желательно для обоих супругов перед близостью[12].

[1] Из потомков аз-Зубейра, да будет доволен им Аллах. [2] Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

[3] Абу Дауд тоже приводит этот хадис в «Сунане» (№4162).

[4] «Хашия» аль-Байджури (с. 342-343).

[5] Мунтаха ас-суль, 1/353.

[6] Ад-Дарими, №68; аль-Байхакы, Даляиль ан-нубувва, 6/69.

[7] Аль-Бухари (№3561), Муслим (№2330).

[8] Аль-Бухари (№6281), Муслим (№2331).

[9] Ан-Насаи, №5116.

[10] 2/164.

[11] Муслим (№2254), ан-Насаи (№5135).

[12] «Хашия» аль-Байджури, (с. 342).

109 урок. Как Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, использовал благовония, часть 2

Двести восьмой хадис حدثنا محمد بن بشار. حدثنا عبد الرحمن بن مهدي. حدثنا عزرة بن ثابت عن ثُمامة بن عبد الله قال:
«كان أنس بن مالك لا يرد الطيب. وقال أنس أن النبي (صلى الله عليه وسلم) كان لا يرد الطيب».

Мухаммад ибн Башшар передал нам от Абдур-Рахмана ибн Махди от Азра ибн Сабита от Сумама ибн Абдуллаха: «Анас ибн Малик никогда не отказывался от благовоний. И Анас говорил: «Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не отказывался от благовоний»»[1].

Абу Хурейра передает, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

مَنْ عُرِضَ عَلَيْهِ رَيْحَانٌ فَلَا يَرُدُّهُ ؛ فَإِنَّهُ خَفِيفُ الْمَحْمِلِ، طَيِّبُ الرِّيحِ « «Кому предложили благовония [в подарок], тот пусть не отказывается, потому что у них маленький вес и приятный запах»[2].

Имеется в виду, что пузырек благовоний очень маленький и легкий, так что человеку не составит никакого труда принять его в качестве подарка.

И если человек дарит что-то маленькое и легкое, то не следует отказываться, чтобы не обижать дарящего[3].

Двести девятый хадис

حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا ابن أبي فُدَيك عن عبد الله بن مسلم بن جندب عن أبيه عن ابن عمر قال:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم): ثلاث لا تُرَد: الوسائد و(الدهن) واللبن». Кутейба ибн Саид передал нам от Ибн Абу Фудейка от Абдуллаха ибн Муслима ибн Джундуба от его отца от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «От трех вещей не отказываются [как от подарка]: от подушек, масел [благовонных] и молока»[4].

В некоторых рукописях вместо слова «молоко» стоит слово «благовония»[5].

И общий смысл хадиса связан с хадисом до этого: не следует отвергать небольшие подарки, принять которые совсем не сложно[6]. И под подушкой тут следует понимать что-то маленькое, небольшое по размеру[7], например, подушку, которую дают человеку, чтобы он сел на нее.

Двести десятый хадис حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا ابن داود الحفري. عن سفيان عن الجريري عن أبي نضرة عن رجل (هو الطفاوي). عن أبي هريرة قال:
«قال رسول الله (صلى الله عليه وسلم) طيبُ الرجال ما ظهر ريحه وخفي لونه وطيب النساء ما ظهر لونه وخفي ريحه».

Махмуд ибн Гаялян передает нам от Ибн Дауда аль-Хафари от Суфьяна от аль-Джурейри от Абу Наджара от человека (это ат-Туфави) от Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Мужское благовоние – в котором есть запах, но не видно цвета, а женское – где виден цвет, но скрыт запах»»[8].

Иными словами, мужчине следует использовать такие благовония, которые не оставляют цвета на теле, но дают благоухающий аромат, такие как розовая вода, миск, уд, амбра, камфора и подобные благовония.

А женщине, которая собирается выходить на улицу, не следует использовать благовония, источающие аромат, ведь это порицается, потому что может привлечь к ней внимание мужчин. Если же она остается дома, то может использовать любые благовония[9].

Например, женщине можно использовать при выходе шафран и сандал[10].

Абу Хурейра передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: أَيُّمَا امْرَأَةٍ أَصَابَتْ بَخُورًا فَلَا تَشْهَدْ مَعَنَا الْعِشَاءَ الْآخِرَةَ

«Если женщина умастила себя бахуром, то пусть не приходит на ночную молитву с нами»[11].

Абу Муса, да будет им доволен Аллах, передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:

» أَيُّمَا امْرَأَةٍ اسْتَعْطَرَتْ، فَمَرَّتْ عَلَى قَوْمٍ لِيَجِدُوا مِنْ رِيحِهَا فَهِيَ زَانِيَةٌ

«Каждая женщина, которая умащает себя благовониями, а затем проходит мимо людей, чтобы они почувствовали ее запах, является прелюбодейкой»[12].

Некоторые люди, плохо понимающие Шариат, пытаются убрать эту угрозу Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, говоря, что в этом нет греха и так далее. Но в основе мы должны сохранять слова Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ведь он сказал так, чтобы напугать людей и оттолкнуть их от греха. Когда же люди начнут ошибаться в шариатском решении, например, говоря, что таких женщин следует наказывать, как тех, кто совершил настоящее прелюбодеяние, то тогда следует отметить, что тут не имеется в виду прелюбодеяние буквально. Двести одиннадцатый хадис

حدثنا علي بن حجر أنبأنا إسماعيل بن إبراهيم عن الجريري عن أبي نضرة عن الطفاوي عن أبي هريرة رضي الله عنه عن النبي (صلى الله عليه وسلم) مثله بمعناه. Али ибн Худжр передал нам от Исмаиля ибн Ибрахима от аль-Джурейри от Абу Надара от ат-Тувафи от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, от Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, этот же хадис.

У мухаддисов два иснада к одному и тому же хадису считаются как два отдельных хадиса.

Оба этих хадиса передаются через аль-Джурейри, и он является «мадаром» (осью) этого иснада. В первом иснаде имам ат-Тирмизи до него доходит через Махмуда ибн Гаяляна через Абу Дауда аль-Хафара, а во втором – через Али ибн Худжра от Исмаиля ибн Ибрахима.

[1] Аль-Бухари, №2582, №5929; Тирмизи, №2789; Насаи в «Аль-Кубра», №9410. [2] Муслим, №2253; Абу Дауд, №4172; Насаи, №5259; Ахмад, №8264.

[3] Джам’ аль-васаиль, 2/4.

[4] Ат-Тирмизи в «Сунан» (№2790) и ат-Табарани в «Аль-Кабир» (№13279).

[5] «Хашия» аль-Байджури, с. 344.

[6] Там же.

[7] Ашраф аль-васаиль, с. 298.

[8] Абу Дауд, №2174; Тирмизи, №2784; Насаи в «Аль-Кубра» (№9408, №9409).

[9] «Хашия» аль-Байджури, с. 345.

[10] «Хашия» аль-Байджури, с. 345.

[11] Муслим, №444; Абу Дауд, №4174, №4175; Насаи, №5167, №5168, №5263; Ибн Маджа, №4002.

[12] Абу Дауд, №4173; Насаи, №5126; Тирмизи, №2688.

Azan.kz

Добавить комментарий