40 ХАДИСОВ О БРАКЕ

Глава 7. Ограниченные во времени и временные браки: 21 хадис  Глава 7. Ограниченные во времени и временные браки: 21 хадис

Хадис двадцать первый

عن عليًّ ابن ابي طالب (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) نَهىَ عن متعة النِّساء يوم خيبر وعن أكل لُحموم الحمر الإنسيَّة. رواه البخاري ومسلم

Али ибн Абу Талиб (радыАллаху анху) передает, что в день битвы при Хайбаре, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил временные браки и употребление в пищу мяса домашних ослов» (Бухари, 3979, Муслим, 1407).

Комментарий:

Одним из условий действительного брачного контракта, который включает в себя предложение (иджаб) и согласие (кабуль), должно быть отсутствие любых временных ограничений – например, неделя, пять или десять лет. Если же такой срок будет указан, то независимо от того, долгим или коротким он будет, такой брак, как видно из данного хадиса, будет автоматически расторгнут (му’аккат), либо – если оба партнера согласны на развод по истечении указанного периода времени – брачный контракт будет недействительным (батыль). Подобные правила относятся к временным бракам (мут’а), когда мужчина говорит женщине: «Я собираюсь жить с тобой в течение такого-то времени в обмен на уплату такой-то суммы денег».

Временные браки запретны и считаются недействительными согласно мнению абсолютного большинства ученых (иджма) на основании множества категорических текстов, включая и этот хадис. Подобные браки были дозволены в ранние времена Ислама, затем отменены, затем снова дозволены на небольшое время, а затем окончательно отменены.

Раби ибн Сабра аль-Джухани передает от своего отца, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил временные брачные договоры и сказал:

«Итак, (эти браки) запретны с этого времени и до Судного дня. И если какой-то мужчина дал нечто в качестве махра (женщине, желая заключить этот брак), он не должен забирать это обратно» (Муслим, 1406).

Таким образом, этот запрет окончателен, и в этом вопросе нет разногласий между учеными, кроме некоторых шиитов. Мнение шиитов основано на неправильном толковании некоторых текстов Корана.

Что же касается ситуации, когда брачный контракт не ограничивается определенным временем, но один или оба супруга имеют намерение развестись когда-то в будущем, большинство ученых (джумхур) согласны, что, хотя такой брак будет действительным, но весьма порицаемым и нецелесообразным. Брак, заключенный с намерением на развод, противоречит самой сути брака в Исламе, которая основана на длительных отношениях и желании вырастить праведное потомство. В таком случае (если подобные намерения имели место) супругам следует укреплять свой брак и отказаться от подобных намерений. Если же только один из супругов вступал в брак, имея такие намерения, не предупреждая об этом другого, это, без сомнения, большой грех, поскольку он ущемляет права другого человека.

Добавить комментарий