КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (102, 103)

102 урок. О напитках Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2  102 урок. О напитках Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 2

Сто девяносто шестой хадис

Ахмад ибн Мани’ передал нам от Исмаиля ибн Ибрахима от Али ибн Зейда[1] от Умара, и это Ибн Абу Хармаля, от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен ими обоими, что он сказал: «Вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и с Халидом ибн аль-Валидом, я зашел к Маймуне[2]. И она принесла нам сосуд с молоком, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, начал пить из него, и я находился справа от него, а Зейд – слева, и он сказал: «Следующий глоток положен тебе, но, если хочешь, можешь отдать его Зейду», – и я сказал: «Я не отдам никому возможность выпить сразу после тебя». Затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Тот, кого Аллах накормил едой, пусть скажет:

«О Аллах, даруй нам благодать в этом и надели нас тем, что лучше этого» [Аллахумма барик ляна фихи ва ат’имна хейран минху]. А тот, кого Аллах напоил молоком, пусть скажет:

«О Аллах, даруй нам благодать в этом и увеличь нам это» [Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минх].

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Ничто не может заменить еду и питье, кроме молока»».

«Следующий глоток положен тебе»: это указывает, что человек, находящийся по правую сторону, имеет больше прав пить следующим, даже если он будет младше того, кто стоит слева[3].

Эта сунна, то есть отдавать предпочтение правой стороне, распространяется не только на еду, но и на одежду, то есть, например, когда человек надевает рубашку, ему желательно начать с правого рукава[4]. И это подтверждается хадисом:

الْأَيْمَنَ فَالْأَيْمَنَ

«За правым правое»[5].

«…но, если хочешь, можешь отдать его Зейду»: Ибн Хаджар[6], Мулла Али аль-Кари,[7] аль-Байджури[8] и другие указывают, что это намек, что Ибн Аббасу, да будет Аллах доволен ими обоими, следует отдать предпочтение Зейду, да будет доволен им Аллах, потому что тот был старше Ибн Аббаса.

«Я не отдам никому возможность выпить сразу после тебя»: это указывает на то, что если человек пришел на какой-то урок раньше и сел рядом с крупным ученым, то он не будет уходить со своего места, потому что пришел кто-то более знающий или тот, кто лучше него[9].

«Ничего не может заменить еду и питье, кроме молока»: лишь молоко может утолять и жажду, и голод….

[1] Али ибн Зейд ибн Джуд’ан. [2] Мать правоверных, да будет доволен ею Аллах.

[3] «Хашия» аль-Байджури, с. 323; «Джам’ аль-васаиль», 1/247.

[4] Там же.

[5] Бухари, №2352; Муслим, №2029.

[6] Ашраф аль-васаиль, с. 286.

[7] Джам’ аль-васаиль, 1/248.

[8] «Хашия» аль-Байджури, с. 324.

[9] Аль-Байджури, с. 325.

103 урок. Как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

باب ما جاء في صفة شرا ب
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (10) أحاديث Глава о том, как именно пил Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, и в ней десять хадисов

Сто девяносто седьмой хадис

حدثنا أحمد بن منيع. حدثنا هُشيم. حدثنا عاصم الأحول وغيره عن الشعبي عن ابن عباس رضي الله عنهما:
«أن النبي (صلى الله عليه وسلم) شرب من زمزم وهو قائم».

Ахмад ибн Мани’ передал нам от Хушейма от Асыма аль-Ахваля[1] и других от аш-Ша’би от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил воду замзам стоя.

По одной из версий, это случилось в прощальном хадже[2].

Что касается источника замзам, то это известный источник в Мекке. Есть две версии насчет его названия: первая – что такое название связано с его многоводностью, а вторая – что это имя собственное[3]. Что касается данного хадиса, то он внешне противоречит другому хадису, в котором сказано:

لَا يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا، فَمَنْ نَسِيَ فَلْيَسْتَقِئْ

«Пусть никто из вас не пьет стоя, а если забыл, то пусть вызовет рвоту»[4].

Некоторые[5] ученые сказали, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, большую часть времени пил сидя, а в этом случае попил стоя, чтобы показать, что в этом нет греха, а его повеление указывает на желательность, а не обязательность.

Некоторые указали, что этот хадис отменяет запрет на питье стоя, но это мнение было сочтено слабым[6]. А еще есть мнение, что Посланник Аллаха, соллялаху алейхи ва саллям, этим действием показал, что вода замзам – это исключение и что ее желательно пить стоя. Тогда между хадисами нет противоречия. И к этом мнению склонился Мулла Али аль-Кари[7], и Ибн Хаджар аль-Хайтами[8] назвал это мнение приемлемым.

В некоторых книгах указывается, что при питье стоя желательно прочитать определенную форму салавата, но, как указал шейх Мухаммад Аввама в примечании, на это нужны дополнительные доводы[9].

Сто девяносто восьмой хадис

حدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا محمد بن جعفر عن حسين المعلِّم عن عمرو بن شُعيب عن أبيه عن جده قال:
«رأيت رسول الله (صلى الله عليه وسلم) يشرب قائماً وقاعداً».

Кутейба ибн Саид передал нам от Мухаммада ибн Джафара от Хусейна аль-Муллима от Амра ибн Шуайба от его отца[10] от его деда[11], который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя и сидя».

Вначале говорится, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пил стоя, не потому что это происходило чаще, чем сидя, но чтобы опровергнуть тех, кто это отрицает и говорит, что такого не было[12].

Так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, поступал так, чтобы пояснить шариатское решение и указать, что это действие нежелательно, а не запретно, то в самом совершении Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, этого действия нет нежелательности. Более того, это входит в обязанность донести Шариат, и за это ему полагается награда[13].

[1] Куфийский имам фикха. Умер в 133-м году по хиджре. [2] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).

[3] Джам’ аль-васаиль, 1/249.

[4] «Сахих» Бухари (№5375), Муслим (№2026).

[5] Ашраф аль-васаиль, с. 288.

[6] «Хашия» аль-Байджури (с. 330).

[7] Джам’ аль-васаиль, 1/249.

[8] Ашраф аль-васаиль, с. 288.

[9] «Хашия» аль-Байджури, с. 330.

[10]

Шуайба ибн Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса. [11] То есть деда его отца, то есть его прадеда, и это Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас. И есть версия, что под дедом имеется в виду дед Амра ибн Шуайба, а это Мухаммад ибн Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас, а он не был сподвижником, и тогда иснад неполный. Но большинство все-таки склоняется к тому, что тут имеется в виду Абдуллах ибн Амр, а не Мухаммад ибн Абдуллах.

[12] «Хашия» аль-Байджури (с. 332).

[13] Джам’ аль-васаиль, 1/251.

Azan.kz

Добавить комментарий