ХАЯТ АС-САХАБА «ЖИЗНЬ СПОДВИЖНИКОВ». Часть 61, 62

Часть 61. Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва  Часть 61. Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва

مشيه صلى الله عليه وسلم على القدمين للدعوة خروجه عليه السلام ماشياً إلى الطائف

Как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком выходил для призыва

Выход Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пешком в Таиф

Ат-Табарани передает от Абдуллаха ибн Джафара, да будет Аллах доволен ими обоими: «Когда умер Абу Талиб, Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, вышел пешком в Таиф, призывая к Исламу, но они не ответили ему, и он вернулся обратно. И он пришел под тень дерева, совершил намаз в два ракаата и затем сказал: «О Аллах, лишь Тебе я жалуюсь на свою слабость и незначимость среди людей, о Милостивый из милостивых! Ведь лишь Ты Милостивый из Милостивых! На кого же ты оставишь меня?! На врагов, которые будут нападать на меня? Или на близких, которым Ты дал власть надо мной?! И если Ты не не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, кроме того, что Твоя милость объемлет меня. Я прибегаю к [Твоей] защите – к Тебе, Который озаряет тьму светом и должным образом осуществляет дела этого мира и следующего (ахира), от того, чтобы меня коснулись Твои гнев и недовольство. И могущество лишь от Аллаха»».

Аль-Хайтами сказал[1]: «В иснаде хадиса – Ибн Исхак, а он муддалис, достойный доверия, и остальные передатчики достойны доверия».

Этот хадис подробно передается от аз-Зухри и других [и встретится нам] в разделе о перенесении трудностей и тяжестей в призыве к Аллаху.

الدعوة إلى الله تعالى في القتال ما قاتل عليه السلام قوماً حتى دعاهم Призыв ко Всевышнему Аллаху во время сражения Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллам, не сражался ни с кем, пока не призвал их

أخرج عبد الرزاق عن ابن عباس رضي الله عنهما: ما قاتل رسول الله صلى الله عليه وسلم قوماً حتى دعاهم. وكذلك رواه الحاكم في المستدرك وقال: حديث صحيح الإِسناد ولم يخرِّجاه؛ ورواه أحمد في مسنده، والطبراني في معجمه. كذا في نصب الراية . وقال الهيثمي : رواه أحمد وأبو يَعْلى والطبراني بأسانيد، ورجال أحدها رجال الصحيح. إنتهى. وأخرجه أيضاً ابن النجار كما في كنز العمال ؛ والبيهقي في سننه .
Абдур-Раззак[2] передает от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах:

«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не сражался ни с одним народом, не призывая их [к Исламу]».

Этот хадис передает и аль-Хаким в «Аль-Мустадрак»[3], и он сказал: «Хадис достоверный, но они оба[4] не приводят его». Ахмад в «Муснаде»[5] и ат-Табарани в «Муджаме»[6] приводят его. В «Насб ар-рая»[7] сказано: «Аль-Хайтами[8] сказал: «Ахмад[9], Абу Яля[10] и ат-Табарани приводят этот хадис. И передатчики одного из этого иснада достоверны»».

Этот хадис передают Ибн ан-Наджар, о чем сказано в «Канз аль-уммаль»[11], и аль-Байхакы в «Ас-Сунан»[12].

أمره عليه السلام البعوث بتأليف الناس ودعوتهم

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел своим военачальникам проявлять мягкость к людям и призывать их к Исламу

وأخرج بن مَنْده وابن عساكر عن عبد الرحمن بن عائذ رضي الله عنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا بعث بَعْثاً قال: «تألَّفوا الناس ولا تُغيروا عليهم حتى تدعوهم فما على الأرض من أهل بيتِ مر ولا وَبَر إلا تأتوني بهم مسلمين أحبّ إليّ من أن تأتوني بنسائهم وأولادهم وتقتلوا رجالهم». كذا في الكنز . وأخرجه أيضاً ابن شاهين والبغوي كما في الإِصابة ، والترمذي .

Ибн Манда и Ибн Аскари передают от Абдур-Рахмана ибн Аиза, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, когда отправлял в военный поход, говорил: «Проявляйте мягкость к людям и не сражайтесь с ними до призыва их к Исламу. Нет такой семьи на земле, чтобы мне меньше нравилось, что они станут мусульманами, чем то, что вы приведете их женщин и детей, а мужчин убьете»».

То же передается в «Аль-Канз»[13]. Ибн Шахин, аль-Багави, как сказано в «Аль-Исаба»[14], и ат-Тирмизи передают этот хадис.

أمره عليه السلام أمير السرية بالدعوة

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел амиру войска совершать призыв

Абу Дауд[15] (и есть версия слов от него), Муслим[16], Ибн Маджа[17] и аль-Байхакы[18] передают от Бурейды, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

«Когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял кого-то амиром в поход или в войско, он наставлял [его] бояться Аллаха насчет себя в частности и насчет тех мусульман, что с ним, и он сказал: «Когда вы встретите язычников, то призовите их принять одно из трех. И, что бы из этих трех вещей они ни приняли, согласитесь и оставьте их. Призовите их к Исламу, и если они согласятся, то примите это у них и оставьте их в покое. Затем предложите им переселиться на земли мухаджиров, и если они переселятся, то у них будут такие же права, как у мухаджиров. Если же они откажутся и захотят остаться в своих землях, то сообщи им, что решение о них будет таким же, как о бедуинах-мусульманах, и что решение Аллаха насчет них будет таким же, как насчет верующих. И они получат военные трофеи, только если будут сражаться вместе с верующими. Если же они откажутся, то призови их платить джизью. И если они согласятся, то прими это от них и оставь их в покое. Если они откажутся и от этого, то проси помощи у Аллаха и сражайся с ними! Если вы окружите людей в крепости и они захотят сдаться «на условиях, угодных Аллаху», то не соглашайтесь, потому что вы не знаете, какие условия угодны Аллаху, но пусть они сдаются на ваших условиях, а после делайте, что посчитаете нужным»».

Ат-Тирмизи сказал[19]: «Хадис Бурейды – хасан сахих». Ахмад[20], аш-Шафии[21], ад-Дарими[22], ат-Тахави[23], Ибн Хиббан[24], Ибн аль-Джаруд[25], Ибн Абу Шейба и другие[26] передают этот хадис, как сказано в «Аль-Канз»[27].

[1] Маджма аз-заваид, 6/35.

[2] Аль-Мусаннаф, № 9427.

[3] Аль-Мустадрак, 1/15.

[4] Бухари и Муслим.

[5] «Муснад» Ахмада, 1/231.

[6] Аль-Кабир, № 11159, № 11269, № 11270 и № 11271.

[7] Насб ар-рая, 2/278.

[8] Маджма аз-заваид, 5/304.

[9] «Муснад» Ахмада, 1/231.

[10] «Муснад» Абу Яля, № 2494.

[11] Канз аль-уммаль, 2/298.

[12] «Сунан аль-кубра» (9/107), а также «Муснад» Абд ибн Хумейд (№ 697) и «Сунан» ад-Дарими (№ 2448).

[13] Канз аль-уммаль, 2/294.

[14] Аль-Исаба, 3/152.

[15] «Сунан» Абу Дауда, № 2612 и № 2613.

[16] «Сахих» Муслима, 5/139 и 140.

[17] «Сунан» Ибн Маджа, № 2858.

[18] «Сунан аль-кубра», 9/184.

[19] «Сунан» ат-Тирмизи, № 1408 и № 1617.

[20] «Муснад» Ахмада, 5/352 и 358.

[21] Аш-Шафии, 2/114-115.

[22] «Сунан» ад-Дарими, № 2444, № 2447.

[23] Шарх Маани аль-асар (3/206-207), Шарх Мушкиль аль-асар (№ 3572, № 3573, № 3574, № 3575, № 3576).

[24] Ибн Хиббан, № 4739. [25] Ибн аль-Джаруд, № 1042. [26] Например, ан-Насаи в «Аль-Кубра», как сказано в «Тухфат аль-ашраф» (2/69), (№ 1929), «Муснад» Абу Яля (№ 1413) и аль-Багави (№ 2669).

[27] 2/297.

Часть 62. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Али не сражаться до призыва к Исламу

أمره عليه السلام علياً بأن لا يقاتل قوماً حتى يدعوهم إلى الإِسلام

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Али не сражаться до призыва к Исламу Ат-Табарани передает в «Аль-Авсат» от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправлял однажды Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, сражаться с одним народом, а затем направил к нему человека, сказав ему: «Не обращайся к нему издалека и скажи: «Не сражайся с ним до призыва их к Исламу»»».

Аль-Хайсами сказал[1]: «Все передатчики достоверны, кроме Усмана ибн Яхьи аль-Каркасани, а он достоин доверия».

Ибн Рахавейх передает от Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, однажды отправил его сражаться, а затем послал вдогонку человека, сказав: «Иди к нему, и не обращайся к нему издалека, и скажи ему, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повелевает тебе дождаться его, и еще скажи ему: «Не сражайся ни с кем, до того как ты призовешь их к Исламу»». Это передается в «Канз аль-уммаль»[2].

Абдур-Раззак[3] передает от Али, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, посылая его в сражение, сказал: «Не сражайся с людьми, пока не призовешь их к Исламу», – о чем сказано в «Насб ар-рая»[4].

И уже приводился хадис из «Сахиха» Бухари от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал Али во время Хайбара: «Иди спокойным шагом, пока не дойдешь до их полей. А затем призови их к Исламу и объясни, какие обязательства у них перед Аллахом. Клянусь Аллахом, наставить одного человека лучше для тебя, чем владение красным верблюдом».

أمره عليه السلام فروة الغطيفي بالدعوة في القتال

Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Фарва аль-Гутейфи довести призыв к Исламу во время сражения

Ибн Саад, Ахмад, Абу Дауд[5], ат-Тирмизи[6] (и он сказал, что хадис хасан), ат-Табарани[7] и аль-Хаким[8] передают от Фарвы ибн Мусейка аль-Гутейфи, да будет доволен им Аллах:

«Я пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «О Посланник Аллаха, должен ли я собрать людей из моего народа, которые приняли Ислам, сражаться против тех, которые не приняли?»

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «А почему нет?»

Я подумал и сказал: «О Посланник Аллаха, я не смогу это сделать, потому что это люди Саба, а они намного сильнее».

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сделал меня командиром и разрешил сражаться с людьми Саба. И когда я вышел от него, то Всевышний Аллах ниспослал Откровение о Саба, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Где этот человек из аль-Гутейфи?» И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, послал за мной одного человека, который обнаружил, что я уже ушел, и вернул меня обратно, и я предстал перед Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который сидел в окружении своих сподвижников.

И он сказал: «Призови свой народ к Исламу, и кто ответит из них, прими это, а насчет тех, кто откажется, не предпринимай ничего, пока я тебе не скажу об этом».

И один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, а кто такие аль-Анмар?»

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ответил: «Анмар – это те, к кому относятся Хасам и Баджиля»». Так передается в «Канз аль-уммаль»[9].

Ахмад и Абд ибн Хумейд также передает от Фарвы, да будет доволен им Аллах:

«Я пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «О Посланник Аллаха, следует ли мне сражаться вместе с теми, кто принял Ислам, против тех, кто не принял?»

И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Да, сражайся вместе с теми, кто принял Ислам, против тех, кто не принял».

А потом, когда я ушел, он позвал меня к себе и сказал: «Не сражайся с ними, до того как призовешь их к Исламу!»

Он потом спросил: «О Посланник Аллаха, расскажи мне про Саба: это была долина, гора или что?» И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Нет, это был араб, у которого было десять сыновей»».

И дальше хадис продолжается.

Этот иснад – хасан, хотя в нем присутствует Абу Джунаб аль-Кальби, а его критикуют, но Ибн Джарир[10] передает этот хадис от Абу Курейба от аль-Анкази от Асбата ибн Насра от Яхьи ибн Хани аль-Муради от его дяди либо отца (сомнение от

Асбата): «Фарва ибн Мусейк пришел к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям», – и далее хадис продолжается. То же в приводится в «Тафсире» Ибн Касира[11]. أمره عليه السلام خالد بن سعيد بالدعوة حين بعثه إلى اليمن Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, велел Халиду ибн Саиду призывать к Исламу, когда отправлял его в Йемен

وأخرج الطبراني عن خالد بن سعيد رضي الله عنه قال: بعثني رسول الله صلى الله عليه وسلم إلى اليمن، فقال: «من لقيت من العرب فسمعت فيهم الأذن فلا تعرِض لهم، ومن لم تسمع فيهم الأذان فادعهُم إلى الإِسلام». قال الهيثمي وفيه: يحيى بن عبد الحميد الحِمَّاني وهو ضعيف. Ат-Табарани[12] передает от Халида ибн Саида, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, отправил меня в Йемен и сказал: «Когда ты встретишь бедуинов, которые совершают азан, не трогай их, а тех, которые не совершают азан, призови к Исламу»».

Аль-Хайтами сказал[13]: «В иснаде хадиса есть Яхья ибн Абдуль-Хамид аль-Химмани, а он слабый передатчик».

[1] Маджма заваид, 5/305. [2] Канз аль-уммаль, 2/297. [3] «Мусаннаф» Абдур-Раззака, № 9424.

[4] Насб ар-рая, 2/378.

[5] «Сунан» Абу Дауда, № 3988.

[6] «Сунан» ат-Тирмизи, № 3222.

[7] Аль-Кабир, № 834, № 835, № 836, № 837.

[8] Аль-Мустадрак, 2/424. Этот хадис приводят и Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире (22/66-67), Абу Нуайм в «Тарих Исбахан» (1/202) и Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Истиаб» (3/1261), и он указал, что хадис хасан.

[9] Канз аль-уммаль, 1/260.

[10] «Тафсир» ат-Табари, 22/77.

[11] «Тафсир» Ибн Касира, 3/531.

[12] Аль-Кабир, № 4116.

[13] Маджма заваид, 5/307.

Azan.kz

Добавить комментарий