40 ХАДИСОВ О БРАКЕ

Глава 3. Выбор подходящего супруга: 13 хадис  Глава 3. Выбор подходящего супруга: 13 хадис

Хадис тринадцатый

عن عُرْوَة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) أنَّ النَّبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) حَطَبَ عائِشة إلى أبي بكر فقال لَه أبو بكر: إنَّماَ أنا أخُوك، فقال: أنت أخي قي دين الله وهي لي حلال. رواه البخاري

Урва (радыАллаху анху) передает, что когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил у Абу Бакра (радыАллаху анху) руки его дочери Аиши (радыАллаху анха), Абу Бакр спросил у него: «Я твой брат?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Ты мой брат в религии Аллаха и по отношению к Его Книге. Но твоя дочь дозволена мне (для брака)» (Бухари, 4793).

Комментарий:

Имам Бухари передает этот хадис в главе под названием «Допустимость брака юной девушки с пожилым мужчиной (много старше ее по возрасту)». В этом хадисе подтверждается то, о чем вы уже говорили выше: возможно сочетаться браком с человеком, намного старшим или младшим, при условии, что другие цели брака (о которых мы говорили выше) будут достигнуты. Первая жена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Хадиджа (радыАллаху анха) была намного старше его, в то время как Аиша (радыАллаху анха) была намного младше него. Это показывает, что мужчина может жениться на женщине как младше него, так и намного старше него.

Аиша – единственная девственница среди жен Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) — была дочерью Абу Бакра (радыАллаху анху), самого близкого друга и преданного сподвижника Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) было уже больше пятидесяти лет, когда он женился на ней, и она скоро стала его самой любимой женой. Это был на редкость счастливый брак, как отмечается во многих хадисах.

В таком предопределении Аллаха было много мудрости и пользы. Выйдя замуж за Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в юном возрасте, Аиша смогла внимательно рассмотреть и запомнить все подробности его жизни, чтобы потом передать это следующим поколениям. Она стала очень близким человеком к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – и духовно и физически – этот брак сделал ее примером для всех мусульман, особенно для женщин, на все времена. Аллах наделил ее мудростью, острым умом, прекрасной памятью и красноречием, так что она впоследствии стала большим специалистом в исламских науках и передавала знания другим сподвижникам (и мужчинам, и женщинам) и их последователям. Она была не только образцом для подражания для остальных женщин, она стала известным комментатором Корана, экспертом по хадису и авторитетом в исламских науках. Будучи чрезвычайно плодовитым передатчиком хадисов, она передала около 2210 хадисов, что дало мусульманам бесценные сведения о повседневной жизни Пророка и его поведении.

Также этот хадис опровергает распространенное мнение что мужчина не может жениться на дочери человека, которого считает своим братом в духовном смысле. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посватался к дочери Абу Бакра (радыАллаху анху), тот также находился под впечатлением, что их брак запретен вследствие их дружбы и духовного братства. Но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) разъяснил ему, что духовное братство – о котором упоминается в Книге Аллаха – не подобно кровному родству, так что женитьба на Аише была для него абсолютно дозволена.

Глава 3. Выбор подходящего супруга: 14 хадис

Хадис четырнадцатый

عن ابن عبَّاس (رَضِ أللَّهُ َنْهُما) قال النَّبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) في بِنت حَمزة: لا تحِلُّ لي، يحْرُجُ مِن الرَّضَاعِ مَا يحرُمُ مِن الَّنسَب، هي بنت أخي مِن الرَّضاعة. رواه البخاري ومسلم

Абдуллах ибн Аббас (радыАллаху анхума) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о дочери Хамзы (радыАллаху анху): «Она не дозволена для меня (для женитьбы), поскольку (женщины), которые запретны по кровному родству, запретны и по молочному родству, а она – дочь моего молочного брата» (Бухари, 2502, Муслим, 1447, формулировка Бухари).

Комментарий:

Существуют категории людей, брак с которыми не дозволен, так что при устройстве брака с тем или иным человеком важно выяснить – возможно ли заключить с ним брак или нет. Этот вопрос очень обширный и обсуждается во многих работах по классическому фикху в разделе «запреты при заключении брака» (мухарррамат филь-никах). Так что невозможно коротко пересказать все подробности этой темы в данном кратком сборнике.

Однако, если говорить в общем, лица, с которым запрещено заключать брак, разделяются на две основные группы:

те, с кем брак заключать запретно всегда,

и те, с кем брак заключать запретно временно, по определенным причинам. Так что, если эта причина будет устранена, брак дозволен.

Постоянный запрет основан на трех моментах:

кровное родство (караба);

молочное родство (рада’а);

родство, возникающее после заключения брака (сихрийя или мусахара).

Что касается временного запрета, он проистекает из таких факторов, как: религиозная принадлежность потенциальной супруги; период идда, в котором женщина находится после смерти ее мужа или развода; или, если, к примеру, человек хочет взять второй женой сестру своей нынешней жены.

Постоянный запрет основан на следующем аяте Корана:

«Запрещены вам ваши матери [мать, бабушка,...], и ваши дочери [дочери, внучки,…], и ваши (родные) сёстры [сестра по отцу и по матери, сестра по отцу и сестра по матери], и ваши тётки (со стороны отца), и ваши тётки (со стороны матери), и дочери брата, и дочери сестры, и ваши матери, которые вас вскормили [молочные матери], и ваши сёстры по кормлению [молочные сёстры], и матери ваших жён (независимо имели вы с ними близость или не имели), и ваши падчерицы, которые (находятся) под вашим покровительством от ваших жён, к которым вы уже вошли [имели близость]; а если вы ещё не вошли к ним [не имели близость], то нет греха на вас (жениться на ваших падчерицах, после развода с их матерями или их смерти); и жёны ваших сыновей, которые произошли от ваших поясниц [родных, а не приёмных сыновей]; и (также) (запрещено) объединять двух сестёр [одновременно жениться на двух сёстрах, и даже молочных], если только это не произошло раньше [до этого запрещения]» (4:23).

В аяте сначала перечислены женщины, на которых запретно жениться вследствие кровного родства, а затем – те, с кем брак запретен вследствие молочного родства или брачных уз.

С точки зрения кровного родства, мужчине запретно жениться на его матери, бабушках со стороны отца и матери (и далее вверх по восходящему прямому родству), дочерях и внучках (и далее вниз по нисходящей); его сестрах (полных или только по матери или по отцу), тетях по отцу и матери (сестрах отца и матери) и племянницах (дочерях братьев и сестер). На остальных родственницах – к примеру, на двоюродных сестрах — жениться дозволено.

Что касается молочного родства, в аяте говорится о матерях и сестрах по молочному родству, на которых запретно жениться, в то время как в хадисе, который мы цитировали выше, говорится, что по молочному родству запретны такие же родственники, как по кровному родству. Для женщины запретно выходить замуж как за родного сына, так и выходить замуж за мужчину, которого она кормила грудью, когда он был ребенком. Подобно этому, если одна и та же женщина кормила мальчика и девочку грудью в детстве, они считаются братом и сестрой, и не смогут пожениться, когда вырастут. В данном хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о том, что он не может жениться на дочери своего молочного брата Хамзы (радыАллаху анху), поскольку она подобна его родным племянницам.

Однако, нужно отметить, что молочное родство возникает, когда кормление грудью происходит в надлежащем возрасте – до двух с половиной лет (по мнению имама Абу Ханифы) или до двух лет (по мнению остальных факихов). После этого возраста все правила, относящиеся к молочному родству, теряют силу. В хадисе, приведенном у Бухари, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Будьте осторожны в определении, кто является вашим молочным братом, поскольку молочное родство устанавливается только в надлежащее время».

Что же касается родства, возникающего при браке: если мужчина вступает в брак с определенной женщиной, ее мать (теща), бабушка и другие женщины по восходящей линии становятся запретными для него навсегда, независимо от того, был ли фактически осуществлен этот брак или нет (вступали ли они с женой в супружеские отношения). Подобно этому, ее дочь (от предыдущего брака), внучка и иные женщины по нисходящей линии становятся запретны для него, но только в том случае, если брак будет фактически осуществлен. Также запретно жениться за бывшей жене своего сына, внука и подобных родственников по нисходящей (независимо от того, был ли осуществлен этот брак или нет), или на женщине, бывшей замужем за отцом или дедом какого-то мужчины.

Что же касается подробного перечисления женщин, брак с которым запретен вследствие временных причин, данный краткий сборник не позволяет рассмотреть этот вопрос подробно. Для большей информации рекомендуется обратиться к классическим трудам по фикху.

Azan.kz

Добавить комментарий