7. ПОЧТЕННАЯ САУДА БИНТ ЗУА’А, да будет доволен ею Аллах. Часть 1

7. Почтенная Сауда бинт Зум'а, да будет доволен ею Аллах. Часть 1  Ее происхождение

Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, была второй женой посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям. Он женился на ней уже после того, как ушла из жизни его супруга Хадиджа бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах.

Отцом Сауды был Зум’а ибн Кайис ибн ‘Абд-Шамс ибн ‘Абд Вадд ибн ‘Амир ибн Лю’айи ибн Голиб. Таким образом, ее родословная встречается с родословной пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, в поколении Лю’айи.

Ее матерью была аш-Шамус бинт Кайис ибн Зайд, принадлежавшая племени бану ‘Амир ибн Ганм ибн ‘Адий ибн ан-Наджар аль-Ансари. Она была племянницей Сальмы бинт ‘Амр бин Зайд –

– матери ‘Абд аль-Муталлиба. Сауда бинт Зум’а была одной из благородных женщин племени Курайш и одной из лучших представительниц своего рода. Имам аз-Захаби писал о ней: «Она была почтенной и благородной женщиной»[1]. Ибн Са’д писал:

«Сауда приняла Ислам и присягнула посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в первые годы распространения религии. Ее супруг ас-Сакран ибн ‘Амр, являвшийся братом великого сподвижника Сухайля ибн ‘Амра аль-’Амирийи, принял Ислам вместе с ней, и они вместе совершили переселение в Абиссинию[2]»[3].

Переселение в Абиссинию

Будучи одной из первых уверовавших, Сауда бинт Зум’а вместе со всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, перенесла множество испытаний. Большинство последователей пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, были лишены какой-либо защиты со стороны своих племен, а порой и вовсе преследовались родственниками. Сауда была в числе таких сподвижников, — практически все ее родственники отказались уверовать в Единого Аллаха и Его посланника, солляллаху аляйхи ва саллям.

Поскольку посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, был под протекцией своего племени, которой обеспечил его дядя Абу Талиб, преследование неверующих курайшитов касалось его в меньшей степени.

Когда положение мусульман ухудшилось до крайней степени, и верующие разделились на тех, кто пал смертью мученика, тех, кто отрекся от своей веры под давлением неверующих, и тех, кто прибегнул к сокрытию от неверующих своих убеждений, пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, дозволил им переселение в Абиссинию, сказав:

«Отправляйтесь в Абиссинию и оставайтесь там, пока Аллах не избавит вас от ваших бед. Это земля, на которой вы найдете убежище, правитель которой справедлив и не допускает притеснения».

Переселение было решено совершить втайне от неверующих, через море, а возглавил его Джа’фар ибн Абу Талиб, — двоюродный брат посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям и родной брат его сподвижника – Али ибн

Абу Талиба, да будет доволен ими обоими Аллах.

Сподвижники покинули свои дома под покровом ночи. Часть из них переселилась в Абиссинию в одиночку, а часть из них переселилась с семьями. Сауда и ее супруг ас-Сакран ибн ‘Амр, да будет доволен ими Аллах, переселялись в составе группы из восьми человек от племени Бану ‘Амир.

Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала всем своим имуществом ради своей религии и, проявляя терпение и надеясь на награду от Аллаха, сопровождала своего супруга в этом переселении. Таким образом, Всевышний Аллах испытывает веру своих рабов, как благом, так и невзгодами.

О превосходстве переселившихся в  Абиссинию мусульманах Всевышним Аллахом был ниспослан следующий аят:

«Тех, которые переселились ради Аллаха, после того, как подверглись гонениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение Последней жизни будет еще лучше. Если бы они только знали!». (Сура Ан-Нахль, 41 аят)

Спустя некоторое время до мигрировавших в Абиссинию сподвижников дошла ложная весть о том, что неверующие смирились с распространением ислама, оставили верующих в их поклонении и положили конец всякого рода преследованиям.

Сподвижники были взволнованы этой вестью, и часть из них решила вернуться обратно в Мекку. Среди них были и Сауда с ее супругом. Как только группа сподвижников вошла

в родной город, они узнали, что весть о примирении неверных с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, не соответствовала действительности: притеснение мусульман продолжалось. Ас-Сакран ибн ‘Амир был болен, а после возвращения из Абиссинии болезнь его усугубилась, он быстро ослабевал и спустя некоторое время скончался. Сауда, да будет доволен ею Аллах, приняла терпеливо тяжесть потери супруга. [1] Аз-Захаби, «Сияр А’лям ан-Нубаля», 2/265; [2] Абиссиния/Эфиопия – страна на северо-востоке Африки, древнее королевство, принявшее христианство в 4-ом веке н.э. (примечание редактора);

[3] Ибн Хаджар, «Аль-Исаба», 2/95.

 

8. Почтенная Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах. Часть 2

 

Ее брак с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям

После того, как посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, претерпел в один год одну за другой потери близких ему людей (дяди Абу Талиба и супруги Хадиджы бинт Хувайлид), неверующие курайшиты усилили гнет в отношении пророка и мусульман. Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, лишился в тот год как политической поддержки в лице Абу Талиба, так и духовной в лице своей супруги. Все то время, что Хадиджа была с ним, она поддерживала посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и помогала ему преодолевать все тяжести да’вата (призыва). И потеря Хадиджи, да будет доволен ею

оставила самую глубокую рану в душе пророка.

И в один день, когда посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, находился в своем доме, к нему пришла Хауля бинт Хаким, да будет доволен ею Аллах, и спросила: «О, посланник Аллаха! Ты все еще печалишься по поводу смерти Хадиджи?». Он, солляллаху аляйхи ва саллям, ответил: «Да, она была матерью моих детей и внуков, а также хранительницей этого очага». Тогда Хауля спросила: «Не желаешь ли ты жениться, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха спросил: «На ком?». Хауля ответила: «На ком из двоих пожелаешь: девственнице или той, что уже была замужем». Пророк спросил: «Кто девственница?». Она ответила: «’Аиша бинт Абу Бакр – дочь того, кто более всех тобой любим». Тогда он, солляллаху аляйхи ва саллям, спросил: «А кто та, что была замужем?». Хауля ответила: «Сауда бинт Зум’а – та, что из первых уверовала в твое послание, последовала за тобой и покорилась твоей воле». Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, позволил ей донести им обеим предложение о женитьбе.

Хауля, да будет доволен ею Аллах, прошла мимо дома Абу Бакра и направилась к дому Зум’а. Войдя, она сказала Сауде: «О Сауда! Какое же чудесное благословение даровал тебе Всевышний Аллах!». Сауда спросила: «О чем ты?». Хауля ответила: «Посланник Аллаха отправил меня к тебе с предложением о женитьбе». Сауда бинт Зум’а встретила эту новость с великой радостью и сказала: «Я согласна. Ступай к моему отцу и скажи ему об этом». Тогда Хауля, да будет доволен ею Аллах, направилась к пожилому отцу Сауды – Зум’а ибн Кайису и сказала ему: «Мухаммад ибн ‘Абдуллах отправил меня с предложением жениться на твоей дочери Сауде». Зум’а ответил: «Поистине, он достойный человек и лучшая кандидатура для нее, но что об этом думает сама Сауда?». Хауля ответила: «Она согласна». Тогда он попросил привести ее, и когда она вошла, Зум’а обратился к ней: «О, моя дочь, Хауля поведала мне о желании Мухаммада ибн ‘Абдуллах жениться на тебе. Хочешь ли ты, чтобы я дал свое согласие на это?». Сауда ответила утвердительно, и Зум’а сказал Хауле: «Пригласи его ко мне».

Хауля бинт Хаким вернулась к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, и поведала ему о согласии обоих: и Сауды и ее отца. Затем посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, отправился к дому Зум’а ибн Кайиса, где сразу же и заключил брачный договор, подарив ей в качестве махра сто дирхамов[1].

Передается, что брак этот был заключен в месяц Рамадан десятого года пророческой миссии, и женитьба на ней посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, состоялась в Мекке.

Таким образом, Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, вступила в пророческий дом и стала первой женщиной, на которой пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, женился после смерти Хадиджи. Она была из тех, кому выпала честь сопровождать посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, устраивать его быт и заботиться о нем. И более того, она оставалась его единственной супругой на протяжении трех лет, пока посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не женился на ‘Аише бинт Абу Бакр.

Переселение в Медину

После своей женитьбы Сауда оставалась с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Мекке, пока

Всевышний Аллах не повелел своему пророку переселиться. После того, как посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, переселился в Медину и уладил свои дела, он отправил Зайда ибн Хариса со своим рабом Зайдом ибн Рафи’ в Мекку, снабдив их двумя верблюдами и выделив им 500 дирхамов, чтобы они привезли его супругу и дочерей. Так в Медину прибыли Сауда, Фатыма и Умм Кульсум, да будет доволен ими всеми Аллах. Зайд так же привез свою супругу с двумя ее сыновьями: Усамой и Айманом.

На момент их прибытия посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, был занят строительством мечети и дома. Он отвел комнату для Сауды, в которой поселился и сам. Сауда обрела тихую размеренную жизнь в почитаемом мусульманами доме и выполняла в нем свои обязанности перед Аллахом и Его посланником.

Мудрость этого брака

Несложно понять мудрость, заключенную в браке посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и Сауды бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, если принять к сведению тот факт, что родные Сауды оставались в неверии. Ее отец был пожилым человеком, укоренившимся в своем неверии, так же и ее старший брат принадлежал к числу неверующих. С момента кончины ее супруга ас-Сакрана ибн ‘Амра она осталась одинокой, лишенной поддержки вдовой с малолетней дочерью на

на руках. Могла бы Сауда защитить себя и свою веру от преследований и нападок хотя бы ее собственной семьи?

Нет никакого сомнения в том, что ее брак с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, явился Милостью Аллаха, защитившего ее от притеснения со стороны неверующих.

Помимо того, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сочувствовал этой овдовевшей праведной мусульманке и желал ее избавить от угнетения, существовали иные факторы, способствовавшие этому браку. Так, посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, получил возможность посредством этого брака сблизиться с ее племенем Бану ‘Абд аш-Шамс. И многие представители ее рода приняли Ислам из любви к пророку,

солляллаху аляйхи ва саллям, ставшему их новым родственником.

Кроме того, посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, нужна была супруга, которая могла бы взять на себя воспитание его дочерей и уход за ними. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не обладала соответствующими навыками, поскольку сама была на тот момент слишком молодой. Сауда же, напротив, имела достаточно опыта в этом деле и прекрасно подходила пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, в данном аспекте. Она искренне заботилась о нем и его дочерях и завоевала его сердце, помогая ему в его призыве, облегчая его испытания и утешая его в трудные минуты.

Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, стал свидетелем крепкой веры, стойкости, терпеливости и покорности Сауды бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах. Она предпочла своему племени и своей родине религию Ислам и переселилась вместе со своим супругом, претерпевая ради Аллаха все те сложности, что настигали их на этом пути, и, несомненно, Сауда бинт Зум’а заслужила свой статус супруги посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и Матери правоверных. И да будет доволен ею Всевышний Аллах!

[1] Ахмад, 6/210.

azan.kz

Добавить комментарий