ПОСЛУШАНИЕ ПОВЕЛЕНИЯМ АЛЛАhА И ЕГО ПОСЛАННИКА

  Духовная степень верующего соответствует тому, как он послушается и следует повелениям Аллаха и Его Посланника. Совершенство веры возрастает благодаря именно этой точности, трепету, любви и благосклонности человека в его послушании. Те, кто смог достичь в своей любви и послушании Аллаха и Его Посланника высоких степеней, видели проявления божьей благодати в обоих мирах. В аяте говорится: «А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с Пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники». (Ан-Ниса, 69)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил:

«Всевышний Аллах повелевает: «Если рабы Мои станут поклоняться Мне надлежавшим им образом, то Я пролью на них благословенный дождь даже ночью, а днем им будет светить солнце. И они не будут встревожены ни молнией, ни раскатами грома!»…» (Ахмад бин Ханбаль, II, 359; Хаким, IV, 285/7657)

Для людей, которых поклонение Всевышнему Аллаху стало любимым, для тех, кто умеет в любой ситуации оставаться Ему покорным, в независимости от перемен жизни оставаясь довольным Его воле, этот образ жизни становится и их внутренним миром, полным мудрости, блага и превосходства.

Некоторые примеры превосходства

Перед сражением Бадр, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собрал своих асхабов, чтобы спросить их мнения. Первым встал Микдад бин Асвад, (радыйаллаху анху) и сказал:

«О Посланник Аллаха! Поступай так, как велено тебе, мы вместе с тобой. Клянусь Аллахом, мы не скажем тебе так, как говорили Мусе, (алейхиссалям), сыны Израилевы. Тогда они сказали ему: «…Ступай и вместе со своим Господом сражайся [там]. Мы же пребудем здесь». (Аль-Маида, 24)

Клянусь Тем, Кто послал тебя Посланником Истины, если ты поведешь нас даже до Биркуль-Гимада,[1] то мы последуем за тобой и дальше. И мы готовы биться с врагом, следуя впереди и позади, справа и слева от тебя!..».[2] (Бухари, Магази, 4, Тафсир 5/4; Вакиди, I, 48)

После Микдада встал Сад бин Муаз, (радыйаллаху анху) говорил:

«О Посланник Аллаха! Мы уверовали в тебя и поддержали. Мы засвидетельствовали о том, что Коран и сунна, с которой ты пришел истина. И мы дали клятву, что будем покорными на этом пути и станем послушаться каждого твоего слова! О Посланник Аллаха! Поступай так, как считаешь нужным! Клянусь Тем, Кто послал тебя с религией истины, даже если ты войдешь в море, то и все мы до последнего войдем в него вслед за тобой! И мы не чувствуем ни малейшего притеснения от того, что завтра ты представишь нас лицом к лицу с врагом. Мы будем непоколебимыми, и ни на шаг не отступим перед неприятелем. И все мы желаем, лишь того, чтобы Аллах оставил тебя довольным нами завтра! Веди же нас Посланник Аллаха к тому, что обещано тебе Господом!»

Услышав такие слова, полные решимости и покорности, лицо Пророка Мухаммада засияло улыбкой, и помолившись о благом, он сказал:

«Тогда ступайте же с благословения божьего! Ведь Аллах обрадовал вас благой вестью о том, что из двух войск, вы повергнете одно некое.[3] И я, клянусь Аллахом, будто бы сейчас вижу как бегут вспять Курайшиты…». (Муслим, Джихад, 83; Вакиди, I, 48-49; Ибн Хишам,II, 253-254)

Как прекрасно говорят сами за себя эти слова асхабов Пророка Аллаха, насколько крепкой была их любовь к нему, и насколько они были ему покорны.

 * * *

Не менее прекрасно раскрывает покорность асхабов Посланника Аллаха его повелениям, их искренность в этом, чистосердечие трепетность и безприкословность, придания, передаваемое Анасом (радыйаллаху анху):

Когда я поил людей вином в доме Абу Тальхи, снизошло повеление о запрете алкоголя. Посланник Аллаха велев глашатаю возвестить об этом, послал его по улицам Медины. Мы услышали его голос, когда находились дома. Абу Тальха сказал мне:

«Выйди посмотри, что там такое?» Я вышел, и увидел, как один человек возвещал:

«Слушайте все, отныне вино сделано запретным!»

Я вернулся в дом, и сообщил об этом. На что тот велел мне:

«Тогда ступай и вылей все вино!»

В тот день по улицам Медины реками текло вино. (Бухари, Тафсир, 5/11)

Ни один из асхабов, узнавший о том, что спиртное отныне запретно, не проявил никакого сомнения или замешательства, не сказав даже: «Позволь я допью то, что в бокале, потом оставлю», каждый подчинился безприкословно, и каждый вылил все, что было у него, будь то в бочках или в его бокале.

 * * *

Один юноша из племени Аслям пришел к Пророку, и говорил:

«О Посланник Аллаха! Я желаю участвовать в военном походе, но у меня нет ничего, что для этого нужно». Тогда Посланник Аллаха, послав его к одному человеку, сказал:

«Ступай к нему, он желал выйти в поход но заболел».

Юноша пошел к тому человеку и сказал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает тебе салям, и говорит чтобы ты дал мне то, что приготовил для себя, для выступления в поход». Тот же обращаясь к своей жене, говорил:

«Жена! Дай все моё снаряжение этому юноше, не забудь ничего. Ради Аллаха не оставь ничего, и мы будем вознаграждены». (Муслим, Имара, 134)

Мы видим как трепетно относились асхабы Пророка к его повелениям, не желая оставить и утаить себе даже того, что приготовлено для них самих. Что делало их не только активными участниками в том, что велел Посланник Аллаха, проявляя тем самым любовь и привязанность к нему самому, но и с любовью участвуя в том, что велено и им самим.

 * * *

Ибн Омар (радыйаллаху анху) рассказывает следующее:

В день взятия Мекки, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подойдя к Каабе, потребовал от смотрителя её,[4] Османа бин Тальхи ключи от неё. Осман отправился к своей матери, у которой хранились ключи. Однако та, будучи идолопоклонницей воспротивилась. На что Осман (радыйаллаху анху), говорил:

«Клянусь Аллахом, либо ты отдашь мне сейчас ключи, либо я выну меч из ножен!»

Женщина передала ключи. Осман принес их Пророку. Открыв дверь, он (саллаллаху алейхи ва саллям), вошел в Каабу. Вместе с ним вошли Усама, Билял и Осман (радыйаллаху анхум). Пророк проведя там долгое время, а дело было днем, вышел. После этого люди стали рваться внутрь.

Первым, кто вошел в Каабу после Пророка был Абдуллах бин Омар, (радыйаллаху анху). Войдя внутрь, он увидел за дверью Биляла, (радыйаллаху анху).

«Где Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), молился?» — спросил он. Билял указал ему на место где помолился Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Абдуллах (радыйаллаху анху) говорит:

«Я забыл спросить сколько ракатов Пророк молился». (Бухари, Джихад, 127, Салят 30, 81, 96, Тахаджуд 25, Хадж 51, 52, Магази 77, 48; Муслим, Хадж, 389)

В этом случае мы видим какой была решительность Османа (радыйаллаху анху) в выполении повелений Пророка, и скрупулезность Абдуллах бин Омара (радыйаллаху анху) в следовании тому, что делал тот.

 * * *

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть никто не заставляет другого вставать со своего места, чтобы сесть на него самому. Следует расступаться, и давать место другим, тогда и Аллах расширит всем вам».

Абдуллах бин Омар (радыйаллаху анху), на протяжении всей своей жизни следовал этому хадису, и никогда не садился на чужое место, даже если ему уступали. (Бухари, Истизан, 32; Муслим, Салям, 29)

 * * *

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также говорил:

«Когда вас зовут или приглашают, следует отвечать на приглашение!»

Слышавший это Абдуллах бин Омар, даже будучи постящимся, всегда отвечал на приглашение, будь-то свадьбой или другим поводом. (Бухари, Никах, 71, 74; Муслим, Никах,103)

То есть будучи в необязательном посту, он шел на обед и там разговлялся, а позже постился в день иной. Ну а, будучи в таком посту, что обязателен, он отвечал на приглашение, оставаясь постящимся.

 * * *

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Хорошо бы, если эту дверь в мечети, мы оставили для женщин!»

После чего Абдуллах бин Омар (радыйаллаху анху), до конца своей жизни ни разу не входил в эту дверь. (Абу Дауд, Салят, 53/571)

 * * *

Сын Убай бин Каба, Туфайль, после смерти Пророка всегда встречался с асхабами, и учился у них знаниям. Нередко он приходил к Абдуллах бин Омару, и вместе выходил с ним гулять по базарам.

Туфайль, рассказывая о том, как следовал Абдуллах тому, что велел им Пророк, говорит:

«Всегда, когда мы выходили гулять по базарам, Абдуллах приветствовал каждого, кто попадался на нашем пути. Будь человек продавцом дешевых товаров, или дорогих, будь бедняком или никому неизвестным, каждому Абдуллах давал салям. Однажды я пришел к нему. Он же опять предложил прогуляться по базару. Я сказал ему:

«Что же ты будешь там делать? Ты же ничего не смыслишь в торговле. Ты не сидишь вместе с теми, кто сидит и разговаривает. Давай хотя бы присядем вместе со всеми и будем разговаривать».

На что Абдуллах (радыйаллаху анху) сказал мне следующее:

«Брат мой! Мы выходим на базар только для того, чтобы приветствовать людей. И у нас нет другой цели кроме этой». (Муватта, Салям, 6; Бухари, Адабуль-Муфрад, стр.348)

Каждый из асхабов Пророка был очень щепетилен и трепетен во всем, что касалось повелений Аллаха и Его Посланника. Они распространяя приветствие, сеяли в сердцах верующих любовь к собратьям, однако отношение к этому Абдуллах бин Омара, (радыйаллаху анху), было совсем иным. И вышеуказанный пример, самое яркое тому доказательство.

 * * *

Когда снизошли аяты, в которых Всевышний повелевает: «О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка…». (аль-Худжурат, 2)

Сабит бин Кайс, (радыйаллаху анху) заперся дома и стал плакать.

Когда прошло несколько дней, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), поинтересовался куда пропал Сабит. Ему сказали:

«Он дома, мы знаем где он живет!» Пойдя к Сабиту, нашли того плачущим.

«Что это с тобой?» — спросили.

«Несчастье! Я всегда говорил громче чем разговаривает Пророк, так все мои деяния сейчас оказались тщетными, а я стал из тех, кто удостоен геенны».

Сподвижники сообщили о том, что услышали, Пророку. На что тот сказал:

«Скажите ему, что от удостоен не геенны, а рая!» (Бухари, Манакыб, 25, Тафсир 49/1; Муслим, Иман, 187)

Сабит (радыйаллаху анху) который обладал громким голосом, из страха, что он поступал вопреки тому, что повелевал Аллах был повергнут в глубокую печаль, вся его жизнь потемнела. Однако тот, факт, что громкий голос был дан ему от природы, а в сердце его по отношению к Пророку не было ничего кроме самой чистой любви и привязанности, он стал исключением, и сам Пророк Аллаха послал к нему с благой вестью о рае.

На ту же любовь, привязанность и рвение услужить Посланнику Аллаха указывает и поведение сподвижников, которые поспешили узнать о том, что стряслось с Сабитом.

 * * *

Жена Абдуллха бин Равахи рассказывает:

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взошел на свой минбар, чтобы сказать проповедь. В это время приближавшийся к мечети Абдуллах (радыйаллаху анху), услышал как Пророк Аллаха велит: «Сесть!» И тот, еще не доходя до входа мечети садится там, где находится. Когда же после Посланник Аллаха узнал о произошедшем, он сказал:

«Пусть же Аллах увеличит твое стремление служить Аллаху и Его Посланнику».[5]

 * * *

Абдуллах бин Аббас (радыйаллаху анху) говорит:

«Однажды Уйайна бин Хысн приехал в Медину и поселился у своего племянника Хура бин Кайса, который входил в совет сподвижников при Омаре. Тогда все достойные сподвижники, будь то стар иль млад, все находились в совете Омара. По этой причине Уйайна предложил племяннику Хур бин Кайсу:

«Братишка, Халиф хорошо знает тебя. Не можешь ли ты устроить нам встречу».

Хур, взял у Омара (радыйаллаху анху) разрешение. Войдя к Омару, Уйайна вдруг заговорил:

«О сын Хаттаба! Клянусь Аллахом, ты не даешь нам того, что нам полагается. И правишь ты не по справедливости».

Тогда Омар разгорячился. Он пожелал наказать Уйайну. Почувствовавший это Хур, сказал Омару:

«О повелитель благоверных! Аллах велел Пророку: «Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро, и не водись с невеждами». (Аль-А`раф, 199)

И мой дядя из таких вот невежд».

И клянусь Аллахом, как только Хур сказал это, Омар (радыйаллаху анху) передумал наказывать Уйайну. Ведь он был крайне привязан к Книге Всевышнего. (Бухари, Тафсир 7/5, Итисам 2)

Мы видим, что когда Омару (радыйаллаху анху) напомнили о том, что велит Всевышний, он передумал то, что желал совершить, следует за тем, что велит божье повеление. Сохранивши за собой право называться совершенным верующим, следующим повелениям Всевышнего Аллаха.

 * * *

Один из сахабов Хишам бин Хаким как-то находился в Палестине. Там он увидел, что группу фермеров из чила не верующих, которые не выплачивали налогов, вывели на солнце, и пролив им на головы оливкового масла, оставили на жаре. Прямиком, направившись оттуда к правителю, тот сообщил ему, что это не верно. И передал хадис, который он сам слышал от Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Тех, кто наказывает в этой жизни по несправедливости, накажет Аллах!»

После этого правитель отпустил фермеров. (Муслим, Бирр, 117-119; Абу Дауд, Имара, 32; Ахмад, III, 403, 404, 468)

Ведь они ни на секунду не мешкались, если слышали то, что велит Пророк Аллаха, и сразу повиновались.

 * * *

Абдуллах бин Аби Авфа (радыйаллаху анху), совершая намаз джаназа дочери, произнес четыре такбира. После четвертого такбира, он сделал паузу как между вторым и третьим, и просил прощенья у Господа за дочь свою и молился за упокой её души.

Все присутствовавшие ждали, пока тот произнесет и пятый такбир. Однако тот отдав салям, вышел из молитвы. После молитвы его спросили:

«Что это ты сделал?» Он же отвечал:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) делал так». (Хаким, I, 360; Ибн Маджа, Джанаиз, 24)

Этот ответ Абдуллаха бин Аби Авфа, указывает на весьма важную особенность, в поведении асхабов Пророка, где они проявляют скрупулезность даже в самых щепетильных вопросах, если дела касается следования тому, что делал и велел сам Пророк Аллаха. Единственным критерием в их жизни, была его сунна. А поэтому все их доводы состояли из того, что повелевает Коран и Сунна. И они устраивали жизнь свою в соответствии с теми, что сказано в Коране и Сунне. Как же сегодня мы нуждаемся в том, чтобы во всех делах наших критерием и судьей становились лишь Коран и Сунна, в том, чтобы все наши споры решались лишь доводами из Корана и Сунны, что сделало бы нас еще более последовательными божьим повелениям! Ведь и величие наших характеров  и нравов, то есть совершенство нашей веры, напрямую зависит от нашей привязанности к Корану и Сунне.

 * * *

Однажды вечером, во время ночной молитвы, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Соберитесь завтра во время молитвы, мне есть кое-что вам сказать».

Один из сахабов, услыхавши это сказал:

«О тот-то, ты запоминай то, что Пророк Аллаха скажет вначале, ты, то, что он скажет после, ты же, запоминай то, что он скажет потом, таким образом мы запомним все, что он будет нам говорить». (Хайсами, I, 46)

Такая до томность, с которой асхабы Пророка Аллаха желали следовать каждому сказанному Пророком слову, указывает на небывалую и непревзойденную привязанность к его личности, благодаря стараний чьих, мы и сегодня можем знать все о том, что делал и говорил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Пусть же Аллах будет ими доволен…

 * * *

Рассказывает Абу Бурда: 

«Заболев, Абу Муса аль-Ашари, (радыйаллаху анху) лег на колени своей жены, затем он потерял сознание. Увидев это его жена, закричала и стала выть. Однако Абу Муса не был в состояние предотвратить это.

Когда он очнулся сказал:

«Я не люблю и сторонюсь всего, чего не любил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). А он сторонился всяких причитающих, громко плачущих и рвущих на себе одежду и волосы женщин». (Бухари, Джанаиз, 37, 38; Муслим, Иман, 167; Насаи, Джанаиз, 17)

Какой великой должна быть вера этого сподвижника, который даже будучи на смертном одре проявлял внимательность относительно того, что касалось сунны Пророка.

 * * *

Дихйа бин Халифа (радыйаллаху анху), увидев однажды, что некоторые люди стали вести себя в несоответствии с сунной Пророка, произнес:

«Клянусь Аллахом, сегодня я столкнулся с тем, чего никак не мог ожидать, некоторые люди отвернулись от сунны Пророка и его асхабов. О Аллах! Я не желаю больше жить, возьми же к Себе мою душу!» (Абу Дауд, Саум, 47/2413)

 * * *

Бишр-и Хафи (рахматуллахи алейхи) говорит:

«Однажды во сне я видел Пророка. Он говорил мне:

«О Бишр! Знаешь ли ты по причине чего Аллах возвысил тебя?»

«Нет, не знаю, о Посланник Аллаха!» — отвечал я. Он же сказал:

«По причине того, что ты точно следовал моей сунне, служил благочестивым, давал хорошие советы своим братьям по вере, любил моих асхабов и членов моей семьи, по этой причине он причислил тебя к благочестивцам».[6]

 * * *

Не менее прекрасное определение истинному служению дает и Абдульхалик Гудждувани.

Однажды его спросили:

«Что нам следует делать, то, что повелевают нам нафсы наши, или то, что им ненавистно?»

Учитель отвечал:

«Очень сложно дать точное определение тому, в чем разница между этими двумя. Страсти и нафс, повелевая человеку делать то, о чем не известно от Милостивого Аллаха ли это, или наущения шайтана, зачастую склоняют человека к греховному. Поэтому всегда следует придерживаться того, что велено Аллахом, и сторониться того, что Он запретил. Это и есть истинное служение».

 * * *

Все те, кто встал на путь Истины, должны взять за правило подчинение повелениям Аллаха, а также служение и наставление своим братьям по вере, чем должны стараться снискать божьего благоволенья, которое дарует им вечное счастье. Однажды один из постоянных учеников Дауда Таи разговаривая с Маруфом Кархи, говорил:

«Не останавливайся в своем творении благого, ведь именно это приблизит тебя к божьему благоволенью». Тогда Маруф спросил его:

«Что ты имеешь ввиду под благодеянием?». Человек же отвечал:

«Оставаться покорным повелениям Аллаха в независимости от ситуации, а также служение мусульманам и доброе наставление им…»

 * * *

Иначе говоря, величайшим проявлением любви к Аллаху, является покорность Ему. Верующий который живет по принципу «Любящий будет покорен тому, кого он любит, всегда и во всем будет покорен своему Господу». Незначительное поклонение, которое совершается с покорностью и послушанием, более приемлемо Всевышним, чем горы поклонений, в которых нет ни малейшей покорности и послушания. Ведь служение начинается с послушания и покорности. Ведь и шайтан был изгнан из рая не по причине не поклонения, а по причине того, что в поклонении его не было ни малейшей доли покорности его Господу.

Асхабы Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), смогли достичь тех духовных высот лишь благодаря тому, что они любили, были привязаны и были крайне послушны ему. По причине их безприкословного подчинения всем божьим повелениям с любовью и покорностью, они стали подобно звездам на небе.

И как прекрасно говорил Мавляна в своем Маснави, который говорил что даже неодушевленные предметы, и те покорны воле Всевышнего Аллаха:

«Разве не видишь ты? Облака, солнце, луна и звезды, все следуют установленному для них порядку. Каждая из этих бесчисленных звезд восходит точно в установленное ей время, не опаздывая и не появляясь раньше назначенного времени.

Как же мы не понимали, что и это все указывает на истинность пророческой миссии? Ведь они оживляли даже камни и посохи. Взгляни на это и подумай обо всем другом, что не имеет души!»

То, что камни говорили с Пророком, а посох Моисея оживлялся в его руках. Говорит о том, как все остальные существа подчинены воле Всевышнего Аллаха. Все эти предметы будто бы говорили:

«Мы признаем Аллаха и покорны Ему. Мы не сотворены понапрасну. Все мы подобны Красному морю, которое расступилось перед сынами Израилевыми и потопило Фараона»

И так же, как и каждый камень, где бы он ни был, приветствовал Мухаммада Мустафу, так и всякий неодушевленный предмет способен заговорить и надо помнить об этом!

Иначе говоря, живыми являются не только люди и джинны, но и звери и даже все неодушевленное, и все они подчиняются воле Аллаха и Его Посланника. И как печально видеть человека, погрязающего в греховном, тогда, когда все сущее спешит подчиниться Аллаху. Поэтому нам, назидаясь покорностью того, что сотворил Аллах, следует с еще большим расположением духа предстать перед волей Господа нашего и подчиниться ему.


[1] Биркуль-Гымад: Место, у берегов Красного моря, находящееся от Мекки в пятидневном пути. Передается также, что так называется и город в Йемене.

[2] Ибн Масуд (радыйаллаху анху), говорит:

«Я слышал, как Микдад бин Асвад (радыйаллаху анху), сказал такое, сумей подобное сказать я, то, стало бы для меня дороже любых слов, будь они и самыми дорогими…» (Бухари, Магази, 4, Тафсир 5/4)

 [3] В 7 аяте суры Анфаль говорится о том, что мусульманам обещано одно из двух благ: либо одолеть Курайшитов в сражении, пленяя многих  из них, либо торговый караван, принадлежавший им, следовавший в Мекку из Сирии.

 [4] Хаджибом называют того, кто ответственен за уход за Каабой. А Хиджаба, это присмотр и уход за Каабой, её внешним и внутренним видом и её вратами, а также такие обязанности, как хранение ключей от её врат, открытие их в определенное время для посетителей, присмотр за Макамом Ибрахима, и за дарами, преподносимыми Священному Дому.

 [5] Али аль-Муттаки аль-Хинди, Канзуль-Уммаль, Бейрут 1985, XIII, 450/ 37171; Хайсами, IX 316.

 [6] Махир Из, Тасввуф, Стамбул 1969, стр. 184.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий