ХАЯТ АС-САХАБА «ЖИЗНЬ СПОДВИЖНИКОВ». Часть 57, 58.

Часть 57. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал аль-Аус и аль-Хазрадж принять Ислам, часть 2  Часть 57. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал аль-Аус и аль-Хазрадж принять Ислам, часть 2

Абу Нуайм передает в «Даляиль»[1] от Акиля ибн Абу Талиба, и имам аз-Зухри рассказывает:
 
«Когда язычники стали вести себя крайне резко с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, он сказал своему дяде, аль-Аббасу ибн Абдуль-Мутталибу, да будет доволен им Аллах:
 
«Дядя, Всевышний Аллах поддержит свою религию людьми, которые не будут обращать внимания на притеснение курайшитов и буду наслаждаться этим ради Аллаха. Иди к Указ вместе со мной и покажи мне, где остановились арабские племена, чтобы я мог призывать их к Аллаху, чтобы они поддержали меня и защищали, пока я буду доносить то, с чем меня послал Всевышний Аллах».
 
И аль-Аббас сказал: «Сын моего брата, пойдем вместе со мной к Указ, я тоже иду туда, и я тебе покажу, где остановились арабские племена».
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, начал с племени Сакифа, и затем по очереди стал приходить к разным племенам, пришедшим совершать хадж в этом году.
 
И на следующий год Всевышний Аллах повелел Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывать. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, встретил шестерых из числа аль-Аус и аль-Хазрадж. И это были Ас’ад ибн Зурара, Абуль-Хайтам бинт ат-Таййихан, Абдуллах ибн Равваха, Саад ибн Раби’. Ну’ман ибн Хариса и Убада ибн Самит, да будет доволен ими всеми Аллах. И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, встретил их ночью в Джарамат аль-Акаба во время дней Мина.
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, посидел вместе с ними, призывал их к Аллаху, призывал поклоняться лишь Ему и помочь ему (Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям) в распространении религии Аллаха, Который посылает пророков и посланников. И когда они попросили его прочитать им что-то из Откровения, то он прочитал им следующие аяты из суры «Ибрахим»[2]:
 
«Вот Ибрахим сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих  людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный. Наш Господь! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Наш Господь! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны. Наш Господь! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах. Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаиля и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе. Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Наш Господь! Прими мою мольбу. Наш Господь! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счет.
 
Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры.
 
Они будут спешить с запрокинутыми головами. Взоры не будут возвращаться к ним, а их сердца будут опустошены. Предостерегай людей от того дня, когда к ним явятся мучения. Тогда те, которые поступали несправедливо, скажут: Наш Господь! Дай нам отсрочку на маленький срок, и мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками. Им будет сказано: Разве раньше вы не клялись, что не покинете земной мир? Вы обитали в жилищах тех, которые были несправедливы к себе. Вам было ясно, как Мы поступили с ними, и Мы приводили вам притчи. Они строили свои козни, но их козни были у Аллаха. А ведь козни эти могли сдвинуть горы (или не могли сдвинуть горы). Не думай, что Аллах нарушает обещания, данные Своим посланникам. Воистину, Аллах – Могущественный, Способный на возмездие. В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным. В тот день день ты увидишь грешников, закованных в цепи. Их одеяние будет из смолы, а их лица будут покрыты Огнем. Аллах воздаст каждой душе то, что она приобрела. Воистину, Аллах скор в расчете. Это – послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом».
 
Эти слова подействовали на их сердца – и они приняли Ислам. И когда аль-Аббас проходил, то увидел, как [Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям] говорит с ними, а они [с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям], и он сказал: «Сын моего брата, кто эти люди рядом с тобой?»
 
И он ответил: «Это жители Ясриба из племен аль-Аус и аль-Хазрадж. И я их призывал к тому же, к чему призывал множество других племен, и они ответили на мой призыв и поверили мне. И они сказали, что возьмут меня в свои земли».
 
После этого аль-Аббас слез с верблюда, привязал его и сказал:
 
«О люди племени аль-Аус и аль-Хазрадж! Это мой племянник и самый любимый мной человек! Если вы приняли его послание, уверовали в него и хотите забрать его в свой город, то я хочу, чтобы вы кое-что пообещали мне, чтобы мое сердце было спокойно. Я хочу, чтобы вы пообещали, что никогда не обманете и не предадите его, потому что ваши соседи – иудеи, а иудеи – это его враги. И я боюсь, что они будут строить козни против него».
 
Ас’ад ибн Зурара потом ответил, и ему было тяжело слышать слова аль-Аббаса, который усомнился в Сааде и его спутниках:
 
«О Посланник Аллаха, разреши мне ответить ему так, что это не обидит тебя, и только правдой, и это будет потверждением твоей правдивости и нашей веры в тебя».
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Отвечайте, но я не сомневаюсь в вас».
 
И Ас’ад ибн Зурара начал говорить, повернувшись лицом к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям:
 
«О Посланник Аллаха, для каждого вида призыва есть свои пути. И некоторые пути – легкие. Сегодня ты призвал нас к тому, что ново и что одновременно трудно принять. И это непросто. Ты призывал нас оставить нашу религию и последовать твоей, и мы приняли твой призыв. И ты призывал нас разорвать связи между нами и соседями и с близкими и далекими родственниками[3], а это сложное дело, но мы согласились на это. И ты призвал нас к тому, чтобы быть нашим предводителем, а мы обладаем силой и могуществом, и тот, кто не из нас, не может править нами, и все это трудно, но мы приняли это.
 
Все эти вещи ненавистны людям, кроме тех, кого Всевышний Аллах захотел наставить и кого ожидает благой итог. И мы на все это ответили нашими языками, сердцами и руками, уверовав в то, с чем ты пришел, и подтверждая истинность знания, утвердившегося в наших сердцах. Мы даем тебе присягу насчет этого, и мы присягаем твоему и нашему Господу. И поддержка Аллаха – над нами.
 
И мы будем проливать нашу кровь, чтобы защитить твою, и отдадим за тебя свою жизнь. И мы будем защищать тебя так же, как защищаем наших жен и детей. И если нам придется выполнить эту клятву, то это будет ради Аллаха, а если мы предадим, то это будет предательство Аллаха, и горе нам тогда! И это наша правдивость, о Посланник Аллаха!»
 
Затем он повернулся лицом к аль-Аббасу ибн Абдуль-Мутталибу: «Что касается тебя, который использовал слова, чтобы разделить нас с нашим Посланником, то Аллах лучше знает, что ты имел в виду. Ты сказал, что любишь его больше всех, но мы ради него порвали с близкими и далекими родственниками, и мы свидетельствуем, что он Посланник Аллаха! И именно Аллах послал его, и он не лжец. А то, с чем он пришел, никак не похоже на речь людей.
 
А что касается того, что ты сказал, что не доверяешь нам, и поэтому требуешь наших обещаний, то мы никогда не откажемся от того, чтобы что-то сделать ради Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, поэтому бери любые обещания, какие хочешь».
 
Затем он повернулся к посланнику Аллаха, соллаллаху алейхи ва саллам, и сказал:
 
«Бери с нас любые обещания. И ставь какие угодно условия от своего Господа»».
 
И далее рассказывается хадис об их присяге.
 
Хадисы о присяге и о поддержке еще нам встретятся. Так, хадисы о поддержке будут в начале главы о поддержке ансаров.
 
[1] С. 105.
 
[2] Коран, 14:35-52.
 
[3] То есть следовать за тобой, а не за ними.

Часть 58. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, предлагает принять Ислам на рынке Зу аль-Маджаз

Ахмад[1] передает от Рабиа ибн Уббана из племени бану ад-Диль, который был язычником, а потом принял Ислам:
 
«Я видел Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, на рынке Зу аль-Маджаз, и он говорил: «О люди! Скажите: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», – и вы будете счастливы!»
 
И в это время вокруг него собрались люди. Сзади него светлолицый косоглазый мужчина с двумя косами говорил: «Он отступник и лжец». И он следовал за ним, куда бы тот ни пошел. Я спросил об этом человеке, и мне сказали, что это его дядя, Абу Ляхаб».
 
Это передает аль-Байхакы, и так же в «Аль-Бидая»[2]. Аль-Хайсами[3] говорит: «Хадис передает Ахмад, его сын, а также ат-Табарани в «Аль-Кабир»[4] и в «Аль-Авсат», но кратко, со своими иснадами. В одном из иснадов Абдуллаха ибн Ахмада все передатчики достойны доверия».
 
Ибн Хаджар в «Аль-Фатх»[5] отнес этот риваят к аль-Байхакы и Ахмаду, сказав: «Этот хадис посчитал достоверным Ибн Хиббан».
 
В одном из риваятов говорится: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, старался уйти от него, а он следовал за ним».
 
А еще в одном риваяте: «Люди атаковали его, и я не видел, чтобы кто-то говорил что-то, но он не молчал». А хадис о том, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывал различные племена к Исламу, уже был рассказан[6].
 
وأخرج الطبراني عن طارق بن عبد الله قال: إنِّي بسوق ذي المجاز إذْ مرّ رجل شاب عليه حُلَّة من برد أحمر وهو يقول: «يا أيها الناس، قولوا: لا إله إلا الله تُفِلحوا»، ورجل خلفه قد أدمى عرقوبيه وساقيه يقول: يا أيُّها الناس، إنَّه كذاب فلا تطيعوه. فقلت: من هذا؟ قال: غلام بني هاشم الذي يزعم أنَّه «رسول الله» وهذا عمه عبد العُزَّى. فذكر الحديث. قال الهيثمي وفيه: أبو حباب الكلبي وهو مدلِّس، وقد وثَّقه ابن حِبَّان، وبقية رجاله رجال الصحيح. انتهى.
 
Ат-Табарани[7] передает от Тарика ибн Абдуллаха: «Я был на рынке Зу аль-Маджаз, когда мимо прошел юноша в красной накидке, который говорил: «О люди! Скажите: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», – и вы будете счастливы!» – а за ним следовал человек, который поранил его ноги, так что текла кровь, говоря: «О люди! Он лжец и не следуйте за ним». И тогда я спросил: «Кто это?» И он сказал: «Это мужчина из бану Хашим, который заявляет, что он Посланник Аллаха, а это его дядя, Абдуль-Узза», – и дальше он рассказал хадис.
 
Аль-Хайсами сказал[8]: «В [иснаде] хадиса есть Абу Хубаба аль-Кальби, и он мудаллис, и Ибн Хиббан счел его достойным доверия, а остальные передатчики достоверны».
 
Ахмад[9] передает от человека из племени бану Малик ибн Кинана:
 
«Я видел Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, на рынке Зу аль-Маджаз, и он говорил людям: «О люди! Скажите: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха» и вы будете счастливы!» – а Абу Джахль сыпал на него землю со словами: «Пусть этот человек не отвратит вас от вашей религии! Он хочет, чтобы вы оставили ваши божества, чтобы вы оставили аль-Лат и аль-Узза». Но Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не обращал никакого внимания на него.
 
Я сказал: «Опиши нам Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».
 
И он сказал: «На нем было две красные накидки. Он был среднего роста, крепкого телосложения, и у него было красивое лицо. И его волосы были черного цвета, а кожа – белого»».
 
Аль-Хайсами[10] сказал: «Хадис передает Ахмад, и все передатчики достоверны».
 
Этот хадис передает и аль-Байхакы, но он не сообщает описание Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, как в «Аль-Бидая». И он сказал: «Может быть, Абу Джахль назван по ошибке, хотя есть вероятность, что они с Абу Ляхабом менялись, чиня препятствия Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».
 
А то, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, призывал к Исламу на рынке Указ, уже было рассказано в разделе, как он, солляллаху алейхи ва саллям, призывал разные племена во время хаджа.
 
[1] Ахмад, 3/492, 4/341.
 
[2] Аль-Бидая, 3/41.
 
[3] Маджму заваид, 6/22.
 
[4] № 4582 и № 4590.
 
[5] Фатх аль-Бари, 7/156.
 
[6] Маджму заваид, 6/22.
 
[7] № 8175.
 
[8] Маджму заваид, 6/23.
 
[9] Ахмад, 4/63.
 
[10] Маджму заваид, 6/21.

Azan.kz

Добавить комментарий