КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (89, 90, 91)

89 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6  89 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 6

Сто пятьдесят четвертый хадис
 

حدثنا قتيبة بن سعيد عن مالك بن أنس عن إسحاق بن عبد الله بن أبي طلحة أنه سمع أنس بن مالك يقول:
«إن خياطاً دعا رسول الله (صلى الله عليه وسلم) لطعام صنعه، قال أنس فذهبت مع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) إلى ذلك الطعام، فقرّب إلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) خبزاً من شعير ومرقاً فيه دبّاء وقديد، قال أنس فرأيت النبي (صلى الله عليه وسلم) يتتبع الدُّبَّاء حوالي القصعة، فلم أزَلْ أحب الدباء من يومئذ».
 
Кутейба ибн Саид передал нам от Малика ибн Анаса от Исхака ибн Абдуллаха ибн Абу Тальхи, что он  слышал, как Анас ибн Малик говорил: «Один портной пригласил Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, [в гости] на еду, которую он приготовил. И он положил рядом с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, хлеб из ячменя и суп, в котором была тыква и сушеное мясо. И я заметил, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, из тарелки брал кусочки тыквы. И после этого дня я полюбил тыкву».
 
Этот хадис указывает на то, что желательно принять приглашение в гости и желательно брать с собой своего слугу.
 
Также он указывает, что один из признаков совершенства веры – любить все, что любил Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, даже если это касается еды.
 
И поэтому желательно есть и любить то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел и любил есть[1].
 
Сто пятьдесят пятый хадис
 

حدثنا أحمد بن إبراهيم الدورقي وسلمة بن شبيب ومحمود بن غيلان قالوا: حدثنا أبو أسامة عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة قالت:
«كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يحب الحلواء والعسل».
 
Ахмад ибн Ибрахим ад-Давраки, Саляма ибн Шабиб и Махмуд ибн Гаялан [они трое] передали нам от Абу Усамы[2] от Хишама ибн Урвы от его отца от Аиши: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, любил сладкое  и мед».
 
Имам аль-Байджури[3] указывает, что к сладостям, которые любил Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, относится молоко, смешанное с финиками.
 
И он же[4] указывает, что под любовью не имеется в виду особая страсть: просто, если было что-то сладкое среди еды, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел это и ему это нравилось.
 
Также передается, что Усман, да будет доволен им Аллах, смешал муку с медом, приготовил смесь на огне и послал Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и ему понравилось[5].
 
Имам аль-Байджури[6] и Ибн Хаджар аль-Хайтами[7] также указывают, что естественная любовь к дорогой еде не противоречит аскетизму.

[1] «Ашраф аль-васаиль», с. 222.
 
[2] Известен по кунье. Его имя – Хаммад ибн Усама.
 
[3] «Хашият» аль-Байджури, с. 282.
 
[4] Там же.
 
[5] Там же.
 
[6] «Хашият» аль-Байджури, с. 282.
 
[7] «Ашраф аль-васаиль», с. 223.


90 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 7


Сто пятьдесят шестой хадис

 

حدثنا الحسن بن محمد الزعفراني. حدثنا الحجاج بن محمد قال: قال ابن جريج:
«أخبرني محمد بن يوسف أن عطاء بن يسار أخبره أن أم سلمة أخبرته أنها قرَّبت إلى رسول الله (صلى الله عليه وسلم) جَنْباً مشوياَ، فأكل منه ثم قام إلى الصلاة وما توضأ».
 
Хасан ибн Мухаммад аз-Зафарани передал нам от аль-Хаджаджа ибн Мухаммада от Ибн Джурейджа[1] от Мухаммада ибн Юсуфа, что Ата ибн Ясар сообщил ему, что Умм Саляма рассказала, что она однажды принесла Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, жареный [бараний] бок и он поел, а затем встал на намаз и не сделал омовения.
Это один из доводов, на которые опираются имамы четырех мазхабов, в связи с тем, что не надо совершать омовение после еды, приготовленной на огне, и хадисы об этом отменены.
 
Имам аль-Байджури[2] и Ибн Хаджар аль-Хайтами[3] указывают, что сладости, мед и жареное мясо относятся к наилучшей еде.
 
Некоторые передают хадис, что мясо – господин еды в этом мире и в следующем, но среди мухаддисов есть разногласия, выдуманный этот хадис или относится к крайне слабым[4].
 

Сто пятьдесят седьмой хадис
 
حدثنا قتيبة. حدثنا ابن لهيعة عن سليمان بن زياد عن عبد الله بن الحارث قال:
«أكلنا مع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) شواء في المسجد».
 
Кутейба передал нам от Ибн Ляхи’а[5] от Сулеймана ибн Зияда от Абдуллаха ибн аль-Хариса: «Мы ели вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, жареное мясо в мечети».
 
В этом хадисе указано, что в мечети есть дозволено, если нет опасности испачкать ее и насорить. В противном случае есть будет запретно[6].
 
Имам аль-Байджури[7] указывает, что это могло было сделано для указания на отсутствие запрета, что не означает, что само действие относится к тому, чего лучше не делать (хиляф аль-ауля).
 
Также вероятно, что это произошло во время и’тикафа в мечети.
 

Сто пятьдесят восьмой хадис
 

حدثنا محمود بن غيلان. حدثنا وكيع. حدثنا مسعر عن أبي صخر (جامع بن شداد) عن المغيرة بن عبد الله عن المغيرة بن شعبة قال:
«ضِفت مع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) ذات ليلة فأُتي بجنب مشوي ثم أخذ الشفرة فجعل يحز، فحز لي بها منه. قال فجاء بلال يؤذنه بالصلاة فألقى الشفرة فقال: ما له؟ تَرِبَتْ يداه؟ قال: وكان شاربه قد وَفَى فقال له أقصه لك على سواك أو قُصُّه على سواك».
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Ваки’а от Мис’ара от Абу  Сахра (Джами ибн Шадад) от аль-Мугира ибн Абдуллаха от аль-Мугира ибн Шу’бы: «Однажды ночью я пошел в гости вместе с Посланником Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и принесли жареный бок. И он взял нож, и начал его нарезать, и отрезал кусочек и для меня. И пришел Биляль, оповещая о намазе. И он бросил нож и сказал: «Что с ним такое? Да наполнятся его руки землей!» И его [Биляля] усы были длинными, и [Пророк, солляллаху алейхи ва саллям] сказал ему: «Я их подрежу под сивак», – либо сказал: «Подрежь их под сивак».
 
И он бросил нож и сказал: «Что   с ним такое?» – иными словами, «почему он совершает азан, пока мы еще едим и не закончили трапезу?»
 
«Да наполнятся его руки землей» – в основе это дуа о том, чтобы человек был бедным, но тут имеется в виду указание на то, что так совершать не надо, а не в прямом смысле такое дуа. Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не понравилось, что азан был сделан, когда они ели, потому что мысли о еде будут отвлекать людей в намазе и мешать сосредоточенности[8].
 
«Сказал ему: «Я их подрежу под сивак», – либо сказал: «Подрежь их под сивак»», – то есть сомнение насчет точных слов Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, идет от аль-Мугиры или от кого-то дальше в иснаде.
 
Что касается упоминания сивака, то цель его использования – защитить губу от порезов и ран, закрыв ее сиваком[9].
 
Что касается укорачивания усов, то Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал в другом хадисе о зороастрийцах:
 

إنهم يوفون سبالهم و يحلقون لحاهم فخالفوهم
 
«Они отращивают усы и бреют бороды, поэтому отличайтесь от них»[10].
 
А еще Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал в другом хадисе:
 

قصوا الشوارب و اعفوا اللحى
 
«Подстригайте усы и отпускайте бороды»[11].

[1] Абдуль-Малик ибн Абдуль-Азиз ибн Джурейдж.
 
[2] «Хашия» аль-Байджури, с. 283.
 
[3] «Ашраф аль-васаиль», с. 225.
 
[4] «Кашф аль-Хафа», 1/461.
 
[5] Абдуллах ибн Ляхи’а. Один из передатчиков, насчет которого есть множество разногласий.
 
[6] «Ашраф аль-васаиль», с. 226.
 
[7] «Хашия» аль-Байджури, с. 283.
 
[8] «Хашия» аль-Байджури, с. 285.
 
[9] Там же.
 
[10] «Сахих» Ибн Хиббана, №5476; «Сунан аль-Кубра» аль-Байхакы, 1/151.
 
[11] «Муснад» Ахмад, 2/229.


91 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 8


Сто пятьдесят девятый хадис

 

حدثنا واصل بن عبد الأعلى. حدثنا محمد بن الفضيل عن أبي حيان التميمي عن أبي زرعة عن أبي هريرة قال:
«أُتي النبي (صلى الله عليه وسلم) بلحم فرفع إليه الذراع، وكانت تعجبه، فنهش منها».
 
Василь ибн Абдуль-‘Аля передал от Мухаммада ибн аль-Фудейля от Абу Хайяна ат-Тамима от Абу Зур’ы от Абу Хурейры, который сказал: «Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, принесли мясо, и ему дали лопатку, которая ему нравилась. И он откусил от нее».
 
Имам аль-Байджури[1] указывает, что в этом хадисе указано, что предпочтительно откусывать от мяса, вместо того чтобы резать его ножом, если это нетрудно.
 
Посланник Аллаха,  солляллаху алейхи ва саллям, своим действием также показал, что не следует есть с жадностью, ведь хотя ему очень нравилась эта часть мяса, он лишь откусил кусочек кончиками зубов, а не съел все полностью[2].
 
«И ему дали лопатку, которая ему нравилась»: Ибн Хаджар аль-Хайтами[3] пишет, что это связано с тем, что эта часть быстрее всего готовится, а мясо – самое мягкое и нежное.
 

Сто шестидесятый хадис
 

حدثنا محمد بن بشار. حدثنا أبو داود. عن زهير (يعني ابن محمد) عن أبي إسحاق عن سعيد بن عياض عن ابن مسعود قال:
«كان النبي (صلى الله عليه وسلم) يعجبه الذراع قال وَسُمَّ في الذراع، وكان يرى أن اليهود سموه».
 
Мухаммад ибн Башшар передал от Абу Дауда от Зухейра [ибн Мухаммада] от Абу Исхака[4] от Саида ибн Ияда от Ибн Мас’уда, который сказал: «Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, нравилась [в еде] лопатка. И в лопатку добавили яд. И он считал, что это сделали иудеи».
 
Иными словами, враги Аллаха, зная, как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, любит именно эту часть, добавили в нее яд и отправили ему.
 
И это было во время завоевания Хайбара, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, откусил кусочек этого мяса, чего было достаточно, чтобы убить человека. И это еще одно чудо Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям.
 
Там произошло и еще одно чудо: сама нога заговорила и сообщила, что в ней яд.
 
И есть версия, что сам Джибриль, мир ему, пришел, чтобы сообщить, что мясо отравлено[5].
 
«И он считал, что это сделали иудеи»: имеется в виду, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, полагал, что мясо было отравлено иудеями.
 
Что касается непосредственного исполнителя, то это была Зайнаб бинт аль-Харис, жена Салляма ибн Мишкама аль-Яхуди. Ее привели к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и спросили, зачем она это сделала, на что она ответила, что если он действительно пророк, то ему бы это не навредило, а если он лжепророк, то они все избавились бы от него. Эта женщина потом приняла Ислам.
 
Вместе с пророком тогда ел Бишр ибн аль-Бараъ, который умер от яда, и эту женщину отдали его наследникам, а те потом ее казнили[6].
 
[1] С. 279.
 
[2] Там же.
 
[3] Ашраф аль-васаиль, с. 229.
 
[4] Ас-Саби’и.
 
[5] «Хашия» аль-Байджури, с. 280-281.
 
[6] «Хашия» аль-Байджури, с. 281.

Azan.kz

Добавить комментарий