ХАЯТ АС-САХАБА «ЖИЗНЬ СПОДВИЖНИКОВ». Часть 54, 55, 56

Часть 54. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал бану Шайбан принять Ислам, часть 2  Часть 54. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал бану Шайбан принять Ислам, часть 2

Затем он повернулся к Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, и сказал: «И к чему же ты призываешь, брат-курайшит?»
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, подошел и сел рядом с ними, а Абу Бакр покрывал его одеждой, защищая от солнца, и Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
«Я призываю вас к свидетельству, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я Посланник Аллаха, и чтобы вы предоставили мне убежище, защищали меня и поддерживали, дабы я смог выполнить то, что мне повелел Аллах. Поистине, курайшиты восстали против повеления Аллаха, посчитали лжецом Его Посланника, ограничились заблуждением вместо истины, но  Аллах ни в чем не нуждается, и Он Восхваляем».
 
И тогда он спросил: «И к чему ты призываешь, брат-курайшит?»
 
И посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал аят:
 

«Скажи: Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. И не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или скрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете.
Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помянете назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь»[1].
 
Тогда Мафрук сказал: «К чему еще ты призываешь, брат-курайшит? Клянусь Аллахом, это не речь обитателей земли, потому что, если бы она была таковой, мы бы знали это».
 
И затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал:
 

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помянете назидание»[2].
 
И тогда Мафрук сказал: «Клянусь Аллахом, о брат-курайшит, ты призываешь к благому нраву и праведным делам. Нет сомнений, что любой народ, который отвергает тебя и поддерживает тех, кто против тебя, – лжецы».
 
[1] Коран, 6:151-153.
 
[2] Коран, 16:90.

Часть 55. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал бану Шайбан принять Ислам, часть 3

И как будто он захотел включить в их разговор Хани ибн Кубейса, сказав:
 
«Это Хани ибн Кубейса, наш шейх, и он отвечает за религиозные вопросы».
 
И Хани ибн Кубейса сказал [Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям]:
 
«Брат-курайшит, я слышал твои слова и принимаю все это. И я считаю, что для нас оставить нашу религию и последовать твоей религии лишь после первой встречи, не подумав над твоим делом и над итогом того, к чему ты призываешь, – будет ошибкой, глупостью, непродуманным поступком. Это лишь первая встреча, которая может быть не последней, и никто не знает, что случится в будущем. А ошибки часто происходят из-за поспешности. И еще за нами – люди, которым не понравится, если мы заключим договор без их согласия. Потом, когда ты вернешься, и мы вернемся, и ты все обдумаешь, и мы тоже обдумаем».
 
И как будто он захотел включить в разговор Мусанну ибн Хариса, сказав: «Это Мусанна ибн Хариса, и он наш шейх и наш военный предводитель».
 
И Мусанна сказал: «Я слышал твои речи, и они мне понравились, мой брат-курайшит, но мой ответ будет таким же, как и ответ Хани ибн Кубейса. Мы находимся на границе между двумя странами: Ямама и Самавва.
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, спросил их: «На границе каких двух стран вы находитесь?»
 
И он сказал: «С одной стороны – холмы и земли арабов, а с другой стороны – земля персов и реки Кисра. Кисра разрешил нам оставаться там при одном условии: чтобы мы не начинали ничего нового и не поддерживали тех, кто начинает кто-то новое. И очень вероятно, что персидскому королю не понравится то, к чему ты призываешь. Что касается земель арабов, то они обычно прощают ошибки и принимают оправдания, но персы ошибок не прощают и не принимают оправданий. Если ты хочешь, чтобы мы поддержали тебя в землях арабов, то мы сделаем  это».
 
Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал им:
 
«Вы не проявили грубости, потому что ответили правдиво. И лишь тот сможет выстоять в религии Аллаха, кто защищает ее со всех сторон».
 
И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, встал, взяв за руку Абу Бакра.
 
[Али, да будет доволен им Аллах, продолжает]: «Затем мы направились к аль-Авс и аль-Хазрадж и ушли от них, после того как они присягнули Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».
 
Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они были крайне правдивыми и терпеливыми. Пусть Аллах будет доволен ими всеми».
Абу Нуайм передает это в «Даляиль ан-нубувва».
 
В «Аль-Бидая»[1] сказано: Абу Нуайм[2], аль-Хаким и аль-Байхакы[3] передают это, и по версии Абу Нуайма после слов Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям: «И лишь тот сможет выстоять в религии Аллаха, кто защищает ее со всех сторон», – Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 
«Скажите мне, если вскоре Аллах дарует вам их земли, имущество, а их женщины будут в ваших кроватях, будете ли вы восхвалять Аллаха и прославлять Его?!»
 
И ан-Ну’ман ибн Шарик сказал: «Тогда у тебя есть наша поддержка, брат-курайшит».
 
И затем Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал:
 
«О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем»[4].
 
После этого Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ушел, взяв Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, за руку.
 
И Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, повернулся к нам и сказал: «О Али, как же благородны эти качества даже в эпоху невежества! И благодаря этим качествам они защищают друг друга в мирской жизни».
 
[И Али, да будет доволен им Аллах,] сказал: «Затем мы направились к аль-Авс и аль-Хазрадж и ушли от них, только после того как они присягнули Посланнику Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям».
 
И Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «И они были очень правдивыми и терпеливыми. Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, обрадовался, что Абу Бакр знал их родословную».
 
И он сказал им: «Хвалите Аллаха, потому что сегодня потомки Рабиа победили персов! Они убили их царей и победили их войско! И Аллах поддержал их из-за меня!»
 
Ибн Касир пишет в «Аль-Бидая»[5]: «Этот хадис – гариб, и мы записали его, потому что здесь доказывается пророческая миссия и описаны благие нравы и красноречие арабов.

В другой версии хадиса рассказывается, что когда они встретились в битве с персами с местности Куракир [близ Фурата], то их кличем было имя Мухаммада, солляллаху алейхи ва саллям, и так они победили персов. После этого они приняли Ислам».
 
Ибн Хаджар пишет в «Фатх аль-Бари»[6]: «Аль-Хаким, Абу Нуайм и аль-Байхакы в «Даляиль» передают с хорошим иснадом от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Али ибн Абу Талиб сообщил мне…»» – и дальше передает этот хадис.
 
[1] 3/142.
 
[2] Даляиль ан-нубувва, с. 96.
 
[3] Даляиль ан-нубувва, 2/422-427.
 
[4] Коран, 33:45-46.
 
[5] Аль-Бидая, 3/145.
 
[6] Аль-Фатх 7\152

Часть 56. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, призвал аль-Аус и аль-Хазрадж принять Ислам, часть 1

Абу Нуайм передает в «Даляиль»[1] от аль-Вакиди от Исхака ибн Хубаба от Яхьи ибн Я’ля:
 
«Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, однажды сказал, говоря о достоинстве ансаров: «Тот, кто не любит ансаров и не знает их прав, – не верующий».
 
Затем он сказал: «Клянусь Аллахом, они поддержали Ислам своими мечами, красотой речи и щедростью своих сердец! Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, во время хаджа приходил к разным племенам, призывая их к Исламу, и никто из них не отвечал ему и не принимал его призыв. И он приходил к племенам в Маджина, Указ и Мина. И год за годом он ходил к этим племенам, так что даже некоторые из них сказали: «Когда же ты перестанешь на нас надеяться?» – из-за того что он долго предлагал им поддержать свой призыв. И так было, до того как Всевышний Аллах пожелал, чтобы он встретил ансаров, которым он предложил принять Ислам, и они приняли. И они приняли Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, в своем городе и сочувствовали ему. И пусть Аллах воздаст им благом за все это.
 
И мы переселились с ним и жили с ними в их жилищах. И они предпочли нас себе до такой степени, что бросали жребий за право принять кого-то из нас как своих гостей. И они предпочитали нас себе в плане своего имущества из-за их щедрости. И они отдали свои жизни ради защиты своего Пророка, солляллаху алейхи ва саллям»»…

Абу Нуайм в передает в «Даляиль»[2] от Умм Саад бинт Саад ибн ар-Раби, да будет доволен ею Аллах, которая говорит:
 
«Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, находился в Мекке, призывая племена ко Всевышнему Аллаху, но его притесняли и оскорбляли. И Всевышний Аллах решил почтить ансаров, когда Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, пришел к ним возле Акаба, когда они брили головы».
 
[И один из передатчиков спросил ее]: «А сколько их было?» И она сказала: «Эта была группа из шести или семи человек. Трое – из бану ан-Наджар: Ас’ад ибн Зурара и двое сыновей Афраъ», – а другие не были названы.

И она продолжает: «И Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сел к ним и начал призывать их к Аллаху и читать им Коран, и они ответили Аллаху и Его Посланнику и договорились встретиться с ним в следующем году. И [это событие известно как] первая Акаба. А затем была следующая Акаба».
 
[И один из передатчиков говорит]: «И я спросил Умм Саад: «А сколько Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, оставался в Мекке?»
 
И она ответила: «Ты слышал слова Абу Сирма Кейса ибн Абу Анаса?»
 
И я сказал: «Я не знаю, что он сказал».
 
И тогда она прочитала стих:
 

 Он оставался     среди курайшитов чуть больше десяти лет
    Увещевая людей и надеясь встретить надёжного друга».

 
Эти стихи еще встретятся в главе о поддержке Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах.
 
[1] С. 105.
 
[2] С. 105.

Azan.kz

Добавить комментарий