40 ХАДИСОВ О БРАКЕ

Глава 3. Выбор подходящего супруга: 8 хадис  Глава 3. Выбор подходящего супруга: 8 хадис

Хадис восьмой
 

عن ابي أُمامة عب الّنبي (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم) أنَّه كان يقول: ما استفاد المؤمن بعد تقوى الله خيرًا له من زوجةٍ صالحة، إنْ أمرها أطاعتهُ وإنْ نظر إليها سرَّته وإنْ أقسَمَ عَليها أبَرَّته وإنْ غَاب عَنها نصحتهُ في نفسِها ومَالِهِ. رواه ابن ماجة
 
Абу Умама (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, не получал человек ничего, более полезного, в этом мире (кроме познания Аллаха), чем праведная жена. Когда он повелевает ей (что-то), она слушается его; когда он смотрит на нее, она радует его; если он говорит ей, что нечто приятно для него, она делает это; если он оставляет ее, она хранит в его отсутствие свою честь и его имущество» (Ибн Маджа, 1857, оценивается как сахих).
 
Комментарий:
 
Хадис поясняет сам себя (сказанное в нем) до некоторой степени, и в нем опять содержится настоятельный совет мужчинам искать праведную жену, которая будет уважать и слушаться своего мужа – разумеется, при условии, что это (его повеления) не будут противоречить повелениям Аллаха и не приведут к ущемлению ее собственных прав. Ему следует искать жену, которая будет источником мира и гармонии в его доме, будет предана ему во всех вопросах, касающихся их брака. Естественно, это означает, что муж со своей стороны должен также соблюдать права жены.

Глава 3. Выбор подходящего супруга: 9 хадис

Хадис девятый
 

عن أبي هُريرة (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: قال رسول الله (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم): إذا خطب إليكم مَن ترضون دينهُ وخُلُقَه فزوِّوهُ، إلاَّ تفعلوا تكُن فتنة في الأرض وفساد عريضٌ رواه التِّرمزي وابن ماجه وللفظ للترمذي
 
Абу Хурайра (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если к вам приходит человек, чьей религией и нравом вы довольны, с предложением (относительно ваших дочерей и сестер) то выдавайте за него (ваших дочерей и сестер). В противном случае на земле распространится смута и распутство» (Тирмизи, 1084, Ибн Маджа, 1967. Формулировка Тирмизи).
 
Комментарий:

В предыдущих хадисах обсуждались вопросы важности женитьбы на праведных женщинах. В этом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обращается к родителям и опекунам девушек с призывом не отвергать предложения от богобоязненных мужчин с хорошим нравом. В противном случае, если слишком много внимания уделять происхождению жениха, его финансовому положению, внешности, требовать от него большой махр, брак будет откладываться, что приведет к увеличению распутства и других запретных вещей.
 
Слово «фитна» (которое обычно переводят как «смута»), которое включает в себя различные понятия – такие как испытания, расстройство, несогласие, неустройство в обществе, происходит от арабского слова, означающего плавление руды с целью удалить из нее различные примеси и получить золото, если оно там присутствует. Подобным образом, смута в религии служит испытанием для человека, чтобы позволить проявиться в нем подлинным положительным качествам – таким как богобоязненность, терпение, умение жертвовать собой. Когда же брак откладывается, молодые люди подвергаются чрезмерным испытаниям, особенно в наше время, и многие становятся жертвами своего нафса (эго).
 
Понятию «благой нрав» уделяется особенное значение, хотя он входит в общий смысл понятия «дин» (религиозность), поскольку он имеет большое значение в браке. Характер, поведение в обществе возможного жениха нельзя недооценивать, людей, склонных ко гневу, гордости, высокомерию, ревности, зависти, грубости, лжи, злословию, злости, сквернословию, следует избегать. Взвешенное и обдуманное решение помогает избежать многих проблем впоследствии, однако, к сожалению, многие люди понимают, насколько важно принять обдуманное решение, уже вступив в брак. Поэтому, если мы будем действовать согласно пророческим рекомендациям, в этом будет польза для нас в этой и будущей жизни.


Глава 3. Выбор подходящего супруга: 10 хадис

Хадис десятый.
 

عنْ جابر بن عبدالله (رَضِ أللَّهُ عَنْهُ) قال: تزوَّجْتُ امرأة فقاَل لي رسول (صَلَّى أللَّهُ عَلَيهِ وَ سَلَّم): هل تزوَّجتَ؟ قُلْتُ: نعم. قال: أبِكرًا امْ ثَيبًا؟ فَلْتُ: ثيبًا، قال: فأين أنتَ من العذَارَى ولِعابِهاَ؟ قال شُعْبَة: فَذَكرَتُهُ لِعمرو بِن دينار فقال: قَد سَمِعتُهُ من جابر وإنَّما قال: فهلَّا جارية تُلاعِبُها وتُلاعبُكَ. رواه البخاري ومسلم
 
Джабир ибн Абдуллах (радыАллаху анху) передает: «Я женился, и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил меня: «Ты женился?», я ответил «Да». Он спросил: «На девственнице или нет?» Я ответил, что нет. Тогда он сказал: «Почему не на девственнице, с которой ты мог бы играть?» Шу’ба (один из передатчиков) сказал: «Я упомянул об этом (хадисе) Амру ибн Динару, и он сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Почему не на девственнице – ты мог бы играть с ней, и она играла бы с тобой»» (Бухари, 4792, Муслим, 1466, формулировка Муслима).
 
Комментарий:
 
История Джабира (радыАллаху анху), которая передается во многих сборниках хадисов с небольшой разницей в формулировке, полна полезных практических уроков. Примечателен факт, что отдельные религиозные труды, написанные большими учеными, были посвящены только этому хадису!

Когда Джабир сообщил Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), что женился на женщине, уже бывшей замужем, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) предположил, что брак на юной девственнице принес бы ему больше удовольствия. В одной из версий Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит ему:
 

 «Почему не на девственнице, ты бы мог веселить ее, и она веселила бы тебя».

 
В другой версии он говорит:
 

 «Она бы (игриво) кусала бы тебя, и ты мог бы покусывать ее».

 
В данной версии слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Почему не на девственнице, с которой ты мог бы играть» можно прочесть как:  «Почему ты отказался от девственницы и от ее слюны?».
 
Арабское слово «лиабиха», которое подразумевает игру, буквально означает наслаждение слюной женщины (во время страстных поцелуев). В хадисе дается совет молодым мужчинам нашей общины выбирать юных страстных и игривых девушек, когда оба супруга могут наслаждаться своей юностью, жизненной силой и страстью. Женщина же, которая уже была замужем, уже не обладает такой страстностью, поскольку ее сердце может быть занято предыдущим мужем.
 
Но в хадисе вовсе не подразумевается, что нельзя жениться на женщинах, уже бывших замужем. В иных обстоятельствах может быть даже предпочтительнее жениться на вдове или разведенной женщине. К примеру, если человек выбирает между женитьбой на юной девушке, но не соблюдающей религию, и благочестивой вдове, нет сомнения, что следует предпочесть вторую из них. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после того, как Джабир объяснил ему, почему он женился на женщине старшего возраста, похвалил его и сделал за него дуа. В одной из версий хадиса Джабир говорит:
 

«О, Посланник Аллаха, мой отец погиб мучеником в битве при Ухуде, оставив дочерей на мое попечение. Так что я не мог жениться на юной девушке одного с ними возраста, я женился на женщине более старшего возраста, чтобы она заботилась о них». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва  саллям) сказал ему: «Ты сделал правильный выбор».
 
Известно, что сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) чаще брал в жены вдов и разведенных женщин. Его первой и самой любимой женой была Хадиджа (радыАллаху анха), которая не только не была девственницей, но была намного старше него.
 
Более того, в женитьбе на женщине, уже бывшей замужем, не только нет ничего предосудительного, человек получит, иншаАллах, большую награду, если женится на такой женщине с намерением помочь ей и ее детям. Пренебрежение, которое мусульмане часто оказывают вдовам и разведенным женщинам, так что они не могут больше выйти замуж, является следствием каких-то народных предрассудков и не имеет ничего общего с Исламом. Тот факт, что такие женщины часто не могут больше обрести семейное счастье, достоин осуждения, и ему следует противостоять всеми силами.

Azan.kz

Добавить комментарий