КОММЕНТАРИИ К «ШАМАИЛЬ МУХАММАДИЙЯ» ИМАМА АТ-ТИРМИЗИ (83, 84)

83 урок. Описание хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4 (Адабы приема пищи)  83 урок. Описание хлеба Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 4 (Адабы приема пищи)

Сто сорок первый хадис
 

حدثنا محمود بن غيلان حدثنا أبو داود. قال حدثنا شعبة عن أبي إسحاق قال سمعت عبد الرحمن بن يزيد يحدث عن الأسود بن يزيد عن عائشة قالت:
«ما شبع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) من خبز الشعير يومين متتابعين حتى قبض».
 
Махмуд ибн Гаялян передал нам от Абу Дауда от Шу’бы от Абу Исхака: «Я слышал, как Абдур-Рахман ибн Язид передавал от аль-Асвада ибн Язида от Аиши: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, вплоть до смерти два дня подряд не наедался хлебом из ячменя»».
 
Сто сорок второй хадис

حدثنا عبد الله بن عبد الرحمن. حدثنا عبد الله بن عمرو (أبو معمر) حدثنا عبد الوارث عن سعيد بن أبي عروبة عن قتادة عن أنس قال:
«ما أكل رسول الله (صلى الله عليه وسلم) على خوان، ولا أكل خبزاً مرققاً حتى مات».
 
Абдуллах ибн Абдур-Рахман передал нам от Абдуллаха ибн Амра (Абу Ма’мара) от Абдуль-Вариса от Саида ибн Абу Аруба от Катады от Анаса: «Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не ел за столом и никогда не ел хлеб из отборной муки вплоть до своей смерти».
 
В конце этой главы перечислим некоторые адабы приема пищи, о которых рассказано в Сунне:
 
    Перед едой следует помыть руки.

 

    Передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, расспрашивал о еде, если приходил в гости[1].

 

    Следует начинать трапезу с произнесения имени Аллаха.

 

    Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал[2]:

 

إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ طَعَاماً فَلْيَقُلْ بِسْمِ اللَّهِ، فَإِنْ نَسِيَ فِي أَوَّلِهِ فَلْيَقُلْ بسمِ اللَّهِ فِي أَوَّلِهِ وَآخِرِهِ
 
«Если кто-то из вас собирается есть, пусть скажет: «Бисмиллях», – а если забудет сказать в начале [еды], то пусть скажет: «Бисмилляхи фи аввалихи ва ахирих»».

 Также передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:[3]

 

َنْ أَطْعَمَهُ اللَّهُ الطَّعَامَ فَلْيَقُلْ: اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَأَطْعِمْنَا خَيْراً مِنْهُ، وَمَنْ سَقَاهُ اللَّهُ لَبَناً فَلْيَقُلْ اللَّهُمَّ بَارِكْ لَنَا فِيهِ وَزِدْنَا مِنْهُ
 
«Тот, кого Аллах накормил едой, пусть скажет: «О Аллах, благослови для нас это и даруй нам лучше этого»
 
[Аллахумма барик ляна фихи ва ат’имна хайран минху].
 

А кого Аллах напоит молоком, тот пусть скажет: «О Аллах, благослови для нас это и даруй больше этого»
 
[Аллахумма барик ляна фихи ва зидна минху].
 

 Есть следует правой рукой, так как Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям,  сказал:

 

إذا أكل أحدكم فليأكل بيمينه و إذا شرب فليشرب بيمينه فإن الشيطان يأكل بشماله و يشرب بشماله
 
«Если кто-то из вас ест, то пусть ест правой рукой; если пьет, то пусть пьет тоже правой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой»[4].
 

 В некоторых культурах и народах принято считать, что нежелательно принимать пищу без головного убора, но Ибн Абидин в «Хашия»[5] указывает, что в этом нет нежелательности.

 

 После еды желательно помыть руки, можно мыть их мылом или чем-то подобным[6].

 

 И передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, полоскал рот после еды[7].

 А один из общих адабов еды – не порицать ее, даже если она не понравилась. И если человеку нравится еда, то он поест; а если нет, то просто не будет есть ее, не ругая[8].

 

 Не следует объедаться: треть желудка надо заполнить едой, треть – водой, а треть надо оставить пустой, как сообщается в одном из хадисов[9].

 

 Что касается дуа после еды, то из Сунны передаются разные формы, и мы назовем некоторые из них:

 
1) В «Сахихе» аль-Бухари[10] передается, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, прочитал после еды следующее дуа:
 

الْحَمْدُ لِلَّهِ حَمْدًا كَثِيرًا طَيِّبًا مُبَارَكًا فِيهِ غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلَا مُوَدَّعٍ وَلَا مُسْتَغْنًى عَنْهُ رَبَّنَا
 
«За это обильная, прекрасная и благословенная хвала Аллаху, [Который] не нуждается в этом и [Кого] не оставляют, но никто не может быть независимым от Него, нашего Господа»
 
[Альхамдулилляхи хамдан касиран таййибан мубаракан фихи гейри макфийин ва ля мувадда’и ва ля мустагна ’анху раббана].
 
2) Ат-Тирмизи[11] и Ибн Маджа[12] передают, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал:
 

من أكل طعاماً فقال : الحمد لله الذي أطعمني هذا ورزقنيه من غير حولٍ مني ولا قوة غفرله ما تقدم من ذنبه

«Кто произнесет после еды: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и напоил без моей помощи и власти»
 
[Альхамдулилляхи ллязи ат’амани хаза и разаканихи мин гейри хаулин минни ва ля куввах], – тому ему будут прощены совершенные им [малые] грехи».
 
3) Абу Дауд[13] передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после еды читал следующее дуа:
 

الحمد لله الذي أطعم وسقى وسوغه وجعل له مخرجاً
 
«Хвала Аллаху, который накормил, напоил, сделал [пищу] пригодной для еды и сделал возможным ее выход [из тела]»
 
[Альхамдулилляхи ллязи ат’ама ва сакъа ва саввагаху ва джа’аля ляху махража].

4) Имам Ахмад[14] передает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, после еды читал следующее дуа:
 

اللهم أطعمت وأسقيت وهديت وأحييت ، فلك الحمد على ما أعطيت
 
«О Аллах, Ты накормил меня, Ты напоил меня, Ты наставил меня, Ты оживил меня, и лишь Тебе хвала за все, что Ты даровал»
 
[Аллахумма ат’амта ва аскайта ва хадайта ва ахьяйта ва лякаль-хамду ’аля ма а’тайта].
 
Можно читать одно из этих дуа, но лучше выучить их все и читать разные.
 
[1] Фатх аль-Бари, 9/534
 
[2] Абу Дауд, №3767
 
[3] Абу Дауд, №2320
 
[4] Муслим, №2020
 
[5] 6/340
 
[6] Тухфа аль-Ахвази 5\485
 
[7] Сахих  аль-Бухари №5390
 
[8] Сахих аль-Бухари №3370
 
[9] Сунан ат-Тирмизи №2380
 
[10] Сахих аль-Бухари 5458
 
[11] Сунан ат-Тирмизи №3488
 
[12] Сунан ибн Маджа № 3285
 
[13] «Сунан» Абу Дауда, №3851
 
[14] «Муснад» Ахмада, №16159.

 

84 урок. Что ел вместе с хлебом (идам) Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, часть 1

 

باب ما جاء في إدام
رسول الله (صلى الله عليه وسلم)
وفيه (33) حديثاً
 
Глава о том, что передается о том, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, ел вместе с хлебом (идам), и в ней тридцать три хадиса
 
Сто сорок третий хадис
 

حدثنا محمد بن سهل بن عسكر وعبد الله بن عبد الرحمن قالا: حدثنا يحيى بن حسان. حدثنا سليمان بن بلال عن هشام بن عروة عن أبيه عن عائشة:
«أن رسول الله (صلى الله عليه وسلم) قال: نعم الإدام الخَلُّ، قال عبد الله بن عبد الرحمن في حديثه نعم الإدام أو الأدْم الخل».
 
Мухаммад ибн Сахль ибн Аскар и Абдуллах ибн  Абдур-Рахман [они оба] передали нам от Яхьи ибн Хассана от Сулеймана ибн Биляля от Хишама ибн Урва от его отца от Аиши, что Посланник Алллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Как же прекрасен уксус (аль-идам) вместе с хлебом».
 
Абдуллах ибн Абдур-Рахман сказал в своем хадисе: «Как же прекрасен уксус в виде аль-идам либо аль-удм»[1].
 
Арабы называют аль-идам то, что едят вместе с хлебом, это может быть мясо, уксус или что-то другое[2].
 
Имам аль-Байджури[3] указывает, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, не ограничивал себя в каком-то виде пищи. Если была возможность, то он ел и мясо, и фрукты и  другую пищу.
 
Что касается восхваления уксуса, то это было связано с определенной ситуацией, когда в доме Посланника Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, никакой другой еды дома не было, что можно было бы поесть вместе с хлебом. И, чтобы поддержать домочадцев, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Как же прекрасен уксус (аль-идам) вместе с хлебом!»
 
Аль-Хаким ат-Тирмизи указывает, что уксус обладает полезными целебными свойствами, которые помогают сохранить здоровье[4].
 
А от Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Я не перестаю любить уксус, с тех пор как услышал, что его похвалил Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»[5].
 
Сто сорок четвертый хадис
 

حدثنا قتيبة. حدثنا أبو الأحوص عن سماك بن حرب قال: سمعت النعمان بن بشير يقول:
«ألستم في طعام وشراب ما شئتم، لقد رأيت نبيكم (صلى الله عليه وسلم) وما يجد من الدَّقل ما يملأ بطنه».
 
Кутейба передал нам от Абу аль-Ахваса от Самака ибн Харба: «Я слышал, как ан-Ну’ман ибн Башир[6] сказал: «Разве у вас в еде и питье нет всего, что хотите? Я видел, как ваш Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, не мог заполнить свой желудок плохими финиками (дакаль)»».
 
«Разве у вас в еде и питье нет всего, что хотите?» – то есть этот сподвижник обращается к табиинам: «Разве у вас нет любой еды, которую вы хотите?»
 
И имам аль-Байджури говорит: «Смысл этих слов – призвать их ограничиться минимумом еды и питья, как делал Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям»[7].
 
Ибн Хаджар аль-Хайтами указывает, что он использовал сочетание «ваш Пророк», чтобы усилить призыв следовать ему и подражать ему[8].
 
«Не мог заполнить свой желудок плохими финиками» – то есть Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, жил в такой бедности и нужде, что не мог иногда найти даже финики очень плохого качества, чтобы поесть их.
 
[1] Сомнение – в риваяте Абдуллаха ибн Абдур-Рахмана, а в основном риваяте Абдуллаха ибн Абдур-Рахмана, а в основном риваяте Мухаммада ибн Сахля нет сомнений насчет того, какое именно слово было использовано.
 
[2] «Хашият» аль-Байджури, с. 268.
 
[3] Там же.
 
[4] Аль-Байджури, с. 269.
 
[5] Ашраф аль-васаиль, с. 216.
 
[6] Имам аль-Байджури указывает, что он принял Ислам в ранний период и был участником победы в Мекке. Шейх Мухаммад Аввама в примечании указывает, что это не подтверждается его возрастом.
 
[7] «Хашият» аль-Байджури, с. 269.
 
[8] Ашраф аль-васаиль, с. 217.
Azan.kz

Добавить комментарий