ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (176)

  Послесловие

 

Поскольку Ислам – это всеобъемлющее мировоззрение, то совершенно естественно, что в нем присутствуют правила, относящиеся ко всем наукам, упорядочивающим действия людей, таким как право, этика, мораль, экономика. Эти правила должны охватывать все вопросы, начиная с самого простого до самого сложного, от конкретного до абстрактного. В то время как некоторые из этих исламских принципов, затрагивающих каждого человека, являются простыми, мирскими вопросами, другие – это истины такой глубины, что они способны поставить в тупик даже самые просвещенные умы. Нет нужды объяснять то, как трудно рассматривать подобные вопросы, в особенности с неизвестными собеседниками, в книгах, дающих возможность общения с ними. Эта работа, словно готовность к тому, чтобы карабкаться вверх по склону горы, испытывая жажду при восхождении. Вне всякого сомнения, попытка высказать сложные, абстрактные истины при помощи возможностей разума, науки и языковых средств, хотя и является занятием, от которого не могут отказаться весьма многие люди, однако достичь в этом деле окончательного успеха, в полном смысле этого слова, не представляется возможным.

С другой стороны, хотя эти вопросы и находятся за гранями возможностей человека, однако правило Ислама таково, что нельзя отказываться полностью от того, что невозможно постичь целиком, то есть не надлежит пренебрегать тем, что достигнуто. Мы надеемся, что наши уважаемые читатели простят нам недостатки нашего изложения, нашего понимания и восприятия, расценив это как то, что и мы последовали сему правилу. Кроме того, поясним, что сознание и суждения человека формируются благодаря впечатлениям, которые мы получаем в этом мире. Поэтому, так же как невозможно рассказать об абстрактных истинах, которые невозможно увидеть в истинном значении этого слова, без того, чтобы не ошибиться и не допустить оплошность, точно так же невозможно и выше человеческих сил познать и поведать об Истине Гордости Вселенной, о Сущности Корана. К примеру, описание Рая, Ада и тому подобных картин осуществляется согласно нашему пониманию. Оценка всех метафизических истин религии, совершенная при помощи разума и здравого сердца, верна и правильна, но не в достаточной степени, ибо таково восприятие и объяснение их согласно впечатлениям, полученным нами от этого мира. Недостаточна оттого, что различие между явлениями, которые мы считаем познанными, сопоставляя их с подобными явлениями, наблюдаемыми нами в этом мире, бесконечное множество раз бесконечно.

Для сообщения истин такого рода существует потребность в другом восприятии, понимании и, по возможности, во вспомогательных средствах. К примеру, лицезрение Аллаха в потустороннем мире – Руйатуллах. Интересно было бы знать, не является ли выражение этого явления, которое произойдет в вечном мире перед муминами, при помощи слова «Руйат», имеющего значение «наблюдение», «обзор», «рассмотрение», неполным и недостаточным?

Увы, слово это является недостаточным для выражения этого явления. Однако использование его является вынужденной необходимостью. Поэтому так же, как люди, которые, подумав, что истина, подобно океану, безбрежна и широка, опустив в океан сосуд, не смогут зачерпнуть из него воды больше, чем вмещает этот сосуд, точно также невозможно вместить океан в стакан. Язык также является неким сосудом, мозг – сосуд, видящий глаз – сосуд, и так далее… Все – немощь и бессилие! К примеру, Всевышний Аллах так изображает в Священном Коране свое Величие, невозможное и недоступное для восприятия человека:

 

 

قُل لَّوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَاداً لِّكَلِمَاتِ رَبِّي

لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَن تَنفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَداً

 

 

Значение: «Скажи [Мухаммад]: «Если бы море стало чернилами для [написания] слов моего Господа, то оно иссякло бы до того, как иссякли слова моего Господа, если бы даже к нему добавили еще одно море». (Сура «Аль-Кахф», 109)

 

Следует поразмышлять над тем, каков же объем сосуда человека перед бесконечным количеством, бесконечным величием и бесконечным царством Аллаха. С другой стороны, истина ведь не подвергнется ограничению из-за недостаточности ее восприятия и освещения. Содержание слова, несущего определенный смысл, передается согласно степени восприятия и понимания того, кто высказывается. Между тем, некоторые понятия содержат в себе бесконечную глубину. Например, такие понятия, как Аллах, мироздание, душа…

Те, кто использует их в своей речи или в своих статьях, могут проникнуть в глубины, соответствующие их восприятию и ощущению. Восприятие читателей также необходимо учитывать по аналогии, сопоставляя со своим восприятием. К словам, обладающим такой запредельной глубиной, относятся имена Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Мы обращаемся с мольбой к нашему Господу и надеемся на Его милостивое прощение нашей беспомощности, которую мы испытывали, передавая содержание и смысл Его имен, а также недостаточности восприятия нашими дорогими читателями того, что мы передали им. В этой ситуации, вернувшись к безмолвию, обладающему самыми широкими возможностями в отношении емкости вмещения истины, мы вынуждены поставить здесь точку… Нет у нас никакого другого средства, кроме как проникнуться духовностью Гордости вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям)! Для всех, находящихся в безысходном положении, единственное средство – это Всевышний Аллах!

О Господь! Помоги нам в океане беспомощности и бессилия!
fobdihlas.ru

Добавить комментарий