ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (175)

http://novza.uz/images/01.08.2015/04.08.2015-01.gif  Прекрасный пример для подражания –  «Усва-и Хасана»

 Среди всех живых существ Аллах даровал лишь человеку иметь честь и счастье обладания долей от всех Его Божественных имен. С целью Божественного испытания Всевышний Аллах наделил человека предрасположенностью к порочности и благочестию, позволив ему обладать качествами, способствующими как добру, так и злу. Цель религии заключается в уменьшении отрицательных качеств человека, связанных с его естеством, и, в противоположность этому, в предоставлении человеку возможности довести свои достойные качества до величайших высот добропорядочности, имея от природы столь контрастные и противоположные задатки. Однако для того, чтобы это намерение могло осуществиться, у человека возникает необходимость в реальном примере, который бы являлся образцом для подражания – Усва-и Хасана. Одной из сокровенных и мудрых причин ниспослания Пророков является то обстоятельство, что они являются совершенными образцовыми личностями, за которыми могут следовать люди.
 

Всевышний Аллах изволил сказать так:

 

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن رَّسُولٍ إِلاَّ لِيُطَاعَ بِإِذْنِ اللّهِ

 

 «Мы ниспослали посланников только для того, чтобы им повиновались по воле Аллаха…». (Сура «Ан-Ниса», 64)

 

У нашего Учителя Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) это качество достигло наивысшей точки совершенства.

 

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ

 

حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيراً

 

  «Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного Дня и поминает Аллаха многократно». (Сура «Аль-Ахзаб», 21)

 

 Единственным Пророком и единственным человеком в истории человечества, жизнь которого изучена вплоть до мельчайших подробностей, является Высокочтимый Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям). Все Его действия, слова, чувства и эмоции, записываясь и запоминаясь, вошли в почетные скрижали истории. Его жизнь является примером для подражания всем будущим поколениям до самого Судного Дня.

 В Священном Коране о Нем сказано так:
 

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

 
«И, поистине, ты - человек превосходного нрава». (Сура «Аль-Калам», 4)
 

Образ жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) составляет стройную систему гениальных человеческих поступков. Ибо Всевышний Аллах подарил всему человечеству этого благословенного Человека в качестве совершенного образца для подражания – Усва-и Хасана. Вот почему Господь, избрав Его в обществе людей как человека, находящегося на самом низком социальном уровне – сироты, как человека беспомощного и бессильного, проведя через все ступени жизни, возвысил до высочайшего положения, а именно, до положения Пророка и главы государства. Для того чтобы люди, находящиеся на различных ступенях общества, воспользовавшись Его примером в качестве образца для себя, смогли реализовать себя в меру своих сил и способностей. А это осуществится в той мере, насколько сильна любовь человека к Нему, и насколько он пропитывается Его духовностью.

 

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) являет собой образец духовного лидера и главы государства. Он пример для тех, кто входит в сад Божественной любви. Он является образцом для подражания в смирении и благодарности Всевышнему Аллаху в те моменты, когда Господь осыпает своими щедростями. Он пример покорности и терпеливости в трудные времена. Он образец щедрости в момент распределения трофеев среди муминов и образец умеренности и довольствования малым тогда, когда речь идет о Нем самом. Он пример нежности, сострадательности и ласкового обхождения в семье. Он является примером сострадательного отношения к слабым, обездоленным людям, а также и к рабам. Он пример снисходительности и прощения виновных и тех, кто совершил проступки.

 

Если ты – обладающий властью богатый знатный человек, то подумай о щедрости и скромности благородного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который господствовал над всей Аравией, при этом сумел привязать к Себе узами любви и подчинил Себе всех выдающихся арабов!

 

Если ты – один из слабых и беспомощных подданных, то возьми за образец для подражания жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), жившего в Мекке, под гнетом правления жестоких грабителей мушриков!

 

Если ты – победоносный завоеватель, то извлеки для себя уроки из жизни Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), полной мужества, отваги и покорности Аллаху, который одолел врагов в сражениях при Бадре и Хунайне!

 

Если ты, не дай Аллах, потерпел поражение, то тогда вспомни уповающего на Бога безропотного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который мужественно сражался во время войны в Ухуде среди павших смертью великомучеников и раненых своих асхабов!

 

Если ты учитель, то вспомни Пророка, передававшего Божественные предписания Асхабам Суффа в мечети вместе со щедростью своего тонкого, чувствительно сердца.

 

Если ты учащийся или студент, то представь мысленно Пророка, сидящего перед Джибрили Амином, который передавал Ему божественные откровения!

 

Если ты проповедник, дающий наставление, или надежный духовный наставник-мюршид, то слушай Пророка, сеющего семена мудрости в Масджид Ан-Набави! Прислушайся к его приятному, ласковому голосу и привяжись к Нему всем сердцем!

 

Если ты хочешь нести справедливость, защищать и сообщать об истине, и если у тебя нет ни одного помощника, то взгляни на жизнь Пророка, который, будучи лишен всякого рода содействия, объявив угнетателям о справедливости, призвал их на путь истины!

 

Если ты, одержав победу, переломил хребет своему врагу. Если ты взял над ним верх, преодолев его упрямство. И если ты, уничтожив ложь, провозгласил истину, то представь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), согнувшегося в три погибели так, словно Он совершает земной поклон Всевышнему Аллаху, сидя на своем верблюде, и это когда Он стал завоевателем священного города в день покорения Мекки!

 

Если ты хозяин земель и хочешь наладить в них дело, то возьми пример с Пророка, который, став владельцем участков в Хайбаре и Фадаке, назначил управляющими людей, которые были способны вести там дела по благоустройству и управляли хозяйством самым наилучшим образом!

 

Если у тебя нет близких, и ты одинок, то вспомни о светлом Сироте Абдуллаха и Амины, об их любимом невинном чистом сыне!

 

Если ты юноша, то обрати внимание на чистую, благородную, высоконравственную жизнь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), который отроком пас овец в Мекке, работая пастухом!

 

Если ты молодой человек, мечтающий создать семью, где царила бы атмосфера духовности, то обрати внимание на семейную жизнь Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и на Его рекомендации и наставления!

 

Если ты торговец, выходящий в путь с торговым караваном, то поразмышляй над положением личности, являющейся самой великой из группы людей, направляющихся из Сирии в Бусру!

 

Если ты судья, то подумай о Его справедливых и прозорливых действиях в то время, когда великие и знатные люди Мекки собирались пойти друг на друга в связи с установлением в Каабе Черного камня – Хаджар Аль-Асвад. И вновь переведя взор на историю, ты только взгляни на Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), того, который принимал самые справедливые решения, сидя среди людей в Масджид Ан-Набави, относясь одинаково и к бедняку, прозябавшему в нищете, и к богачу, обладавшему состоянием!

 

Если ты являешься супругом, то обрати внимание на чистый нравственный образец жизни, характер того, кто был супругом высокочтимой Хадиджи и высокочтимой Айши. Обрати внимание на Его чувствительность, Его ласку, Его нежность, Его сострадательность и на Его справедливое отношение ко всем своим женам!

 

Если ты являешься отцом детей, то ты узнай, как относился к Фатимату`з-Захра и к высокочтимым Хасану и Хусейну Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), являвшийся их отцом и дедом!

 

В каком качестве бы ты не был, в каком положении ни находился бы, и днем, и ночью, всегда, в любое время ты обнаружишь, что Высокочтимый Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) является для тебя самым совершенным Мюршидом и прекрасным вождем. Он – Наставник, даровавший лекарства в строгом выполнении Его Сунны. Следуя наставлениям и обычаям, ты сможешь исправить свои ошибки, сможешь поправить дела, пришедшие в расстройство. Благодаря Свету Его, ты, избавившись от неприятных жизненных ситуаций, обретешь истинное счастье!

 

Если ты желаешь, избавившись от рабства материальных желаний, жить духовной жизнью, то найди «Билялов», «Ясиров» и «Савбанов», воспитанных Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)! Будь вместе с ними и будь преданным и верным, и тогда ты обретешь чувствительное, нежное, мягкое, доброе сердце. Не забывай о том, что люди эпохи джахилий (невежественности), обретя путь истины благодаря тому, что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указал им путь, неотступно следуя за Ним, стали правдивыми, верными и преданными.

 

Даже собака Кытмир, принадлежавшая асхабам Кахфа, и та удостоилась большой милости, благодаря выпавшей и на ее долю толики любви, дарованной преданным (садык). И, в противоположность этому, жена Пророка Лута и сын Пророка Нуха Кенан стали жертвами Божьего гнева из-за того, что общались с распутниками и деспотами. Они и им подобные, будучи обречены на гибель, потонули в пучине своих страстей вместе с обществом тиранов. А раз так, то ты старайся заполнить страницы своей жизни пребыванием рядом с преданными и праведными влюбленными в Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) друзьями Его, постоянно поминающими имя Аллаха, чтобы не оказаться недальновидными и опрометчивыми!

 

Знай же, что Его образ жизни, Его жизнь – это благоухающий розарий, который украшают ароматные и изысканные розы невиданной, редкой красоты! Его исключительная душевная организация была столь же совершенна и бесподобна, как и Его телесная красота.

 О его благородных возвышенных достоинствах Всевышний Аллах изволил сказать так:
 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ

 

إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ

 

فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ

 

لِبَعْضٍ أَن تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنتُمْ لَا تَشْعُرُونَ

 

 Значение: «О вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - Слышащий, Знающий. О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны, и вы даже не будете знать [об этом]». (Сура «Аль-Худжурат», 1-2)

 

Эти священные аяты призывают всех мусульман к высокой нравственности, благовоспитанности, хорошим манерам, деликатности и вежливости по отношению к высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). К примеру, в Священном Коране к другим Пророкам используется обращение по имени. К Высокочтимому Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) при обращении используются выражения: О Пророк, О Посланник. Всевышний Аллах велит, чтобы все мумины подчинялись этому правилу приличия:

 

لَا تَجْعَلُوا دُعَاء الرَّسُولِ

 

بَيْنَكُمْ كَدُعَاء بَعْضِكُم بَعْضاً

 

 «Не равняйте призыв Посланника к вам с призывом, с которым вы обращаетесь друг к другу…». (Сура «Ан-Нур», 63)

 Этот священный аят сообщает о том, что упоминание Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) просто по имени не является подобающим для воспитания общины. Необходимо вместе с Его именем произносить и Его благородные и священные качества. Следовательно, Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) следует упоминать при помощи таких Его качеств, как «Пророк», «Посланник», «Посланник Аллаха», «Любимый Аллаха – Хабибуллах», «Гордость Вселенной», «Святой Пророк». Кроме того, согласно Божественному повелению, содержащемуся в 56-ом аяте Суры «Ахзаб», в каждом месте, где упоминается Его славное имя, необходимо совершать молитву Пророку Аллаха. Это правило учтивого отношения к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), которое должна соблюдать вся община Ислама согласно пожеланию и приказу Всевышнего Аллаха. В священном Коране сказано:
 
 

إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ

 

آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً

 

 Значение: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно». (Сура «Аль-Ахзаб», 56)

 
Он был Учителем, обучавшим Корану не только словесно, одновременно Он был живым олицетворением, воплощением Корана. В одном славном хадисе, переданном Джабиром (радыйаллаху анху), Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать следующие слова:
 «Всемогущий Аллах послал Меня для того, чтобы Я довел до совершенства нравственность!» (Муватта «Хусну`ль – Хулк», 8)
 

Все исламские произведения за 1400 с лишним лет созданы для того, чтобы прокомментировать одну книгу, то есть священный Коран, и чтобы осветить образ одного человека, а именно, Высокочтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям),Всевышний Аллах поклялся лишь только Его жизнью:

 

لَعَمْرُكَ

 

 «Клянусь твоей жизнью, [Мухаммад]…» (Сура «Аль-Хиджр», 72)

 

К истине Ислама скорее возможно приблизиться при помощи любви, дружбы, дружеских отношений, чем при помощи разума и рассудка. При помощи Истины Ислама можно раскрыть все тайны. А возможно это в том случае, если взять Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве образца для подражания, Усва-и Хасана, если, отдалившись от земных страстей, связанных с потребностями организма, постигать тайны и секреты поклонения Аллаху, служения Ему. Когда человек начинает обретать свою долю от духовности Ислама, он превращается в шедевр утонченности и добродетели, а тайны Божественных проявлений, сияние и свет веры поселяются в нем. Вне всякого сомнения, тайны Корана становятся гласными согласно таинству сердца, объятого духовностью Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Ибо Всевышний Аллах в Священном Коране велел следующее по поводу нашего подчинения Пророку Аллаха, который является для нас единственным прекрасным образцом для подражания:

 

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا

 

نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

 

 Значение: «…Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил. Страшитесь Аллаха, ибо Аллах суров в наказании». (Сура «Аль-Хашр», 7)

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَلَا تُبْطِلُوا

 

أَعْمَالَكُمْ

  Значение: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не обращайте в тщету ваши деяния». (Сура «Мухаммад», 33)
 

وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم

 

مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ

 

أُولَـئِكَ رَفِيقاً

 

 Значение: «А те, кто повинуется Аллаху и Посланнику, пребывают в числе тех, кого облагодетельствовал Аллах: с Пророками, праведниками, погибшими в битве за веру, благочестивыми мужами. Прекрасные это соратники». (Сура «Ан-Ниса», 69)

 

قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ

 

فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

قُلْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَالرَّسُولَ فإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ

 

الْكَافِرِينَ

 

 «Скажи [Мухаммад]: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи». Аллах - Прощающий, Милосердный.

 

Скажи [Мухаммад]: «Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих»». (Сура «Али Имран», 31-32)

 

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَخْشَ اللَّهَ وَيَتَّقْهِ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَائِزُونَ

 
 Значение:«Те, кто повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха и страшатся Его. Они обретут успех». (Сура «Ан-Нур», 52)
 

وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ

 

أَوْلِيَاء بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ

 

وَيُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللّهَ

 

وَرَسُولَهُ أُوْلَـئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللّهُ إِنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

 

 Значение: «Верующие, как мужчины, так и женщины, друзья друг другу. Они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого, совершают салят, вносят закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними, ведь Аллах - Велик, Мудр». (Сура «Ат-Тавба», 71)

 

مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ

 

عَلَيْهِمْ حَفِيظاً

  Значение: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отказывается повиноваться, то ведь Мы не назначали тебя стражем над ними». (Сура «Ан-Ниса», 80)
 

 أَلَمْ يَعْلَمُواْ أَنَّهُ

 

مَن يُحَادِدِ اللّهَ وَرَسُولَهُ فَأَنَّ لَهُ نَارَ جَهَنَّمَ خَالِداً فِيهَا

 

ذَلِكَ الْخِزْيُ الْعَظِيمُ

  Значение: «Разве они не знали, что тому, кто враждебен Аллаху и Его Посланнику, навсегда уготован Ад? Это великий позор». (Сура «Ат-Тавба», 63)
 

وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَرَسُولَهُ وَلاَ تَنَازَعُواْ فَتَفْشَلُواْ وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ

 

وَاصْبِرُواْ إِنَّ اللّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

 

 Значение: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то лишитесь мужества и удачи. Будьте терпеливы, ибо Аллах на стороне терпеливых». (Сура «Аль-Анфаль», 46)

 

Мумин считается вставшим на путь обретения истинной любви, дружбы, дружеских отношений и берущим пример с Его образцовой личности тогда, когда он почувствует Божественный трепет от любви к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Необходимым условием является освобождение и очищение собственной души от признаков, качеств, а также призрачных видений, связанных с естеством.

 * * *
 

Какие прекрасные образцы любви к Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которые будут длиться до Судного Дня, демонстрируют духовные мужи общины, взявшие пример с Его благословенной Личности и растворившиеся в Нем. Они обрели жизнь в истине Пророка Аллаха.

 

Герой великой любви Сеййид Ахмад Йассави один из тех, кто стал памятником самоотречения, увековечив себя тем, что в шестьдесят три года, велев выкопать себе яму, подобную могиле, совершал в ней богослужения.

 

«Дожив до таких лет, грех мне ходить по земле!»[1]

 

Та земля, на которой он жил, на счастье, была названа «Хазрат-и Туркистан».

 

Когда Вейсаль Карани получил известие о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сломал один зуб, будучи в Ухуде, все его зубы показались ему чужими, поскольку он не знал, какой зуб был сломан у Него. Он облегчил свою душу тем, что вырвал все свои зубы, и сбросил с души груз того неизвестного зуба, который мог нарушить тайну его отождествления с Ним. (Фаридуддин «Аттар», стр. 23)

 

Имам Малик (радыйаллаху анху) прожил свою жизнь в экстазе отождествления себя с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). В Лучезарной Медине он не ездил верхом на животных, предназначенных для верховой езды. Он не справлял нужду в пределах священной Медины. Исполняя обязанности имама в Равде, он говорил приглушенным голосом. Когда Халиф той эпохи, Абу Джафар Мансур, заговорил громким голосом, он сказал ему:

 – О Халиф! Приглуши свой голос, находясь в этом месте! Предостережение Аллаха было ниспослано к более добродетельным и более достойным людям, чем ты!

Затем он прочел следующий священный аят:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَرْفَعُوا أَصْوَاتَكُمْ

 

فَوْقَ صَوْتِ النَّبِيِّ وَلَا تَجْهَرُوا لَهُ بِالْقَوْلِ كَجَهْرِ بَعْضِكُمْ

 

لِبَعْضٍ أَن تَحْبَطَ أَعْمَالُكُمْ وَأَنتُمْ لَا تَشْعُرُونَ

 

«О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны, и вы даже не будете знать [об этом]». (Сура «Аль-Худжурат», 2)

 

А еще имам Малик простил губернатора Медины, притеснявшего его, сказав:

 «В день Страшного Суда я постыжусь жаловаться на человека, приходящегося внуком Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)!».

* * *

 Как прекрасно Валиде Султан воспела любовь к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), выразив мысль, что пищей для души является лишь любовь к Нему:
 

Возник Мухаммад из любви,

 Но каков итог любви без Мухаммада?!
 Ашуг Юнус также говорит о своей горячей любви к Пророку Аллаха:
 Ах, если б я сумел найти след стоп Твоих,
 Ах, если б мог челом припасть я к нему,
 Ах, если бы Господь мне Лик Твой дал узреть!
 О Мухаммад! По Тебе душа моя томится!…
 

В 1678 году Поэт Наби вышел вместе с деятелями государства в путь с целью совершения хаджа. Когда группа приближалась к Медине, Наби от волнения перестал спать, страдая от бессонницы. Он заметил, что один генерал, входивший в число паломников, по оплошности протянул свою ногу по направлению к Лучезарной Медине. Весьма опечаленный этим, Наби начинает писать стихи. Когда группа паломников ближе к часу совершения утреннего намаза приближалась к Лучезарной Медине, Наби услышал, как с минаретов Мечети Пророка звучит написанный им стих. Слова его таковы:

 «Остерегайтесь не следовать правилам вежливости и учтивости в этом месте, что находится под присмотром Всевышнего Аллаха и которое является местопребыванием и городом Его дорогого Пророка – Высокочтимого Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям)!»
 

«О Наби, входи в сию обитель, соблюдая правила приличия! Ибо это благословенная обитель, вокруг которой кружатся ангелы, и порог которой учтиво целуют все Пророки!»

 Весьма взволнованный этой ситуацией, Наби, найдя муадзина, спросил у него:
 – У кого вы узнали об этом стихотворении, и как вы его выучили?
 Муадзин сказал:
 – В эту ночь Пророк Аллаха, явившись к нам во сне, сказал: «Один поэт из моей общины, по имени Наби, едет навестить Меня. Он в высшей степени полон любви и дружеских чувств ко Мне. Из-за его любви встречайте его, читая с минаретов Медины стихотворение, написанное им!» – А мы исполнили повеление Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
 

Наби начал плакать навзрыд.

 – Значит, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) назвал меня «моя община»? Значит, Солнце Двух Миров изволил принять меня в Свою общину!
 * * *

Сулейман Чаляби, автор поэмы-маулида о рождении Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:

 «Что за удивительное сиянье, вокруг которого кружит Светило?»
 Как прекрасно поэт выразил в своих стихах то, что Солнце, неотступно следуя за Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вращается вокруг Него, что даже мир неодушевленных предметов, и тот влюблен в Него. Поэт, писавший свои стихи под псевдонимом Мухибби, Кануни Султан Сулейман обращается к Свету бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) со следующей мольбой:
 

Свет мира Ты сегодня

 И Друг возлюбленный Аллаха.
 Не удаляй в Тебя влюбленных
 От дверей своих хотя б на миг…
 

 Высокочтимый Али (радыйаллаху анху) говорит:

 – Я прогуливался в Мекке с Пророком Аллаха. Однажды вместе с Ним мы вышли за черту города. Каждый камень и каждое дерево стали приветствовать его, говоря:
 «Мир Тебе, о Пророк Аллаха!» (Тирмизи «Манакыб», 6/3626)
 

А вот каким образом было продемонстрировано другое проявление любви мира неодушевленных предметов к Посланнику Аллаха:

«Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время одного из военных походов стал оповещать бедуина о Единобожии. Бедуин, в связи с призывом Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) к принятию Ислама, попросил у нашего Учителя (саллаллаху алейхи ва саллям) доказательства того, что Он является Посланником Аллаха. Высокочтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) знаком руки подозвал к себе растущее неподалеку дерево. Дерево немедленно, разрывая корнями землю, подошло к Нему, подчинившись Его приказу, и трижды произнесло слова свидетельства – шахаду. Затем оно вновь, по приказу Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вернулось на свое прежнее место. Бедуин, наблюдавший в изумлении это чудо, возвращаясь к своему племени, сказал:

 – Если мои соплеменники последуют за мной, я приведу их к Тебе, в противном случае я приду снова, чтобы быть вместе с Тобой». (Хайсами, 292)
* * *

Не только мир неодушевленных предметов, но также и животный мир, и все сущее знали Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и подчинялись Ему. Об этом Джабир бин Абдуллах (радыйаллаху анху) рассказывает в следующем предании:

 

«Вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы возвращались с похода. Подойдя в Медине к садам Сынов Наджара, мы узнали, что в одном из садов находится верблюд, который никого не пускает в сад и который нападает на всех, кто пытается войти в сад. Когда об том рассказали Высокочтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), Он отправился в сад, вошел в него и подозвал к себе того верблюда, который не давал возможности подойти к себе. Верблюд, услышав голос Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), наклонив голову так, что губа его касалась земли, подошел к Нему и улегся перед Ним на землю. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал, чтобы ему принесли поводок, который Он, надев на шею верблюда, передал хозяину верблюда. Потом Он сказал находившимся там людям:

«За исключением упрямых, непокорных джинов и людей, все сущее, что имеется на земле и на небесах, знает то, что Я являюсь Посланником Аллаха». (Ахмад, III, 310)

 

Нам следует поразмышлять над тем, насколько мы бываем покорны Пророку Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и насколько мы бываем самоотверженны на Его пути по сравнению с этой возвышенной, благородной любовью животного мира и мира неодушевленных предметов к Нему? Как же сильно нуждаемся все мы в Его духовности, особенно в эти дни! Мы живем сейчас в такое бурное время, о котором поэт сказал:

 «Восстань, о Пророк Аллаха, рушится весь мир!»[2]
 

Какой же огромный источник утешения для нас наши молитвы, то есть наш обмен приветствиями с Ним, и наша любовь к Нему… Мумины с чувствительными, чуткими сердцами с целью приближения к истине Посланника, неотступно следуя за Его духовностью, посчитав величайшим на свете счастьем смерть на Его пути, были щедро облагодетельствованы Всевышним Аллахом.

* * *

Особенности и свойства Света бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), этого Совершенного создания, которые мы попытались изложить вкратце здесь при помощи ограниченных возможностей слова, – это лишь крупицы, которые сумели мы постичь. Тайна познания Аллаха заключается в умении приблизиться с чистым, искренним сердцем и любовью к Книге Аллаха и к Славной Сунне Света бытия (саллаллаху алейхи ва саллям), то есть к Его высочайшей нравственности, морали и поступкам, к тому, что угодно Аллаху и Пророку Его. Следует испытывать при этом отвращение ко всему тому, что противоречит им. Разница между ними бесконечна так же, как между наивысшей инстанцией в Раю и самым низким и жалким положением. Главный стимул к использованию духовности Пророка Аллаха – это любовь к Нему и ненависть ко всему, что противоречит Ему. На протяжении всей истории благословенные мумины, извлекшие свою долю духовности, взяли за образец для подражания прекрасную Личность Высокочтимого Пророка. Так они одолели вершины эволюционного восхождения, развив имеющиеся от природы священные задатки к возрождению и став для человечества благородными светочами.

 

Итак, это то, что смогло вместиться в сознание смиренного, беспомощного автора относительно Истины Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и то, что смогло вместиться в ограниченные рамки слов, которые он сумел использовать!

Мы осознаем тот факт, что все то, что нам удалось предложить в этом скромном произведении между двумя его обложками в виде слов, представляет собой несколько капель из безбрежного океана! И эти слова иссякли перед роскошной дверью в нескончаемое безмолвие…

 

О Господь! Прояви свою благосклонность, оказав нам свою милость! Удостой нас извлечения своей доли от Истины Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), используя как повод для милосердия и оказания благоденствия эту тему, которую мы осмелились обсудить в ограниченных рамках возможностей слова!

 Аминь!

[1] Ахмад Йассави не хотел больше любимого Пророка находиться на поверхности земли. Поэтому, когда ему исполнилось 63 года, остаток своей жизни он провел в темной яме, продолжая обучать людей, которые за знаниями спускались в яму.

[2] Западный мыслитель Бернард Шав, постигший эту истину, говорит: «В наш век, когда проблемы сваливаются на наши головы одна за другой, как же всем нам нужен высокочтимый Мухаммад, легко и просто разрешающий проблемы».

Добавить комментарий