ЗЯТЬ ПРОРОКА ﷺ — АБУ АЛЬ-АС ИБН АР-РАБИ

  Абу аль-Ас ибн ар-Раби ибн Абд Иззи ибн Абд Шамс ибн Умийя. Абу аль-Ас – отец Умамы, внучки Пророка Мухаммада ﷺ, которая взбиралась на Пророка ﷺ, когда он совершал намаз. Мать Абу аль-Аса звали Халят, она приходилась сестрой матери верующих Хадидже бинт Хувайлид  (да будет доволен ею Аллах). 

Абу аль-Ас ибн ар-Раби был зятем Посланника Мухаммада ﷺ, муж его дочери Зайнаб. Абу аль-Ас ибн ар-Раби аль-Абшами был курайшитским юношей, который отличался прекрасной внешностью, бросающейся в глаза. Он обладал благосостоянием и знатностью. Он был ярким представителем арабов, в личности которого сочетались лучшие качества внутреннего достоинства, мужества, верности и преданности. 

Женитьба

Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) попросила Пророка (мир ему и благословение) выдать дочь за Абу аль-Аса. Пророк (мир ему и благословение) не стал возражать против этого. Это было ещё до того, как пришло к нему откровение. Он и выдал за него свою дочь Зайнаб. Когда Аллах сделал Мухаммада своим Пророком (мир ему и благословение), Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и его дочери уверовали в него, поверили ему, засвидетельствовали, что сказанное им – истина, приняли его религию. А Абу аль-Ас остался приверженцем язычества. В то время ещё не был ниспослан коранический запрет на замужество мусульманок с немусульманами. До этого Пророк (мир ему и благословение) выдал Рукию замуж за Утбу ибн Абу Ляхаба. Когда пришло откровение, Абу Ляхаб стал враждовать с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Он повелел своему сыну Утбе развестись с женой. После него на ней женился Усман ибн Аффан. Затем идолопоклонники пошли к Абу аль-Асу и сказали ему: «Разведись со своей женой, мы женим тебя на любой женщине из курайшиток, которую пожелаешь!»

Он ответил: «Клянусь Аллахом, не разведусь со своей женой! Я не хочу вместо своей жены другую женщину из курайшиток!» Так Пророк (мир ему и благословение) узнал о добропорядочности своего зятя. 

Освобождение из плена

Абу аль-Ас ибн ар-Рабиа был на стороне мекканцев во время битвы в Бадре, он попал в плен и оказался в Медине в плену у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Для освобождения пленных жители Мекки отправляли выкуп. Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) .05pt»>также решила отправить выкуп, чтобы освободить своего мужа. Что же она отправила, чтобы выкупить мужа?

Когда Зайнаб выходила замуж за Абу аль-Аса, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) подарила ей ожерелье. Для освобождения мужа у неё не было ничего, кроме этого ожерелья. И Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) отправила его. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел это ожерелье, на его лице отразилась глубокая печаль и сильнейшая отеческая любовь к своей дочери. Обратившись за советом к сподвижникам, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Зайнаб прислала эти средства для выкупа Абу аль-Аса. Если посчитаете возможным, то отправьте её мужа и верните ей выкуп».

«Да, мы сделаем это, о Посланник Аллаха», – ответили ему сподвижники.

Однако Пророк (мир ему и благословение) обусловил освобождение Абу аль-Аса тем, что он вернёт ему его дочь Зайнаб. Прибыв в Мекку, Абу аль-Ас решил выполнить данное им обещание.

Он повелел своей жене готовиться к отъезду. Абу аль-Ас приготовил ей припасы на дорогу, верховое животное и поручил своему брату Кинане ибн ар-Рабиа сопровождать жену пока доедет до Пророка (мир ему и благословение).

Повесив на плечо лук и взяв с собой колчан со стрелами, Кинана ибн ар-Рабиа посадил в паланкин Зайнаб и среди белого дня на глазах у всех курайшитов направился к выходу из Мекки. Народ очень заволновался и бросился вслед за ними, пока вскоре не настиг их. Эти люди напугали Зайнаб.

Тогда Кинана приготовил к стрельбе лук и стрелы, а затем сказал: «Клянусь Аллахом, тот, кто приблизится к ней, получит в горло стрелу». А все знали, что он был превосходным стрелком из лука.

К Кинане подошёл находившийся среди людей Абу Суфьян ибн Харб и сказал ему: «О сын моего брата! Перестань угрожать нам своими стрелами, так как мы хотим поговорить с тобой».

Когда Кинана опустил свой лук, а Абу Суфьян продолжил: «Ты неправильно поступаешь… Ты открыто и у всех на глазах увозишь Зайнаб в то время, когда все знают о поражении при Бадре. Если ты вывезешь его дочь открыто, то все племена обвинят нас в трусости. Поэтому верни её в дом мужа и оставь там на несколько дней, чтобы люди не сказали, что мы вернули Зайнаб отцу. После этого втайне от нас отвези её к нему. У нас нет причин не отпускать Зайнаб».

Кинана вернулся вместе с Зайнаб в Мекку. Через несколько дней он ночью вывез её из Мекки и передал к Зайду и сопровождавшим его, как и попросил его брат. 

Принятие Ислама

Абу аль-Ас занимался торговлей и ездил в Сирию с караванами. Мекканцы, зная о честности Абу аль-Аса, доверяли ему свой товар. Когда он однажды, закончив свои торговые дела, возвращался назад, его встретил отряд Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Они захватили то, что с ним было, а сам Абу аль-Ас спасся бегством. Спасшись от преследования, Абу аль-Ас тайно проник в Медину и встретился с Зайнаб. Он попросил у неё помощи. Она взяла его под свою защиту. Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал молитву со своими сподвижниками, Зайнаб крикнула: «О люди! Я взяла под своё покровительство Абу аль-‘Аса ибн Рабиа!» Закончив молитву, Пророк (мир ему и благословение) обратился к людям: «О люди! Вы слышали то, что услышал я?» Сподвижники ответили: «Да». Пророк (мир ему и благословение) продолжил: «Клянусь тем, в Чьей власти душа Мухаммада, я об этом ничего не знал, пока не услышал то, что услышали и вы. Даже самый малый мусульманин имеет право покровительствовать любому человеку от имени всех мусульман». Пророк (мир ему и благословение) распорядился уважительно относиться к нему. Но запретил своей дочери возобновлять с язычником супружеские отношения, так как к тому времени уже существовал запрет на брак мусульманок с немусульманами. Затем Пророк (мир ему и благословение) попросил вернуть Абу аль-Асу захваченный караван. Он сказал своим сподвижникам: «Этот человек, имущество которого вы захватили, один из наших соотечественников, и вы это знаете. Если вы сделаете доброе дело и вернёте то, что принадлежит ему, то это обрадует нас. Если же вы откажетесь, то это добыча, возвращённая вам Аллахом, и вы имеете на неё право». Но сподвижники ответили: «Нет, мы вернём ему его имущество, о Посланник Аллаха».

Абу аль-‘Ас вернулся в Мекку, уладил там все свои дела, расплатился с долгами, а затем объявил о принятии Ислама. Приняв Ислам в Медине, он мог оставить весь захваченный товар у себя, как и предлагали ему сделать, но он отказался, произнеся такие слова: «Как же плохо то, к чему вы меня призываете! Неужели я должен начинать свою веру с вероломства?!»

Возвратившись в Мекку и вернув весь товар курайшитам, Абу аль-Ас сказал:

«Я отдал вам всё, что был должен, и теперь свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение) -.15pt»>. Клянусь Аллахом, я не принял Ислам в Медине только из опасения, что вы подумаете, будто я хотел присвоить себе ваше имущество. Теперь же, когда Аллах вернул вам ваше добро и снял с меня ответственность за него, я принял Ислам».

Пророк (мир ему и благословение) говорил о нём: «Когда он говорил со мной, то был правдив, а когда обещал мне, то выполнял своё обещание». 

Некоторые уроки, которые можно извлечь из описанного:

1. Нет веры в том, кто вероломен, нет религии у того, кто не сдерживает обещаний.

2. Обращение за советом притягивает сердца людей, а довольство своим мнением отталкивает.

3. Поступок Абу аль-Аса, когда он вернул имущество идолопоклоников, показал, каким должен быть мусульманин.

4. Урок для тех, кто спешит дать развод своим жёнам из-за неприятностей с родственниками жены. Абу аль-Ас сохранил свой брак, несмотря на пленение и захват каравана.
islam.ru

Добавить комментарий