ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (170)

  Первый и последний хадж Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям). Прощальный хадж-Вада

 

Прощальный хадж – это первый и последний хадж, совершенный Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), после того как совершение хаджа стало обязательным религиозным предписанием (фард). Поскольку Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время этого хаджа попрощался с людьми, они сказали, что это был прощальный хадж. И это название закрепилось за ним.[1] Наш Учитель Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря об этом хадже, называл его «Хаджату`ль-Ислам».[2]

Этот хадж, состоявшийся в то время, когда вся Аравия стала исламской, когда величие и господство Ислама укрепились, пришелся на 10-ый год Хиджры. Высокочтимым Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) были приглашены все мусульмане. Верующие, сердца которых были переполнены любовью к Аллаху и Пророку Его (саллаллаху алейхи ва саллям), благосклонно откликнувшись на это приглашение, приняли его. Когда это известие вышло за пределы Медины, люди стали приходить толпами. Все вокруг, насколько хватало глаз, было заполнено океаном людей. Количество муминов, которые поспешно прибыли со всех четырех сторон, дабы совершить хадж вместе с Высокочтимым Пророком, было около ста двадцати тысяч. Все эти люди, объятые единым порывом души, представляли фантастическую сцену, находящуюся за реальностью бытия.

Наш Господин Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям), дав краткие сведения собравшимся там муминам, которые касались хаджа и ихрама, вышел в путь. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) при себе имел около ста верблюдов, предназначенных в жертву во время хаджа. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение всего пути рассказывал мусульманам о хадже. В своей хутбе он объяснил обязательность совершения хаджа, рассказал о необходимости облачения в ихрам и о Суннах хаджа. Прибыв в Зулхулейфа, в Долине Акик, Он сказал мусульманам:

«Джабраиль, посланный ко мне моим Господом, явившись сегодня ночью, велел, чтобы Я совершил намаз в этой священной долине и вознамерился совершить и хадж и умру!» (Бухари «Хадж», 16)

Там Он совершил два раката намаза перед облачением в ихрам. После произнесения слов восхваления в честь Аллаха и произнесения Такбира, он обратился к Господу со следующей молитвой:

«О Мой Аллах! Сделай так, чтобы этот (хадж) был принят Тобой, и чтобы в нем не было бы лицемерия и притворства!» (Ибн Маджа «Манасик», 4)

Облачившись в Зулхулейфа в ихрам, Он стал произносить слова «Талбийа». (Бухари «Хадж», 26)

Затем Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к муминам:

«Пусть также поступит из вас тот, кто имеет намерение совершить хадж и умру!»

Когда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), облачившись в ихрам, стал произносить слова «Талбийи», Джабраиль (алейхиссаллям), явившись к нему, сообщил:

«О Мухаммад! Вели своим асхабам произносить слова, выражающие покорность Всевышнему Аллаху, громкими голосами! Ибо это один из ритуалов хаджа!» (Ибн Маджа «Манасик», 16)

На земле и на небесах отражались голоса людей, выражавших их смирение перед Господом и их покорность Ему. Все вокруг было объято спокойствием, духом смирения и покорности Всевышнему Аллаху. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в тех местах, куда Он заглядывал, совершал вместе с мусульманами намазы. Позднее в этих местах были построены мечети в знак преданности и любви к нашему Господину – Гордости Вселенной.[3]

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при виде Бейтуллах, подняв руки, обратился к Аллаху со следующей молитвой-дуа:

«О мой Аллах! Приумножь величие, честь, славу и благородство Своего Дома! И приумножь честь, благородство, добродетельность тех, кто оказывает ему честь и уважение, совершая хадж и умру!» (Ибн Са`д, II, 173)

Подхватив конец своего плаща с правой стороны и перекинув его на левое плечо, с обнаженной правой рукой войдя в Масджиди– Харам, Он приветствовал Хаджару`ль-Асвад и провел по нему рукой. В этот момент глаза Его наполнились слезами. Он поцеловал камень Хаджару`ль-Асвад, положил на него свои руки, а затем провел ими по лицу. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начал обряд таваф с того места, где находится камень Хаджару`ль-Асвад со следующими словами:

«О мой Аллах! Я начинаю обряд таваф, веруя в Тебя, утверждая твою Книгу и повинуясь Суннам твоих Пророков!» (Хайсами, II, 240)

Первые три круга тавафа Он прошел, сокращая свой шаг, покачивая плечами быстро и стремительно. Когда он приблизился к тому уровню, где находились Рукни-Йамани и Хаджару`ль-Асвад, Он читал следующий аят:

 

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا

حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

 

Значение: «…Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (Сура «Аль-Бакара», 201)

 

Наш Господин Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), завершив эту часть обряда таваф, поцеловал Черный камень  Хаджару`ль-Асвад и после того, как положил свои руки на него, провел руками по лицу. Затем, с трудом пройдя среди людей, добрался до Макам Аль-Ибрахим. Здесь Он совершил два раката намаза. Затем, вернувшись назад, провел рукой по камню Хаджару`ль-Асвад и, обращаясь к Высокочтимому Умару, сказал:

«О Умар! Ты сильный и крепкий человек. Не толкай людей, не причиняй страдание слабым для того, чтобы добраться до камня Хаджару`ль-Асвад! Не страдай сам и не причиняй страдания другим. Если людей будет немного, то тогда проведи рукой по камню Хаджару`ль-Асвад и поцелуй его, в противном случае же пройди мимо него, жестом изобразив, что ты дотронулся до него и поцеловал его, говоря, Калимаи-Тавхид и Такбир». (Хайсами, III, 241; Ахмад, 28)[4]

После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вышел из дверей Бани Махзума Каабы, направился к холму Сафа и  прочел следующий аят:

 

 

إِنَّ الصَّفَا وَالْمَرْوَةَ مِن شَعَآئِرِ اللّهِ

 

Значение: «Воистину, [холмы] ас-Сафа и аль-Марва приметы [поклонения] Аллаху…» (Сура «Аль-Бакара», 158)

 

 

Затем Он произнес следующие слова:

«Начинаю с того, о чем упомянул вначале Аллах!»

Сказав эти слова, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) приблизился к холму Сафа для того, чтобы начать там семикратное преодоление расстояния между холмами Сафа и Марва, произнося слова Такбира и Тахлила. Три или семь раз Он произнес следующие слова:

«Нет никакого другого божества, кроме Аллаха Единого. Нет у Него подобия и нет у Него сотоварища. Он Владыка всего, слава принадлежит Ему. Он воскрешает, Он забирает жизни. Он  Всемогущий. Нет другого Бога, кроме Аллаха. Аллах исполнил свое обещание, помог Своему рабу. Он один разгромил всех врагов». (Ибн Маджа «Манасик», 84)

Затем, спустившись с холма Сафа, направился к холму Марва. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при прохождении середины долины между двумя холмами ускорил ходьбу. Пройдя это место, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) перешел к нормальной ходьбе. В это время, обращаясь к Господу, Он возносил следующую молитву-дуа:

«О Господь! Прости меня и прояви милосердие ко мне! Ты – самый Великий, Ты – самый Щедрый!» (Хайсами, III, 248)

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) дошел до холма Марва, Он повторил все те же самые действия, что совершил на холме Сафа. Пройдя семь раз расстояние между холмами Сафа и Марва, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) завершил Сай на холме Марва.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пробыл в Мекке четыре дня. На пятый день (день Таврийа), совершив обряд таваф вокруг Бейтуллах, Он сел на своего верблюда. Приехав в Мину, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил там намазы зухр, аср, магриб, иша и утренний намаз-субх и ждал восход солнца. Утром, девятого числа месяца Зулхиджа, наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) направился к горе Арафат. В течение всего времени пути от Мины до Арафата Он произносил слова «Талбийи», выражающие смиренность и покорность Всевышнему Аллаху.

Таким образом Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лично продемонстрировал своей общине то, как следует совершать хадж. Выполнив все обязанности в Арафате, там, где сегодня находится Мечеть Намира, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сел на своего верблюда и произнес свою знаменательную «Прощальную Хутбу»:

«О люди!

Слушайте внимательно мои слова! Не знаю, возможно, после этого года Я не смогу никогда быть с вами вместе здесь!

О люди!

Также как священны эти дни, также как священны эти месяцы, также как благословенен этот ваш город (Мекка), точно так же священны ваши жизни, ваше имущество, ваши честь и достоинство, а всякое покушение на них является харамом!

Мои асхабы!

Завтра вы предстанете перед вашим Господом и будете держать ответ за все ваши нынешние поступки и дела! После Меня не лишайте головы друг друга, вернувшись к вашим старым ошибкам и став на ложный путь! Да будет вам известно, что, уйдя раньше, Я буду ждать вас у Источника. Я буду радоваться тому, что вас будет много по сравнению с другими общинами! Ни в коем случае не опорочьте меня, совершив грех!

Мои асхабы!

Если у кого-то из вас есть вещь, данная ему на хранение, верните ее владельцу! Запрещены все виды ростовщичества. Однако истинный ваш долг вам следует выплатить. Не совершайте несправедливости сами и не допускайте несправедливости по отношению к себе! Отныне по повелению Аллаха ростовщичество запрещено.  Все виды этого безобразного обычая, оставшегося со времен джахилии, я отменяю. Первым я упраздняю все проценты сына Абдульмутталиба (моего дяди) – Аббаса.

Мои асхабы!

Полностью упразднена также и кровная месть, которая велась во времена невежественности. Первой я отменяю месть за кровь внука Абдульмутталиба – Рабиа.

О люди!

Соблюдайте права женщин! Относитесь к ним с любовью и лаской! Советую вам бояться Аллаха по отношению к ним. Вы взяли женщин как то, что дано вам Аллахом на попечение. Они разрешены вам шариатом, поскольку вы дали Аллаху слово беречь их честь и целомудрие. У вас есть права на ваших женщин, а у них – на вас. Вы в праве требовать у женщин, чтобы они не позволяли кому бы то ни было попирать честь семьи. Женщины имеют право, чтобы вы дозволенным шариатом путем обеспечивали их едой и одеждой. Религией не дозволено женщине без разрешения на то мужа отдавать кому-нибудь что-либо из его добра!

Что же касается ваших рабов, то будьте внимательны к тому, чтобы кормить их той же едой, что едите вы сами, и одевать их так же, как одеваетесь вы! Если они совершают ошибки, которые вы не можете им простить, то отпустите их! Однако ни в коем случае ни причиняйте им страданий. Ибо они также являются рабами Аллаха.

О мумины!

Слушайте мои слова, как следует, и запомните хорошо! Мусульманин – брат мусульманина. Все мусульмане – братья. Нарушение какого-либо права вашего брата по вере не является законным. Не разрешается брать ничего, кроме вещей, которые он отдал вам от души, искренне! Не чините беззаконие! И не смиряйтесь перед произволом! Не узурпируйте права людей!

Мои асхабы!

Не поступайте несправедливо и по отношению к себе! У вас также есть права по отношению к себе!

О люди!

Каждый преступник несет сам ответственность за свое преступление. Дети ни одного преступника не могут нести наказание вместо него! И ни один отец не может считаться ответственным за преступление его детей!

О люди!

Всевышний Аллах каждому обладателю прав указал его права в Коране. Нет необходимости в составлении завещания для наследника.[5] Ребенок принадлежит тому, на чьем брачном ложе он появился на свет. Для совершающего прелюбодеяние существует лишение. Пусть презренный человек, который претендует на родство с человеком, помимо своего отца, или неблагодарный раб, который становится приверженцем кого-либо другого, кроме своего хозяина,[6] удостоится гнева Аллаха, а также проклятия ангелов и всех мусульман! Всевышний Аллах не принимает ни покаяния, ни верности, ни свидетельств у таких людей!

О люди!

Ваш Господь Один. Отец у вас также один. Все вы дети Адама. Адам же сотворен из земли. Самый достойный и дельный человек перед Аллахом – это тот человек, который очень набожен. У араба перед человеком, не являющимся арабом, нет никакого преимущества, кроме меры его набожности-таква.

О люди!

Непрерывный оборот времени привел его в состояние того дня, когда Аллах создал небеса и землю. Один год равен двенадцати месяцам, если измерять месяцами. Четыре из них – это запретные (харам) месяцы. Три из них – это следующие друг за другом месяцы Зилькада, Зильхиджа и Мухаррам. Четвертый из них – это месяц Раджаб. В этом году запретные месяцы заняли свои старые места. Хадж пришелся на десятый день месяца Зульхиджа.

О Мумины!

Я вверяю вам вещь, прильнув к которой вы никогда не собьетесь с пути. Эта вещь – Книга Аллаха Коран!

О люди!

Поклоняйтесь Аллаху! Совершайте пятикратный намаз! Поститесь в месяце Рамадан и следуйте моим предписаниям! Только тогда вы войдете в Рай вашего Господа!

О люди!

Избегайте излишеств и крайностей. Причина гибели тех, кто жил до нас, заключается в крайностях религии. Учитесь тому, как следует совершать хадж, у Меня! Возможно, после этого года Я не смогу больше встретиться здесь с вами! Пусть те, кто находится здесь, передадут мои наставления тем, кого здесь нет. Быть может, человек, которому передали мои наставления, сможет сохранить их, сумев понять их гораздо лучше, чем тот человек, который побывал здесь и услышал мои слова».

На этом месте Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остановился и спросил у своих асхабов, число которых было больше ста тысяч человек:

О люди! Завтра у вас спросят обо Мне, что вы на это скажете?

Все славные асхабы ответили:

– Мы будем свидетельствовать о том, что Ты выполнил миссию Посланника Аллаха, исполнил свой долг, сделал завещание, дал распоряжения и наставления!

Затем наш Учитель и Свет бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) трижды спросил у своих асхабов:

Мои асхабы! Сообщил ли Я вам истину Аллаха?

Асхабы трижды подтвердили, что Посланник Аллаха донес до людей истину. Тогда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), воздев руки к небесам, попросил засвидетельствовать Всевышнего Аллаха:

«О Господь! Будь свидетелем! О Господь! Будь свидетелем! О Господь! Будь свидетелем!» (Муслим «Хадж», 147; Абу Дауд «Манасик», 56; Ибн Маджа «Манасик», 76, 84; Ахмад, V, 30; Ибн Хишам, IV, 275; Хамидуллах «Аль-Васаик», стр. 360)

 

*

Прощальная Хутба регулировала и приводила в порядок взаимоотношение между людьми. Это бала ревизия и квинтэссенция религии Ислама. Одновременно она является также «Декларацией прав человека». К примеру, философ Лафайет, бывший одним из тех, кто подготовил идейные основы французской революции 1789 года, до публикации знаменитой «Декларации прав человека» исследовал и изучил все юридические, правовые системы. Так он ознакомился с принципами человеколюбия и справедливости, объявленными Пророком Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в его Прощальной Хутбе, которая стала светочем для всего мира. Лафайет свой восторг выразил так:[7]

«О благородный Мухаммад! В правосудии и справедливости Ты достиг такой вершины, какой до сих пор не удалось и впредь не удастся достичь никому!»

В своей Хутбе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил людям предписания, знание которых обязательно, а незнание будет непростительно. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), собрав там более ста тысяч человек, обеспечил то, что эти предписания были услышаны всем человечеством.

 

*

После Прощальной Хутбы, произнесенной нашим Учителем (саллаллаху алейхи ва саллям), Билял Хабаши (радыйаллаху анху) прочел азан. Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям), возглавив общину, совершил вначале обеденный намаз-зухр. Через время, вновь призвав общину к совершению намаза, возглавил намаз-аср. После совершения намаза, сев на свою верблюдицу Касву, Он подъехал к месту «вакфа» у подножия горы Джабаль Ар-Рахм. Повернув Касву грудью в сторону скал, Он повернулся в сторону Киблы. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал «вакфа» до тех пор, пока не село солнце и не исчезли его золотые лучи. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), держа в одной руке поводья своего верблюда и подняв вторую руку к небесам, вознес длинную молитву, выражающую служение Всевышнему Аллаху, смиренность и покорность Господу, искренность и чувствительность сердца Пророка. Вот часть Его молитвы-дуа:

«О мой Аллах! Слава Тебе так, как Ты повелел и гораздо выше, чем говорим мы!

О мой Аллах! Мой намаз, мои молитвы, моя жизнь и моя смерть – все во имя Тебя!  Возвращение мое к Тебе! О мой Аллах! Я прибегаю к Тебе и ищу спасения у Тебя от мук могилы, от сомнений сердца, от запутанности в делах! О мой Аллах! Я ищу спасения у Тебя и прибегаю к Твоей защите от бед, которые приносят ветры! О мой Аллах! Проясни мои глаза, освети мое сердце и сделай мои уши слышащими голос истины! О мой Аллах! Дай простор душе! Облегчи мои дела! О мой Аллах! Я прибегаю к Твоей защите и помощи в те моменты, когда здоровье переходит в болезнь. Ищу в Тебе спасение от страданий и мук, которые внезапно могут обрушиться, и от всего того, что может вызвать Твой гнев и Твою немилость.

О мой Аллах! Веди меня по праведному пути истины! Прости все мои прошлые и будущие грехи. О мой Аллах! Возвышающий степени, Ниспосылающий изобилие и благодать, Создатель земли и небес! Голоса на различных языках, усиливаясь, поднимаются прямо к Тебе, выражая свои просьбы и пожелания. А мое желание заключается в том, чтобы Ты в этом мире испытаний помнил бы обо мне, когда я буду забыт людьми.

О мой Аллах! Ты слышишь то, о чем я говорю, видишь место, где я нахожусь, тебе известно обо мне все тайное и явное. Ни одно из дел, совершаемых мною, не остается тайным для Тебя. Я беспомощный, бедный человек, и я прошу у Тебя помощи и сострадания. Боюсь и признаю свои недостатки. Я прошу у Тебя так же, как просит человек, находящийся в безнадежном состоянии. Я обращаюсь к Тебе с мольбой так же, как молит о пощаде какой-нибудь жалкий, презренный грешник! Я возношу к Тебе свою молитву-дуа подобно Твоему рабу, который смиренно склоняет голову перед Тобой, подобно рабу, из глаз которого струятся слезы, который предан Тебе всем своим существом, который пожертвовал всем, что имеет, во имя Тебя, и который пресмыкается, как червь на земле, перед Тобою! О мой Господь! Прими мою молитву и не лишай меня этого! Будь милостив и милосерден ко мне, о самый Щедрый и Великодушный из дающих!» (Ибн Касир «Аль-Бидайа», V, 166-168; Хайсами, III, 252; Ибн Каййум, II, 237)

А вот часть молитвы праведных благочестивых асхабов, которую они вознесли на Арафате:

«О мой Аллах! Кто может превознести себя перед Тобой? О мой Аллах! Язык мой онемел от волнения. Нет у меня ни деяния, подходящего для ходатайства пред Тобой, ни заступника, кроме стремления и желания моего. Знаю, что из-за своих недостатков я не достоин ни находиться перед Тобой, ни ждать Твоего благосклонного отношения к себе. Однако Ты самый Щедрый из Щедрых! О мой Аллах! Если я не достоин того, чтобы удостоиться Твоей Милости, то мне достаточно Твоего милосердия! Ибо Милосердие Твое настолько огромно, что способно охватить все и распространиться на всех! Боже мой! Как бы велика ни была моя ошибка, она мала перед Твоим Всепрощением! Ты прости мои ошибки, о мой Аллах  – Обладатель щедрости и великодушия. Мой Господь! Если ты прощаешь только своих послушных покорных рабов, то где же искать спасения грешникам? Мой Господь! Если Ты проявишь милость и сострадание только к своим благочестивым рабам, то у кого же просить помощи виновным? Я нуждаюсь в Тебе в каждое мгновение моей жизни! Ты же не чувствуешь никакой потребности во мне! Ты можешь простить меня только как мой Создатель! Дай мне вернуться с этого места, где я сейчас нахожусь, удовлетворившим все свои потребности, с исполнившимися благодаря Твоей милости желаниями и с реализовавшимися мольбами, с которыми я обращаюсь к Тебе! О Всемогущий Аллах, способный удовлетворять все потребности страждущих.

О мой Аллах, которому известно все, о чем думает молчащий человек! О мой Аллах, кроме которого нет другого Господа, могущего оказывать помощь!

О мой Аллах, не имеющий соучастника, а также привратника, которого можно было бы подкупить, дав ему взятку! О мой Аллах, чьи щедрость и великодушие увеличиваются по мере увеличения просьб и молитв, а милость и благодеяния – по мере увеличения потребностей.

О мой Аллах! Ты чествуешь каждого гостя и оказываешь ему хороший прием. А мы Твои гости! Окажи нам хороший прием в Своем Раю!

О мой Аллах! Каждой группе путешественников дают подарки, каждому пожелавшему – пожертвование, каждому посетителю оказывают хороший, радушный прием! Каждому уповающему на воздаяние – воздастся! Мы все вместе пришли в Твой Священный дом – Бейтуль-Харам. Мы совершили «вакфа» в этом великом месте. Мы присутствовали в этих святых местах. Наша надежда – это удостоиться воздаяния и Твоего высочайшего вознаграждения! Не обмани наших надежд, дабы они не оказались пустыми, о мой Аллах! (Газали «Ихья», I, 337-338; Байхаки «Шуабу`л–Иман, 25-26)

В то время, когда Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в Арафате, к Нему подошли люди из племени Наджид и спросили:

– О Посланник Аллаха! Что собой представляет хадж, и чем он заканчивается?

Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил ответить им так:

Хадж – это Арафат. Тот считается успевшим на хадж, кто прибыл в Арафат до наступления времени совершения утреннего намаза в ночь Муздалифа. Количество дней пребывания в Мине – три. Тот, кто, действуя быстро и спешно, пробыл там два дня, не считается совершившим грех. Не считается грешником и тот, кто запоздал». (Ибн Маджа «Манасик», 57)


[1] Бухари «Хадж», 132.

[2] Хайсами, III, 237.

[3] Ибн Са`д, II, 173.

[4] Высокочтимый Омар (радыйаллаху анху) приветствовал Хаджару`ль-Асвад, находясь далеко от него, для того, чтобы не задеть кого-нибудь и не причинить кому-нибудь боль. Это обстоятельство, которому должны уделять особое внимание мусульмане, приезжающие для совершения паломничества в наши дни. Нельзя допускать, чтобы воздаяние за совершение хаджа пропало бы даром из-за причинения боли и страданий другим муминам. Действуя согласно рекомендации Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), следует остерегаться действий, которые причиняют страдания людям, таких как толкание, давление с целью приближения к Каабе или к Хаджару`ль-Асвад. Высокочтимый Омар (радыйаллаху анху) однажды, придя к Хаджару`ль-Асвад и поцеловав его, сказал: «Знаю, что ты всего-навсего камень. И нет от тебя ни пользы, ни вреда. Если бы я не увидел, как тебя поцеловал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), я не стал бы целовать тебя». (Бухари «Хадж», 50; Муслим «Хадж», 251). Подобный образ мыслей асхаба демонстрирует необходимость следования действию Пророка Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), взяв его за образец для подражания, даже если сокровенный смысл какого-либо дела не вполне понятен.

[5] Составление завещания было обязательным религиозным предписанием до ниспослания аята, посвященного наследству. Поскольку после ниспослания аята все права были определены, завещание перестало быть религиозным предписанием – фард. Однако человек по своему желанию может завещать не более одной трети своего состояния.

[6] За пояснением, касающимся рабства, см. стр.151-154.

[7] См. Камиль Мирас « Перевод Таджриди-Сарих », IX, 289.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий